Современные проблемы правового регулирования вещевого обеспечения военнослужащих

(Гацко М. Ф.) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 4) Текст документа

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЩЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

М. Ф. ГАЦКО

М. Ф. Гацко, помощник начальника 4-го ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации по правовой работе, кандидат философских наук, профессор Академии военных наук, полковник юстиции.

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются специальные гарантии, в числе которых и право на вещевое обеспечение. Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ установлено, что военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации. Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям утверждены Указом Президента Российской Федерации "О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках различия" от 8 мая 2005 г. N 531. Обеспечение вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и граждан, призванных на военные сборы, осуществляется на основании Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих" от 26 июня 1995 г. N 605. В числе проблемных вопросов, связанных с реализацией военнослужащими своих прав на вещевое обеспечение, рассмотрим следующие: 1) насколько сегодня государством удовлетворяется потребность военнослужащих в вещевом имуществе; 2) является ли в полной мере собственностью военнослужащих вещевое имущество личного пользования; 3) насколько изменен порядок получения военнослужащими денежной компенсации взамен отдельных видов вещевого имущества личного пользования; 4) какова юридическая сила отдельных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы вещевого обеспечения военнослужащих.

1. Современное состояние обеспеченности военнослужащих вещевым имуществом

На протяжении последних лет наблюдается явная тенденция к снижению поставок вещевого имущества для снабжения войск. Так, только с 1993 по 1995 гг. Вооруженным Силам Российской Федерации было недопоставлено более 6,2 млн. комплектов летних и около 3 млн. зимних полевых костюмов, 400 тыс. солдатских пальто, 1,8 млн. полевых фуражек, свыше 800 тыс. шапок-ушанок, 1,9 млн. пар хромовых ботинок и т. д. В 1995 г. Министерству обороны Российской Федерации на приобретение военного имущества вместо необходимых на эти цели 3,100 млрд. руб. было выделено всего 1,626 млрд. руб. <*>. -------------------------------- <*> См.: Иванюк И. Разутая и раздетая армия уже не армия. Поймут ли это в правительстве? // Красная звезда. 1995. 18 октября.

В результате к 2002 г. задолженность военнослужащим по выплатам денежной компенсации за вещевое имущество достигла 3,5 млрд. руб. Список выдаваемого военнослужащим имущества индивидуального пользования армейские вещевые службы были вынуждены существенно сократить и вместо 3000 наименований военного имущества ограничились только 60 наименованиями. Таким образом, номенклатуру обмундирования вынужденно уменьшили в 50 раз. В последние годы Министерство обороны Российской Федерации в состоянии обеспечить всех своих военнослужащих только полевой формой одежды, а повседневной формой одежды лишь на 30%. Парадно-выходной формой обеспечивают только высших офицеров и выпускников военных учебных заведений <*>. -------------------------------- <*> См.: Поросков Н. Стриптиз по-военному // Время новостей. 2003. N 35.

2. Динамика изменений права военнослужащих на владение, пользование и распоряжение вещевым имуществом личного пользования

