Государственная политика Российской Федерации по управлению демографическими процессами. Социально-экономическое развитие и демографическая ситуация в постсоветской России
(Поплаухин В. Е.) ("Миграционное право", 2009, N 3) Текст документаГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
В. Е. ПОПЛАУХИН
Выявление основных тенденций демографических процессов является трудоемкой работой, так как демографические процессы находятся в тесном взаимодействии со всем общественным развитием. Строго научная характеристика основных компонентов воспроизводства населения имеет важное практическое значение для разработки конкретных мероприятий по воздействию на демографические процессы. Демографическая политика определяется социально-демографической ситуацией, а изменения последней зависят от особенностей социально-экономического развития, политической ситуации в стране. Территория и население. Экономические и политические преобразования М. С. Горбачева (1985 - 1991 гг.) привели к системному кризису: развалу советской экономики, распаду единого экономического пространства и СССР. В декабре 1991 г. Российская Федерация вступила на путь самостоятельного существования, взяв курс на создание демократического федеративного правового государства на основе равноправия всех народов и гарантированных прав личности, рыночной экономики и парламентаризма <1>. -------------------------------- <1> См.: Конституция Российской Федерации: официальный текст. М., 2001.
По территории (17,1 млн. кв. км) Россия занимает первое место в мире, 7-е место по числу жителей (142 754 млн. человек на 1 января 2007 г.) <2>. Среди государств СНГ Россия занимает 1-е место по площади и численности населения (таблица 1). -------------------------------- <2> Официальный сайт Росстата. URL: www. rosstat. ru.
Таблица 1. Страны СНГ и Балтии. Основные показатели <3>
Страны СНГ Площадь, тыс. кв. км Население, млн. чел. и Балтии 1998 2025 (прогноз)
Россия 17 075,4 146,7 137
Европейские страны 844,6 63,9 59,7
Украина 603,7 50,1 45,7
Белоруссия 207,6 10,2 9,5
Молдавия 33,7 3,6 4,5
Азиатские страны 4 182 72,5 90,9
Казахстан 2 717,3 15,5 17,7
Узбекистан 447,4 24,2 33,4
Киргизия 198,5 4,7 6,1
Таджикистан 143,1 6,2 8,9
Туркмения 488,1 5,0 6,3
Азербайджан 86,6 7,7 9,4
Армения 29,8 3,8 3,9
Грузия 69,7 5,4 5,2
Страны Балтии 174,0 7,7 6,4
Эстония 45,1 1,5 1,1
Латвия 63,7 2,5 1,9
Литва 65,2 3,7 3,4
Российская Федерация как правопреемница СССР является многонациональным государством. По переписи 2002 г. в России выделено 160 народов. В их число входят народы, живущие преимущественно в пределах нашей страны (русские - 116 млн. чел., татары - 5,6 млн. чел., украинцы - 2,9 млн. чел., башкиры - 1,7 млн. чел., чуваши - 1,6 млн. чел., армяне - 1,1 млн. чел., чеченцы - 1,3 млн. чел. и другие), группы людей, принадлежащие к народам, проживающим в бывших союзных республиках, а также к народам стран дальнего зарубежья (немцы, поляки, евреи, корейцы, греки) <4>. -------------------------------- <4> См.: Итоги переписи 2002 г.: по материалам Росстата.
В Российской Федерации доля русских в составе все го населения является достаточно высокой (80 от всего населения), во многих регионах русское население доминирует, хотя в национальных республиках Северного Кавказа преобладает коренное население (таблица 2).
