Военное право и гражданское законодательство в XXI веке

(Сурков А. Н.) ("За права военнослужащих", 2007) Текст документа

ВОЕННОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В XXI ВЕКЕ

А. Н. СУРКОВ

Сурков А. Н., кандидат юридических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН, преподаватель Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник юстиции.

Правовые преобразования в Российской Федерации, проводимые в последние годы, не могли не затронуть широкий пласт общественных отношений, связанных с военным управлением. Военная реформа, очередной этап которой проводится в настоящее время, повлекла за собой существенное изменение действующего законодательства, что требует совершенствования существующих, а также создания новых форм, методов и средств военного управления и их адаптации к новым военно-политическим и экономическим условиям. В динамичной государственно-правовой, управленческой и экономической практике возникает множество отношений между субъектами права, имеющими различную правовую природу. Современная рыночная экономика предполагает участие в имущественном обороте на паритетных началах также публично-правовых образований, в том числе и военных организаций. Однако в настоящее время организационно-правовые формы военных организаций как юридических лиц, правовой режим закрепленного за ними имущества, порядок создания, реорганизации и регистрации, формы и способы участия военных организаций в гражданском обороте, специфика регулирования договорных отношений с их участием, деятельность военных организаций, приносящая доход, а также проблемы договорной и внедоговорной ответственности должным образом не урегулированы. Переход России к основам рыночной экономики изменил производственные отношения и, как следствие, положение производительных сил страны, что, безусловно, не могло не повлиять на экономическую деятельность воинских частей, соединений, объединений, военных учреждений и других военных организаций различной ведомственной подчиненности, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и в целом всей военной организации государства по обеспечению ее национальной и, в частности, военной безопасности. В существующей системе российского права действует фрагментарный и бессистемный механизм правового регулирования участия публично-правовых образований, в том числе федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, органов военного управления, военных организаций и воинских частей (далее - военные организации) в гражданских правоотношениях, что в немалой степени связано с отсутствием в современной российской цивилистике комплексных и непротиворечивых исследований и концептуальных разработок по проблеме правового статуса перечисленных публично-правовых образований в имущественном обороте. Указанная проблема приобретает особую остроту при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией и защитой субъективных прав органов военного управления и военных организаций. Ее недостаточная теоретическая разработка приводит к тому, что правоотношения со столь специфическим субъектным составом фактически не развиваются. Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, органы военного управления, военные организации и воинские части не обладают возможностями в полном объеме реализовать собственные правомочия и эффективно защищать свои имущественные права, что существенно усложняет участие указанных организаций в хозяйственном обороте и не позволяет эффективно выполнять поставленные перед ними конституционные задачи по обороне и обеспечению военной безопасности Российской Федерации. В свете вышеизложенного представляется актуальной разработка теоретических вопросов, касающихся участия публично-правовых образований - органов военного управления и военных организаций в отношениях, регулируемых гражданским правом, и в первую очередь выявления особенностей их юридической природы. О необходимости разрешения существующей проблемы свидетельствует тот факт, что вопросы правового положения и финансово-экономической деятельности военных организаций рассматривались на парламентских слушаниях 19 февраля 2001 г. как важнейшие элементы концепции законодательного обеспечения обороны страны, что отражено в их материалах <1>. Также эти вопросы были предметом широкого обсуждения на научно-практическом семинаре "Научные основы национальной безопасности Российской Федерации", прошедшем в Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 2005 г. <2> -------------------------------- <1> См.: Концепция законодательного обеспечения обороны страны // Проблемы правового положения и финансово-экономической деятельности военных организаций: Материалы парламентских слушаний 19 февраля 2001 г. М., 2001. С. 3. <2> См.: Научные основы национальной безопасности Российской Федерации // Материалы научно-практического семинара от 24 мая 2005 г. М., 2005.