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35, чч. 2 и 3). Ранее (до 1 января 2005 г.) в соответствии с абз. 2 п. 3 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, являлось их собственностью уже с момента получения. Таким образом, ранее к военнослужащим переходили все права владения, пользования и распоряжения своим вещевым имуществом, которые вытекают из ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако с 1 января 2005 г. права военнослужащих на владение, пользование и распоряжение вещевым имуществом существенно ограничены. Эти ограничения были введены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом и Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" от 27 декабря 2004 г. N 848. В частности, Правилами владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом установлено, что вещевое имущество является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении воинской части. Одновременно Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 848 был признан утратившим силу абз. 2 п. 3 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих, которым ранее предусматривалось, что вещевое имущество личного пользования, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения. Таким образом, в настоящее время вещевое имущество индивидуального пользования (за исключением расходных материалов) с момента его получения передается лишь во владение и безвозмездное пользование военнослужащих. На военнослужащих, во владение и безвозмездное пользование которым передается указанное имущество, возлагается обязанность поддерживать его в исправном состоянии и принимать все меры по предотвращению его повреждения или утраты. Вещевое имущество личного пользования, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, переходит в их собственность лишь по окончании срока его носки. Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормами снабжения период времени, в течение которого предмет должен находиться в пользовании. Например, срок эксплуатации военной плащ-накидки и сумки полевой установлен 10 лет, металлической фляги - 6 лет, а срок носки офицерской шапки-ушанки и армейских ботинок с высокими берцами - 3 года. Сроки носки предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исчисляются со дня возникновения у военнослужащих права на их получение. С 1 января 2005 г. также установлено, что в обязательном порядке подлежит возврату вещевое имущество личного пользования, срок носки которого еще не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случаях их увольнения с военной службы по следующим "дискредитирующим" основаниям: 1) в связи с лишением военнослужащего воинского звания (подп. "д" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ); 2) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего свободы (подп. "е" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ); 3) в связи с отчислением военнослужащего из военного учебного заведения (подп. "ж" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ); 4) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подп. "з" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ); 5) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ); 6) в связи с отказом военнослужащему в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подп. "г" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ); 7) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего свободы условно (подп. "д" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ); 8) в связи с увольнением военнослужащего, принятого на военную службу на испытательный срок, как не выдержавшего испытание (подп. "е" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ). В указанных выше случаях с военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, удерживается стоимость выданных им предметов вещевого имущества, сроки носки которых на момент увольнения не истекли, в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся военнослужащему до окончания срока носки вещевого имущества. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено удержание стоимости выданного вещевого имущества с военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, досрочно увольняемых с военной службы но другим основаниям (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам или собственному желанию). В таких случаях при досрочном увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по контракту, выданное им вещевое имущество личного пользования, срок носки которого еще не истек, переходит в собственность военнослужащих после исключения их из списков личного состава воинской части. В случаях гибели (смерти) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, признания их безвестно отсутствующими или объявления умершими выданное им вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, переходит в собственность членов их семей. Положенное по нормам снабжения вещевое имущество личного пользования, не выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, либо не полученное ими в период времени, в течение которого оно должно было находиться во владении и безвозмездном пользовании, переходит в собственность этих военнослужащих с момента получения этого вещевого имущества личного пользования. С 1 января 2005 г. в собственность военнослужащих с момента их получения могут переходить только расходные материалы. К расходным материалам, например, относится мыло, которое выдается в санитарно-гигиенических и хозяйственных целях некоторым категориям военнослужащих (плавсоставу ВМФ, летному и инженерно-техническому составу военной авиации, военнослужащим, несущим боевое дежурство, проходящим военную службу по призыву, находящимся на излечении в военно-медицинских учреждениях и др.). Правомерность удержания стоимости выданного вещевого имущества с военнослужащих, увольняемых с военной службы по дискредитирующим основаниям, уже оспаривалась в Верховном Суде Российской Федерации. Так, в 2000 г. председатель Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" В. И. Илюхин обратился в суд с жалобой о признании недействительными п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 сентября 1996 г. N 340, которым было утверждено Руководство о порядке применения норм снабжения вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные правовые акты устанавливали порядок, согласно которому с военнослужащих, проходящих службу по контракту, при их досрочном увольнении с военной службы по дискредитирующим основаниям удерживалась стоимость выданных предметов вещевого имущества, сроки носки которых на момент увольнения не истекли. По мнению В. И. Илюхина, указанные нормативные документы противоречили нормам, установленным ст. ст. 209, 212, 235, 237, 243 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако Верховный Суд Российской Федерации в заседании от 6 июля 2000 г. установил, что оспариваемая заявителем норма п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих не вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством, поскольку порядок приобретения военнослужащим вещевого имущества в собственность имеет существенное отличие от порядка приобретения имущества, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, установленного ч. 2 ст. 218 данного Кодекса, которая приобретение права собственности на имущество, имеющего собственника, другим лицом связывает с заключением договоров на него и иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно действующему законодательству контракт о прохождении военной службы заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме, в которой закрепляется добровольный порядок поступления гражданина на военную службу на определенный в контракте срок. В контракте также закрепляется обязанность военнослужащего добросовестно исполнять свои обязанности. Поскольку государство через Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военнослужащего на период несения им военной службы вещевым имуществом бесплатно, оно вправе рассчитывать, что военнослужащий по условиям контракта в период прохождения службы будет добросовестно исполнять обязанности военной службы, установленные для него нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае когда возникает необходимость досрочного увольнения военнослужащего с военной службы за невыполнение им условий контракта, при лишении его воинского звания, назначении уголовного наказания в виде лишения свободы, государство вправе предусмотреть положение, согласно которому с такого лица подлежит взысканию стоимость бесплатно выданного ему вещевого имущества, сроки носки которого не истекли, в сумме, исчисляемой пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки этого имущества. Такая норма обоснованно была закреплена Правительством Российской Федерации в п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих. На основании вышеизложенного Верховный Суд Российской Федерации решил: отказать в удовлетворении жалобы председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" Илюхина В. И. в части требований о признании недействительным п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих <*>. Таким образом, судебная практика подтверждает, что в случаях досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, по дискредитирующим основаниям (при назначении ему уголовного наказания в виде лишения свободы, лишении его воинского звания, невыполнении им условий контракта и др.) стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается на законных основаниях. -------------------------------- <*> См. решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. N ВКПИ00-035.