Таблица 2. Особенности населения республик России <5>
Республика Население Доля Плотность Доля населения, % в 2003 г., городского заселения, тыс. населения, чел./кв. км жителей %
коренная русские национальность
С преобладанием коренного населения
Дагестан 2200 41 38 80 9
Чеченская 621 42 68 71 23
Ингушская 472 41 68 71 23
Чувашская 1339 60,8 74 68 22
Тыва (Тува) 310 47,5 2 64 32
Кабардино - 780 57 63 58 32 Балкарская
Северо - 678 68 87 53 30 Осетинская
С равенством коренного и русского населения
Татарская 3761 74 55 49 43
Калмыцкая 299 40 43 45 38
Марий Эл 745 62 33 43 48
Карачаево - 426 44 31 41 42 Черкесская
С преобладанием русского населения
Карельская 752 74 5 10 74
Хакасская 573 71 9 11 80
Башкирская 4080 65 28 22 39
Адыгея 445 54 59 22 68
Коми 1106 75 3 23 58
Бурятская 1014 60 3 24 70
Удмуртская 1608 70 39 31 59
Алтай 205 25 2 31 60
Мордовская 900 59 37 33 61
Саха (Якутия) 981 64 0,3 33 50
Данные таблицы свидетельствуют также о наличии двух особенностей населения: во-первых, в некоторых республиках доля сельского населения выше, чем доля городского населения (Дагестан, Чеченская, Ингушская, Тыва, Калмыцкая, Карачаево-Черкесская, Алтай); во-вторых, население в республиках России (как и в целом по стране) размещено неравномерно. Анализ данных переписей населения, данных Госкомстата СССР свидетельствует о наличии с 1970 г. четкой тенденции преобладания городского населения над сельским <6> (график 1). -------------------------------- <6> Официальный сайт Госкомстата. URL: www. gks. ru.
90 80 " " 70 " * * * * * * * * * * Соотношение 60 * городского 50 "* и сельского 40 " населения, % 30 * " 20 " " " " " " " " " 10 * * 0 1917 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1991 1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006 годы
График 1. Изменение городского и сельского населения России
Российская Федерация является светским государством, в котором гарантировано право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания <7>. Данные о наличии преобладающей религии у верующих различных народов России представлены в таблице 3. -------------------------------- <7> См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 14, 28.
Таблица 3. Вероисповедание народов России, 2002 г. <8>
Название народа Религия
русские марийцы православие
украинцы удмурты
белорусы коми и коми-пермяки
осетины карелы
чуваши грузины
якуты ханты
буряты манси
мордва
армяне Армянская христианская церковь
евреи иудаизм
буряты буддизм тувинцы
татары ингуши ислам
кабардинцы азербайджанцы
башкиры адыгейцы
чеченцы народы Дагестана
казахи
Итак, в 1990-е годы усилился интерес российского общества к религии как источнику духовных ценностей, верующим были возвращены православные храмы и мечети, активизировались религиозные объединения, стала развиваться сфера религиозного воспитания и образования. Этому способствовал Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина <9>. -------------------------------- <9> См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.).
Политико-правовое устройство. Социальная структура. Согласно Конституции РФ Россия является федеративным государством с республиканской формой правления. Модель государственного устройства установлена трехуровневая: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Российская Федерация включает 89 равноправных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, Еврейскую автономную область и 10 автономных округов <10>. -------------------------------- <10> См.: Конституция Российской Федерации.
Структура административно-территориального деления дополнилась 7 федеральными округами, которые подчинены Президенту через полномочия представителей. Кардинально изменилась система государственных органов: нормативно закреплен институт президентства (гл. 4, ст. 80 - 93); разделена на федеральном уровне государственная власть на представительную - законодательную (Федеральное Собрание) - гл. 5, ст. 94 - 109, исполнительную (Правительство РФ) - гл. 6, ст. 110 - 117 и судебную - гл. 7, ст. 118 - 129; введено местное самоуправление, не входящее в систему государственной власти. Высшей ценностью по Конституции являются человек, его права и свободы (не коллектив, классы, партия), общественный строй не определяется, т. е. Конституция деполитизирована (гл. 1, ст. 2). Таким образом, Конституция 1993 г. закрепила политические изменения, произошедшие в стране, утвердила новые основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина. Специфика социально-экономических реформ. С 1992 г. начались коренные изменения и в экономике за счет ее ускоренного перехода к рынку, к легитимной частной собственности через либерализацию цен и экономической деятельности и жесткую финансовую политику ("шоковую терапию"). Важнейшими направлениями радикальных преобразований 1992 - 1996 гг. явились либерализация цен и торговли (отказ от государственного регулирования цен на большую часть товаров; создание равных условий для развития всех форм торговли); финансовая стабилизация (подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса, структурная перестройка экономики на устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей); социальная политика (формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения). Главные задачи экономической политики Правительства в период с марта 1997 г. по май 2007 г. были следующие: обеспечение бюджетного профицита за счет ужесточения режима экономии на государственных расходах (в основном на армию, культуру, образование, медицину); разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформы, введение новых правил приватизации (гласность, организация конкурсов и др.); антикризисная программа по стабилизации экономики (отклонена Государственной Думой - в результате сильный финансовый кризис); принятие мер по стабилизации положения в стране и их осуществление; курс на повышение эффективности государственного управления; в социальной политике повышение зарплаты бюджетникам и пенсионерам, ликвидация основной задолженности по зарплате. В социально-экономической политике Президента В. В. Путина можно выделить два главных направления: 1) расширение правовой базы рыночной экономики; 2) углубление либерально-рыночных преобразований. В результате была не только разрушена система народного хозяйства, но и создана правовая база, не допускающая возврата к советской общественной системе: реформирование банковской, налоговой, бюджетной, управленческой, трудовой, здравоохранительной, образовательной, пенсионной систем. Но за 15 лет реформ Россия подошла не к социально ориентированной рыночной экономике, а к нерациональной рыночной системе, состоящей из прибыльного для ограниченной части населения сектора (связан с экспортом сырья) и ориентированного на внутренний рынок деградирующего сектора (занятость большей части населения) (таблица 4).
