Нарушение правил кораблевождения (научно-практический комментарий к ст. 352 УК РФ)

(Бражник Ф. С.)

("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 10)

Текст документа

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ

(НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТ. 352 УК РФ)

Ф. С. БРАЖНИК

Ф. С. Бражник, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный воинский порядок вождения и эксплуатации кораблей ВМФ РФ, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасное плавание для людей, самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.

Кораблями ВМФ признаются боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения (ст. 1 Корабельного устава Военно-Морского Флота Российской Федерации, введенного в действие Приказом главнокомандующего ВМФ от 1 сентября 2001 г. N 350).

Личный состав кораблей ВМФ комплектуется военнослужащими. ВМФ являются важной составной частью Вооруженных Сил Российской Федерации. Плавание кораблей ВМФ обеспечивается автономными силовыми установками, за исключением некоторых шлюпок, плавание которых осуществляется за счет мускульной энергии моряков (матросов).

Военно-Морской Флот представляет собой мощную военную силу, являющуюся частью Вооруженных Сил Российской Федерации. На него возлагается сложная и ответственная задача по военной защите морских рубежей и интересов России в нейтральных и территориальных водах. Выполнение этой задачи предполагает высокую военную подготовку личного состава флота, наличие современных боевых кораблей, мастерское кораблевождение в любых условиях и безопасное их использование по прямому предназначению.

Мастерское вождение кораблей обеспечивается разработанными на научной основе правилами и использованием многовекового опыта плавания военных кораблей и ведения ими боевых действий на реках, морях и океанах.

Основными актами, регулирующими установленный порядок мореплавания кораблей ВМФ, являются:

- Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации, устанавливающий общие обязанности командира корабля, за соблюдение которых он несет ответственность. Командир корабля обязан поддерживать постоянную боевую готовность, оборонять и защищать корабль, обеспечивать безопасное плавание корабля и выполнение кораблем маневров;

- Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями, введенное в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 сентября 1996 г. N 360 (разд. 4 - Правила безопасности плавания, разд. 5 - Предупреждение морских инцидентов);

- Правила техники эксплуатации вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМФ (ПТЭ ВС-73);

- Инструкция по штормовым готовностям (1975 г.);

- Правила устройства безопасной эксплуатации подводных снарядов (ПУЭПС-77);

- Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине (1990 г.);

- Инструкция о порядке классификации, расследования происшествий с кораблями, судами, их вооружением и военной техникой и организации работы по предупреждению аварийности в ВМФ (1994 г.);

- Устав службы на судах обеспечения (1997 г.);

- Положение о введении надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ ВМФ (1998 г.) и др.

Кроме того, на ВМФ распространяется действие международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.

Под кораблевождением понимается непосредственное управление кораблем в плавании, в процессе которого командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля для предотвращения такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия - на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей.

Командир корабля не несет ответственности за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь при условии, если авария корабля произошла из-за таких местных условий (факторов), которые могли быть известны только лоцману (подводные рифы, затонувшие суда, отмели и т. п. препятствия, не обозначенные на судовой карте).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 352 УК РФ, выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военного корабля, наступлении предусмотренных ст. 352 УК РФ последствий и причинной связи между нарушением и наступившим последствием.

Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и т. п.).

Нарушение правил эксплуатации может выражаться в использовании ненадлежащего топлива, не приведении в готовность к использованию противопожарного оборудования, ненадлежащем размещении на борту десанта, вооружения и боевой техники и т. п., повлекших наступление последствий, указанных в ст. 352 УК РФ.

Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля выражаются в причинении по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий (см. комментарий к ст. 351 УК РФ).

Причинная связь - обязательный признак объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Последствия, порожденные иными причинами, а не нарушением правил вождения или эксплуатации корабля, состава преступления, предусмотренного ст. 352 УК РФ, не образуют, но могут быть квалифицированы по иным статьям о преступлениях против военной службы или общеуголовным нормам права. Установление причинной связи в сложных случаях может быть осуществлено с помощью эксперта.

Субъектом нарушения правил вождения корабля может быть командир корабля (катера, шлюпки), старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля.

Субъектом нарушения правил эксплуатации корабля, помимо названных должностных лиц, могут быть лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля, если допущенные ими нарушения причинили вред безопасности движения корабля и обусловили наступление указанных в ст. 352 УК РФ последствий.

Лица из состава десанта или команды корабля, на которых не возложена обязанность соблюдать правила эксплуатации корабля и которые причинили указанный в ст. 352 УК РФ вред деянием, противоречащим требованиям эксплуатации, субъектом рассматриваемого преступления признаны быть не могут, но могут нести при определенных обстоятельствах ответственность по другим статьям УК РФ за фактический вред, причиненный интересам, охраняемым УК РФ.

Находящийся на военном корабле старший начальник, официально взявший на себя управление и эксплуатацию корабля, в случае нарушения названных правил и наступления указанных в законе последствий несет ответственность по ст. 352 УК РФ. Командир корабля в этом случае ответственности не подлежит.

Если командир при возникновении опасности гибели корабля или столкновения судов допускает нарушение правил кораблевождения с целью предотвратить наступление более тяжких последствий и его нарушением обусловлено причинение менее тяжкого последствия, чем предотвращенное, имеет место действие командира в состоянии крайней необходимости. В этом случае может нести ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, лицо, поставившее командира в состояние крайней необходимости (например, нарушение правил командиром встречного корабля, создавшее опасность неизбежного столкновения кораблей, которое не произошло только потому, что командир второго корабля путем нарушения правил, из-за отсутствия иной возможности предотвратить столкновение, отвернул влево и потопил шлюпку, причинив смерть одному из матросов, находящемуся на шлюпке). В противном случае командир не смог бы избежать столкновения судов, шедших на значительной скорости встречным курсом, а значит, и последствий, многократно превысивших фактически наступивший вред.

Нарушение правил кораблевождения военного судна может привести к гибели корабля. Поскольку между созданием угрозы неизбежной гибели корабля и ее реализацией проходит определенный, иногда значительный, отрезок времени, командир должен выполнить все свои служебные обязанности для поддержания живучести корабля или его спасения иным путем (посадить на отмель), а при невозможности достичь вышеназванных целей, принять меры к организованному оставлению погибающего корабля. Если командир до оставления погибающего корабля не выполнил все свои служебные обязанности, то он подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 352 и 345 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии лицо осознает, что совершенное действие или бездействие противоречит правилам вождения или эксплуатации военного корабля и создает возможность причинения последствий, предусмотренных ст. 352 УК РФ, однако считает без достаточных к тому оснований (легкомысленно), что принимаемыми им мерами предосторожности или использованием иных факторов наступление последствий будет предотвращено. Ложная уверенность нередко возникает потому, что нарушителю ранее удавалось благополучно выходить без потерь из аналогичных ситуаций.

При небрежности лицо не замечает допускаемого нарушения правил и не предвидит возможности наступления последствий, указанных в ст. 352 УК РФ, хотя при необходимой внимательности и надлежащей предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия и предупредить их наступление.

При отсутствии у нарушителя правил обязанности предвидеть и возможности предотвратить наступление вредных последствий имеет место невиновное причинение вреда.

Возможны случаи, когда при вождении корабля в особенно сложных условиях командир корабля, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, не смог предотвратить их наступление в силу несоответствия своих психофизических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

------------------------------------------------------------------

Название документа