3. Правовые проблемы выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен вещевого имущества

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (ст. 14) установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов. До недавнего времени порядок выплаты указанной денежной компенсации определялся Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Однако указанный порядок был изменен. Так, Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ в ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было внесено дополнение, устанавливающее, что порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации. Данное положение распространяется и на установление порядка выплаты военнослужащим денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества. В соответствии с Правилами получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования существенно ограничен перечень военнослужащих, на которых распространяется право получения денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования. Такого рода право с 1 января 2005 г. распространяется только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, органах ФСБ России, ФСО России и СВР России, в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также на прикомандированных военнослужащих. Указанным военнослужащим денежная компенсация выплачивается ежегодно в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2005 г. право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов сохранено только тем военнослужащим, которые по характеру своей служебной деятельности, как правило, повседневно не носят военную форму. В связи со сказанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 848 признаны утратившими силу с 1 января 2005 г. абз. 3 п. 17, п. 24 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих в части выплаты денежной компенсации вместо вещевого имущества. В настоящее время военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме сотрудников органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации), увольняемые в запас или в отставку с правом ношения военной формы одежды, лишены возможности на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества и по их желанию могут получить только вещевое имущество, положенное им на месяц увольнения. Следует заметить, что право военнослужащих на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества ограничивалось и ранее. Так, по причине нехватки денежных средств в Министерстве обороны Российской Федерации длительное время не выплачивали военнослужащим положенную им денежную компенсацию взамен не выданного вещевого имущества. К 2003 г. в Министерстве обороны Российской Федерации образовалась значительная задолженность перед военнослужащими по денежной компенсации взамен положенного вещевого имущества. По оценке заместителя председателя комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации генерал-полковника Ю. Родионова, к 2003 г. указанная задолженность составила не менее 15 млрд. руб. <*>. -------------------------------- <*> См.: Соловьев В. Модернизация имеет военной реформы // Независимое военное обозрение. 2003. N 25.

В связи с недостаточностью денежных средств с 2003 г. на законодательном уровне были введены ограничения на погашение военнослужащим указанной задолженности. Так, ст. 135 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ было установлено, что Правительством Российской Федерации будет обеспечиваться поэтапное погашение задолженности по выплате денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества военнослужащим в следующие сроки: - задолженности по состоянию на 1 января 2000 г. - в 2003 г.; - задолженности по состоянию на 1 января 2003 г. - в 2004 г. Одновременно подп. 34 п. 1 приложения 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" на период с 1 января по 31 декабря 2003 г. было приостановлено действие абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части размера выплаты денежной компенсации стоимости предметов вещевого имущества. В частности, было установлено ограничение, согласно которому в 2003 году военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение денежной компенсации взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества в размере стоимости указанных предметов, но не более 3000 руб. в год. Таким образом, за период до 2001 г. указанная задолженность выплачивалась военнослужащим в полном объеме, а за 2003 г. военнослужащие могли получить указанную денежную компенсацию в размере не более 3000 руб., в то время как требуемая сумма на погашение задолженности перед каждым военнослужащим в два-три раза больше. В очередном 2004 бюджетном году в соответствии со ст. 103 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ были вновь установлены ограничения на размер выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества. При этом ограничения были ужесточены. Действующие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, уже были не вправе получать денежную компенсацию за 2004 г. Такого рода право было предоставлено только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при условии их увольнения с военной службы в 2004 г. Однако и их право на получение денежной компенсации вместо не выданных в год увольнения предметов вещевого обеспечения было ограничено: за 2003 и 2004 гг. размер выплачиваемой им денежной компенсации не должен был быть более 3000 руб. за каждый указанный год. Еще за месяц до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 848, которым с 1 января 2005 г. была отменена выплата военнослужащим (кроме указанных выше категорий военнослужащих) денежной компенсации взамен положенных предметов вещевого имущества, Центральным вещевым управлением (ЦВУ) Министерства обороны Российской Федерации было направлено в войска указание от 24 ноября 2004 г. N 164/23 о запрете выплаты военнослужащим указанной денежной компенсации. Преждевременная исполнительность военного ведомства в реализации еще не вступившего в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации объяснима лишь тем, что к ноябрю 2004 г. в Министерстве обороны Российской Федерации иссякли средства на выплату денежной компенсации военнослужащим взамен положенных предметов военного имущества, и их стали понуждать к получению не нужных им предметов военного имущества. Однако до настоящего времени органами военного управления не принято никаких решений о порядке погашения задолженности перед военнослужащими за вещевое имущество, образовавшейся за предшествующие годы (т. е. до 1 января 2005 г.). В силу того что вновь вводимые нормы права не должны иметь обратной силы и не могут по времени действия распространяться ранее дат их вступления в законную силу, представляется, что за период до 1 января 2005 г. военнослужащие вправе получать денежную компенсацию вместо не выданных в год увольнения предметов вещевого обеспечения в размере стоимости этих предметов (на день осуществления выплат). Однако в силу ограничений, установленных федеральными законами о бюджете на 2003 г. и 2004 г., денежная компенсация за 2003 и 2004 гг. может производиться в размере не более 3000 руб. за каждый год. Вместе с тем Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ средств на выплату военнослужащим денежной компенсации взамен предметов вещевого имущества не предусмотрено. В этой связи и в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации такого рода выплаты не производятся.