Таблица 4. Индексы производства продукции по отраслям промышленности, % (1990 г. - 100%) <11>
Название отрасли Годы
1992 1996 2004
Вся промышленность 75 48 66
В том числе: электроэнергетика 96 79 77
топливная 87 68 86
черная металлургия 77 57 79
цветная металлургия 68 53 80
химическая и нефтеперерабатывающая 73 43 67
машиностроение и металлообработка 77 39 62
лесная, деревообрабатывающая и 78 36 48 целлюлозно-бумажная
промышленность строительных материалов 78 36 42
легкая 64 14 15
пищевая 76 50 67
Анализ данных таблицы свидетельствует, что в целом объем промышленного производства уменьшился, при этом добывающие отрасли, продукция которых в большей степени ориентирована на экспорт, снизили производство не столь значительно. Снижение темпов производства характерно для жизнеобеспечивающих отраслей - пищевой и легкой промышленности. В наибольшей степени разрушение затронуло сельское хозяйство. Валовой сбор зерна в 2004 г. составил 78 млн. тонн (в 1987 г. - 109 млн. тонн), сахарной свеклы - 21 млн. тонн (1987 г. - 34 млн. тонн), картофеля - 36 млн. тонн (1987 г. - 38 млн. тонн). В животноводстве: поголовье крупного рогатого скота в 2004 г. составляло 23 млн. голов (1987 г. - 60,5 млн. голов); свиней - 14 млн. голов (1987 г. - 40,2 млн. голов); производство мяса составляло в 2004 г. - 16 млн. тонн (1987 г. - 18,9 млн. тонн); молока - 32 млн. тонн (1987 г. - 53 млн. тонн) <12>. -------------------------------- <12> См.: Данные Росстата. Народное хозяйство СССР в 1987 г. Статистический ежегодник. М., 1988. С. 188, 190, 193, 214 - 215, 218 - 219.
Таким образом, продовольственная проблема продолжает представлять угрозу национальной безопасности. Необходимо также отметить, что главными собственниками сырьевых отраслей стали олигархи; постоянно идет процесс перераспределения собственности; сверхприбыли от продажи нефти и газа оседают в Стабилизационном фонде, который работает на иностранную, а не отечественную экономику. Важным фактором, на наш взгляд, дестабилизирующим экономику, является равный для всех подоходный налог в 13% (данный налог уравняли при В. В. Путине), который создает экономически неоправданные привилегии богатому меньшинству, это приводит к существенной дифференциации доходов населения. Так, на долю 15% населения России в 2005 г. приходилось около 85% всех сбережений: 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты <13>. -------------------------------- <13> См.: Львов Д. Контуры будущей России // Завтра. 2006. N 47(679). 22 нояб.
Приведем еще один подтверждающий факт аномального социального расслоения: в 2006 г. число долларовых миллиардеров в России составило 61 человек, примечательно, что 32 из них - депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации <14>. Совершенно очевидно, почему Правительство настаивает на гарантии незыблемости налогового законодательства и отрицательно относится к введению прогрессивного подоходного налога. -------------------------------- <14> См.: У миллиардеров - смена лидера // Аргументы и факты. 2007. N 5.
