Сообщение о преступлении как эффективное средство правовой защиты военнослужащих

(Зорин А. С.) ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 2) Текст документа

СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А. С. ЗОРИН

Решения принимаются людьми, а не погонами.

С. Н. Фридинский

А. С. Зорин, адъюнкт кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, капитан юстиции.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ETS N 005 <1> "каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве". Аналогичные положения содержатся в п. "а" ч. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) <2> и ст. 19 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) <3>. -------------------------------- <1> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями. <2> Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII и вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. <3> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. N 163-ФЗ.

Конституционно-правовая основа эффективного восстановления в правах и свободах лиц, права и свободы которых были нарушены, на уровне национального законодательства в общем виде закреплена в ст. ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции Российской Федерации. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). В механизм реализации правозащитной функции государства вовлечены в пределах предоставленных полномочий все ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также конституционные органы с особой компетенцией (прокуратура России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации). Анализируя деятельность указанных государственных органов в области осуществления защиты прав и свобод военнослужащих в Российской Федерации, автор произвел экспертный опрос среди практикующих военных юристов (помощников командиров по правовой работе, прокурорских работников, судей, адвокатов) и военных ученых, а также непосредственно военнослужащих, в разное время сталкивавшихся с проблемой защиты своих прав. По результатам опроса эксперты выделили следующие средства защиты нарушенных прав и свобод военнослужащих: 1) служебное (ведомственное) - обращение по команде вплоть до уровня Министра обороны Российской Федерации согласно требованиям Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации; 2) гражданско-процессуальное (судебное) - предъявление исковых заявлений, заявлений об оспаривании действия (бездействия), решения воинских должностных лиц или изданных ими нормативных правовых актов в органы судебной власти; 3) уголовно-процессуальное - сообщение о преступных посягательствах и злоупотреблениях властью в соответствующие правоохранительные органы; 4) административно-процессуальное - обращение в соответствующие правоохранительные органы с сообщением о деяниях, содержащих признаки административного правонарушения; 5) петиционное <4> средство - призыв к правовой помощи, адресованный в правоохранительные органы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и общественным объединениям, не содержащий признаков, указанных в пп. 2 - 4 (Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, а также иные федеральные конституционные и федеральные законы) <5>. -------------------------------- <4> Петиция [нем. Pefition < лат. petitio] - требование, предъявление претензии. <5> Указанное средство правовой защиты реализуется в следующих формах: письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Кроме того, по результатам экспертных оценок удалось выяснить, что если ранее наиболее эффективным средством правовой защиты военнослужащих считалось обращение в органы судебной власти, то в настоящее время таким средством является уголовно-процессуальное. Критериями эффективности средства защиты нарушенных прав военнослужащих в опросе выступали: а) территориальная и формальная доступность; б) срочность принятия решения; в) степень участия заявителя в ходе осуществления правозащитной процедуры; г) право обжалования принятого решения; д) возможность повторного или неоднократного обращения; е) затратность; ж) действенность решения (возможность его практического исполнения). Почему же все-таки уголовно-процессуальное средство стало самым эффективным средством правоприменения, обойдя судебное, ведомственное и петиционное? Вероятно, что в связи с возрастанием уровня правовой грамотности военнослужащих органы военного управления, некоторые офицеры военной прокуратуры и судебной системы стали вырабатывать своеобразный "иммунитет" к требованиям военнослужащих, защищающих свои гарантированные государством права. Сейчас вряд ли подчиненный сможет удивить командира заявлениями типа: "Я буду жаловаться в военную прокуратуру" или "Я обращусь в суд". Согласно сформировавшемуся мнению армейской и флотской общественности во многих случаях в органах военной юстиции создается режим процессуального "отфутболивания" жалоб и заявлений военнослужащих. По мнению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, живучести отмеченных негативных явлений объективно способствуют серьезные недостатки в организации прокурорского надзора, неадекватное реагирование на выявленные нарушения, слабый контроль за безусловным исполнением требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Меры прокурорского реагирования зачастую не достигают цели, поскольку вносимые представления адресуются тем должностным лицам, которые своим бездействием, по существу, попустительствуют беззаконию <6>. -------------------------------- <6> Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях" от 10 января 1999 г. N 3 (с изменениями от 16 марта 2006 г.).