4. О ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы вещевого обеспечения военнослужащих

Анализ ведомственных нормативных правовых актов по рассматриваемой проблематике показывает, что некоторые вопросы вещевого обеспечения военнослужащих, входящие в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время нормативно не урегулированы. В 90-е гг. прошлого века ряд приказов Министра обороны Российской Федерации по вопросам вещевого обеспечения военнослужащих были признаны Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации недействующими. Так, Приказом Министра обороны Российской Федерации "О вещевом обеспечении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 17 сентября 1996 г. N 340 было утверждено Руководство о порядке применения норм снабжения вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. N ВКПИ00-035 этот Приказ Министра обороны Российской Федерации признан недействительным, как не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликованный в установленном порядке в печати <*>. -------------------------------- <*> См.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. N ВКПИ00-035 "О признании недействительным Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 сентября 1996 г. N 340" // Сервер Верховного Суда Российской Федерации в Internet http://www. supcourt. ru.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 1997 г. N 210 были утверждены Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако и на этот раз решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2000 г. N ВКПИ00-26 Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 210 был признан недействующим, как не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный для всеобщего сведения. Однако до настоящего времени в Министерстве обороны Российской Федерации так и не изданы новые правила ношения военной формы одежды военнослужащими. В связи с этим сложилась парадоксальная ситуация: в соответствии со ст. 13 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации на каждого из военнослужащих при исполнении им служебных обязанностей возлагается обязанность быть всегда одетым по форме, однако надлежащих правил ношения военной формы одежды в военном ведомстве до сих пор нет! Поскольку приказы Министра обороны Российской Федерации по вопросам вещевого обеспечения напрямую затрагивают права военнослужащих, то на них в обязательном порядке должен распространяться режим государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликования для всеобщего сведения. В связи со сказанным выше представляется, что Министерству обороны Российской Федерации необходимо установленным порядком издать новый приказ, устанавливающий правила ношения военной формы одежды, а также приказы по отдельным вопросам вещевого обеспечения военнослужащих, регулирование которых входит в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации. Проведенный в настоящей статье анализ проблем правового регулирования вещевого обеспечения военнослужащих, позволяет сделать следующие выводы. 1. Невозможность полноценного обеспечения всех военнослужащих положенными видами вещевого довольствия не только негативно сказывается на внешнем виде защитников Отечества, но и не позволяет всем им с должной эффективностью участвовать в обеспечении интересов военной безопасности России. 2. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав граждан без какой-либо дискриминации. В этой связи вызывает сомнения обоснованность отмены права военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации (за исключением военнослужащих органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации) на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов, в то время как офицерам спецслужб такого рода право сохранено. 3. Анализ ведомственных нормативных правовых актов по вопросам вещевого обеспечения военнослужащих показывает, что в настоящее время требуется издание ряда приказов Министра обороны Российской Федерации по указанным вопросам.

------------------------------------------------------------------

Название документа