Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника)

(Сливков А. С.) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, NN 5, 6) Текст документа

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ЗАЧИСЛЕННЫХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА)

/"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 5/

А. С. СЛИВКОВ

А. С. Сливков, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции.

В связи с проводимыми в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации преобразованиями, наличием целого ряда проблем в области материального обеспечения увольняемых военнослужащих особую актуальность с теоретической и практической точек зрения приобретают вопросы, связанные с зачислением военнослужащих в распоряжение командира (начальника), с особенностями материального обеспечения названной категории военнослужащих.

I. Особенности правового статуса военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника)

Нахождение военнослужащих в распоряжении командиров (начальников) в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) является частным случаем прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях. Пунктом 4 ст. 42 названного Федерального закона установлено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: - нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более 3 месяцев; - нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более 6 месяцев; - нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу; - прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, указанным в п. 1 ст. 44 вышеназванного Федерального закона; - в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы. Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника) производится в порядке, установленном ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с доследующими изменениями). Статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки: а) в случае освобождения от воинской должности (должности) - не более чем на 3 месяца; б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на 6 месяцев; в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу; г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, не годным к военной службе - до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе; д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой - не более чем на три месяца; е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца - до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим; ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного - до его освобождения; з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - до окончания этого отпуска; и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке прохождения военной службы, - до его исключения. В качестве отдельных положений, определяющих порядок нахождения военнослужащих в распоряжении командиров (начальников) следует назвать следующие: - п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы одним из условий, которые должны соблюдаться при назначении военнослужащих на воинские должности, названо следующее условие: "Назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), должно производиться в возможно короткий срок, не позднее срока, установленного Федеральным законом и настоящим Положением"; - в соответствии с абз. 3 п. "а" ч. 4 ст. 34 вышеназванного Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и при отсутствии других оснований для увольнения при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 данного Федерального закона и указанным Положением, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность). Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда: - военнослужащий находится на стационарном лечении; - военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; - военнослужащий участвует в походах кораблей; - военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; - военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; - военнослужащий находится под следствием; - в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы. Из приведенных норм действующего законодательства следует, что военнослужащие, зачисленные в установленном порядке в распоряжение командира (начальника), обладают статусом военнослужащих. Статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Особенности правового статуса военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что названные военнослужащие проходят военную службу не на воинских должностях. В данном контексте следует выделить следующие особенности правового статуса указанной категории военнослужащих. 1. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются должностные обязанности, определяемые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных военнослужащему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 21), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140. При этом на военнослужащих, зачисленных в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), в полном объеме распространяются общие и специальные обязанности военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих определены ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 13 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Некоторые общие обязанности военнослужащих (возлагаемые вне зависимости от занимаемых воинских должностей) определены в других статьях Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140) (с изменениями от 30 июня 2002 г.), Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140) (с изменениями от 30 июня 2002 г.), Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (введен в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 1993 г. N 600). В соответствии со ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие могут являться начальниками по отношению к другим военнослужащим, в том числе по своему воинскому званию. В таком случае на военнослужащих, зачисленных в распоряжение и являющихся по своему воинскому званию начальниками для других военнослужащих, распространяются общие обязанности командиров (начальников), закрепленные в ст. ст. 72 - 89 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, иных нормативных правовых актах (за исключением тех обязанностей, возложение которых обусловлено наличием у военнослужащего должностных полномочий). Специальные обязанности военнослужащие исполняют при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах (ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 22 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации). Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и др.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, к выполнению специальных обязанностей (привлечение к несению боевого дежурства (боевой службы), назначение в суточные и гарнизонные наряды, привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах). При этом необходимо руководствоваться специальными правилами, установленными для данного вида службы (боевого дежурства, суточного наряда и т. д.), а также требованиями, предъявляемыми законодательством к личному составу, назначаемому (привлекаемому) к этому виду службы. Так, например, в соответствии со ст. 288 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации дежурный по полку назначается из офицеров управления полка и батальонов, командиров рот и им равных. В отдельных батальонах и им равных воинских частях разрешается назначать дежурным по воинской части командиров взводов, а также прапорщиков штаба и служб батальона. В приведенном случае категории военнослужащих, которые могут быть назначены дежурными по полку, определены в зависимости от воинских званий и от принадлежности к названным в ст. 288 Устава подразделениям полка. 2. Военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников), не несут ответственности за правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. В связи с тем, что военнослужащие, зачисленные в распоряжение, не замещают воинских должностей и на них не возлагаются должностные обязанности, они не могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. 3. Военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников), не устанавливаются меры правовой и социальной защиты, а также виды материального обеспечения, установление которых в соответствии с действующим законодательством производится с учетом занимаемых военнослужащими воинских должностей. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. В связи с тем, что военнослужащие, зачисленные в распоряжение, проходят военную службу не на воинских должностях и не исполняют должностных обязанностей, для них не устанавливаются меры правовой и социальной защиты, а также некоторые виды материального обеспечения, предоставление которых действующим законодательством напрямую связано с замещением определенных категорий воинских должностей (более подробный анализ названному положению изложен в ч. II настоящей статьи). Примечание: в том случае, если на военнослужащего, находящегося в распоряжении, возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности в порядке, установленном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, на этого военнослужащего распространяются меры правовой и социальной защиты, а также виды материального обеспечения, предусмотренные для военнослужащих, замещающих временно исполняемую должность. В указанном случае военнослужащий также может быть привлечен к соответствующему виду ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, установленных по воинской должности, к временному исполнению которой он допущен.