В то же время в соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Говоря об уголовно-процессуальном средстве защиты нарушенных прав военнослужащих, следует отметить, что оно основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, а его правовое наполнение составляют Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ). Задачами названного выше средства являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК РФ). Правовая сущность указанного средства состоит из приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (первичная стадия) и осуществления уголовного преследования, возмещения потерпевшим военнослужащим причиненного вреда, а также исполнения наказания в отношении признанных судом виновных лиц (последующие стадии). В контексте настоящей статьи мы рассмотрим лишь первичную стадию, так как от надлежащего ее исполнения зависит вся правозащитная процедура. При этом на данной стадии во многих случаях вопросы защиты нарушенного права могут быть решены положительно (требования военнослужащего могут быть удовлетворены соответствующими должностными лицами добровольно). Прежде всего, необходимо раскрыть понятия "принятие", "регистрация", "проверка" и "сообщение о преступлении", закрепленных в совместном Приказе Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 <7>. -------------------------------- <7> Текст Приказа опубликован в "Российской газете" от 25 января 2006 г.

Под сообщением о преступлении понимается заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления, которые оформляются следующими процессуальными и иными документами, предусмотренными ч. 2 ст. 20 и ст. ст. 141 - 143 УПК РФ: заявлением потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменным заявлением о преступлении, подписанным заявителем; протоколом принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ); протоколом следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенной копией или выпиской из него; протоколом судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенной копией или выпиской из него; заявлением о явке с повинной; протоколом явки с повинной (приложение 3 к ст. 476 УПК РФ); рапортом об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ). Принятие - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на это действие. Регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномоченным должностным лицом в книгу, предназначенную для регистрации сообщений о преступлениях в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера. Проверка - действия, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 144 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении. На основании ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. В соответствии с нормативными правовыми требованиями ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 данного Кодекса; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 названного Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения <8> - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Кодекса. -------------------------------- <8> Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 115, 116, 129 (ч. 1) и ст. 130 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Как усматривается из вышеизложенного, случаи и порядок практического применения вышеназванного средства правовой защиты военнослужащими довольно четко и недвусмысленно определены в действующем законодательстве. К тому же уголовная ответственность является сугубо индивидуальной и дифференцированной, чем достигается эффективность указанного правового средства в "правовой цепочке": нарушение права - привлечение к ответственности - возмещение вреда - предупреждение нового нарушения. Основываясь на выявленных военными экспертами критериях эффективности уголовно-процессуального средства правовой защиты военнослужащих, ниже мы предлагаем проиллюстрировать их, произведя практическую оценку с учетом специфики прохождения военной службы.

