О применении норм Налогового кодекса Российской Федерации при уплате военными организациями государственной пошлины

(Скворцов А. В.) ("За права военнослужащих", 2007) Текст документа

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ УПЛАТЕ ВОЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

А. В. СКВОРЦОВ

Скворцов А. В., помощник командира отдельного 71-го полка РЭБ СКВО по правовой работе, старший лейтенант юстиции.

В соответствии со сложившейся в настоящее время судебной практикой Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), военные комиссариаты, федеральные государственные учреждения (главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, управления военных округов, флотов, Каспийской флотилии) при обращении в суды общей юрисдикции и арбитражные суды в качестве истцов, а также при обжаловании решений в судах апелляционных, кассационных и надзорных инстанций по общему правилу не освобождаются от уплаты государственной пошлины. От уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.36 и п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождаются государственные органы, обращающиеся в суды, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Таким образом, НК РФ закрепил льготу по уплате названными субъектами государственной пошлины только в тех случаях, когда эти субъекты участвуют в деле с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). В иных случаях, в том числе когда орган государственной власти выступает в качестве ответчика, он обязан уплатить государственную пошлину при подаче жалобы (заявления) на решение суда на общих основаниях. Тем не менее, на взгляд автора, представителям Минобороны России в органах судебной власти целесообразно заявлять ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, исходя из следующих обстоятельств. Льгота по освобождению от уплаты государственной пошлины предоставляется при одновременном наличии трех обязательных условий: 1. В суды должны обращаться государственные органы. 2. Обращение должно быть обусловлено защитой государственных или общественных интересов. 3. Случаи обращения должны быть предусмотрены федеральным законом. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется путем разделения ее на законодательную исполнительную и судебную. Анализ ст. ст. 10, 11, 110 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ и положений Указа Президента Российской Федерации "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 г. N 649 показывает, что для осуществления исполнительных властных полномочий государство создает органы исполнительной власти. Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение о Минобороны России), определяющего его правовой статус, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти. В п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что Российская Федерация выступает в гражданских правоотношениях, в том числе в суде, посредством органов государственной власти или специально назначаемых представителей. При этом государственные органы выступают от имени Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их правовой статус. Согласно п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона находится в исключительном ведении Российской Федерации. Пунктом 4 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" предусмотрено, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Минобороны России является органом военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, что определено п. 2 Положения о Минобороны России. Кроме того, из п. 1 указанного Положения следует, что Минобороны России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. Следовательно, Минобороны России является уполномоченным государственным органом в области обороны, выполняющим функции Российской Федерации в этой области. Минобороны России как орган государственной власти действует исключительно в публичном интересе. Поэтому любые юридически значимые действия, совершаемые Минобороны России в пределах компетенции и в установленном законодательством порядке, являются одновременно и его правом, и его обязанностью. Таким образом, любое действие, совершаемое Минобороны России по вопросам его компетенции, осуществляется от имени и в интересах Российской Федерации, а любое обращение Минобороны России в суд осуществляется в защиту государственных интересов. При этом в соответствии с п. 4 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обращение в арбитражный суд осуществляется в форме искового заявления, заявления или жалобы (при обращении в арбитражный суд, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции). Анализ во взаимосвязи ст. 3 и ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) показывает, что гражданское дело в суде первой инстанции возбуждается по заявлению лица, однако право на обращение в суд ГПК РФ связывает не с формой обращения, а с заинтересованностью лица в защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Порядок обращения в суд определяется законодательством о гражданском судопроизводстве, в частности: право на обращение в суд первой инстанции реализуется посредством подачи искового заявления или заявления о выдаче судебного приказа (ст. ст. 123 и 131 ГПК РФ), право апелляционного обжалования - посредством подачи апелляционной жалобы (ст. ст. 320 и 321 ГПК РФ), право обращения в кассационном порядке - посредством подачи кассационной жалобы (ст. ст. 336 и 337 ГПК РФ), право на обращение в суд надзорной инстанции - посредством подачи надзорной жалобы (ст. ст. 376 и 377 ГПК РФ). Таким образом, гражданское процессуальное законодательство и арбитражное процессуальное законодательство не связывают право на обращение в суд исключительно с возможностью обращения в суд первой инстанции в целях возбуждения дела в суде. Напротив, право на обращение в суд может быть реализовано любым лицом, участвующим в деле, в том числе путем обжалования судебного акта (постановления), принятого по делу, в вышестоящий суд. Различие состоит лишь в форме такого обращения (исковое заявление, жалоба, заявление). Также необходимо принять во внимание то, что при определенных условиях согласно ст. 376 ГПК РФ, а также ст. 292 АПК РФ в суд надзорной инстанции может обратиться и лицо, которое не привлекалось к участию в деле. ГК РФ в п. 1 ст. 125 определяет общее правило, предусматривающее возможность для органов государственной власти обратиться в суд от имени Российской Федерации. С учетом изложенного такое право для Минобороны России при наличии достаточных правовых оснований, по сути, является обязанностью, предусмотренной законом. Например, п. п. 10 - 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" определено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности, равно как и имущество указанных образований является федеральной собственностью. Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Минобороны России оно осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. В ст. 301 ГК РФ указывается, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Следовательно, Минобороны России не только вправе, но и обязано обратиться с иском в суд об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Во-вторых, в п. 12 Положения о Минобороны России предусмотрено, что Минобороны России является государственным заказчиком в области обороны. В соответствии со ст. ст. 1 и 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд, осуществляемых в целях обороны, размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. При этом государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. Кроме того, согласно ст. 8 Федерального закона "Об обороне" Минобороны России в целях обороны вправе вступать в договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, когда Минобороны России выступает стороной в договоре, направленность такого договора преследует публичный интерес в целях обороноспособности государства. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. Следовательно, если контрагенты Минобороны России не выполняют или выполняют обязательства ненадлежащим образом, то оно (Минобороны России) обязано обратиться в суд для защиты в рассматриваемом аспекте прав и законных интересов Российской Федерации. Таким образом, Минобороны России как уполномоченный в области обороны государственный орган при совершении любых юридически значимых действий выступает от имени Российской Федерации. Поскольку Минобороны России действует в публичном интересе, оно не только вправе, но и обязано вступать в гражданские правоотношения от имени Российской Федерации, осуществлять права и выполнять обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом, действуя добросовестно и разумно, Минобороны России обязано своевременно обеспечить представление позиции Российской Федерации во всех судебных инстанциях в случае возникновения спора, независимо от того, привлекается оно стороной по делу или третьим лицом. На основании изложенного следует вывод, что Минобороны России как государственному органу законом вменено в обязанность в любых случаях выступать в судах от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов. При этом также преследуются цели защиты интересов неограниченного круга лиц, поскольку благополучие и безопасность населения Российской Федерации прямо зависят от обороноспособности Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территорий, сохранности государственного суверенитета. При таких обстоятельствах Минобороны России подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Согласно п. 5 Положения о Минобороны России оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Так, федеральные государственные учреждения (главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, управления военных округов, флотов, Каспийской флотилии) в соответствии с п. 11 Общего положения о федеральном государственном учреждении, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц" от 12 сентября 2003 г. N 324, являются органами военного управления и осуществляют свои функции в области обороны и безопасности государства. Военные комиссариаты согласно п. п. 2 и 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372, являются территориальными органами Минобороны России и непосредственно решают вопросы в области обороны Российской Федерации. При этом следует обратить внимание на то, что федеральные государственные учреждения Минобороны России до принятия Постановления Правительства Российской Федерации "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" от 10 февраля 2004 г. N 71 создавались Министром обороны Российской Федерации на основании п. 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" от 11 ноября 1998 г. N 1357. В настоящее время в соответствии с п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации федеральные государственные учреждения создаются Правительством Российской Федерации. В свою очередь, военные комиссариаты в соответствии с п. 5 Положения о военных комиссариатах создаются Минобороны России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Таким образом, главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, управления военных округов, флотов и Каспийской флотилии, а также военные комиссариаты наделяются статусом государственных органов и действуют от имени государства. Поэтому на основании ст. 53 АПК РФ и ст. 46 ГПК РФ указанные органы также обращаются в органы судебной власти исключительно в защиту публичных интересов и должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины. Исходя из изложенного, представителям Минобороны России, а также должностным лицам указанных государственных учреждений, представляющим и защищающим интересы указанных государственных органов в судах, при реализации их права на обращение в суд целесообразно: - заявлять ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины по указанным выше основаниям; - обжаловать судебные решения, в соответствии с которыми с Минобороны России и федеральных государственных учреждений взыскивается государственная пошлина; - обжаловать определения об оставлении исковых заявлений (заявлений) без движения по основаниям неуплаты государственной пошлины, поскольку такие определения препятствуют дальнейшему движению дела. Указанные меры будут способствовать формированию необходимой практики рассмотрения вопросов об освобождении от уплаты государственной пошлины <1>. -------------------------------- <1> В тексте статьи использованы официальные разъяснения Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------

Название документа