Проблемы реализации некоторых конституционных прав несовершеннолетних в период их нахождения в образовательных и воспитательных учреждениях

(Жирнова Н. Н.)

("Культура: управление, экономика, право", 2009, N 4)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД ИХ НАХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Н. Н. ЖИРНОВА

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., учитывала изменения в обществе, начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х годов, в том числе и в сфере идеологии, в частности во взглядах на систему воспитания и образования.

К моменту принятия новой Конституции Российской Федерации наша страна присоединилась к Международной конвенции о правах ребенка 1989 г. На основе новой Конституции Российской Федерации в 1998 г. был принят Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Действующая Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. В полной мере это, безусловно, относится и к правам несовершеннолетних детей.

Федеральные и муниципальные законодательные акты, а также подзаконные решения в системе образования гарантируют детям право на охрану здоровья, право на защиту и помощь, на социально-педагогическую и психологическую поддержку со стороны воспитателей и учителей и многое другое.

Предъявляемые современным обществом требования к действующей системе по защите прав несовершеннолетних и представительству их интересов вызваны необходимостью более строгого соблюдения действующего законодательства, а также создания новых норм правового регулирования в данной области общественных отношений.

Основываясь на простом человеческом и родительском опыте, а также на судебной и адвокатской практике, можно смело утверждать: права детей в системе образования соблюдаются недостаточно. Это относится ко всем категориям прав, но особое место в этом перечне, на мой взгляд, необходимо уделить защите прав детей на жизнь и здоровье в тот период времени, когда они находятся в соответствующем воспитательном или образовательном учреждении.

Кому незнакома ситуация: во время нахождения в детском саду или в школе дети баловались, а иногда и откровенно хулиганили, при этом кто-то получил травму. Наша реакция на такую ситуацию очевидна, мы возмущены: "куда смотрят воспитатели и учителя", ведь именно им мы доверяем жизнь и здоровье наших детей, когда они находятся в детском саду или школе. А вот о положительной реакции представителей образовательного учреждения на то или иное происшествие нам удается узнать гораздо реже.

Руководители школ и детских садов чаще всего не любят брать на себя ответственность за случаи причинения вреда здоровью несовершеннолетних во время нахождения детей в соответствующих учреждениях, стараются всеми способами переложить эту ответственность на родителей, на третьих лиц или на самих несовершеннолетних.

Однако в соответствии с действующим законодательством (ч. 2 ст. 1073 ГК РФ) именно на воспитательном учреждении лежит ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в то время, когда они находятся в данном учреждении.

Степень этой ответственности зависит от различных обстоятельств, но в любом случае нормативными актами предусматривается четкий порядок действий воспитателей и учителей в ситуациях, когда ребенок получает травму или причиняется иной вред его здоровью в детском саду или школе.

Прежде всего, ребенка следует отвести в медицинский кабинет, чтобы установить степень тяжести полученных телесных повреждений и оказать первую медицинскую помощь. Уже при таком простом шаге возникают проблемы. В частности, в Санкт-Петербурге медицинские работники, прикрепленные к образовательным и воспитательным учреждениям, им не подчиняются, а находятся в штате медицинских учреждений. Школы и детские сады только предоставляют кабинеты для нахождения медицинских работников. Расписание работы медицинских работников также определяется не потребностью образовательного учреждения, а решением медицинского учреждения. Зачастую медицинский работник бывает в образовательном учреждении не весь период, когда там находятся дети, а только в определенные дни и часы. Таким образом, возможность оказать первую медицинскую помощь пострадавшему ребенку может быть затруднена. Отсутствие согласования между разными ведомствами в этой части отражается в первую очередь на детях.

Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639 введено в действие Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР. Данный Приказ отменялся в 1996 г., но 9 февраля 2004 г. был вновь восстановлен и действует в настоящее время. Расследованию подлежат все несчастные случаи: травмы, острые отравления, телесные повреждения, нанесенные другими лицами. Всю полноту ответственности за обеспечение безопасных условий учебно-воспитательного процесса в учреждении несет его руководитель. Под расследованием следует понимать опрос лиц, которые видели, при каких обстоятельствах была получена травма ребенком, получение письменных объяснений от учащихся и педагогов, от работников, отвечающих за приготовление пищи, проведение обсуждений причин, вызвавших несчастный случай. Также приказом руководителя воспитательного учреждения должна создаваться комиссия по расследованию несчастного случая. Несчастный случай, происшедший во время учебно-воспитательного процесса, вызвавший у участника или воспитанника потерю работоспособности не менее одного дня, в соответствии с медицинским заключением оформляется актом формы Н-2 (образец формы прилагается к Приказу). Копия акта обязательно выдается родителям пострадавшего ребенка не позднее трех дней со дня окончания расследования. Все несчастные случаи подлежат обязательной регистрации в соответствующем журнале. Специальному расследованию подлежат групповые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев осуществляют вышестоящие органы управления образованием. Лица, виновные в нарушении требований о регистрации и расследовании несчастных случаев, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Казалось бы, все продумано, все во благо ребенка. Но на практике руководители школ и заведующие детскими садами нередко пытаются различными способами ввести в заблуждение родителей относительно прав детей и их законных представителей, а также тех обязанностей, которые данные руководители должны выполнять.