А. Территориальная и формальная доступность. До 1 января 2006 г. в России отсутствовала единая государственная система регистрации и учета преступлений и каждый правоохранительный орган самостоятельно устанавливал временные правила этой деятельности, что вело к определенным трудностям в правоприменении. В целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата и соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране Указом Президента Российской Федерации "О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений" от 30 марта 1998 г. N 328 было предусмотрено осуществление ряда мероприятий, направленных на создание единой государственной системы регистрации и учета преступлений. Совместным Приказом Генеральной прокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 с 1 января 2006 г. утверждены и введены в действие: - Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; - Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений. В Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации" от 16 марта 2006 г. N 12 содержатся нормативные предписания, обязательные для применения воинскими должностными лицами. Согласно указанным документам субъектами регистрации обращений за правовой помощью в форме уголовно-процессуального средства являются: органы прокуратуры (включая военные прокуратуры); органы внутренних дел Российской Федерации; органы федеральной службы безопасности (включая пограничные органы); органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; таможенные органы Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов и органы дознания и должностные лица, перечисленные в пп. 1 - 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ, которым уголовно-процессуальным законодательством предоставлено право возбуждать уголовные дела и проводить дознание. Территориальная доступность заключается в том, что военнослужащий может обратиться за регистрацией своего обращения в органы военной прокуратуры и к командирам воинских частей, соединений, начальникам военных учреждений или гарнизонов, а если он по каким-то причинам не может или не желает этого делать, он вправе сообщить о преступлении в любой из вышеперечисленных органов. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 УПК РФ) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 к ст. 476 УПК РФ). Предусмотрен и круглосуточный прием сообщений о преступлениях, и их соответствующее оформление, которые могут быть также поручены должностным лицам дежурных частей (смен, нарядов), если таковые имеются в структуре (составе) указанных органов. Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их оформление в органах военной прокуратуры осуществляются дежурными следователями органов прокуратуры. Отсутствие дежурного следователя не является основанием для иных следователей, начальника следственного подразделения и его заместителя, прокурора и его заместителя отказать военнослужащему в приеме от него сообщения о преступлении. Формальная доступность заключается в том, что сообщение может быть сделано письменно или устно, направлено по средствам почтовой, телеграфной и телефонной связи, сети "Интернет". Кроме того, законодательно закреплены несколько его форм, которые должны содержать основные данные о заявителе и его сообщении. Для упрощения формальной процедуры предусмотрено, что в помещениях административных зданий указанных органов, на стендах или в иных общедоступных местах размещаются: в судах - образцы заявления потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения, в иных органах - выписки из положений УПК РФ, межведомственных и (или) ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах вышеназванных органов (должность, Ф. И.О., адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом) сообщений о преступлениях. Сообщения о преступлениях, совершенных в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах, регистрируются в книгах регистрации сообщений, находящихся в ведении этих частей и учреждений. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать военнослужащему под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Наряду с этим закреплено принципиально важное положение о том, что отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении, недопустимы.

Б. Срочность принятия решения означает, что проверка должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления первого сообщения о преступлении. По ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором или его заместителем, начальником следственного подразделения или его заместителем до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - прокурором или его заместителем до 30 суток. Сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности. Также критерий срочности рассматриваемого средства правовой защиты военнослужащих может измеряться во временном промежутке, в течение которого заявитель имеет право на соответствующее сообщение, предусматривающее осуществление всех правозащитных процедур (так называемый срок давности). В соответствии со ст. 78 УК РФ такими сроками являются: 2 года после совершения преступления небольшой тяжести <9>; 6 лет после совершения преступления средней тяжести <10>; 10 лет после совершения тяжкого преступления <11>; 15 лет после совершения особо тяжкого преступления <12>. -------------------------------- <9> Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. <10> Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное данным Кодексом, превышает два года лишения свободы. <11> Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы. <12> Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

В. Степень участия заявителя в ходе осуществления правозащитной процедуры. На первичной стадии данной процедуры военнослужащий имеет ряд существенных прав: - заявление о преступлении может быть сделано самим военнослужащим лично, а также через своего представителя в отсутствие заявителя; - военнослужащий имеет право на получение документа о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия; - отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ; - действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном УПК РФ; - о принятом решении сообщается заявителю, при этом ему разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования; - военнослужащий имеет право на ознакомление с материалами проверки по его сообщению. Помимо этого, нормами международного права, в частности Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), закреплено, что жертвы, в понятие которых входят лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств - членов ООН, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью, имеют право на доступ к правосудию и справедливое обращение, предусматривающее: а) предоставление жертвам информации об их роли и об объеме, сроках проведения, ходе судебного разбирательства и о результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в случаях, когда ими запрошена такая информация; б) обеспечение возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовного правосудия; в) предоставление надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства; г) принятие мер для сведения к минимуму неудобств или жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечение их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести; д) предотвращение неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнение постановлений или решений о предоставлении компенсации жертвам. Из приведенных положений усматривается, что, используя указанные права, военнослужащий, являясь в силу норм международного права жертвой, самым активным образом может непосредственно участвовать в осуществлении правозащитной процедуры, контролируя ее ход, обладая необходимой информацией, предоставляемой в обязательном и безусловном порядке компетентными органами, и реальной возможностью обжаловать принятое решение.