Неразрешенность названных вопросов приводит к трудностям не только материального, но и процессуального порядка, когда как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды сталкиваются с затруднениями в определении гражданско-правового статуса военных организаций и вовлечении их в соответствующий процесс в качестве полномочного участника, что отражено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2000 г. N 8136/99. Таким образом, необходима разработка концепции гражданско-правового регулирования развития военной организации государства, основными элементами которой могли бы стать: узаконение организационно-правовых форм военных организаций как юридических лиц, установление порядка их образования, реорганизации и регистрации, ограничение объема, а также пределов их правосубъектности и особенности ее реализации в гражданском обороте, выявление специфики их договорной и внедоговорной ответственности и др. Характеризуя состояние научной разработанности рассматриваемой проблемы, необходимо подчеркнуть, что ее отдельные аспекты изучались и в период существования Советского государства и права, и в предшествующий ему дореволюционный период. Естественно, в силу объективных причин данные исследования, относящиеся к разным историческим периодам, не содержат в себе преемственности в концептуальных подходах к научному раскрытию проблемы роли и места гражданского права в обеспечении военной безопасности государства, влияния его на военное управление, участия военных организаций в гражданских правоотношениях, юридической ответственности военных организаций и военнослужащих и защиты их прав. При этом тема применения гражданского права в системе военного управления, осуществления гражданской правосубъектности федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, органами военного управления и военными организациями с точки зрения их юридической природы комплексно не рассматривалась. В указанной области знаний есть отдельные труды дореволюционных и современных авторов. Теоретическое освещение данной проблемы нашло свое отражение в трудах целой плеяды ученых, известных цивилистов, государствоведов и военных юристов дореволюционного периода М. Бонч-Бруевича, М. Газенкампфа, Н. Л. Дювернуа, П. А. Зайончковского, Д. И. Мейера, В. И. Немировича-Данченко, Г. Ф. Шершеневича, В. А. Хлебникова и др. <3> -------------------------------- <3> См.: Аничков В. Военное хозяйство. СПб., 1860; Бонч-Бруевич М. Интендантское довольствие действующих войск. Корпус. СПб., 1913; Газенкампф М. Военное хозяйство. Вып. 1 - 2. СПб., 1891 - 1892; Зайончковский П. А. Военные реформы 1860 - 1870 гг. в России. М., 1952; Немирович-Данченко В. И. Год войны. СПб., 1878; Соловьев Н. И. Пенсии военным офицерским чинам и их семействам в России, Германии, Австрии и Франции. СПб., 1893.

В советский период в разработке теоретических положений военного управления, а также участия воинских частей в гражданских правоотношениях и правового режима военного имущества приняли активное участие военные юристы Н. В. Артамонов, А. А. Беспалов, Ю. Д. Казанчев, А. З. Квитко, И. И. Котляров, Н. И. Кузнецов, В. Н. Лейба, И. Ф. Побежимов, С. А. Русин, В. П. Серегин, В. Г. Стрекозов, В. И. Шаш и др. Однако гражданско-правовые аспекты военного управления рассматривались ими фрагментарно, а участие воинских частей в гражданских правоотношениях рассматривалось в узком контексте, без комплексного охвата связанных с этим проблем. Таким образом, научное исследование проблем применения гражданского права в обеспечении военной безопасности и военном управлении уже имеет определенную традицию. Многие аспекты методологии анализа собственно юридических знаний раскрыты в работах А. С. Безнасюка, А. В. Кудашкина, Ю. И. Мигачева, В. А. Озерова, Л. М. Пчелинцевой, А. Н. Савенкова, К. В. Фатеева и др. Вместе с тем их работы не затрагивали всего комплекса теоретических и законодательных проблем гражданско-правового регулирования развития военной организации государства. Следует отметить, что многое еще не исследовано в законодательном регулировании гражданско-правовых отношений в военной сфере, особенно на прикладном уровне. Поэтому проблематика правовой природы и сущности гражданско-правового регулирования развития военной организации государства представляется одной из наиболее актуальных на современном этапе становления российской государственности и реформирования Российской армии. Еще не раскрыты логика, принципы, механизмы развития и оптимизации гражданско-правовых отношений в военной сфере. Почти нет исследований по комплексным вопросам гражданско-правового обеспечения военной и национальной безопасности государства и системы военного управления, гражданско-правовых взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, между собой; по комплексным вопросам гражданско-правовой ответственности военных организаций, в том числе субсидиарной