Таким образом, социально-экономическая политика Правительства привела к системному кризису всех сфер жизнедеятельности: на фоне роста экспортных сырьевых отраслей разрушены многие отрасли экономики, составляющие производственную и непроизводственную сферы, в особенности те, которые ориентированы на государственный спрос или бюджетную сферу (легкая и пищевая промышленность, строительство, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). В наибольшей степени разрушение затронуло социальную сферу: отсутствие стратегической социальной программы не позволяет обеспечивать соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижения социально приемлемого уровня жизни, причем были демонтированы социальные гарантии на федеральном уровне, были перетасованы бюджетные отношения в пользу федерального центра, а субъекты Федерации оказались без денег, необходимых для выполнения тех социальных обязательств, которые на них теперь возложены <15>. Как в период с 2006 по 2008 г. (в среднесрочной перспективе) Правительство намерено решить задачи сокращения масштабов бедности, четко прописано в Программе социально-экономического развития РФ, а именно: не увеличение расходов на социальную помощь, а организация эффективной социальной помощи <16>. Такие заявления убедительно демонстрируют отказ Правительства изменить социально-экономический курс, проводимый в интересах новых капиталистов и высшей бюрократии. Также доказательством нежелания менять социально-политический курс служит тот факт, что федеральная власть, имеющая право устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии (МП), игнорирует записанные в законах обязательства поднять их до прожиточного минимума <17>. С 1 сентября новый фиксированный МРОТ устанавливается в размере 2300 руб. против 1100 руб., причем субъектам РФ предоставляется право устанавливать МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума в регионе, зарплата бюджетников, привязанная к МРОТ, увеличится на 15%. Базовая часть пенсии с 1 апреля 2007 г. увеличена на 7,5% (1305 руб.), а с 1 октября 2007 г. ее довели до 1260 руб., страховая часть пенсии увеличена с 1 апреля 2007 г. на 9,2% - в итоге средний размер пенсии вырос на 438 руб. и составил 3100 руб. -------------------------------- <15> См.: Проханов А. Это - наши идеи // Завтра. 2006. N 26(658). <16> См.: распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р "Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)". <17> См.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г.) // Система "Гарант".
Для сравнения: с 1 января 2007 г. должностные оклады чиновников возросли на 10%, а с 1 декабря 2007 г. увеличатся еще на 15% <18>, причем доходы отечественных чиновников различаются по регионам (таблица 5). -------------------------------- <18> См.: Овчинников А. Кого ждут прибавки к новому году // Комсомольская правда. 2007. 11 - 18 янв.
Таблица 5. Зарплата чиновников исполнительной власти в некоторых регионах (в 2006 г.) <19>
Название региона, области, города Средний размер заработной платы, в рублях
Москва 25 000
Санкт-Петербург 29 000
Приволжский федеральный округ 14 900
Южный федеральный округ: 15 200
В том числе: Волгоград 23 200
Ростов 19 300
Калмыкия 7 700
Карачаево-Черкесия 8 600
Дагестан 8 800
Чукотский АО 39 500
Таймырский АО 62 684
Ненецкий АО 52 424
Ханты-Мансийский АО 48 967
А средняя заработная плата по стране составила в 2006 г. 9800 руб. <20>. -------------------------------- <20> Официальный сайт Росстата. URL: www. rosstat. ru.
Все приведенные цифры свидетельствуют, что государственная социальная политика направлена на обнищание большей части русского населения и обогащение незначительной ее части. Итак, анализ результатов и последствий проводимых Правительством преобразований позволяет сделать следующие выводы: реформы оказали и оказывают негативное влияние и на экономику, и на социальную сферу, и на развитие общества в целом; Советское государство разрушено, но декларативные заявления о том, что строится правовое государство с социально ориентированной экономикой, расходятся с реальным положением дел в стране, отношением властных структур к гражданам отечества; системный кризис ведет Россию к национальной катастрофе. Демографическая ситуация в России в 1992 - 2000 годы. Итак, в 1992 г. Россия вступила на путь капиталистического развития. Радикальные реформы существенно повлияли на количественные и качественные характеристики демографических процессов. Демографическая ситуация в 1990-е годы кардинально отличалась от движения демографических процессов 2-й половины XX в.: ежегодное сокращение численности населения приобрело характер устойчивой тенденции (график 2).
149 148,5 * * * Всего, 148 * * * * млн. 147,5 * человек 147 * 146,5 * * 146 145,5 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 годы
График 2. Динамика численности населения Российской Федерации в 1990-е годы <21>
Основной причиной сокращения численности населения служит устойчивая естественная убыль населения, начавшаяся в 1992 г. (диаграмма 1).