Г. Право обжалования принятого решения является важной правовой гарантией от процессуального "экспромта" воинских должностных лиц и сотрудников органов военной юстиции, использование которого, к сожалению, не редкость <13>. -------------------------------- <13> В правоприменительной практике существуют случаи, когда командиры воинских частей укрывают сообщения о преступлении от учета, а должностные лица военной прокуратуры пытаются "камуфлировать" их под процедуру иного петиционного средства.

В соответствии с Руководящими принципами для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (утвержден Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 1989/61 от 24 мая 1989 г.) должны создаваться эффективные механизмы для обеспечения внутренней дисциплины и внешнего контроля, а также для надзора за должностными лицами, обязанными поддерживать правопорядок, и предусматриваться особые положения в рамках этих механизмов для приема и рассмотрения жалоб на должностных лиц от представителей общественности, а о существовании таких положений доводится до сведения общественности. Уголовно-процессуальное законодательство России также предоставляет военнослужащим право обжалования отказа в приеме сообщения о преступлении и бездействия прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (гл. 16 УПК РФ). Применительно к особенностям осуществления правоохранительной деятельности в военной организации государства, в соответствии с которыми предварительное следствие (а соответственно и проверка сообщений) производится следователями военной прокуратуры по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, следует отметить, что военнослужащие могут обжаловать действия (бездействие) командира части (органа дознания) военному прокурору, действия военного прокурора - вышестоящему военному прокурору <14>. Кроме того, действия военного органа дознания, военного следователя, военного прокурора и вышестоящего военного прокурора могут быть обжалованы в военный суд. -------------------------------- <14> Адреса военных прокуратур окружного звена приводятся в приложении к настоящей статье.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении "По жалобам граждан Астахова П. А., Замошкина С. Д., Карцевой В. К. и Костанова Ю. А. на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7 и 123, части третьей статьи 124, статей 125, 388 и 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 25 января 2005 г. N 42-О <15>, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45, ч. 2), в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц. Указанные права, по смыслу Конституции Российской Федерации, в частности ее ст. 21 (ч. 1), которая, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 мая 1995 г. N 4-П по делу о проверке конституционности ст. ст. 220.1 и 220.2 УПК РСФСР, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. Применительно к уголовному судопроизводству это означает необходимость принятия по обращению предусмотренного законом процессуального решения, которое в силу ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Иное явилось бы нарушением не только процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, но и названных конституционных прав. -------------------------------- <15> Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации" 2005 г. N 4.

Таким образом, положения ст. ст. 7, 123, 125, 388 и 408 УПК РФ не допускают отказ судов и иных правоприменительных органов и должностных лиц от рассмотрения и оценки всех доводов заявлений, ходатайств или жалоб участников уголовного судопроизводства, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом. Процессуальный порядок разрешения жалоб военнослужащих в органах военной прокуратуры закреплен в ст. ст. 123, 124 УПК РФ и указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство" от 5 августа 2003 г. N 28/20 <16>. -------------------------------- <16> Текст указания опубликован в журнале "Законность" 2003 г. N 9.

Рассматривая вышеуказанные жалобы, военные прокуроры обязаны обеспечивать всестороннюю проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру с использованием для этого всех средств, предоставленных военному прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, решение о продлении срока проверки до 10 суток принимается лично военным прокурором или его заместителем либо начальником управления (отдела) прокуратуры военного округа, Главной военной прокуратуры Российской Федерации по ходатайству прокурора, рассматривающего жалобу. При этом военнослужащему должно быть направлено извещение о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер за подписью военного прокурора, рассматривающего жалобу. По результатам рассмотрения жалобы военнослужащего, связанной с осуществлением уголовно-процессуального средства защиты нарушенного права, в каждом случае выносится постановление, предусмотренное ст. 124 УПК РФ, в котором излагаются краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения. Процессуальный порядок разрешения жалоб военнослужащих в рамках уголовного процесса в военном суде, в том числе на его первичной стадии, предусмотрен ст. 125 УПК РФ. Жалоба может быть подана в суд самим военнослужащим, его защитником или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора. Военный судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору. По результатам рассмотрения жалобы военный судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. Таким образом, можно прийти к выводу, что такой критерий эффективности уголовно-процессуального средства правовой защиты военнослужащих, как возможность многократного и многоуровневого обжалования в рамках минимальных процессуальных сроков, делает его использование наиболее совершенным по сравнению с остальными средствами.

