Руководство Министерства обороны Российской Федерации предоставило право командирам определять, кто относится к членам семей их подчиненных, или снова об иждивенцах

(Тюрин А. И.) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 4) Текст документа

РУКОВОДСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДОСТАВИЛО ПРАВО КОМАНДИРАМ ОПРЕДЕЛЯТЬ, КТО ОТНОСИТСЯ К ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ИХ ПОДЧИНЕННЫХ, ИЛИ СНОВА ОБ ИЖДИВЕНЦАХ

А. И. ТЮРИН

А. И. Тюрин, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Ряд публикаций в изданиях Общественного движения "За права военнослужащих" <*> был посвящен непосредственно правовым вопросам, связанным с установлением юридического факта нахождения лица на иждивении военнослужащего, однако ежемесячные многочисленные обращения читателей журнала, присланные в редакцию на купонах с вопросами о том, как правильно признать то или иное лицо находящимся на иждивении, свидетельствуют о том, что для таких читателей остаются неясными многие существенные детали. -------------------------------- <*> См., например: Фатеев К. В. Для чего вписывают иждивенцев в личные дела? // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 3; Новиков Н. А. Лица, находящиеся на иждивении военнослужащего: порядок оформления и юридические последствия // Там же. 2002. N 3; Кондратюк Б. А., Гаврюшенко П. И. Как правильно "поставить иждивенцев на довольствие" // Там же. 2004. N 4; Богуславец М. А. Учет жилищных прав иждивенцев в жилищных правоотношениях с участием военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4.

В настоящей статье основное внимание будет уделено сущности понятия "состояние на иждивении" и полномочиям воинских должностных лиц, связанным с установлением факта нахождения на иждивении, при этом автор постарается не повторять информацию, изложенную в упомянутых публикациях по данной теме. Изначально необходимо определиться с содержанием понятий. В русском языке под иждивением понимается "обеспечение какого-либо лица средствами к существованию; содержание"; под иждивенством - "пребывание на чьем-либо иждивении"; под иждивенцем - "человек, находящийся на чьем-либо иждивении" <*>. -------------------------------- <*> См.: Словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985. Т. IV. С. 633 - 634.