ответственности государства в лице федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по обязательствам подведомственных им военных организаций и защиты их гражданских прав; по оптимальной системе юридических лиц в структуре федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и по гражданско-правовому статусу самих этих органов военного управления; по комплексным вопросам правосубъектности органов военного управления и военных организаций органов исполнительной власти как стран СНГ, так и государств дальнего зарубежья; по финансовому обеспечению реализации судебных актов арбитражных судов, судов общей юрисдикции и военных судов; по вопросам создания, реорганизации и ликвидации военных организаций и правопреемству по их обязательствам, несостоятельности и банкротству военных организаций; по защите всего комплекса гражданских прав военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей военной службы и членов их семей и др. Необходимо отметить отсутствие и специального комплексного исследования зарубежного опыта гражданско-правового регулирования развития военной организации государства и возможности внедрения его результатов в современных условиях военной реформы. Из вышесказанного следует, что комплексного, обобщающего теоретико-правового исследования научной и практической проблемы несоответствия уровня разработки военного и гражданского законодательства, применяемого в системе военного управления и процессе развития военной организации государства, современным требованиям обеспечения его военной безопасности не проводилось. На важность и значимость разрешения проблем, связанных с участием субъектов публичного права в гражданских правоотношениях, а также на необходимость формирования комплексной законодательной базы в последнее время не раз указывалось в публикациях видных ученых-правоведов М. И. Брагинского, Б. М. Гонгало, В. В. Витрянского, В. А. Дозорцева, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, В. Ф. Яковлева и др. Интенсивно обсуждается проблема комплексного подхода к формированию законодательной базы гражданско-правового обеспечения развития военной организации государства в новых экономических и политических условиях. Немало перспективных идей по этим вопросам высказано в работах В. В. Бараненкова, Ю. В. Берладир, Р. А. Буц, А. Весина, А. Ю. Виноградова, А. Ф. Воронова, Я. А. Гейвандова, А. А. Голубева, Е. В. Григорьева, М. Г. Загорского, И. В. Зыковой, В. В. Кудашкина, И. В. Цымбаренко, В. В. Манова, Д. А. Митюрича, Г. А. Могилевского, О. А. Овчарова, Л. Н. Сморчковой, Е. В. Степановой, С. В. Терешковича, В. А. Толстенко, А. Ю. Хомякова, Д. А. Шаповалова, Ю. С. Шпинева, С. П. Юшкевича и других ученых, которые, рассматривая отдельные вопросы общей проблемы, в конечном итоге формируют концептуальный взгляд на ее решение в целом. Специфика проблемы гражданско-правового регулирования развития военной организации государства в целях эффективного обеспечения его военной безопасности и оптимизации системы военного управления требует рассмотрения возникающих в связи с этим правоотношений с точки зрения теории государства и права, конституционного, административного и военного права. Особое внимание необходимо уделить критическому анализу действующего гражданского и военного законодательства и определению путей его совершенствования, исходя из отечественного и зарубежного опыта. В качестве источников необходимо использовать законодательные акты дореволюционной России, законодательство СССР и стран СНГ, действующее гражданское и военное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, положения, уставы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), регулирующие отношения, складывающиеся по поводу реализации федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, воинскими частями, военными организациями и военнослужащими гражданских прав и устанавливающие гражданско-правовую ответственность. Необходимость решения рассматриваемой научной и практической проблемы несоответствия уровня разработки гражданского и военного законодательства, применяемого в системе военного управления и процессе развития военной организации государства, современным требованиям обеспечения его военной безопасности на основе анализа существенно изменившегося конституционного, гражданского, военного, административного, финансового законодательства и практики его применения будет определять перспективу развития военного права в XXI в. Определяя контуры названной проблемы, необходимо выработать направления ее решения, которые могут вытекать из нижеприведенных тезисов. 