2000
1500 * * * 1000 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Всего, 500 * * * * * * * * * * человек * * * * * * * * * * (тысяч) 0 = = = = = = = = = = -500 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = -1000 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = -1500 = = = = = = = = = = = = = = = = = = -2000 = = = = =
-2500 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
* - родившиеся = - умершие - естественный прирост
Диаграмма 1. Динамика основных компонентов естественного движения населения <22>
Для сравнения: в конце 1980-х годов, несмотря на быстрое снижение темпов естественного прироста, численность населения медленно росла, естественной убыли не наблюдалось. А в 1990-е годы незначительные колебания естественной убыли населения не изменили тенденции ее повышения: в конце 1990-х годов естественная убыль превышала 900 тыс. человек. Важно отметить характерную особенность демографических процессов данного периода: миграционный прирост не смог компенсировать естественную убыль населения (диаграмма 2).
1000
= Всего, 500 = человек = = = (тысяч) = = = = = = = = = 0 * * * * * * * * * * * * * * * * * -500 * * * * * * * * * * * * *
-1000
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
* - естественная убыль; - абсолютная убыль населения; = - миграционный прирост
Диаграмма 2. Динамика абсолютной убыли населения <23>
Данные диаграммы показывают, что процесс вымирания русского народа приобрел необратимый характер; за период с 1992 по 2000 г. естественная убыль населения составила 6 млн. 794 тыс. человек, а миграционный прирост, сокращавшийся с 1997 г., не компенсировал и 50% естественной убыли населения. Таким образом, анализ основных компонентов движения населения позволяет сделать следующий вывод: отличительная черта демографических процессов 1990-х годов - сохранение как естественного, так и общего отрицательного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, очень высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры. Такого резкого сокращения рождаемости и стремительного возрастания смертности населения во второй половине XX в. зафиксировано не было. Следовательно, причины демографического кризиса обусловлены не тенденциями сокращения рождаемости и небольшого повышения смертности, имевшими место в 1970 - 1980-е годы, а кардинальными социально-экономическими реформами, последствия которых блокировали для значительной части россиян их стремление к воспроизводству <24>. -------------------------------- <24> См.: Глазьев С. Ю., Кара-Мурза С. Г., Батчиков С. А. Белая книга. С. 21 - 23.
Для большей убедительности приведем конкретные примеры, подтверждающие резкое ухудшение развития важнейших составляющих воспроизводства населения. Сравним показатели уровня рождаемости второй половины 60-х и начала 70-х годов XX в. с показателями уровня рождаемости 1992 - 2000 гг. (графики 3, 4).
20 * 15 * * * * * Число * * * = родившихся 10 = = = на 1000 = = = = = человек 5
0 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
График 3. Динамика общих коэффициентов рождаемости <25>
2,5 Среднее * * число 2 * * * * * * детей на одну 1,5 = женщину = = = = = = = = репродуктивного 1 возраста 0,5
0 1965 - 66 1966 - 67 1967 - 68 1968 - 69 1969 - 70 1970 - 71 1971 - 72 1972 - 73 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
График 4. Динамика суммарного коэффициента рождаемости <26>
Сравнительный анализ динамики уровня рождаемости свидетельствует о том, что в 90-е годы произошло стремительное снижение рождаемости. Если с 1965 по 1973 г. общий коэффициент рождаемости сократился на 4%, а суммарный коэффициент рождаемости - на 5%; то с 1992 по 2000 г. общий коэффициент рождаемости уменьшился на 19%, а суммарный коэффициент - на 22%. Такого глубокого снижения уровня рождаемости, как в 1990-е годы, в советское время не наблюдалось. Данные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Современное репродуктивное поведение населения ориентировано в основном на рождение одного или, гораздо реже, двух детей. Также характер рождаемости в 1990-е годы определялся уровнем брачности, разводимости, внебрачной рождаемости (график 5).
12 * 10 * * * * 8 Число * * браков, 6 * * * разводов = на 1000 4 = = = = = = = человек = = 2
0 1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000
г о д ы
График 5. Общие коэффициенты брачности и разводимости <27>
Анализ данных графика свидетельствует о резком снижении уровня брачности в 1990-е годы и увеличении числа разводов по отношению к числу браков: в 1980-е годы число разводов в среднем составляло 40% от числа браков, а в 1990-е годы этот показатель составил 60%. Проанализируем показатели внебрачной рождаемости (таблица 6).
