Деньги наши, станут ваши
(Белов В. К.) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 3) Текст документа"ДЕНЬГИ НАШИ, СТАНУТ ВАШИ" (КТО И КАК БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАКОПЛЕНИЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
В. К. БЕЛОВ
В. К. Белов, заместитель руководителя Юридического департамента ОАО "Военно-страховая компания", кандидат юридических наук.
У молодого поколения российских военнослужащих, заключающих в настоящее время первые контракты о прохождении военной службы и получающих первые офицерские звания, все помыслы и надежды, касающиеся решения их жилищной проблем, связаны с реализацией Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ, призванного осуществить перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму. Другой реальной альтернативы решения их жилищных проблем пока нет. Перспективы резкого роста престижа военной службы, появления у военнослужащих статуса самых высокооплачиваемых государственных служащих, получающих достойные оклады денежного содержания, которые позволят решать самостоятельно все проблемы, в том числе и жилищные, весьма сомнительны. Поскольку сейчас размеры окладов денежного содержания молодых офицеров (и не только молодых) весьма скромные и не позволяют накопить необходимую денежную сумму на покупку самой дешевой и самой маленькой квартиры, копить деньги для этого теперь будет само Министерство обороны Российской Федерации. Сформулировано примитивно, но в этом суть накопительно-ипотечной системы, условия и порядок реализации которой достаточно сложны (даже по сравнению с системой государственных жилищных сертификатов). Движение денежных средств к конкретному участнику накопительно-ипотечной системы будет проходить по длинному, извилистому пути накоплений и инвестирований, с участием многих субъектов, и разобраться в нем простому военнослужащему будет нелегко. Именно поэтому предлагаемая статья не первая и далеко не последняя публикация по рассматриваемой теме. Ответственность за обеспечение функционирования накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих возложена на Министерство обороны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 апреля 2005 г. N 449). По всей видимости, это логично, так как объем финансирования данного министерства превосходит объемы финансирования других министерств и ведомств, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Непосредственное же функционирование накопительно-ипотечной системы будет обеспечивать федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" - новая управленческая структура Министерства обороны Российской Федерации со статусом федерального государственного учреждения, которая должна быть создана Правительством Российской Федерации. Применительно к рассматриваемой системе Министерство обороны Российской Федерации, совмещая функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы, и федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение гражданами военной службы, будет обеспечивать <*>: -------------------------------- <*> Пункт 1 ст. 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
1) формирование и ведение реестра участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Постановление "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" от 21 февраля 2005 г. N 89), в соответствии с Приказами Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 8 июня 2005 г. N 220, "О документах, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" от 8 июня 2005 г. N 225, "Об утверждении Инструкции по подготовке сведений о количестве участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации для формирования бюджетной проектировки" от 23 июня 2005 г. N 256; 2) сбор сообщений о переходе участников накопительно-ипотечной системы в другой федеральный орган исполнительной власти для прохождения военной службы; 3) представление в федеральный орган исполнительной власти в области финансов сведений о количестве участников накопительно-ипотечной системы для формирования бюджетной проектировки на соответствующий год; 4) сверку сведений, отраженных в реестре участников, совместно с федеральным органом исполнительной власти; 5) сообщение федеральным органам исполнительной власти сведений об именных накопительных счетах участников; 6) информирование в письменной форме участников накопительно-ипотечной системы о включении их в эту систему и об исключении их из нее; 7) принятие решения о выплате денежных средств на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий военнослужащим, увольняющимся с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составила десять лет и более, а также членам семей участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими; 8) проведение информационно-разъяснительной работы о накопительно-ипотечной системе. Министерство обороны Российской Федерации будет передавать накопления для жилищного обеспечения в доверительное управление доверительному управляющему - управляющей компании по соответствующему договору доверительного управления. Управляющая компания будет выбрана на основании открытого конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ней договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих. Правила проведения такого конкурса определены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих" от 17 сентября 2005 г. N 572. Организатором конкурса является Министерство обороны Российской Федерации. Конкурс проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельно по каждому инвестиционному мандату один раз в три года не менее чем за три месяца до истечения срока действия договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих. Первый конкурс был проведен в 2005 г. по 1 инвестиционному мандату, включающему в себя все виды активов, предусмотренных п. 1 ст. 16 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". При этом требования к структуре активов, содержащиеся в инвестиционной декларации управляющей компании, должны соответствовать требованиям к структуре совокупного инвестиционного портфеля, установленным законодательством Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих. К управлению накоплениями для жилищного обеспечения допускаются только управляющие компании, имеющие лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, застраховавшие ответственность <*>, соответствующие установленным федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков требованиям о достаточности собственных средств, не являющиеся аффилированными лицами специализированного депозитария или его аффилированных лиц, принявшие соответствующий требованиям закона кодекс профессиональной этики и заключившие со специализированным депозитарием договоры об оказании услуг <**>. -------------------------------- <*> Статья 31 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". <**> Статья 19 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
При этом в состав акционеров (участников) управляющей компании, осуществляющей доверительное управление, не могут входить организации, зарегистрированные в иностранных государствах, в которых предоставляется благоприятный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, либо на территории Российской Федерации, на которой предоставляется специальный налоговый режим <*>. -------------------------------- <*> Статья 20 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Доверительный управляющий будет распоряжаться накоплениями для жилищного обеспечения исключительно в целях реализации накопительно-ипотечной системы. Он осуществляет доверительное управление лично. Объектом доверительного управления являются накопления для жилищного обеспечения. Целями доверительного управления являются сохранение и увеличение стоимости чистых активов, сформированных за счет средств, переданных в доверительное управление, при условии соблюдения интересов участников накопительно-ипотечной системы. Средства, переданные в доверительное управление управляющей компании, и доходы от инвестирования не переходят в собственность доверительного управляющего. Доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление. Договор доверительного управления заключается на срок три года с правом его продления. Порядок и условия продления договора установлены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил продления договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих" от 28 сентября 2005 г. N 586. Для того чтобы процесс сохранения и увеличения накоплений в управляющей компании шел успешно, необходим еще один участник рассматриваемых отношений - специализированный депозитарий. Именно он и только он может оказать услугу по хранению сертификатов ценных бумаг в документарной форме и учету прав на ценные бумаги, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, а также контролю за распоряжением этими накоплениями. Специализированный депозитарий также отбирается по результатам открытого конкурса. Правила проведения такого конкурса определены упомянутым выше Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария и отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих". Участвовать в конкурсе сможет только депозитарий, имеющий лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, застраховавший свою ответственность, соответствующий установленным федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков требованиям о достаточности собственных средств относительно объема обслуживаемых активов, не являющийся аффилированным лицом ни одной из управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление, или их аффилированных лиц и принявший соответствующий закону кодекс профессиональной этики. При этом в состав акционеров (участников) специализированного депозитария не могут входить организации, зарегистрированные в иностранных государствах, в которых предоставляется благоприятный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, либо на территории Российской Федерации, на которой предоставляется специальный налоговый режим (оффшорные зоны) <*>. -------------------------------- <*> Статья 21 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Оказание вышеуказанных услуг специализированным депозитарием осуществляется на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и договоров об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям. Согласно ст. 31 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и управляющие компании, и специализированный депозитарий обязаны страховать риск своей ответственности. Если они не заключат такие договора страхования, то будут не вправе осуществлять операции, связанные с инвестированием накоплений для жилищного обеспечения. Управляющие компании обязаны страховать риск своей ответственности перед Министерством обороны Российской Федерации за нарушения договоров доверительного управления, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц. К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора страхования ответственности управляющей компании, не может быть менее: 1) 5% суммы накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление этой управляющей компании, если указанная сумма составляет не более 600 млн. руб.; 2) 30 млн. руб., если сумма накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление этой управляющей компании, превышает 600 млн. руб. Специализированный депозитарий обязан страховать риск своей ответственности перед Министерством обороны Российской Федерации и управляющими компаниями за нарушения договоров об оказании услуг специализированного депозитария Министерству обороны Российской Федерации и управляющим компаниям, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) работников специализированного депозитария либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц. К указанным противоправным действиям (бездействию) также относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия такого договора страхования ответственности специализированного депозитария, не может быть менее 30 млн. руб. Предельный уровень страховых тарифов по страхованию ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, их структура и правила применения страховщиками при определении страховой премии по договору страхования ответственности определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2005 г. N 554. По данным Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации долгий путь денежных средств к участнику накопительно-ипотечной системы начнется с зачисления на именные счета каждого участника не менее 37 тыс. руб. На реализацию новой ипотечной жилищной программы до конца 2005 г. планировалось затратить 1,3 млрд. руб. В 2006 г. сумма планируется в три раза большая (3,3 млрд. руб.). А к 2010 г. сумма всех ипотечных счетов военнослужащих будет исчисляться уже сотнями миллиардов рублей. Финансово-экономическое обоснование перехода к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих разрабатывалось с участием специалистов таких известных организации, как Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития России, Центр стратегических разработок, Институт экономики переходного периода. При этом учитывался прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, разработанный Минэкономразвития России. По оценке данных авторитетных организаций предполагается, что за 17-летний срок участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность пребывания участника до достижения 20 лет календарной выслуги) на именном накопительном счете участника должны быть накоплены средства для приобретения жилья в размере 54 кв. м., исходя из расчетного состава семьи три человека. На базе расчетов указанных организаций приводятся следующие примеры решения жилищной проблемы с помощью накопительно-ипотечной системы по сравнению с существующей <*>: -------------------------------- <*> По материалам пресс-клуба военных обозревателей по теме "Накопительно-ипотечная система (НИС) обеспечения жильем военнослужащих: в начале большого пути" от 24 мая 2005 г. Информация Управления информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации.
1. Майор, подполковник - увольнение по предельному возрасту (45 лет). Календарная выслуга - 27 лет, в том числе 5 лет обучения в ВВУЗе, 22 года службы на офицерских должностях. Семья 3 - 4 человека: - существующая система жилищного обеспечения - предоставляется квартира площадью 65 кв. м. Военнослужащий получает жилье в собственность только при увольнении с военной службы; - накопительно-ипотечная система - срок накопления - 22 года. По достижении 27 лет календарной выслуги военнослужащий получит средства, покупательная способность которых позволит приобрести жилье общей площадью 72,9 кв. м. 2. Полковник - увольнение по предельному возрасту (50 лет). Календарная выслуга - 32 года, в том числе 5 лет обучения в ВВУЗе, 27 лет службы на офицерских должностях. Семья 3 - 4 человека: - существующая система жилищного обеспечения - предоставляется квартира площадью 65 кв. м. Дополнительно от 15 до 95 кв. м. общей площади жилого помещения. Итого площадь квартиры 80 - 95 кв. м. Военнослужащий получает жилье в собственность только при увольнении с военной службы; - накопительно-ипотечная система - срок накопления - 27 лет. По достижении 32 лет календарной выслуги военнослужащий получит средства, покупательная способность которых позволит приобрести жилье общей площадью 93,2 кв. м. Правда, в указанных примерах информация о стоимости одного квадратного метра жилой площади через 20, 30 лет не приводится. Основой создания и функционирования накопительно-ипотечной системы являются долгосрочные параметры: длительный срок военной службы (в среднем 15 - 20 лет) и гарантированные в течение всего срока ежегодные целевые ассигнования из бюджета для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих. Такие долгосрочные планы (не считая советского периода) решения жилищных проблем определенных категорий граждан еще не реализовывались, и их перспективу трудно кому-либо безошибочно оценить и проанализировать. Надеемся (в очередной раз) на реальный экономический просчет этой системы, разумное ее корректирование в процессе реализации и появление владельцев просторных и благоустроенных квартир из числа участников накопительно-ипотечной системы.
------------------------------------------------------------------
Название документа