Понятие "лицо, находящееся на иждивении" не имеет однозначного правового содержания. Иными словами, ни в одном нормативном правовом акте федерального уровня не содержится легального определения данного понятия. Рассмотрим, как понимается сущность состояния на иждивении в различных отраслях права. В жилищном праве понятие "иждивенец" не тождественно понятиям "родственник" и "член семьи": "...другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи" (п. 1 ст. 31 ЖК РФ). Таким же образом данные понятия соотносятся и в трудовом праве: "... заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти" (ст. 141 ТК РФ). Налоговое право вообще не рассматривает соотношение указанных понятий и использует понятие "лица, находящиеся на иждивении работников" (п. 7 ст. 255 НК РФ). В уголовном процессе отдельные правовые нормы отделяют иждивенцев от родственников (п. 2 ст. 134 УПК РФ), однако другие нормы отождествляют иждивенцев с некоторыми родственниками (п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 313 УПК РФ). Семейное право упоминает лишь о нахождении детей на иждивении родителей (ст. 49 СК РФ). В гражданском праве содержится понятие "содержание с иждивением", которое по общему правилу не имеет ничего общего с родственными отношениями и семейными обязанностями: "обязанность... по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг" (п. 1 ст. 602 ГК РФ). Данная отрасль права в указанном контексте регулирует исключительно имущественные отношения в рамках иждивения. В праве социального обеспечения лицами, находящимися на иждивении субъекта, в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ могут быть признаны лишь члены семьи субъекта ("право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении"). Кроме того, "члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию" (п. 3 ст. 9 указанного Закона). Иными словами, для признания юридического факта нахождения на иждивении субъекта и как следствие статуса иждивенца изначально необходимо иметь статус члена семьи субъекта. В военном праве ситуация иная. Следует особо отметить, что далеко не во всех случаях иждивенец военнослужащего, признанный таковым установленным ниже порядком, будет обладать статусом иждивенца в ранее приведенных случаях. В соответствии с абз. 10 п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в данном Законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено названным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, т. е. для получения статуса члена семьи специального субъекта, указанного выше, необходимо изначально в ряде случаев установить факт его нахождения на иждивении данного субъекта. Нормативные акты указанных выше отраслей права не определяют алгоритм действий при установлении юридического факта нахождения лица на иждивении субъекта. Исключением является гл. 28 ГПК РФ, которая предусматривает судебный порядок установления юридических фактов в рамках особого производства, в том числе и факта нахождения на иждивении (подп. 2 п. 2 ст. 264). В рамках детализации порядка применения данной процессуальной нормы продолжает действовать п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" от 21 июня 1985 г. N 9, в соответствии с которым при установлении данного юридического факта необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию лица, иждивенство которого предполагается установить. В Министерстве обороны СССР, а впоследствии - в Министерстве обороны Российской Федерации - ранее действовала норма подп. "р" п. 5 приложения N 5 к Наставлению по учету личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие секретным приказом Министра обороны СССР. Приведенная норма устанавливала перечень лиц, относящихся к членам семьи и находящихся на иждивении военнослужащего, и при этом давала полномочия командиру принимать решение (во внесудебном порядке) об установлении факта нахождении лица на иждивении подчиненного военнослужащего только в том случае, если не было сомнения в близком родстве военнослужащего и данного лица и обязанности военнослужащего заботиться о нем. В отношении остальных лиц в соответствии с указанной нормой командиру не предоставлялось право принимать решение о нахождении их на иждивении военнослужащего. Особенность правового смысла нормы указанного Наставления состояла также и в том, что она устанавливала порядок записи членов семьи (включая иждивенцев) в личное дело военнослужащего, что порождало все правовые последствия, связанные с включением лица в состав членов семьи военнослужащего. Следует отметить, что УВС ВС РФ в гл. 3 не предусматривает такого полномочия командира, как установление факта нахождения лица на иждивении подчиненного военнослужащего. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N КАС02-593 четко разграничено соотношение понятий "иждивенец" и "член семьи": норма подп. "р" п. 5 приложения N 5 к Наставлению 1982 г., по мнению Верховного Суда Российской Федерации, ограничивает круг иждивенцев, которые могут быть внесены в личное дело военнослужащего, и, следовательно, противоречит п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации, отнесены лица, находящиеся на иждивении военнослужащего, без каких-либо иных условий и ограничений, кроме нахождения на иждивении. В развитие указанного судебного постановления Министром обороны Российской Федерации был издан Приказ от 17 марта 2003 г. N 92, в соответствии с которым в Вооруженных Силах Российской Федерации признан недействующим подп. "р" п. 5 приложения N 5 к Наставлению по учету личного состава в части перечня иждивенцев. С данного момента у военнослужащих юридически остался лишь один способ установить в отношении лиц, совместно с ними проживающих, факт их нахождения на иждивении - судебный. Однако обращения военнослужащих в районные суды не всегда влекли за собой положительные решения данных органов. В практике даже встречались случаи, когда суды отказывали военнослужащим в установлении факта нахождения лица на их иждивении, мотивируя отказы тем, что заявителями в таких случаях должны быть не военнослужащие, а лица, факт иждивенства которых предполагалось установить. В целях упорядочения деятельности должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации по вопросам определения круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащих, начальник Главного управления кадров - заместитель Министра обороны Российской Федерации по кадрам издал указание от 9 декабря 2003 г. N 173/2/2830, в соответствии с которым установлено следующее. Для решения вопроса о записи иждивенцев военнослужащий должен подать рапорт по команде с приложением к нему соответствующих документов, подтверждающих нетрудоспособность иждивенцев (справку о возрасте или инвалидности), и документов, подтверждающих то, что основным источником средств к существованию иждивенцев является материальная помощь военнослужащего (справки о размере получаемой пенсии, наличии детей, характере и размере оказываемой материальной помощи и др.). Командир (начальник) для принятия решения может дополнительно запросить по данному вопросу сведения из органа социальной защиты населения, военного комиссариата. Запись сведений о лицах, находящихся на иждивении военнослужащего, производится в графе 21 послужного списка личного дела военнослужащего на основании приказов по строевой части <*>. -------------------------------- <*> Примерная форма параграфа приказа командира по строевой части приведена в упомянутой выше статье Б. А. Кондратюка и П. И. Гаврюшенко. Однако в качестве приказа следует указывать в данном случае рапорт военнослужащего и приложенные к нему документы, о которых автором говорилось выше.

Если представленные документы не позволяют командиру (начальнику) принять решение об удостоверении факта нахождения лица на иждивении военнослужащего, то данному должностному лицу целесообразно разъяснить военнослужащему, что он может разрешить данный вопрос в судебном порядке, предусмотренном гл. 28 ГПК РФ.

------------------------------------------------------------------

Название документа