1. Военно-административному и гражданско-правовому регулированию развития военной организации государства принадлежит одна из ведущих ролей в обеспечении его военной безопасности. Военная безопасность как одно из важнейших социально-правовых явлений представляет собой комплексный правовой институт национальной безопасности государства со специфическими содержанием и структурой, который включает в себя нормы конституционного, административного, военного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного и других отраслей права, а система обеспечения военной безопасности является управленческой социальной системой со своими специфическими структурами и функциональными компонентами, входящими в систему национальной безопасности Российской Федерации. Включая в себя нормы гражданского права, военное управление является отраслью государственного управления и носит правовой характер. Активное управленческое воздействие на военную организацию государства оказывают законодательная и судебная ветви власти. Федеральное Собрание, принимая в установленном порядке законы, определяет основные принципы и нормы поведения в сфере обеспечения обороны и военной безопасности государства. Судебная власть, обладая независимостью и возможностью непосредственного влияния на военное управление, устанавливает режим безусловного соблюдения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Военное управление - это организующее, регулирующее, обеспечительное и исполнительное воздействие федеральных органов государственной власти на военную организацию государства для исполнения конституционных задач по обеспечению его обороны и военной безопасности. 2. Наряду с военно-административными в деятельности органов военного управления и военных организаций непосредственно применяются и гражданско-правовые принципы. Органы военного управления действуют в соответствии с принципом единоначалия - одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил и руководства ими, а также взаимоотношений между военнослужащими, суть которого состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, ему предоставляются все необходимые права на единоличное управление, предусмотренные действующим законодательством, и на него возлагается персональная ответственность перед государством за управление подчиненными войсками, за все стороны жизни и деятельности воинской части, военной организации и каждого военнослужащего. В гражданско-правовых отношениях принцип единоначалия проявляется в том, что командир (начальник) выступает от имени органа военного управления, воинской части или иной военной организации самостоятельно, без доверенности, на основании своего служебного положения при наличии у них статуса юридического лица. При отсутствии такого статуса в их интересах в гражданских правоотношениях выступает вышестоящий командир (начальник), обладающий таким статусом. 3. Военное и гражданское право выступает одним из средств управления как общественными отношениями, складывающимися в самих Вооруженных Силах, так и отношениями с иными субъектами гражданского права, не входящими в их состав. Данные правоотношения закрепляются в правовых нормах, содействуя установлению новых правовых отношений, обеспечивая охрану порядка и установленных правил, оказывая значительное воспитательное воздействие на поведение военнослужащих. Эти отрасли являются одним из важнейших средств управления Вооруженными Силами, выполняющим, прежде всего, именно функцию регулятора. Поэтому военное и гражданское право - не только форма, но и важнейшее и необходимое средство управления Вооруженными Силами, укрепления воинской дисциплины, повышения боеспособности и боеготовности войск, защиты законных прав органов военного управления, воинских частей, военных организаций, военнослужащих и членов их семей. Это способствует обеспечению эффективной жизнедеятельности воинских частей и подразделений, укреплению правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, успешному выполнению стоящих перед ними задач. 4. Гражданская правосубъектность органов военного управления, объединенных Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, неоднородна. В сфере гражданско-правовых отношений деятельность воинских частей, военных организаций, органов военного управления и в целом военной организации государства надлежащим образом не урегулирована действующим законодательством, что не позволяет им эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них конституционные задачи по обороне и военной безопасности Российской Федерации. На современном этапе военной реформы классификация органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и военных организаций как юридических лиц не осуществлена и их организационно-правовые формы в общей системе военной организации государства не установлены. Системный подход, который необходим для определения гражданско-правового статуса федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, воинских частей и военных организаций, на современном этапе военной реформы не сложился и не находит практического применения. 5. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц не учитывает всех особенностей правового положения военных организаций, а выполнение всех его требований может привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. В частности, при регистрации всех военных организаций в качестве юридических лиц и их филиалов (представительств) общедоступной становится информация о дислокации всех воинских частей, соединений и объединений Вооруженных Сил, внутренних войск Министерства внутренних дел, Пограничной службы ФСБ России, иных войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, что может повлечь серьезный ущерб военной безопасности Российской Федерации. Государственную регистрацию военных организаций, дислоцированных за рубежом, целесообразно осуществлять на территории Российской Федерации по месту регистрации федеральных органов исполнительной власти, которым они подведомственны. 6. Исходя из характера публичных функций, возложенных на военные организации, и специфики признаков военных организаций как юридических лиц, закрепленных законодателем в ст. 48 ГК РФ, следует признать, что наиболее эффективной организационно-правовой формой военной организации может быть федеральное военное учреждение - некоммерческая организация, учреждаемая на праве оперативного управления в пределах своих полномочий главой государства, главой исполнительной власти, федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, для осуществления функций обороны, обеспечения военной и национальной безопасности. Целесообразно законодательно установить, что под федеральными военными учреждениями со статусом юридического лица, если не оговорено иное, понимаются такие образования, как центральные органы военного управления (Министерство обороны Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, федеральные службы и агентства, входящие в их состав, Генеральный штаб, виды и рода войск Вооруженных Сил, самостоятельные главные управления, Тыл Вооруженных Сил), региональные и территориальные органы военного управления, объединения и соединения (военные округа, флоты, армии, флотилии, корпуса и дивизии, региональные управления погранвойск ФСБ России, региональные управления МЧС России, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и др.), самостоятельные военные организации (военно-учебные и научные учреждения, госпитали, санатории, учреждения культуры, спорта и др.) Вооруженных Сил, других войск и органов. Иные структурные единицы органов военного управления, в частности, службы, главные и центральные управления, управления, штабы, отделы, полигоны, арсеналы, склады, базы и непосредственно воинские части (подразделения звена: отдельная рота - отдельный батальон - полк - бригада) можно наделить в случае необходимости правомочиями филиалов или представительств. 7. Наиболее важными должны быть признаны следующие особенности правового положения военных организаций: приоритетность целей деятельности ведомства в деятельности любой военной организации, которая при необходимости должна действовать даже в ущерб своим интересам; финансирование деятельности должно осуществляться из федерального бюджета по нормам довольствия, сверх того - может осуществляться за счет разрешенной самостоятельной деятельности, приносящей доходы; материальное обеспечение должно осуществляться в централизованном порядке по нормам довольствия, сверх того - децентрализованное приобретение имущества за счет выделенных на эти цели бюджетных и иных средств; правосубъектность военных организаций должна быть ограничена в пределах полномочий, установленных учредительными документами; обязательность для поставщиков заключения с военными организациями договоров энергоснабжения и снабжения товарами через присоединенную сеть и недопустимость расторжения таких договоров в отношении военных организаций, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; ограничение ответственности военных организаций по отдельным видам обязательств, связанным с определенным родом деятельности, путем ограничения права их контрагентов на полное возмещение убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; имущество Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов имеет специальное предназначение и ограничено в обороте или исключено из оборота. Государственная регистрация прав на имущество должна осуществляться с соблюдением требований законодательства о государственной тайне; особый порядок создания, реорганизации, ликвидации военных организаций и их филиалов (представительств), комплектования военнослужащими и назначения должностных лиц, а также правоотношения в ведомственной системе юридических лиц должны регулироваться военным законодательством. Законодательное закрепление вышеуказанных особенностей правового положения военных организаций должно стать основой совершенствования правового регулирования их финансово-хозяйственной деятельности и фактором эффективности выполнения стоящих перед ними конституционных задач по обеспечению военной безопасности государства. 