Новые тенденции в развитии законодательства об усыновлении в Англии

(Татаринцева Е. А.) ("Семейное и жилищное право", 2009, N 4) Текст документа

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ В АНГЛИИ

Е. А. ТАТАРИНЦЕВА

Татаринцева Е. А., директор Светлоградского филиала Института Дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), кандидат юридических наук.

Принятие в Англии нового Закона об усыновлении и детях 2002 г., явившегося результатом кардинальной реформы всего английского права об усыновлении, определило новые тенденции в развитии законодательства об усыновлении, признав усыновление наилучшим способом обеспечения долговременной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей. К новым тенденциям в развитии английского законодательства об усыновлении следует отнести: изменение самой модели усыновления; ключевые изменения, произошедшие в практике органов местного самоуправления, выразившиеся в передаче ими на усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, не только младшего, но и старшего возраста, включая физически и психически нездоровых детей; разрешение продолжающихся контактов усыновленного ребенка с его биологической семьей - практика "открытого усыновления"; государственная поддержка семьи, усыновившей ребенка; развитие межрасового и международного усыновления, благодаря которым сам институт усыновления может получить качественно новое развитие.

Adoption has been the subject of a recent major reform in the Adoption and Children Act 2002. The Government of UC appears to view adoption as the preffered option for children in long-term care. The new trends in the development of adoption law are: the changing pattern of adoption; a key change in adoption practice when local authorities came to see adoption as a means by which they could secure the long-term welfare not just of babies but also of older children (including who were physically or mentally disabled) in their care; the permission on-going contact with the birth family throughout the adoption - "open adoption"; post-adoption support; transracial and intercountry adoptions. If has been speculated that with these changes intercountry adoptions could be one of the growth areas of adoption <*>. -------------------------------- <*> Tatarintseva E. A. The new trends in the development of adoption law in England.

В последней четверти XX и начале XXI столетия защита прав и интересов детей в Англии стала предметом пристального внимания государства и общества в целом. В отличие от института брака, где доминирующей является так называемая контрактная модель, основанная на "свободных соглашениях индивидов и регулируемая ими, нежели статусом, в случаях, предписываемых правом" <1>, детское право Англии (Child Law) сегодня развивается в направлении усиления публичного вмешательства в частную семейную жизнь. Наиболее ярко это проявляется в поддержке государством такого традиционного социально-правового института, как усыновление, под которым в Англии понимается "полное прекращение правовых отношений между родителями и ребенком и создание новых отношений между ребенком и его усыновителями" <2>. Новый Закон об усыновлении и детях 2002 г. (далее - Закон 2002 г.), заменивший Закон об усыновлении 1976 г., явился результатом кардинальной реформы всего английского права об усыновлении, признав усыновление наилучшим решением для обеспечения долговременной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей. Закон 2002 г. и последующий за ним Закон об усыновлении и детях 2006 г. определили новые тенденции в развитии английского законодательства об усыновлении, которые можно суммировать следующим образом. -------------------------------- <1> Maine H. J.S. Ancient Law. 10th edn. 1909. P. 172. <2> Report of the Departmental Committee on the Adoption of Children, 1972. Cmnd. 5107, para. 14.

1. Приоритет усыновления как формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на существование в английской практике множества альтернативных способов воспитания детей в семье без процедуры их усыновления, именно усыновление рассматривается английскими законодателями в качестве приоритетной формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Закон об усыновлении и детях 2002 г. расширил категорию лиц, имеющих право на усыновление, впервые включив в этот перечень, помимо одиноких лиц и брачных пар, гражданских партнеров <3> и не состоящие в браке пары, независимо от того, являются они лицами противоположного или одного пола, при условии, что они как партнеры состоят в длительных семейных отношениях <4>. Таким образом, было узаконено право вышеперечисленных лиц на совместное усыновление одного и того же ребенка, что, к примеру, запрещено Семейным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 127 СК РФ). -------------------------------- <3> Принятый в Англии Закон о гражданском партнерстве 2004 г., вступивший в силу 5 декабря 2005 г., разрешил заключение брака между лицами одного и того же пола. <4> См.: Adoption and Children Act 2002. S. 144(4).