Таблица 6. Родившиеся живыми по брачному состоянию матери (1988 - 2001 гг.) <28>
Годы Родившиеся В том числе Доля родившихся вне живыми, зарегистрированного всего, В Вне брака в числе всех человек зарегистрированном зарегистрированного родившихся, % браке брака
1988 2 348 494 2 044 070 304 424 13
1989 2 160 559 1 868 834 291 725 13
1990 1 988 858 1 698 257 290 601 15
1991 1 794 626 1 506 682 287 944 16
1992 1 587 644 1 315 389 272 255 17
1993 1 378 983 1 128 269 250 714 18
1994 1 408 159 1 132 394 275 765 20
1995 1 363 806 1 075 515 288 291 21
1996 1 304 638 1 004 765 299 873 23
1997 1 259 943 940 780 319 163 25
1998 1 283 292 937 401 345 891 27
1999 1 214 689 875 406 339 283 28
2000 1 266 800 912 547 354 253 28
2001 1 311 604 934 343 377 261 29
Анализ данных таблицы показывает, что в 1990-е годы отчетливо проявилась тенденция к увеличению уровня внебрачной рождаемости, причем по сравнению с 1988 г. внебрачная рождаемость выросла в 2001 г. в 2,2 раза. Также следует отметить, что, несмотря на снижение количества абортов в 1990-е годы по сравнению с советским периодом, аборты по-прежнему более многочисленны, чем рождения (таблица 7).
Таблица 7. Основные показатели распространенности абортов <29>
Годы Число абортов Доля абортов среди беременностей
Тысяч На 1000 женщин На 100 15 - 49 лет рождений
1990 4103,4 113,9 206,3 67,4
1991 3608,4 100,1 201,1 66,8
1992 3436,7 94,7 216,5 68,4
1993 3244,0 88,8 235,2 70,2
1994 3060,2 82,1 217,3 68,5
1995 2766,4 72,8 202,8 67,0
1996 2652,0 38,9 203,3 67,0
1997 2498,7 64,4 198,3 66,5
1998 2346,1 60,0 182,8 64,6
1999 2181,2 55,5 179,6 64,2
2000 2138,8 54,2 168,8 62,8
Таким образом, резкое снижение уровня рождаемости обусловлено прежде всего влиянием либеральных реформ 1990-х годов: о какой рождаемости может идти речь, если в данный период произошли резкое падение уровня жизни населения, рост массовой безработицы, хроническая задержка заработной платы, пособий и самое главное - исчезла у большей части населения уверенность в завтрашнем дне. И нет оснований, на наш взгляд, предполагать, что дальнейшее углубление проводимых в стране реформ приведет к экономическому росту и в этой связи к увеличению рождаемости. Возможно, в результате воздействия мер демографической политики произойдет кратковременный "всплеск" рождаемости, но естественная убыль вызвана не только падением рождаемости, но и резким превышением числа умерших над числом родившихся. Рассмотрим изменения динамики смертности (график 6).
25
20 * Количество умерших на 15 * * * * * 1000 * * * * * * * * * * * * * * * человек (%) 10 * * * *
5
0 1975 1977 1979 1981 1983 1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999
г о д ы
График 6. Общие коэффициенты смертности
Данные графика показывают, что в 1970 - 1980-е годы уровень смертности имел незначительные колебания, величина общего коэффициента смертности за 1975 - 1991 гг. возросла на 16%, а в 1990-е годы произошел резкий скачок смертности, и, несмотря на небольшое снижение уровня смертности в 1994 - 1998 гг., величина общего коэффициента смертности за 1992 - 2000 гг. возросла на 25%. В целом за 1992 - 2000 гг. смертность возросла во всех возрастах, кроме детских, причем сформировалась тенденция увеличения смертности в трудоспособных возрастах: в 2000 г. по сравнению с 1992 г. смертность у мужчин выросла на 27%, а у женщин - на 37%; а по сравнению с 1989 г. - на 60% и 63% соответственно (таблица 8).
Таблица 8. Умершие в трудоспособном возрасте <30>
Годы Всего, человек
Мужчин и женщин Мужчин Женщин
1989 393 615 316 257 77 358
1992 487 292 394 929 92 363
2000 630 982 504 564 126 418
2000 в % отношении к 1992 29 28 37
2000 в % отношении к 1989 60 60 63
Сравним структуру причин смертности в 1980 - 1985 гг. и в 1995 - 2000 гг. (таблицы 9, 10).