II. Особенности материального обеспечения военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника)

Особенности материального обеспечения военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что они проходят военную службу не на воинских должностях и не исполняют должностных обязанностей. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются меры правовой и социальной защиты, а также некоторые виды материального обеспечения, предоставление которых действующим законодательством напрямую связано с замещением определенных категорий воинских должностей. Предоставление военнослужащим натуральных (неденежных) видов материального обеспечения (продовольственного, вещевого, обеспечения жилыми помещениями, медицинского, транспортного и др.) в соответствии с действующим законодательством осуществляется, как правило, вне зависимости от того, проходят они военную службу по контракту на воинских должностях или находятся в распоряжении. Соответственно в том случае, если в нормативном правовом акте не указано особо на то, что конкретный вид натурального материального обеспечения (конкретная норма обеспечения) предоставляется военнослужащим, замещающим определенные воинские должности, группы должностей, то данный вид натурального обеспечения (норма) распространяется и на военнослужащих, зачисленных в распоряжение. Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника). Действующим законодательством предусмотрены особенности в области обеспечения военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), денежным довольствием. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), являются: - Приказ Министра обороны Российской Федерации "О выплате окладов месячного денежного содержания военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника)" от 17 августа 2000 г. N 431; - Положение о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ (утверждено Приказом Министра обороны СССР 1978 г. N 075) (с последующими изменениями и дополнениями); - Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 025 (с изменениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации "О выплате окладов месячного денежного содержания военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника)" от 11 сентября 1998 г. N 414 <*>). -------------------------------- <*> Приказ Министра обороны от 11 сентября 1998 г. N 414 решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N ВКПИ99-28 признан незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.

Сроки выплаты денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира (начальника). Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 431 предписано выплачивать денежное довольствие в установленных размерах и порядке военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командиров (начальников), за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение). По истечении установленного срока нахождения в распоряжении денежное довольствие может выплачиваться военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. "а" и "б" п. 2 ст. 13 Положения по решению Министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. На основании приказов командиров (начальников) о зачислении военнослужащих в распоряжение производится соответствующая запись в графе 12 послужного списка личных дел военнослужащих. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 431 урегулированы правоотношения, которые могут возникнуть только при нарушении соответствующими органами военного управления правил, установленных п. 2 ст. 13 Положения, п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Напомним, что названными нормами Положения и Федерального закона предусмотрено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки: а) в случае освобождения от воинской должности (должности) - не более чем на 3 месяца; б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на 6 месяцев. С юридической точки зрения зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника) на сроки, превышающие установленные Положением и вышеназванным Законом, а равно бездействие органов военного управления (должностных лиц), повлекшие нахождение военнослужащих в распоряжении свыше этих сроков, должны признаваться неправомерными как несоответствующие нормам названных Закона и Положения. Парадоксально, но Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 431 при возникновении ситуации, обусловленной неправомерными действиями соответствующих должностных лиц, предписывается прекращать военнослужащим, находящимся в распоряжении, выплату денежного довольствия, т. е. по сути Приказ предусматривает ограничение прав военнослужащих на денежное довольствие на том основании, что в отношении них допущены неправомерные действия со стороны органов военного управления. Подобную ситуацию нельзя признать соответствующей принципу законности, так как ответственность за неправомерные действия органов военного управления возлагается не на виновных лиц, а на военнослужащих, в отношении которых допущено нарушение. В случае нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении свыше сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения, и прекращения выплаты этому военнослужащему денежного довольствия за период нахождения в распоряжении свыше этих сроков представляется целесообразным предпринять следующие меры (действия): - оспорить (обжаловать) в судебном (в административном) порядке действия (бездействие) органов военного управления (должностных лиц), связанные с зачислением военнослужащего в распоряжение (оставлением в распоряжении) на срок, превышающий сроки, установленные Положением, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"; - оспорить (обжаловать) в судебном (в административном) порядке действия (бездействие) органов военного управления (должностных лиц), связанные с прекращением выплаты денежного довольствия за период, когда военнослужащий находился в распоряжении свыше сроков, установленных Положением, вследствие неправомерных действий (бездействия) органов военного управления (должностных лиц). Ранее, до издания Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 431, вопросы выплаты денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира (начальника), регулировались приказом Министра обороны Российской Федерации "О выплате окладов месячного денежного содержания военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника)" от 11 сентября 1998 г. N 414. Названный Приказ решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N ВКПИ99-28 был признан незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания. Оклады денежного содержания и дополнительные выплаты, устанавливаемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира (начальника). В настоящее время на практике военнослужащим, зачисленным в распоряжение, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности и процентная надбавка за выслугу лет. Каким нормативным правовым актом закреплено такое положение, автору достоверно не известно. Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение, регулировался и в части, не отмененной, регулируется ст. ст. 76 - 82 Положения о денежном довольствии военнослужащих, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР 1978 г. N 075. Для того чтобы представить себе, как выглядит в настоящее время Приказ 1978 г. N 075, приведем список Приказов Министра обороны, которыми в него вносились изменения <*>: 1978 г. - N 0199; 1979 г. - N 085; 1980 г. - N 0083, 05, 056, 0250, 70; 1981 г. - N 0080, 090, 0134, 0255, 11, 36, 210, 245, 270; 1982 г. - N 0136, 0205, 35, 300; 1983 г. - N 090, 0140, 0186, 0198, 0220, 0260; 1984 г. - N 03, 0197, 50, 215, 250; 1985 г. - N 035, 20, 100, 184, 275; 1986 г. - N 062, 0235, 60; 1987 г. - N 060, 0111 - 0113, 0245, 251; 1988 г. - N 015, 024, 0150, 0190, 0198, 0199, 0259, 0292, 8; 1989 г. - N 015, 023, 058, 0300, 8, 487; 1990 г. - N 0192, 0225, 30, 76, 253, 445, 504; 1991 г. - N 068, 0180, 0219, 48, 52, 150, 190, 309, 357, 570; 1992 г. - N 010, 060, 30, 121, 163, 210; 1993 г. - N 020, 025, 19, 115, 338, 530; 1994 г. - N 41, 126, 199, 441; 1996 г. - N 115, 239, 43, 385. Неоднократно вносились изменения и в ст. ст. 76 - 82 Положения. -------------------------------- <*> Информация представлена по состоянию на 1 января 2004 г.

