"Поощрение" инициативы военнослужащего на досрочное прекращение военной службы

(Белов В. К.)

("За права военнослужащих", 2006)

Текст документа

"ПООЩРЕНИЕ" ИНИЦИАТИВЫ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

НА ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В. К. БЕЛОВ

Белов В. К., кандидат юридических наук, заместитель руководителя Юридического департамента ОАО "Военно-страховая компания".

В условиях решения задач повышения авторитета и привлекательности военной службы основания прекращения военной службы (особенно досрочного) приобретают ярко выраженный социальный акцент, тесно связанный с необходимостью решения указанных задач.

Содержание социальной составляющей института прекращения военной службы определяется объемом льгот, предоставляемых военнослужащему в зависимости от конкретных оснований его увольнения с военной службы.

К данным основаниям, кроме прочих (например, выслуга лет), относятся так называемые льготные основания увольнения с военной службы: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Именно при наличии указанных оснований увольнения военнослужащих с военной службы государство гарантирует им реализацию конкретных льгот. Подобный подход вполне социально обоснован, так как учитывает неотвратимость, неизбежность и обязательность прекращения военной службы. Названные основания увольнения с военной службы объективны и не зависят от воли военнослужащего.

Однако с 2005 г. начал осуществляться и другой подход в реализации определенных льгот для военнослужащих, в частности, в решении их жилищных проблем за счет средств федерального бюджета.

1 января 2005 г. стало своеобразным Рубиконом, определившим способы решения жилищных проблем военнослужащих (исключая обеспечение служебным жильем) за счет средств федерального бюджета. В настоящее время эти проблемы решаются в рамках реализации двух основных институтов: подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700) и накопительно-ипотечной системы (Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих":

- жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти;

- обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Среди прочих особенностей, отличающих накопительно-ипотечную форму жилищного обеспечения военнослужащих от других форм жилищного обеспечения, следует выделить и ту, которая связана с основаниями прекращения военной службы.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" право на использование накоплений, учтенных на своем именном накопительном счете, участник этой системы приобретает (при наличии общей продолжительности военной службы десять лет и более), в частности, в случае увольнения с военной службы по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.

Основания, при которых военнослужащий имеет право досрочно уволиться с военной службы по семейным обстоятельствам, определены п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе":

- в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

- в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

- в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы, гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или лицами, не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

- в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца).

Новизна условий предоставления льгот по линии накопительно-ипотечной системы заключается в том, что будут учитываться не только объективные причины увольнения с военной службы, но и субъективные, зависящие от инициативы самого военнослужащего.

Гарантированная льгота на использование денежных накоплений в случае увольнения с военной службы по семейным обстоятельствам практически полностью исключает какие-либо сомнения военнослужащего насчет целесообразности такого увольнения, более того, поощряет его инициативу на досрочное увольнение с военной службы.

Кроме сомнений о положительном влиянии нового условия на повышение заинтересованности военнослужащих в прохождении военной службы, существуют и правовые "нестыковки".

Новое основание досрочного увольнения военнослужащего с военной службы (как условие для получения льгот) вступает в противоречие с нормой ч. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая определяет общие условия реализации жилищного права военнослужащих: военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

С учетом всех радикальных отличий накопительно-ипотечной системы от имеющихся до сих пор форм жилищного обеспечения военнослужащих следует отметить то, что увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам как основание для льгот приобретает свое конкретное социальное значение (с этим, наверное, можно согласиться: военнослужащий рад бы служить, но семейные обстоятельства вынуждают его принять нелегкое решение - досрочно прекратить военную службу).

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: почему существенные условия решения жилищной проблемы (в качестве основания увольнения с военной службы) не распространяются на тех военнослужащих, которые решают такую же проблему с помощью государственных жилищных сертификатов? Почему те граждане, которые досрочно уволены с военной службы по семейным обстоятельствам (при наличии прочих условий), не имеют права на получение жилищного сертификата?

Представляется, что конституционный принцип, определенный п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, исключающий возможность существования закона, умаляющего права граждан, свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

------------------------------------------------------------------

Название документа