Таблица 9. Смертность населения России по основным классам причин смерти, 1980 - 1985 гг. <31>
Причина смерти 1980 1985 Прирост (+), 1985 год Доля умерших в год год убыль (-) в % к % всех смертей 1980 году тысяч человек 1980 1985
Всего умерших 1525,8 1625,3 +99,5 107
в том числе:
от болезней 804,2 910,2 +106,0 113 53 56 системы кровообращения
от новообразований 226,9 252,0 +25,1 112 15 16
от внешних причин 229,0 197,6 -27,4 86 16 12
из них:
от самоубийств 47,9 44,6 -3,3 88
от отравлений 32,1 23,5 -8,6 72 алкоголем
от убийств 17,9 15,0 -2,9 83
от болезней органов 127,8 114,1 8 7 дыхания
от болезней органов 41,7 43,5 +1,8 104 3 3 пищеварения
от инфекционных 28,6 24,8 -3,8 86 2 2 и паразитарных болезней
Таблица 10. Смертность населения России по основным классам причин смерти 1995 - 2000 гг. <32>
Причина смерти 1995 2000 Прирост (+), 2000 год Доля умерших в год год убыль (-) в % к % всех смертей 1995 году тысяч человек 1995 2000
Всего умерших 2203,8 2225,3 +21,5 101
в том числе:
от болезней 1163,5 1231,4 +67,9 106 53 55 системы кровообращения
от новообразований 298,7 297,9 -0,8 100 13 13
от внешних причин 348,5 318,7 -29,8 91 16 14
из них:
от самоубийств 61,0 56,9
от отравлений 43,5 37,2 -6,3 алкоголем
от убийств 45,3 41,1 -4,2
от болезней органов 108,8 102,1 -6,7 94 5 5 дыхания
от болезней 67,8 64,7 -3,1 96 3 3 органов пищеварения
от инфекционных 30,5 36,2 +5,7 120 1 2 и паразитарных болезней
Анализ данных таблицы показывает, что ведущей причиной смерти как в советские годы, так и в 1990-е являются сердечно-сосудистые заболевания, причем в 2000 г. увеличение смертности по данной причине по сравнению с 1995 г. составило 6%, а по сравнению с 1985 г. увеличение составило 35%. На второе место в 1990-е годы вышла совокупность внешних причин, причем если в 2001 г. по сравнению с 1995 г. смертность по этим причинам уменьшилась незначительно, то по сравнению с 1985 г. смертность от внешних причин увеличилась в 1,62 раза. Все это причины в основном социального характера, порожденные воздействием либеральных преобразований. В 2000 г. по сравнению с советским периодом (1985 г., в частности) смертность резко выросла от всех причин. Обратим внимание на изменение величины наиболее точного измерителя уровня смертности - ожидаемой продолжительности жизни (таблица 11).
Таблица 11. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) <33>
Годы Все население
всего мужчины женщины разница
1985 - 1986 69,26 63,83 73,99 10,16
1992 67,8 61,91 73,66 11,75
1994 63,91 57,48 71,12 13,64
1996 65,8 59,62 72,4 12,78
1998 67,07 61,22 73,13 11,91
2000 65,37 59,07 72,29 13,22
2000 в % к 1992 96 95 98 3
Данные таблицы показывают, что ожидаемая средняя продолжительность жизни всего населения сократилась за 1992 - 2000 гг. на 4%, мужчин - на 5%, женщин на - 2%; разрыв продолжительности жизни у мужчин и женщин за 2000 г. составил 13,22 года (вырос на 13% за 1992 - 2000 гг.). Таким образом, анализ динамики основных процессов воспроизводства населения России в 1990-е годы убедительно свидетельствует о нарастании негативных тенденций в демографических процессах. Депопуляция населения как одна из форм проявления демографического кризиса не может быть объяснена только общими тенденциями закономерностей демографического развития, имеющими место в развитых странах Запада (официальная точка зрения). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой депопуляционные процессы в России обострились в результате социально-экономических и политических реформ в постсоветский период, объявленных Правительством курсом возрождения, которые на практике оказались курсом ее демографического вырождения. Социальная цена ельцинских реформ оказалась достаточно высокой, а Правительство отказалось от принципа регулирования социально-демографических процессов: не была разработана стратегическая социально-демографическая программа; законы и постановления имели декларативный характер; меры социально-демографического характера оказались неэффективными.