При применении правил, установленных Положением о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, необходимо также учитывать следующие обстоятельства: - за период с 1978 г. (с момента внесения изменений в конкретные статьи) структура денежного довольствия военнослужащих претерпела кардинальные изменения. В частности, военнослужащим введен целый ряд дополнительных выплат, которые не устанавливались на дату издания указанного Положения (дату внесения в него изменений). По состоянию на 1978 г. оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию (для офицеров) составляли основу общего размера денежного довольствия. Дополнительные выплаты устанавливались военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях: надбавки за особые условия службы, морское денежное довольствие, дополнительные выплаты за водолазные работы и т. д. На тот момент времени не было надбавок (дополнительных выплат), которые устанавливались бы всем без исключения военнослужащим, например, таких, как ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, ежемесячное денежное поощрение и др.; - в случае противоречия нормативных актов по общему правилу применению подлежит нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу; - в случае противоречия нормативных актов, имеющих равную юридическую силу, применению подлежит нормативный акт, имеющий более позднюю дату издания. С учетом названных обстоятельств и анализа действующего законодательства в области денежного довольствия представим сведения о видах денежных выплат, подлежащих установлению военнослужащим, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командира (начальника). Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командира (начальника), выплате подлежат: а) оклад по воинской должности, получаемый перед зачислением в распоряжение; б) оклад по воинскому званию; в) процентная надбавка за выслугу лет; г) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере не менее 50% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение. В соответствии с п. 2 Инструкции о размере и порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (с изменениями от 29 ноября 2004 г., 5 февраля 2005 г.) (приложение N 4 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245), военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника), а также освобожденным от занимаемых воинских должностей, выплата надбавки производится от окладов по ранее занимаемым воинским должностям, а военнослужащим, допущенным в период нахождения в распоряжении в установленном порядке к временному исполнению вакантных воинских должностей, - от окладов по этим воинским должностям. Пунктом 3 названной Инструкции предусмотрено, что размер надбавки военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности, при изменении условий военной службы, снижении результантов служебной деятельности по решению соответствующих командиров (начальников) может быть уменьшен ранее периода, на который она установлена, но не более чем до 50% оклада по воинской должности; д) денежная сумма, равная увеличению ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, предусмотренная для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" от 31 января 2005 г. N 47, п. 4 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245, для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, производится выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах. При этом названное увеличение надбавки нормативными правовыми актами предусмотрено военнослужащим, проходящим военную службу в определенной местности, вне зависимости от замещаемой должности. Увеличение размера надбавки составляет: - солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам (города Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) - 80% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение; - младшим и старшим офицерам (города Москва и Санкт-Петербург) - 40% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение; - младшим и старшим офицерам (Московская и Ленинградская области) - 45% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение; - высшим офицерам (города Москва и Санкт-Петербург) - 15% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение; - высшим офицерам (Московская и Ленинградская области) - 35% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение; е) ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение. Приказом Министра обороны Российской Федерации "О денежном довольствии отдельных категорий военнослужащих" от 22 февраля 2005 г. N 65, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177, предписано выплачивать с 1 марта 2005 г. ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, в размере одного оклада по воинской должности. Выплату ежемесячного денежного поощрения Приказом предписано производить со дня зачисления военнослужащего в списки воинской части и по день исключения его из списков этой воинской части одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц и отражать в раздаточной ведомости в отдельной графе; ж) материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания в год. В соответствии с п. 5 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 г. N 450) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оказывается материальная помощь по Правилам оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (далее - Правила оказания материальной помощи). Материальная помощь оказывается по рапорту военнослужащих в размере двух окладов денежного содержания в год, кроме военнослужащих, указанных в п. 4 Правил оказания материальной помощи (в п. 4 Правил военнослужащие, находящиеся в распоряжении, не указаны); з) выплата (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости в размере до 12 окладов месячного денежного содержания. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О размере и порядке осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам учреждений, исполняющих наказания" от 16 декабря 2004 г. N 796, Инструкцией о размерах и порядке выплаты (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 460), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, за счет средств, предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны Российской Федерации, с 1 января 2005 г. производится выплата (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости в размере до 12 окладов месячного денежного содержания в одном из следующих случаев: - в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания; - в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащими, проходящими службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу по контракту, первого контракта о прохождении военной службы на срок 5 лет и более; - в течение 3 месяцев со дня заключения первого брака. Приведенными нормативными правовыми актами ограничение на осуществление безвозмездной выплаты военнослужащим, зачисленным в распоряжение, не установлено; и) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение (выполнение) должностных обязанностей по итогам календарного года. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" от 19 апреля 1993 г. N 340 (с изменениями от 2 февраля 1998 г., 20 мая 1999 г., 28 марта 2001 г., 1 июля 2002 г., 21 января 2003 г.) предписано выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (в том числе за границей), по итогам календарного года единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей в размере 3 окладов денежного содержания (п. 4). Как следует из приведенного текста, выплата единовременного вознаграждения ставится Постановлением в зависимость от добросовестного исполнения должностных обязанностей. При этом прямого запрета на выплату вознаграждения военнослужащим, зачисленным в распоряжение, Постановление не содержит. Постановлением предписывается не производить выплату единовременного денежного вознаграждения военнослужащим, проходящим службу в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, министерствах и ведомствах, в которых законом предусмотрена военная служба, где в соответствии с действующим законодательством для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за границу для оказания технической помощи и выполнения иных обязанностей, которым выплачиваются должностные оклады в иностранной валюте и денежное довольствие в российских рублях. Применительно к данной выплате следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством из срока службы для выплаты вознаграждения не исключается время нахождения военнослужащих в распоряжении (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 025); к) премия за образцовое выполнение воинского долга. В соответствии с Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга (с изменениями от 11 декабря 2002 г.) (приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до 3 окладов денежного содержания в год (без учета повышений, не образующих новых окладов по воинским должностям). Премия исчисляется от оклада по основной воинской должности и оклада по воинскому званию, а военнослужащим, допущенным в установленном порядке к временному исполнению вакантных воинских должностей, - от окладов по этим воинским должностям и оклада по воинскому званию. Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что военнослужащим, прослужившим в Вооруженных Силах Российской Федерации неполный календарный квартал (месяц) в связи с увольнением с военной службы, поступлением на военную службу по контракту и по другим причинам, премия выплачивается за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности из расчета окладов денежного содержания на день подписания приказа о выплате премии. Пунктом 6 вышеназванных Правил командирам (начальникам) предоставлено право уменьшать размер премии военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью только за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины. При этом оформляется приказ соответствующего командира (начальника) с указанием конкретных причин уменьшения (лишения) премии. Пунктом 7 указанных выше Правил перечислены категории военнослужащих, которым выплата премии не производится: - военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и в организациях, где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей; - военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы; - военнослужащим, увольняемым с военной службы за невыполнение ими условий контракта, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, в связи с лишением воинского звания, а также в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за неуспеваемость или недисциплинированность. Пунктом 4 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 г. N 450) предусмотрено, что военнослужащим, прослужившим неполный календарный квартал в связи с увольнением с военной службы, поступлением на военную службу по контракту и освобождением от занимаемых воинских должностей, премии исчисляются в этом квартале со дня вступления военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности включительно путем деления полной суммы премии за квартал на количество календарных дней в этом квартале и умножения полученной суммы на календарные дни исполнения обязанностей по воинской должности в соответствующем квартале из расчета окладов денежного содержания на день подписания приказа о выплате премии. В таком же порядке исчисляются премии военнослужащим, допущенным в установленном порядке к временному исполнению вакантных воинских должностей. Таким образом, применительно к рассматриваемой премии следует указать на следующие нормативные положения: - действующие нормативные акты не содержат прямого запрета на выплату военнослужащим, зачисленным в распоряжение, премии за образцовое выполнение воинского долга; - военнослужащие, находящиеся в распоряжении, не включены в перечень категорий военнослужащих, которым выплата премии не производится; - командирам и начальникам предоставлено право уменьшать размер премии военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью только за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины, посредством издания приказа с указанием конкретных причин уменьшения (лишения); - выплата премии связывается с фактическим исполнением обязанностей по воинской должности в том случае, если военнослужащий прослужил в Вооруженных Силах неполный календарный квартал (месяц). В связи с изложенным следует указать, что на основании действующих нормативных правовых актов однозначно (достоверно) определить, имеет ли право военнослужащий, зачисленный в распоряжение, на получение премии за образцовое выполнение воинского долга, возможным не представляется. Одновременно с этим нельзя достоверно утверждать, что соответствующий командир (начальник) может прекратить выплату премии за образцовое выполнение воинского долга лишь на том основании, что военнослужащий зачислен в распоряжение (так как командирам (начальникам) предоставлено право уменьшать размер премии военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью только за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины). В данной ситуации, по мнению автора, "следует обратиться к опыту правового регулирования рассматриваемых вопросов в ФСБ России. Так, в соответствии с Приказом ФСБ России от 25 июня 2005 г. N 367 <*> военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника), по решению руководителя (начальника) может выплачиваться премия за образцовое выполнение воинского долга; -------------------------------- <*> Извлечение из текста названного Приказа приведено ниже.