2. Изменение модели усыновления. С конца 60-х годов прошлого столетия стало неуклонно снижаться общее число усыновлений, которое в целом с 1971 по 2007 г. сократилось в 4 раза <5>. Наименьшее количество усыновлений пришлось на возрастной период от 10 до 14 лет, и эта тенденция продолжает сохраняться. -------------------------------- <5> URL: http://www. statistics. gov. uk.

Среди причин общего снижения числа усыновлений английские авторы называют: нежелание иметь детей в связи с ростом благосостояния семьи, возрастающие возможности контрацепции, легализацию абортов, изменение позиции законодателей по вопросу о незаконнорожденных детях, в результате чего матери, не состоящие в браке, получили возможность самостоятельно воспитывать своих детей, а также законодательные изменения, призванные противодействовать совместному усыновлению ребенка его биологическим родителем и приемным родителем (отчимом или мачехой), которые до 80-х годов XX столетия составляли 70% от общего числа всех усыновлений <6>. В целом же нежелание отдавать своих детей на усыновление английские авторы связывают с развитием общей культуры семьи <7>. -------------------------------- <6> См.: Cretney S. M., Masson J. M., Bailey-Harris R. Principles of Family Law. 7th ed. L., 2003. P. 795. <7> См.: Lowe N. V., Douglas G. Bromley's Family Law. New York, Tenth edition. Oxford University Press. 2007. P. 822.

3. Изменение практики усыновления. Начиная с середины 1980-х годов XX столетия в практике усыновления произошли значительные изменения. Во-первых, органами местного самоуправления путем проведения широких общественных кампаний, из которых наиболее известной является "Будь моим родителем", организованная по схеме Британского агентства по усыновлению и приемной семье (BAAF), были сделаны определенные успехи в помещении на усыновление так называемых трудных детей. Во-вторых, произошел значительный рост числа усыновлений, которые не требовали родительского согласия исходя из принципа благосостояния ребенка. В-третьих, повсеместно увеличилось количество усыновлений детей старшего возраста, оставленных без попечения родителей и находящихся под опекой органов местного самоуправления. Так, на фоне общего снижения количества усыновлений число таких детей постоянно возрастало (1979 г. - 1488 чел., 1990 г. - 2605 чел., 2007 г. - 3200 чел.), что стало преимущественным индикатором хорошей практики. 4. Расширение практики "открытого усыновления". Исследования, проведенные в 60 - 70-х годах XX в., показали вредоносное воздействие сохранения тайны усыновления, оказываемое на детей, не знавших своего собственного происхождения, и закон в конечном счете был изменен, разрешив усыновленным детям по достижении ими совершеннолетнего возраста получать свои первоначальные свидетельства о рождении и устанавливать контакт со своей биологической семьей <8>. С этой целью был создан Реестр контактов при усыновлении, который, с одной стороны, предусматривал безопасность и конфиденциальность для биологических родителей и других родственников, а с другой - гарантировал усыновленному лицу, что контакт с ним будет приветствоваться, в подтверждение чего предоставлялся адрес для контакта с родственниками <9>. -------------------------------- <8> См.: Adoption Law Review, Discussion Paper. No. 1. Note 40. <9> См.: Lowe N., Murch M. The Plan for the Child. London: BAAF, 2002.

Широкое распространение получила и практика "открытого усыновления" <10>, предполагающая возможность продолжения контактов ребенка со своей биологической семьей с момента его усыновления, которая была введена, когда стало понятно, что автоматическое прекращение контактов между ребенком и его биологической семьей не всегда отвечает интересам ребенка <11>. Сегодня практика "открытого усыновления" находится на этапе, который предполагает участие биологических родителей в выборе усыновителей своего ребенка. -------------------------------- <10> См.: The Adoption Law Review, Discussion Paper. No. 1. Part C. Paras. 98 - 109. Consultative Document. 1992. P. 9 - 14. <11> См.: Triseliotis J. Adoption with Contact // Adoption and Fostering. 1985. Vol. 9. No. 4. P. 19.