Название документа Вопрос: По какой форме и в течение какого срока необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала? В каком порядке и в какой срок территориальное отделение ПФР должно перечислить указанную единовременную выплату на счет заявителя? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: По какой форме и в течение какого срока необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала? В каком порядке и в какой срок территориальное отделение ПФР должно перечислить указанную единовременную выплату на счет заявителя?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.04.2009 N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" (далее - Закон N 72-ФЗ) лица, получившие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, проживающие на территории РФ, имеют право на единовременную выплату в размере 12000 рублей за счет средств материнского (семейного) капитала. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 72-ФЗ порядок осуществления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, а также правила подачи заявления о ее предоставлении устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития. Правила подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядок ее осуществления (далее - Правила) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2009 N 245н. Правила определяют порядок подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала лицами, получившими в соответствии с Законом N 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), проживающими на территории РФ, и порядок осуществления единовременной выплаты этим лицам (п. 1 Правил). Пунктом 2 Правил предусмотрено, что лица, указанные в п. 1 Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или фактического проживания для получения единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала путем подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (далее - заявление) со всеми необходимыми документами, указанными в п. 6 Правил, в любое время независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей: не позднее 31 декабря 2009 года в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникает с 1 января 2007 года по 30 сентября 2009 года включительно; не позднее 31 марта 2010 года в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникает с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2009 года включительно. Указанные заявление и документы могут быть направлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются. Направление указанных заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Согласно п. 3 Правил, в случае если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у ребенка (детей) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 ст. 3 Закона N 256-ФЗ, заявление может быть подано самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до 31.12.2009, если право на предоставление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала не было реализовано его родителями или законными представителями в сроки, указанные в п. 2 Правил. В соответствии с п. 4 Правил в заявлении лицами, поименованными в пунктах 1 и 3 Правил, указываются следующие сведения: наименование территориального органа ПФР, в который предоставляется заявление; фамилия, имя, отчество, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также и статус (мать, отец, ребенок). В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, которая была при рождении; сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность; сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность); сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры); сведения о сертификате (серия и номер сертификата, сведения об организации, выдавшей сертификат, и дате его выдачи); страховой номер индивидуального лицевого счета; сведения о реквизитах счета, открытого лицом, получившим сертификат, для перечисления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (наименование организации, в которую должна быть перечислена единовременная выплата за счет средств материнского (семейного) капитала, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета, открытый лицом, получившим сертификат); сведения об отсутствии фактов, влияющих на прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей. Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления. Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в случае подачи заявления лицом, получившим сертификат, через законного представителя или доверенного лица в заявлении, дополнительно к сведениям, перечисленным в п. 4 Правил, законным представителем (доверенным лицом) указываются: фамилия, имя, отчество, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность; сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность); сведения о документе, подтверждающем полномочия законного представителя (доверенного лица), - наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия законного представителя (доверенного лица), сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия законного представителя (доверенного лица), и дате его выдачи. Указанные сведения подтверждаются подписью законного представителя (доверенного лица) с проставлением даты заполнения заявления. Заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке): а) сертификат (его дубликат); б) удостоверяющих личность, место жительства лица, получившего сертификат; в) удостоверяющих личность, место жительства и полномочия законного представителя или доверенного лица, - в случае подачи заявления через законного представителя или доверенного лица, лица, получившего сертификат; г) документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого лицом, получившим сертификат, в кредитной организации (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета, открытого лицом, получившим сертификат, и др.); д) подтверждающих приобретение несовершеннолетним ребенком (детьми) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (свидетельство о браке, решение органа опеки и попечительства или решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным) - в случае подачи заявления несовершеннолетним ребенком (детьми) (п. 6 Правил). Согласно п. 9 Правил заявление подлежит рассмотрению территориальным органом ПФР в месячный срок с даты регистрации заявления со всеми необходимыми документами, по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления. Перечисление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее месячного срока с даты принятого данным органом решения об удовлетворении заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (п. 16 Правил). В соответствии с п. 17 Правил, единовременная выплата за счет средств материнского (семейного) капитала перечисляется в соответствии с реквизитами счета, открытого лицом, получившим сертификат, в кредитной организации. Также необходимо отметить, что положения ст. 10 Закона N 72-ФЗ применяются до 1 мая 2010 года (ч. 4 ст. 12 Закона N 72-ФЗ).
В. Г.Крашенинников Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Название документа