л) процентные надбавки к денежному довольствию (и установление к денежному довольствию коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях; м) выплаты на командировочные расходы в случае направления военнослужащих в служебные командировки; н) компенсационные выплаты, устанавливаемые военнослужащим не в связи с исполнением обязанностей военной службы: - компенсация взамен продовольственного пайка; - компенсация за наем (поднаем) жилых помещений; - денежная компенсация за санаторно-курортное лечение; - иные компенсационные выплаты; о) дополнительные выплаты социального характера: - выплаты на содержание детей в государственных детских дошкольных учреждениях; - выплата денежных средств один раз в год для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации; - иные социальные выплаты. Порядок и сроки выплаты денежного довольствия зачисленным в распоряжение военнослужащим, проходящим военную службу в иных федеральных органах исполнительной власти (не в Вооруженных Силах), установлены следующими нормативными правовыми актами: - Инструкция о порядке выплаты денежного довольствия военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира (начальника) (приложение к Приказу МВД России от 25 октября 2004 г. N 680); - Приказ ФСБ России "Об утверждении Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)" от 25 июня 2005 г. N 367; - Приказ ФСО России "О порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих федеральных органов государственной охраны, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника)" от 14 апреля 2005 г. N 121. Во всех перечисленных нормативных правовых актах предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение, в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплата денежного довольствия производится за время нахождения в распоряжении в пределах сроков, установленных этим пунктом. В рамках проведенного выше анализа нормативных правовых актов, определяющих виды дополнительных выплат, которые могут устанавливаться зачисленным в распоряжение военнослужащим, целесообразным представляется привести текст Приказа ФСБ России "Об утверждении Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)" от 25 июня 2005 г. N 367. В частности, названным Приказом предписано: "Военнослужащим органов федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности), проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника), в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы за время нахождения в распоряжении в пределах сроков, установленных этим пунктом, выплачиваются: а) оклад по воинской должности, получаемый перед зачислением в распоряжение; б) оклад по воинскому званию; в) процентная надбавка за выслугу лет; г) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение; д) ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение; е) ежемесячные надбавки, установленные военнослужащим, награжденным ведомственными нагрудными знаками, положениями о которых предусмотрены выплаты этих надбавок; ж) другие надбавки и дополнительные выплаты, если их выплата оговорена в приказах ФСБ России. По решению руководителя (начальника) может выплачиваться премия за образцовое выполнение воинского долга". Обоснованным следует признать подход к порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров и начальников, закрепленный Инструкцией о порядке выплаты денежного довольствия военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира (начальника) (приложение к Приказу МВД России от 25 октября 2004 г. N 680). Названной Инструкцией предусмотрено, что военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение соответствующих командиров и начальников, за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются: - оклад по воинской должности, получаемый военнослужащим перед зачислением в распоряжение; - оклад по воинскому званию; - процентная надбавка за выслугу лет; - месячные и иные дополнительные выплаты, если нормативными правовыми актами установлена их выплата военнослужащим в случаях прохождения ими военной службы не на воинских должностях. Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира (начальника). В связи с тем, что Положение о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ введено в действие в 1978 г., закрепленные в ст. ст. 78 - 82 Положения правила выплаты денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира (начальника), подлежат применению с учетом норм действующего законодательства. Днем освобождения военнослужащего от занимаемой должности считается день окончания сдачи дел и должности в пределах сроков, установленных Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 222). В соответствии со ст. 87 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации срок приема и сдачи дел и должности командиров полка и отдельного батальона (кораблей 1 и 2 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителей командира полка по вооружению и по тылу - не более 20 дней, командира батальона и командира роты (кораблей 3 и 4 ранга) - не более 5 дней, начальников служб - не более 15 дней. Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником). Окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта. В соответствии со ст. 240 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству срок приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за ведение хозяйственной деятельности, устанавливается с момента подписания приказа командира соединения (воинской части) о приеме (сдаче) дел и должности в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Статьей 78 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ установлено, что если продолжительность сдачи дел и должности не определена, она устанавливается командиром воинской части, но не более 10 дней. Днем освобождения от должности военнослужащих расформировываемых воинских частей считается день окончания сдачи дел и должности в пределах установленных сроков, но не позднее дня окончания расформирования части, определенного директивой вышестоящего штаба. Днем зачисления в распоряжение военнослужащих, окончивших военно-учебные заведения, адъюнктуру или докторантуру высших военно-учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, считается: - для военнослужащих, не имеющих в период обучения офицерских званий, - день, следующий за днем подписания приказа Министра обороны Российской Федерации о присвоении офицерских званий; - для офицеров - день, следующий за днем подписания соответствующим начальником приказа об окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры или докторантуры. В случаях отчисления военнослужащих из военно-учебных заведений, адъюнктуры или докторантуры днем зачисления их в распоряжение считается день, следующий за днем подписания соответствующим начальником приказа об отчислении. В силу того что в настоящее время Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 