Д. Возможность повторного или неоднократного обращения. Военнослужащий в случае использования уголовно-процессуального средства правовой защиты может обратиться в различные правоохранительные органы одновременно. Повторные сообщения приобщаются к первичному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в книге регистрации. В случае когда по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении будет установлено, что по результатам проверки другого сообщения об этом же преступлении, поступившего от этого же или иного заявителя, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, такое сообщение приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в книге регистрации. Военнослужащий, желающий воспользоваться рассматриваемым средством правовой защиты, вправе обращаться с заявлением о преступлении по одному юридическому событию, но по новым основаниям. Если в повторном заявлении об одном и том же преступлении приведены ранее не известные сведения и доводы, которые могут повлиять на пересмотр уже состоявшихся решений об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела, то оно проверяется в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ. Кроме того, военнослужащий может обращаться в правоохранительные органы с различными заявлениями о преступлениях без ограничения их количества. Также он может сообщить о любом совершенном или готовящемся преступлении даже в том случае, если его права и свободы не были (не будут) нарушены противоправным деянием.

Е. Затратность. В качестве критерия эффективности правозащитного средства она рассматривается нами как совокупность материальных расходов, которые военнослужащий понес (должен будет понести) в связи со сделанным им сообщением о преступлении. По общему правилу в Российской Федерации реализация прав, предусмотренных ст. ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции Российской Федерации, производится при применении всех средств правовой защиты, за исключением гражданско-процессуального, бесплатно. В правовых источниках, регулирующих осуществление уголовно-процессуального средства защиты военнослужащих, отсутствует указание о взимании платы в этой области. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ юридическая помощь военнослужащим оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: органами военного управления и органами военной юстиции в пределах их функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело. Юридические консультации и коллегии адвокатов бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами. Порядок осуществления данной помощи регламентирован Правилами оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 г. N 445) <17>. -------------------------------- <17> Размер выплат при оказании юридической помощи военнослужащему определяется соглашением между военнослужащим и адвокатом юридической консультации или коллегии адвокатов исходя из минимального размера оплаты труда, предусмотренного законодательством Российской Федерации для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, и составляет: а) один минимальный размер оплаты труда за каждый день в случае: представления адвокатом интересов военнослужащего в конституционном судопроизводстве; участия адвоката в качестве представителя военнослужащего в гражданском и административном судопроизводстве; представления адвокатом интересов военнослужащего в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; б) 75% минимального размера оплаты труда - при оказании адвокатом письменных консультаций, составлении им справок, заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; в) 50% минимального размера оплаты труда - при оказании адвокатом консультаций по правовым вопросам в устной форме; г) 25% минимального размера оплаты труда - при осуществлении адвокатом в интересах военнослужащего иных действий, предусмотренных федеральными законами.

