На защите прав несовершеннолетних
(Бастрыкин А.)
("Законность", 2009, N 9)
Текст документа
НА ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
А. БАСТРЫКИН
Бастрыкин А., первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, доктор юридических наук, профессор.
На совещании, посвященном вопросам борьбы с преступлениями против детей, состоявшемся 16 марта с. г., Президент России обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей, указав, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер. Это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Нужны скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений.
Реализация поставленных задач по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних, без преувеличения, является борьбой за будущее нашей страны.
Нельзя ссылаться на недостаток финансирования и кризис. Недопустима ситуация, когда ребенок боится возвращаться из школы домой или выйти во двор.
Нет времени ждать выполнения программ, которые рассчитаны на десятилетия. Решать проблемы защиты детей годами - непозволительная роскошь. Нужно, чтобы уже сейчас каждый ребенок чувствовал заботу и уверенность в завтрашнем дне.
Вместе с тем анализ результатов работы органов и должностных лиц, призванных обеспечивать права и законные интересы несовершеннолетних, свидетельствует о том, что далеко не все из них адекватно оценивают складывающуюся ситуацию и осознают степень собственной ответственности за происходящее.
За последний год количество выявленных органами прокуратуры нарушений закона в отношении детей возросло в 2,5 раза и составило почти 570 тыс. В сфере образования число таких нарушений увеличилось на четверть, занятости - на 17%, защиты семьи, материнства и детства - на 14%.
Несвоевременно выявляются семьи, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи государства, с ними не проводится необходимая профилактическая работа. В результате многие из таких детей становятся жертвами преступлений или совершают их сами.
Дети подвергаются преступным посягательствам, в том числе со стороны родителей. Повсеместно распространены факты, когда родители ведут паразитический образ жизни, вовлекают детей в употребление алкогольных напитков и наркотиков.
В особой защите нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Не единичны случаи истязания и гибели опекаемых детей, в том числе усыновленных иностранными гражданами. В связи с этим требуется ужесточить порядок усыновления несовершеннолетних, их перемещения через государственную границу. Необходимо предусмотреть обязательную проверку психологического и психического состояния лиц, претендующих на усыновление ребенка, как граждан РФ, так и иностранцев. Аналогичную проверку должны проходить лица, принимаемые в детские учреждения на должности воспитателей и преподавателей.
Практически ни в одном из регионов не выполняются требования ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о внеочередном предоставлении им жилых помещений. В некоторых субъектах Федерации дети-сироты ждут квартиры годами. Например, в Саратовской области более 700 детей-сирот не получили жилья, которое должны были им предоставить еще в 2005 - 2008 гг.
В последние годы дети все чаще становятся объектами сексуальных домогательств, физического насилия, вовлекаются в преступные группы, похищаются с целью изъятия их органов и тканей для трансплантации, используются в других преступных целях.
В 2008 г. жертвами насилия в России стали 126 тыс. несовершеннолетних. В результате преступлений погибли 1914 детей, еще 12,5 тыс. числятся в розыске. Несовершеннолетние составляют почти половину жертв насильственных преступлений сексуального характера, число детей, пострадавших от половых преступлений, не связанных с применением насилия, возросло за последние несколько лет в 28 раз.
Проведенный Следственным комитетом анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, показывает, что большинство из них совершается, когда дети остаются без контроля родителей или попечителей. В первую очередь это связано с асоциальным образом жизни родителей, зачастую употребляющих спиртные напитки, наркотики, не имеющих постоянного источника дохода.
В таких семьях родители не уделяют должного внимания эмоционально-психологическому развитию ребенка и формированию полноценной личности с правильными социальными ориентирами, системой традиционных нравственных ценностей. Дети предоставлены сами себе, редко появляются дома, часто у них возникает пристрастие к алкоголю и курению, токсикомания.
Отсутствие должного контроля за ребенком по объективным причинам характерно для неполных семей; для семей, в которых родители большую часть времени проводят на работе; условных семей, когда супруги проживают раздельно, имеют разный бюджет; семей с низким культурным уровнем, стереотипом негативного восприятия окружающей обстановки.
Большое влияние на психику несовершеннолетних оказывают распад семьи, разлука с родителями из-за развода или осуждения. Лишение свободы женщины особенно неблагоприятно сказывается на психологии ее детей, толкает их к бродяжничеству.
Статистические показатели, к сожалению, свидетельствуют о крайне низкой эффективности мер по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних.
Несмотря на то что в стране действует более десятка федеральных законов, предусматривающих профилактическую деятельность в качестве одной из важнейших задач, единая система социальной профилактики преступлений не создана.