8. Четкое определение правосубъектности военных организаций имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Публично-правовые образования - военные организации в гражданских правоотношениях характеризуются в правовой литературе как особые субъекты гражданского права в том смысле, что они не являются юридическими лицами в существующем понимании. Тем не менее допускается возможность считать их юридическими лицами публичного права. Представляется, что любая военная организация (воинская часть, соединение, объединение и т. п.) должна быть или юридическим лицом, или структурным подразделением юридического лица. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, любая военная организация в своей деятельности использует какое-либо имущество (здания, сооружения, земельные участки, технику, мебель, денежные средства и т. п.). Но имущество может быть закреплено только за юридическим лицом (а затем - за его структурным подразделением). Иными словами, организация, не имеющая статуса юридического лица, не может быть наделена имуществом, не имеет права использовать какое-либо имущество. Во-вторых, в договорные отношения могут вступать только организации, имеющие статус юридического лица (или от имени юридического лица его структурные подразделения). В-третьих, статус юридического лица необходим любой организации и для вступления в налоговые правоотношения, что особенно актуально в связи с необходимостью постановки военных организаций на учет в налоговых органах. В-четвертых, организация, не имеющая статуса юридического лица, не может вступать в трудовые правоотношения, не имеет права использовать труд гражданского персонала, так как работодателем может быть только юридическое лицо. 9. Гражданско-правовая ответственность является важным регулятором военно-экономических отношений и одним из эффективных средств военного управления. Особенности гражданско-правовой ответственности военных организаций должны учитываться при ограничении, на основании закона, их договорной ответственности в сравнении с другими участниками гражданского оборота. Во-первых, даже в случае недостаточности денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное собственником за учреждением на праве оперативного управления. Данное правило, как представляется, распространяется и на имущество, приобретенное учреждением за счет полученных средств в результате осуществления разрешенной приносящей доход деятельности, если оно используется для достижения основных целей деятельности военной организации и выполнения служебно-боевых задач. Во-вторых, расходование бюджетных средств учреждениями, а значит, их списание со своего лицевого счета в Федеральном казначействе на иные цели, не предусмотренные сметой расходов и не соответствующие перечню, установленному БК РФ, не допускается (ст. 70 БК РФ). Данное обстоятельство является исключением из общего правила, допускающего добровольное возмещение убытков и неустойки, чего не может сделать по своей инициативе военная организация. В этом случае взыскание с военных организаций сумм штрафных санкций за неисполнение ими своих обязательств становится практически невозможным. В этой связи единственным законным основанием для совершения указанных действий является исполнительный лист. В-третьих, в соответствии с п. 4 ст. 161 БК РФ в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке бюджетных средств, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением (военной организацией), стороны договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и другие его условия. При этом сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только реального ущерба, причиненного изменением его условий. Данное правило распространяется как на государственные контракты, так и на все сделки, заключаемые бюджетными учреждениями. В-четвертых, нормами бюджетного законодательства бремя субсидиарной ответственности государства по обязательствам подведомственных ему организаций, в том числе военных, переносится на орган исполнительной власти, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, и ограничивается выделенным их объемом. Представляется, что данные положения, поскольку они относится к предмету гражданско-правового регулирования, как противоречащие ГК РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ не подлежат применению и должны быть пересмотрены законодателем, так как противоречат принципу равной защиты всех форм собственности, установленному ст. 8 Конституции Российской Федерации и ст. 212 ГК РФ. Такое положение дел порождает порочную практику безответственности должностных лиц военных организаций в гражданских правоотношениях, не влечет неблагоприятных для них последствий в случае нарушения обязательств по договорам и никак не сказывается на их служебном положении в случае привлечения военной организации к гражданско-правовой ответственности. 