431 установлены предельные сроки выплаты денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. "а" и "б" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (в случае освобождения от воинской должности (должности), в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), представляется целесообразным привести правила исчисления сроков нахождения военнослужащих в распоряжении командира (начальника). При определении права на получение денежного довольствия в предусмотренные законодательством сроки пребывания военнослужащих в распоряжении не засчитываются периоды нахождения: а) на излечении в госпиталях, лазаретах, клиниках, больницах и других аналогичных им лечебных учреждениях или подразделениях; б) в санаториях и домах отдыха, куда военнослужащие после пребывания на излечении в госпиталях, лазаретах, клиниках, больницах и других аналогичных им лечебных учреждениях или подразделениях направлены по постановлению военно-врачебной комиссии; в) на излечении в специализированных туберкулезных санаториях в связи с заболеванием открытой формой туберкулеза; г) в отпуске по болезни по постановлению военно-врачебной комиссии; д) в пути следования офицеров, убывающих из отдаленных местностей, от места прежней службы до места, где они будут находиться в распоряжении, а также время задержки этих офицеров в пути по не зависящим от них причинам, что должно быть удостоверено должностными лицами органов военных сообщений или гарнизонных комендатур, а при отсутствии их - начальниками вокзалов, пристаней, аэропортов; е) под арестом в связи с привлечением к уголовной ответственности - в случаях прекращения уголовного дела или вынесения оправдательного приговора - со дня ареста и по день освобождения включительно; ж) периоды временного исполнения офицерами вакантных должностей - со дня вступления во временное исполнение должности, но не ранее дня подписания приказа о допуске к временному исполнению должности, и по день освобождения от должности включительно; з) в очередном отпуске, в том числе по окончании военно-учебного заведения (ст. 81 Положения о денежном довольствии военнослужащих). Выплата военнослужащим денежного довольствия, на получение которого они утратили право в связи с нахождением в распоряжении свыше установленных законодательством сроков пребывания в распоряжении, возобновляется: а) назначенным на должности - со дня подписания приказа о назначении; при этом за период со дня подписания приказа о назначении и до дня вступления в исполнение должностей выплачиваются оклады по ранее занимаемым должностям, но эти оклады выплачиваются после вступления военнослужащих в исполнение должностей; б) направленным на излечение в лечебные учреждения или иные подразделения - со дня направления; в) зачисленным слушателями в военно-учебные заведения на очное обучение либо в очную адъюнктуру или докторантуру - со дня направления на обучение; г) убывшим в очередной отпуск - со дня убытия в отпуск, указанного в приказе командира воинской части, при этом оклады выплачиваются по день окончания отпуска включительно (ст. 82 Положения о денежном довольствии военнослужащих). Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командира (начальника), на которых в установленном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы порядке возложено временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям (врид), со дня вступления в исполнение обязанностей по этим воинским должностям и по день освобождения от их исполнения включительно, но не более предельного непрерывного срока временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, установленного подп. "а" п. 2 ст. 12 указанного Положения, выплачиваются оклады по временно исполняемым воинским должностям. Указанным военнослужащим за период исполнения этих воинских должностей выплачиваются месячные дополнительные выплаты, подлежащие выплате по этим воинским должностям. Денежное довольствие военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих, в соответствии с Правилами выплаты супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих (приложение N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524) выплачивается семьям названных военнослужащих. При этом семьям военнослужащих ежемесячно выплачивается денежное довольствие, в том числе месячные и иные дополнительные выплаты, в размерах, причитающихся военнослужащему ко дню захвата в плен или в качестве заложника, интернирования в нейтральных странах либо безвестного отсутствия. Денежное довольствие подлежит выплате следующим членам семей военнослужащих: супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним (ней) совершеннолетним детям или законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста), а также лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, или родителям в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей. Выплата денежного довольствия указанным членам семей производится до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащих в плен или в качестве заложников, интернирования или освобождения либо признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. Во всех случаях выплата денежного довольствия производится не более чем по день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. При индексировании (повышении) окладов денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов денежное довольствие членам семей военнослужащих выплачивается с учетом индексации (повышения). Таким образом, в силу прямого указания в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 размеры подлежащего выплате денежного довольствия военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника) по основаниям, предусмотренным подп. "е", "ж" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно: е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца - до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иного решения о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим; ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного до его освобождения; исчисляются, исходя из размеров денежного довольствия, в том числе месячных и иных дополнительных выплат, причитающихся военнослужащему ко дню захвата в плен или в качестве заложника, интернирования в нейтральных странах либо безвестного отсутствия. В соответствии с п. 21 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 г. N 450) выплата супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах, безвестно отсутствующих, производится в соответствии с Правилами выплаты супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложника, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих, на основании приказа командира воинской части о факте захвата в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо пропажи без вести военнослужащих, а также заявления супругов или других членов их семей.