Ж. Действенность решения (возможность его практического исполнения). Под действенностью решения, принимаемого в порядке осуществления уголовно-процессуального средства защиты права военнослужащего, понимается энергичное функционирование государственного аппарата для применения в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений наказания. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, которое заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. УК РФ предусматривает следующие наказания: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Нет необходимости детально раскрывать правовое содержание каждого из видов наказаний, чтобы понять их жесткость по сравнению с последствиями иных правовых средств защиты. Возможность понести уголовное наказание заставляет воинских должностных лиц задумываться перед тем как, превышая должностные полномочия, нарушать права подчиненных. Дополнительным мотивом к подобным, положительным на наш взгляд, размышлениям служат положения подп. "д", "е", "з" п. 1 и подп. "д" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, согласно которым военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также в связи с лишением его воинского звания. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока. Говоря о действенности уголовно-процессуального средства защиты права военнослужащего, не следует относить его к сугубо карательному механизму, ведь существуют положения, когда виновный, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он примирился с потерпевшим и загладил причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ). Соответственно, используя жесткое по своей правовой природе уголовно-процессуальное средство защиты, военнослужащий при помощи государственного аппарата сможет действенно понудить лицо, нарушившее право, к скорейшему его восстановлению в целях примирения, возмещения и (или) заглаживания вреда как способа избежания неблагоприятных последствий в виде уголовного наказания. Нарушение прав со стороны командиров (начальников) всех уровней, исполняющих в военной организации государства организационно-распорядительные полномочия, должно признаваться в условиях военно-служебной деятельности злоупотреблением власти, а потерпевшие военнослужащие - жертвами в силу принципов международного права. В свою очередь, военнослужащие, выступая жертвами злоупотребления властью, могут эффективно защитить свои права посредством подачи заявления о преступлении по достаточно широкому кругу правонарушений, предусмотренных в УК РФ, которое может быть сделано в любой из правоохранительных органов на территории Российской Федерации в устной или письменной форме, бесплатно. Использование этого средства правовой защиты обеспечит в минимальные сроки реакцию уполномоченных правоохранительных органов по заявленным требованиям, причем военнослужащий имеет возможность максимального участия в правозащитной процедуре, в том числе в сфере обжалования и исполнения. Право военнослужащего на использование уголовно-процессуального средства не ограничено "количественными рамками" и имеет довольно разумные сроки давности. Таким образом, в настоящее время наиболее эффективным средством правовой защиты военнослужащих является заявление о преступлении, так называемый уголовно-процессуальный способ защиты нарушенного права, обусловленный спецификой прохождения военной службы, предусматривающей значительное ограничение конституционных прав ее субъектов, с одной стороны, и предоставление им повышенных государственных гарантий особого положения (статуса), закрепленного в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", в том числе неприкосновенности личности, материального обеспечения и т. д. - с другой.

Приложение

Наименование и местонахождение военных прокуратур окружного звена (для направления заявлений о преступлениях и жалоб на действия (бездействие) следователей и прокуроров нижестоящих военных прокуратур)

Военная прокуратура Московского военного округа: 113127, г. Москва, ул. Садовническая 62, код МГТС-495. 951-49-20. Московская городская военная прокуратура: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе 38б, код МГТС-495. 195-05-10, 195-05-09. Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения: 119160, г. Москва, код МГТС-495. 598-72-26. Военная прокуратура Федеральной пограничной службы России: 125040, г. Москва, Ленинградский просп. 3/5, код МГТС-495. 257-17-68. Военная прокуратура Ленинградского военного округа: 191055, г. Санкт-Петербург, Невский просп. 4, код МГТС-812. 318-28-98. Военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа: 344011, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 72а, код МГТС-863. 267-35-72. Военная прокуратура Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе: Чеченская Республика, п. Ханкала. Военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа: 620055, г. Екатеринбург, ул. Луначарского 215а, код МГТС-3432. 55-32-91, 59-34-94. Прокурорско-следственный участок военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа: 443068, г. Самара, просп. Масленникова 12, код МГТС-8462. 39-91-71. Военная прокуратура Сибирского военного округа: 672000, г. Чита, ул. Пушкина 3, код МГТС-3022. 26-75-17. Прокурорско-следственный участок военной прокуратуры Сибирского военного округа: 630091, г. Новосибирск, ул. Гоголя 8. Военная прокуратура Дальневосточного военного округа: 680030, г. Хабаровск, ул. Шеронова 55/5, код МГТС-4212. 39-54-57. Военная прокуратура Балтийского флота: 236015, г. Калининград, ул. Брамса 16, код МГТС-0112. 22-28-86. Военная прокуратура Северного флота: 184600, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сивко 9, код МГТС-81537. 7-28-85. Военная прокуратура Тихоокеанского флота: 690003, г. Владивосток, ул. Посьетская 15, код МГТС-4232. 41-41-05. Военная прокуратура, войсковая часть, полевая почта 90935: 99050, Украина, г. Севастополь, пл. Пирогова 4, код МГТС-8-10-38-0692. 55-90-07, 54-50-33, 46-58-86.

------------------------------------------------------------------

Название документа