Причины такого, мягко говоря, неправильного поведения со стороны официальных представителей образовательных учреждений можно объяснить желанием сохранить репутацию учреждения, избежать ответственности. Но ведь расследование каждого несчастного случая необходимо не только для привлечения виновных к ответственности, но и в большей степени для анализа и устранения причин, которые привели к неприятной ситуации. В результате несчастный случай может повториться и с другими детьми или с тем же самым ребенком. Например, во время прогулки в одном из детских садов Фрунзенского района Санкт-Петербурга мальчик 4 лет из младшей группы нашел шприц с остатками какой-то жидкости, который выбросили наркоманы, имеющие свободный доступ на территорию детского сада. Рассматривая находку, ребенок поранил глаз. Медицинской сестры в детском саду в это время не было. Родители, приехавшие по вызову воспитателя, сразу самостоятельно отвезли мальчика в инфекционную больницу для оказания первой помощи и проведения необходимых обследований, так как имелась вероятность риска заразиться серьезными заболеваниями. Первичное обследование и лечение ребенка потребовало нескольких дней, а окончательные выводы врачи могли сделать только через несколько месяцев. Когда родители привели мальчика в детский сад и попытались поговорить с заведующей о несчастном случае, они услышали, что "заведующая не несет никакой ответственности за действия наркоманов", "воспитатель ни в чем не виновата, так как детей много, а она на прогулке одна", "родители должны сами объяснять детям, что можно брать в руки, а что нет". Ни о каких извинениях, актах расследования, привлечении виновных к ответственности не было и речи. Такое заведомо неправомерное поведение руководителя детского учреждения вызвало справедливое возмущение родителей, которые были вынуждены обратиться к адвокату за защитой прав малолетнего ребенка. После обращения родителей и адвоката в районный комитет по образованию с жалобой на действия заведующей были выполнены все предусмотренные законом формальности, а районный комитет по образованию обратился к администрации района с ходатайством о выделении средств на ремонт ограждения территории этого детского сада. Заведующая была привлечена к ответственности за несоблюдение санитарных норм на территории вверенного ей детского сада и грубые нарушения по оформлению несчастного случая. Родители пострадавшего мальчика ждут окончательного результата медицинских обследований и готовят иск для обращения в суд за защитой прав ребенка и возмещения вреда здоровью, а также возмещения морального вреда за причиненные физические и нравственные страдания в связи с полученной травмой.

Судебная практика по делам такого рода, к сожалению, немногочисленна. Чаще всего родители не доводят дела до суда, руководители образовательных учреждений ограничиваются извинениями и выплатой некоторой материальной помощи. Тем самым "сор из избы" не выносится, репутация воспитательного учреждения и его руководителя не страдает. Известен случай, когда после консультации с юристом родители пострадавшего ребенка потребовали от директора школы выполнения необходимых формальностей, защищая права ребенка, на что директор, принеся извинения, предложил оказать содействие в переводе ребенка в соседнюю, более престижную школу - и таким образом конфликт был урегулирован. Возможно, для кого-то этот путь разрешения конфликта приемлем, но некоторые родители принципиально отстаивают законные интересы своих детей и добиваются вынесения справедливых решений суда и взыскания с виновных возмещения материальных затрат на лечение ребенка, а также компенсации морального вреда. В конце февраля 2008 г. один из районных судов Санкт-Петербурга после двухлетнего разбирательства удовлетворил иск отца, действовавшего в интересах своей несовершеннолетней дочери. Девочку на перемене толкнули пробегавшие мимо мальчики старшего класса, и она ударилась головой о стену. Дежурные учителя, обязанные в соответствии с должностными инструкциями следить за порядком в коридоре на перемене, своевременно не остановили озорников. Девочка получила сотрясение головного мозга, почти месяц находилась на больничном, в дальнейшем продолжала наблюдаться у врачей-специалистов по поводу последствий травмы. Директор этой гимназии сделал все возможное, чтобы уйти от законной ответственности, поскольку именно школа должна была отвечать за данный несчастный случай в соответствии со ст. 1073 ГК РФ, так как мальчики, толкнувшие пострадавшую, не достигли на тот момент четырнадцатилетнего возраста. Отчаявшиеся найти справедливость, родители обратись в суд. Даже в суде директор пытался переложить ответственность за травму на родителей мальчиков, отказался принести извинения, настоял на проведении судебно-медицинской экспертизы пострадавшей, сомневаясь в правильности диагнозов врачей из районной поликлиники. Представители районного комитета по образованию встали на защиту прав директора, пытаясь также сохранить репутацию гимназии. Суд долго и тщательно проверял все доводы сторон, оценил все нормативные документы, регулирующие ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей, но признал правоту родителей и взыскал с гимназии расходы на лечение ребенка и компенсацию морального вреда. Такая правовая позиция судов заслуживает уважения, поскольку судебная практика, безусловно, подкрепляет теоретические основы источников правовых норм и действующего законодательства, служит положительным примером для разрешения аналогичных спорных ситуаций. Совершенно очевидно, что необходимо формировать позитивное правосознание как у лиц, ответственных за права несовершеннолетних, так и у лиц, представляющих законные интересы несовершеннолетних. Обеспечение защиты прав детей в соответствии с действующим законодательством может быть реализовано в том числе и максимальной информированностью населения о правах несовершеннолетних, об обязанностях руководителей образовательных и воспитательных учреждений. Только повышение правовой культуры всех должностных лиц, осуществляющих управление в области образования, является гарантом создания в учебном заведении правового пространства. Организация учебного процесса и внеучебной деятельности на основе уважения достоинства каждого, на основе соблюдения конституционных прав создает необходимые условия для осознания прав и обязанностей, воздействует на формирование мотивов и установок поведения, межличностных взаимоотношений. Хочется надеяться, что с развитием демократических процессов в обществе в воспитательных и образовательных учреждениях будет проводиться определенная работа по претворению в жизнь мер по наделению детей не декларативными, а конкретными правами. Понимание ответственности руководителями этих учреждений за детей будет носить при этом не формальный, а практический характер, что в своей совокупности приведет к наиболее полному соблюдению конституционных прав несовершеннолетних.

------------------------------------------------------------------

Название документа