/"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 6/

III. К вопросу о правомерности зачисления в распоряжение командира (начальника) военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы

Увольнение военнослужащих с военной службы производится: а) в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе; б) в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе; в) с военной службы, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответствии с п. 2 ст. 34 указанного Положения увольнение военнослужащих с военной службы производится, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников). В настоящее время в силу существующих проблем в области обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, до предоставления им жилых помещений (предоставления государственных жилищных сертификатов) нередко зачисляются в распоряжение командиров (начальников). При этом в отношении этих военнослужащих применяются ограничения по ряду дополнительных выплат, сроков выплаты окладов денежного содержания. А. При зачислении в подобных случаях военнослужащих в распоряжение органы военного управления делают в ряде случаев ссылку на подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы. Названным подпунктом в качестве одного из случаев, при которых производится зачисление военнослужащих в распоряжение, названа следующая ситуация: "При невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, - до его исключения". Структура правовых норм, определяющих случаи и сроки зачисления военнослужащих в распоряжение, правовых норм, определяющих случаи невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части, допускает их свободное толкование и необоснованно расширяет круг правоотношений, при регулировании которых эти нормы могут быть использованы. Так, подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы устанавливает, что военнослужащие могут зачисляться в распоряжение командира (начальника) "при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, - до его исключения". Одновременно с этим в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в качестве случая, когда военнослужащий (день истечения срока военной службы которого истек) не может быть своевременно исключен из списков личного состава, названа следующая ситуация: "а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы". Приведенная взаимная ссылка двух нормативных правовых актов (Закона и Положения) друг на друга по взаимосвязанным вопросам объективно порождает противоречия в правоприменительной практике. Кроме того, подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы находится в прямом противоречии с п. 1 ст. 13 Положения, в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение "для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы". Пункт 1 ст. 13 Положения не предусматривает возможности зачисления в распоряжение военнослужащих, которые уже с военной службы уволены, но своевременно не исключены из списков личного состава части. Применительно к названной выше проблеме, связанной с зачислением военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, но не обеспеченных в установленном порядке жилыми помещениями, следует руководствоваться следующими положениями: - ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих": "Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона"; - п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы: "Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации"; - п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80): "Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди". Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы не может быть применен к военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, но не обеспеченным в установленном порядке жилыми помещениями. В приведенных выше правовых нормах установлен запрет на увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями. В них не идет речь о невозможности исключения военнослужащего, уже уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части. Приведенные нормы по своему содержанию и направленности представляют собой социально-правовые гарантии, предоставляемые государством соответствующим категориям военнослужащих, так как изначально направлены на урегулирование правоотношений, складывающихся в том случае, когда право военнослужащих на получение жилого помещения (по социальному найму, в собственность, предоставление ГЖС) не было реализовано органами военного управления в предусмотренный законодательством срок (во время прохождения военной службы, до увольнения военнослужащего с военной службы). Зачисление же военнослужащего в распоряжение командира (начальника) предполагает определенные ограничения прав военнослужащих (на некоторые виды материального обеспечения, на своевременное увольнение с военной службы, ограничение общегражданских прав, обусловленное оставлением на военной службе). Б. При зачислении в распоряжение военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, но не обеспеченных в установленном порядке жилыми помещениями, органы военного управления в ряде случаев делают также ссылки: - на подп. "а" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым допускается зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) в случае освобождения от воинской должности (должности) - не более чем на 3 месяца; - на подп. "б" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым допускается зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на 6 месяцев (в том случае, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Зачисление военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, но не обеспеченных в установленном порядке жилыми помещениями, в распоряжение по приведенным основаниям (подп. "а", "б" п. 2 ст. 13 вышеназванного Положения) также недопустимо по следующим обстоятельствам: - в соответствии с п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение "для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы". Пункт 1 ст. 13 Положения не предусматривает возможности зачисления в распоряжение военнослужащих, которые уже с военной службы уволены (имеются приказы об их увольнении), но своевременно не исключены из списков личного состава части. Названный пункт предполагает, что в отношении зачисленных в распоряжение должны решаться вопросы о возможности их назначения на другие воинские должности; - в том случае, если названные выше категории военнослужащих (не обеспеченные жилыми помещениями) зачисляются в распоряжение и в отношении их не имеется приказа об увольнении с военной службы, следует руководствоваться абз. 3 п. "а" ч. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и при отсутствии других оснований для увольнения при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 названного Федерального закона и указанным Положением, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность). В. В качестве общих обстоятельств, не позволяющих применять основания зачисления в распоряжение, установленные подп. "а", "б", "и" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, к военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, но не обеспеченным в установленном порядке жилыми помещениями, помимо указанных в ч. III настоящей статьи, следует назвать следующие: - в соответствии с п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии со ст. 34 Положения, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников). При этом ст. 34 Положения не предусматривает никаких оснований зачисления подлежащих увольнению военнослужащих в распоряжение; - в соответствии с п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и указанным Положением. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы. При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок военной службы определяется сроком, указанным в контракте. Пунктом 3 ст. 3 Положения предусмотрено, что для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок военной службы истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года. В соответствии с п. 15 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией не годным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках). Пунктом 23 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. При этом в соответствии с п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и названным Положением. Приведенными правовыми нормами установлены конкретные сроки исключения уволенных с военной службы военнослужащих (в отношении которых имеется приказ об увольнении). Как указывалось выше, зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника) предполагает определенные ограничения прав военнослужащего (на некоторые виды материального обеспечения, на своевременное увольнение с военной службы, ограничение общегражданских прав, обусловленное оставлением на военной службе). Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Правовые нормы, устанавливающие запрет на увольнение военнослужащих, не обеспеченных в установленном порядке жилыми помещениями, представляют собой социально-правовые гарантии реализации военнослужащими права на предоставление жилого помещения. Невыполнение органами государственной власти, органами военного управления установленных обязательств в отношении военнослужащих по предоставлению жилых помещений не может служить основанием для ограничения прав этих же военнослужащих на полное и своевременное материальное обеспечение, на своевременное увольнение с военной службы, не может служить основанием для ограничения общегражданских прав военнослужащих. Сведения об уменьшении объемов материального обеспечения военнослужащих, зачисленных в распоряжение, приведены в ч. II настоящей статьи. При этом военнослужащие, подлежащие увольнению, но не обеспеченные в установленном порядке жилыми помещениями, в случае необоснованного зачисления их в распоряжение: - не могут реализовать некоторые из прав, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы: например, право на государственное пенсионное обеспечение; - не могут реализовать гражданские (конституционные) права и свободы, ограничение которых действующее законодательство связывает с нахождением гражданина на военной службе, например: - в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности; не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; - в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации не могут выезжать из Российской Федерации без разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; - в соответствии со ст. 243 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не могут осуществлять выезд за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, без разрешения командира воинской части; - некоторые иные права и свободы. При этом названные и некоторые другие права и свободы, ограничение которых происходит вследствие необоснованного зачисления в распоряжение военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, могли быть ими реализованы в случае своевременного выполнения в отношении их органами государственной власти, органами военного управления обязательств по предоставлению жилых помещений (по социальному найму, в собственность, предоставление ГЖС). Пунктом 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в п. 6 ст. 32 названного Закона, а также в иных случаях, установленных федеральными законами. В соответствии с п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт о прохождении военной службы прекращает свое действие: а) со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим; б) со дня заключения с военнослужащим нового контракта; в) со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; г) со дня приостановления военнослужащему военной службы; д) в иных случаях, установленных федеральными законами. О прекращении действия контракта производится запись с указанием даты и оснований прекращения действия контракта. Запись производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле военнослужащего, скрепляется подписью командира и гербовой печатью воинской части. По желанию военнослужащего такая запись может быть произведена во втором экземпляре контракта, находящемся у военнослужащего. Сразу отметим, что действующим законодательством зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника) в качестве основания прекращения контракта о прохождении военной службы не определено. Статьей 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что прохождение гражданами военной службы осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту). В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Контракт о прохождении военной службы (Типовая форма контракта о прохождении военной службы - приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы (с изменениями от 17 апреля 2003 г.)) предусматривает, что гражданин (военнослужащий), заключая его, добровольно дает обязательства: "а) проходить военную службу по контракту в течение установленного настоящим контрактом срока; б) в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации". Таким образом, нахождение военнослужащих, не обеспеченных жилым помещением, в распоряжении командира (начальника) сверх сроков, установленных контрактом о прохождении военной службы, представляет собой: - возложение на гражданина (военнослужащего) обязанностей военной службы (общих, специальных, должностных - применительно к военнослужащим, допущенным к временному исполнению должностей), не обусловленных контрактом о прохождении военной службы, так как контракт заключается на определенный срок, и военнослужащий в соответствии с ним обязуется выполнять обязанности военной службы в течение этого срока; - прохождение по истечении срока контракта гражданином (военнослужащим) военной службы не в добровольном порядке, т. е. возложение на гражданина (военнослужащего) обязанности, не предусмотренной действующим законодательством. В связи с вышесказанным следует привести также текст п. 3 Типового контракта о прохождении военной службы:

"3.________________________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти)

обеспечивает соблюдение прав военнослужащего, заключившего настоящий контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы". На основании изложенных в ч. III настоящей статьи доводов представляется возможным сделать следующие основные выводы: - действующим законодательством не предусмотрена возможность зачисления в распоряжение командира (начальника) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и подлежащих увольнению с военной службы, на том основании, что они не могут быть обеспечены в установленном порядке жилыми помещениями органами военного управления; - зачисление названных военнослужащих в распоряжение командира (начальника) и прекращение на этом основании выплаты им денежного довольствия (а равно снижение на этом основании размера выплачиваемого денежного довольствия) должны признаваться неправомерными, нарушающими права соответствующих военнослужащих на полное и своевременное материальное обеспечение по нормам, установленным действующим законодательством. Следует отметить, что в настоящее время органы военного управления (командиры воинских частей, командиры соединений и объединений, другие должностные лица, осуществляющие увольнение с военной службы военнослужащих) становятся зачастую заложниками сложившейся негативной ситуации в области обеспечения военнослужащих (в том числе увольняемых с военной службы) жилыми помещениями. С одной стороны, они не могут на законных основаниях уволить военнослужащего без предоставления ему в установленном порядке жилого помещения, а с другой стороны, не могут никого назначить на занимаемую данным военнослужащим должность до его увольнения. Именно поэтому многие командиры (начальники) вынуждены идти на нарушение действующего законодательства и без наличия законных оснований зачислять военнослужащих, подлежащих увольнению, в распоряжение. Описанная выше проблема имеет комплексный характер и не может быть разрешена без осуществления целого ряда мер по повышению уровня материального обеспечения военнослужащих, обеспечения прав военнослужащих на получение жилого помещения. На современном же этапе представляется целесообразным законодательно (нормативно) закрепить подход, в соответствии с которым запрет на увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и не обеспеченных в установленном порядке жилыми помещениями, рассматривался бы как социально-правовая гарантия реализации военнослужащими права на предоставление жилого помещения. В данном направлении до разрешения проблем с жилищным обеспечением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, целесообразно, по мнению автора, было бы нормативно закрепить возможность зачисления военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, не обеспеченных в установленном порядке жилыми помещениями, в распоряжение командира (начальника) на срок до дня, следующего за днем предоставления им жилого помещения по установленным нормам, с сохранением права на получение денежного довольствия (в том числе месячных и иных дополнительных выплат) в размерах, причитающихся им ко дню зачисления в распоряжение командира (начальника).

------------------------------------------------------------------

Название документа