5. Государственная поддержка семьи, усыновившей ребенка. Сегодня все большее признание получает тот факт, что усыновление является не окончанием, а только одним из этапов продолжающегося и очень сложного процесса развития семьи, которая во многих случаях, если не в большинстве, после усыновления ребенка нуждается в длительной поддержке. Поддержка усыновления может принимать различные формы, включая выплату пособий семье усыновителей, организацию контактов после усыновления, оплату лечения усыновленного ребенка, систематические консультации для потенциальных усыновителей, постоянное обновление информации о детях, подлежащих усыновлению, и организацию групп поддержки усыновителей <12>. -------------------------------- <12> См.: Lowe N., Murch M. Supporting Adoption. London: BAAF, 1999.

6. Развитие межрасового и международного усыновления. Наиболее ярко выраженной тенденцией развития английского законодательства об усыновлении сегодня является расширение его границ в сторону межрасового и международного усыновления. Если до середины XX в. дети этнических меньшинств рассматривались как не подходящие для усыновления, то с 60-х годов XX в. проект Британского агентства по усыновлению и приемной семье впервые предусмотрел возможность помещения их в семью, а в 80-е годы начал серьезно обсуждаться вопрос о желательности межрасового усыновления всех детей. Многие агентства по усыновлению выступили против передачи детей этнических меньшинств "белым" усыновителям, однако жесткая политика в области защиты от дискриминации по расовому признаку почти всегда приводила к пересмотру судебных решений. Длительный период времени дебаты по этому вопросу велись при отсутствии исследований о последствиях межрасового усыновления. Однако результаты, полученные в 1998 г. <13>, показали, что межрасовое усыновление является весьма успешным. Вместе с тем было установлено, что число усыновленных детей из групп этнических меньшинств составило лишь малую часть из общего числа усыновленных, причем государственные агентства шли на этот шаг более охотно, чем добровольные. Последние статистические данные также подтверждают эту тенденцию. Так, в 2007 г. было усыновлено 11 795, или 84%, "белых" по цвету кожи детей, 137 детей, или 1%, - смешанной этнической принадлежности, 74 ребенка, или 0,5%, выходцев из Азии, 48 чел., или 0,3%, темнокожих африканцев и 1962 ребенка, или 14%, - неизвестного этнического происхождения <14>. -------------------------------- <13> См.: Lowe N. V., Douglas G. Bromley's Family Law. P. 828. <14> URL: http://www. baaf. org (15 апреля 2009 г.).

Другой стороной межрасового усыновления в Англии сегодня является международное усыновление, проявляющееся в стремлении усыновлять детей из других стран, как правило, из развивающихся, таких, как Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, а в настоящее время из стран Восточной Европы, преимущественно из Румынии, Боснии, бывшего Советского Союза и Китая. По сравнению с США, где ежегодно усыновляются более чем 120 тыс. детей из-за рубежа <15>, международное усыновление в Англии и Уэльсе только начинает развиваться. Вместе с тем оно рассматривается английским правительством как одно из приоритетных направлений деятельности государства. Руководство 1998 г. предписывает органам местного самоуправления отражать позитивный взгляд на международное усыновление и оказывать услуги по международному усыновлению <16>. -------------------------------- <15> См.: Jasper M. C. The Law of Adoption. New York: Oceana, 2008. P. 1. <16> См.: Local Authority Circular LAC 1998. 20. Para 52.

В заключение следует отметить, что развитие законодательства об усыновлении ставит ряд фундаментальных вопросов, среди которых авторы называют проблемы, связанные с опасностью эксплуатации чувств ранимых биологических родителей ребенка, вопросы, связанные с желательностью или нежелательностью межрасовых усыновлений, сложностями международного контроля над усыновлением, а также существующие проблемы самих предполагаемых усыновителей, которые часто доведены до отчаяния тем, что не имеют детей, но их возраст (наиболее часто от 35 до 40 лет) рассматривается агентствами по усыновлению как неподходящий и которые в отчаянии готовы усыновить детей из каких угодно стран, что небезразлично английскому правительству. Тем не менее английские законодатели полагают, что именно с развитием международного усыновления, основываясь на положениях Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г., может быть найдено решение вышеперечисленных проблем, а сам институт усыновления получит свое новое развитие <17>. -------------------------------- <17> См.: Lowe N. English Adoption Law: Past, Present and Future. L., 2006. P. 334.

------------------------------------------------------------------

Название документа