Одной из составляющих этой системы должна быть профилактика беспризорности. По данным Общественной палаты РФ, из 28 млн. детей, проживающих в России, более 700 тыс. - беспризорные, около 2 млн. - неграмотные, 6 млн. находятся в социально неблагоприятных условиях, в том числе вследствие неисполнения родителями обязанностей по их воспитанию. Предусмотренное ст. 156 УК (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) максимальное наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет имеет небольшое профилактическое значение и не способствует пресечению подобного рода преступлений.
Между тем ни одно цивилизованное государство не может считать себя таковым, если миллионы детей вынуждены жить на улице, попрошайничать, красть, заниматься проституцией.
В стороне от решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних остались многие институты гражданского общества. Весьма низка эффективность работы уполномоченных по правам ребенка в субъектах Федерации. Положение дел с защитой прав детей в стране показывает, что эта проблема требует постоянного контроля на федеральном уровне. В связи с этим заслуживает поддержки предложение о введении должности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
В деле защиты прав и законных интересов несовершеннолетних стоит обратиться и к опыту американской юстиции в борьбе с преступлениями против детей. В США преступления на почве сексуальных домогательств в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, расцениваются как преступления против будущего Соединенных Штатов. Поэтому расследование по такому уголовному делу завершается, как правило, приговором с реальным сроком заключения не ниже 15 лет тюрьмы. И никакого досрочного освобождения, если лицо осуждено по приговору суда за совершение насилия по отношению к несовершеннолетнему.
Учитывая непрекращающийся рост числа преступлений сексуального характера в отношении детей, в первом полугодии 2009 г. с участием Следственного комитета при прокуратуре РФ были подготовлены предложения о внесении изменений в уголовное законодательство в целях усиления уголовно-правовых мер по защите детей от преступных посягательств.
Федеральным законом от 27 июля 2009 г. внесены изменения в УК, которые направлены на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Существенно ужесточено наказание за совершение в отношении несовершеннолетних таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также половое сношение, иные действия сексуального характера и развратные действия с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Например, за половое сношение с малолетними установлено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет, за развратные действия с малолетними - от пяти до двенадцати лет.
К этому следует добавить, что лица, осужденные за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, должны будут отбыть не менее трех четвертей срока назначенного им наказания, прежде чем у них возникнет право на условно-досрочное освобождение или на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Кроме того, ст. 47 УК дополнена положением, согласно которому суд может назначить в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет. Это сделано для того, чтобы лица, осужденные за совершение преступлений против несовершеннолетних, не могли в дальнейшем иметь какое-либо отношение к воспитанию детей.
Важной новеллой является то, что в статьях УК, предусматривающих ответственность за изнасилование, насильственные действия сексуального характера, а также за продажу наркотических средств или психотропных веществ, исключается понятие "заведомость" в тех случаях, когда эти преступления совершены в отношении несовершеннолетних. Иными словами, лица, совершившие такие преступления, более не смогут оправдываться тем, что не знали, что их жертвами стали несовершеннолетние.
Полагаем, что реализация новых положений Уголовного кодекса позволит усилить уголовно-правовые меры по защите детей от преступных посягательств.
Значительную помощь в изобличении преступников, совершивших убийства, в том числе серийные, изнасилования и другие тяжкие преступления в отношении несовершеннолетних, окажет государственная геномная регистрация, которая начнет применяться уже в следующем году. Важно, чтобы эта работа осуществлялась оперативно и качественно.
Необходимо принять жесткие законодательные меры по установлению последующего (постпенитенциарного) контроля за теми, кто совершил преступления против детей, в том числе сексуального характера, скорейшему внедрению современных технологий, включая глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС. Наблюдение за педофилами и лицами, отбывшими наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, даст возможность определять местонахождение лица, имеющего электронный браслет. Это станет действенной профилактической мерой, мощным сдерживающим фактором для потенциальных преступников.
Еще одна проблема - тотальные порнография и насилие, культивируемые средствами массовой информации. Требуются законодательные ограничения на распространение в СМИ продукции, которая негативно влияет на подростков. Необходимо проводить педагогическую экспертизу общеобразовательных программ по сексуальному просвещению и воспитанию несовершеннолетних, проектов общественных организаций и средств массовой информации по указанной тематике.
Рассматриваемая проблема актуальна вне зависимости от времени и специфики той или иной национальной культуры. Недостаточное внимание к вопросам влияния информации на нравственное развитие несовершеннолетних приводит к тяжелым последствиям: от пренебрежительного отношения к родной истории до разрастания преступности, алкоголизма и наркомании и в конечном счете упадка духовной культуры народа.
Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в средствах массовой информации, ведет к неосознанному желанию подростков подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их привычках и образе жизни, снижает уровень ограничений и запретов, что наряду с другими условиями для многих из них открывает путь к совершению преступлений.
Следственный комитет подготовил предложения об усилении мер государственной политики по защите детей от преступных посягательств, о содействии физическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних.
О необходимости этого свидетельствуют результаты проведенного прокуратурой РФ анализа исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.
Существенные нарушения в этой сфере выявлены в некоторых субъектах Федерации. Несмотря на требования п. 2 ст. 14 ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", не везде приняты законы, устанавливающие нормативы распространения печатной, аудио - и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет.
Вопреки предписаниям ст. 37 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" многие местные администрации не определили месторасположение помещений, специально предназначенных для розничной продажи продукции СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера.
Несовершеннолетние не защищены в должной мере от распространения информации сексуального характера. Проверки показали, что в нарушение правил продажи отдельных видов товаров в системе розничной торговли осуществляется незаконная продажа, в том числе детям и подросткам, аудиовизуальных произведений эротического и порнографического содержания.
Реклама алкогольной продукции и табачных изделий не сопровождается предупреждением о вреде их потребления и размещается на расстоянии ближе чем сто метров от зданий, занимаемых детскими, образовательными, медицинскими организациями, а также от физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Нарушается предусмотренный ФЗ от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" запрет на их пропаганду. Зафиксированы факты размещения на сувенирной продукции, одежде надписей "канабис" (марихуана) или картинок с изображением листьев конопли.
Не меньшую тревогу вызывает формальное отношение чиновников от образования к реализации национальных проектов. При проведении в некоторых регионах прокурорских проверок установлено, что не все образовательные учреждения снабжены программным обеспечением, исключающим доступ учащихся к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания, к сайтам, содержащим материалы порнографического характера, сведения о наркотиках и иную информацию, причиняющую вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Информация, пропагандирующая насилие и жестокость, оказывает на детей психотравмирующее воздействие, приводит к серьезной деформации нравственного и правового сознания, побуждает к агрессивному и антиобщественному поведению.
Необходимо принять скоординированные меры, которые обеспечат соблюдение интересов государства и общества в области телевещательной политики, идеологического влияния на подрастающее поколение. Связь между телевидением и агрессией доказана давно, как и влияние медианасилия на молодежную преступность, на интеллектуальное развитие детей.
Некоторые подростки переносят в свою жизнь приемы киногероев. Пытаются подражать им, начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы походить на своих кумиров, звезд кино и телевидения. При этом подражание может приобретать различные формы, в том числе насильственные. И недавние события в некоторых странах - наглядное тому подтверждение.
Да и в России значительный рост числа экстремистских проявлений, возможно, обусловлен в том числе доступом к подобной информации. Рассказы о националистических организациях на телеэкранах зачастую создают им неоправданную рекламу, заинтересовывают молодежь, но не разъясняют суть и причины возникновения этого явления.
Требует пересмотра трансляция рекламных роликов. Бестактная и назойливая теле - и радиореклама, непрекращающийся показ табачной и алкогольной продукции, особенно во время фильмов и привлекающих внимание передач, отрицательно влияют на психику детской аудитории.
Вопросы телевещательной политики - материя сложная, и к их решению нужно подходить взвешенно. Здесь важно, как говорится, не перегнуть палку. Детям, как правило, интересно все то, что запрещено. И ограничиваться лишь тотальной цензурой и запретами, по нашему мнению, нецелесообразно. Ведь, запрещая и ограничивая, нельзя добиться того, чтобы в телепрограммах, художественных и документальных фильмах перестали показывать сцены насилия и эротики. Главное - не спровоцировать нездоровый интерес к таким вещам. Надо найти золотую середину.
Бесспорно, надо стремиться к тому, чтобы дети могли различать, что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы увиденное на экране не побуждало их преступать закон, а, наоборот, формировало стереотип правильного поведения.
Определенные меры уже принимаются. Это и зарождающаяся социальная реклама, и пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом. Однако одной пропаганды мало. Нужны клубы, кружки, отремонтированные спортплощадки в каждом дворе. Зачастую же территории школ, где просто должен быть спортивный инвентарь, футбольные и хоккейные поля, находятся в запущенном состоянии.
От кого это зависит? Кто в силах изменить сложившуюся ситуацию? В первую очередь лица, на которых государство возложило обязанности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Именно мы, каждый из нас в пределах своей компетенции, обязаны принимать все возможные меры, чтобы улучшить положение детей в нашей стране.
------------------------------------------------------------------
Название документа