10. В настоящее время гражданско-правовая ответственность военных организаций определяется гражданско-правовыми нормами общего характера, что вряд ли можно признать обоснованным. Общие нормы, регулирующие участие военных организаций в гражданском обороте, основной деятельностью которых является оборона страны и обеспечение ее военной безопасности, требуют уточнения в Федеральном законе "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций", где, помимо общих вопросов гражданской правосубъектности, следует четко разработать и механизм гражданско-правовой ответственности военных организаций. Действующий на сегодняшний день правовой механизм, призванный, с одной стороны, обеспечить удовлетворение требований кредиторов военных учреждений, а с другой - обеспечить стабильность бюджета и плановое расходование его средств (в случае субсидиарной ответственности государства), в реальной действительности порождает лишь массу дополнительных проблем и трудностей для добросовестных участников гражданского оборота. 11. Анализ деликтной ответственности воинской части (военной организации) как юридического лица показал ряд ее особенностей: воинская часть (военная организация), в силу своей специальной правоспособности являясь юридическим лицом, выступает одним из субъектов гражданского оборота со специальной правосубъектностью; гражданско-правовой институт деликтной ответственности имеет для воинской части (военной организации) важное значение, которое состоит в том, что наряду с реальным возмещением ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам, он способствует укреплению воинской дисциплины и правопорядка; характерный для гражданского права России принцип полного возмещения вреда действует и в области деликтных обязательств воинской части (военной организации). В соответствии с ним вред подлежит возмещению в полном объеме независимо от степени вины причинителя; когда военнослужащий находится при исполнении обязанностей военной службы, но деятельность его не обусловлена интересами военной службы, то такая деятельность утрачивает характер исполнения служебных обязанностей, а вред, причиненный ею, возмещается в общегражданском порядке; исходя из современного состояния законодательства, в силу специфики военно-служебных отношений между военнослужащим и воинской частью последняя, возместившая вред, предъявляет обратное требование к военнослужащему не в виде регрессного иска, а в форме приказа командира воинской части о возмещении ущерба либо в виде иска командира воинской части к военнослужащему в военный суд в случае, если сумма ущерба превышает размер одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет; в случае причинения вреда жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы вред им возмещается по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Данное положение существенно повышает социальную защиту военнослужащих, хотя и не имеет пока подкрепления в виде широкой судебной практики. 12. Установленный в соответствии с нормами бюджетного законодательства порядок взыскания средств по денежным обязательствам бюджетных учреждений отражает определенные особенности правового статуса бюджетных учреждений с точки зрения бюджетного права и не учитывает ряда положений гражданского законодательства, Федерального закона "Об исполнительном производстве", Конституции Российской Федерации. Представляется целесообразным урегулировать данный вопрос в Федеральном законе "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций", определить порядок, процессуальные сроки взыскания денежных средств по обязательствам бюджетных учреждений, исполнительные органы, права, обязанности и ответственность участников данных правоотношений. Необходимо выработать единый законодательный подход к определению классификации, порядку использования и учета внебюджетных доходов бюджетного учреждения, что позволит избежать их нецелевого использования. Теоретическое и практическое значение данных тезисов определяется тем, что содержащиеся в них выводы и предложения могут послужить основой для дальнейших научных изысканий в сфере гражданско-правового регулирования развития военной организации государства, системы военного управления, регулирования отношений по управлению федеральной собственностью, находящейся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, представляющих собой административный процесс, включающий формирование и выражение воли юридических лиц публичного права, направленной на реализацию их гражданской правосубъектности, в том числе правомочий собственника. Тезисы также могут быть использованы при разработке федеральных законов и других нормативных правовых актов, имеющих отношение к элементам гражданско-правового регулирования развития военной организации государства и системы военного управления в целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Название документа