Исключительные полномочия Президента Российской Федерации по введению эмбарго на поставки вооружения и военной техники и оказание услуг военно-технического характера: правовые аспекты

(Федорченко В. Н.) ("Право и политика", 2005, N 8) Текст документа

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ЭМБАРГО НА ПОСТАВКИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В. Н. ФЕДОРЧЕНКО

Федорченко Виктор Николаевич - референт Группы законодательного обеспечения деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт".

Решение правовых вопросов, связанных с введением Президентом РФ эмбарго, основанного на санкциях Совета Безопасности ООН, на поставки вооружения и военной техники и оказание услуг военно-технического характера, имеет большое международно-правовое значение и поэтому требует внимательного рассмотрения. Эмбарго (запрет) - наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера регулирования, признанная международной практикой <*>. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основании международных соглашений и решений, как правило, в рамках Совета Безопасности ООН (СБ ООН). Вместе с тем имеются отдельные случаи, когда эмбарго на торговлю оружием применялось ЕС; например, в отношении Китая введено 15 лет назад в ответ на жесткое подавление китайскими властями студенческих выступлений в Пекине в 1989 году. -------------------------------- <*> Свинухов В. Г., Щербина Г. П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. N 8 - 9.

Применяемые отдельными государствами односторонние меры экономического принуждения (например, экономическое, торговое и финансовое эмбарго США в отношении Кубы) не обладают международно-правовой легитимностью и необоснованно именуются санкциями - принцип суверенного равенства государств исключает возможность правомерного применения одним государством санкций в отношении другого государства или группы государств в одностороннем порядке (par in parem non habet imperium). <*> -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (под ред. А. Н. Козырина) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <*> Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Постатейный комментарий Федерального закона N 164-ФЗ ученых и специалистов под руководством А. Н. Козырина. Выпуск N 7. 2005. Библиотечка "Российской газеты". С. 151.

Эмбарго по своей правовой природе является экономической санкцией (economic sanctions) в форме ограничения экспорта или импорта товаров, в том числе продукции военного назначения по политическим мотивам. Целью санкций является создание условий реализации государством-правонарушителем обязательств, вытекающих из норм ответственности, восстановление международного правопорядка, пресечение международных правонарушений. С точки зрения В. А. Василенко, "международно-правовые санкции... обычно предполагают достижение следующих взаимосвязанных целей: 1) прекращение международного правонарушения; 2) защита права; 3) восстановление права; 4) обеспечение реализации ответственности субъекта-правонарушителя" <*>. Для этого санкции и выносятся за рамки понятия ответственности. Они выступают не как одна из форм или видов международной ответственности, а как принудительные меры, направленные на восстановление нарушенного миропорядка и, в случае необходимости, давления на государство-правонарушитель при его отказе выполнить свои обязательства перед другим субъектом международного права или перед международным сообществом в целом <**>. -------------------------------- <*> Василенко В. А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982. С. 38. <**> Белалова Б. Ш. Место международно-правовых санкций в международном праве // Законодательство. 2002. N 12.

Россия, США, Великобритания, Франция вместе с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН несут особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и в этом плане строгое выполнение государствами своих международных обязательств имеет весьма важное значение. Термин "международные санкции" в тексте Устава ООН не используется, в то же время в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <*> (далее - Закон о ВТД) в статьях 13, 37 он применяется. Под международными санкциями имеются в виду принудительные меры, которые вводятся Советом Безопасности ООН в отношении нарушителей на основании главы VII Устава ООН ("Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии") для осуществления его решений, принимаемых в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. -------------------------------- <*> Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ // Российская газета. 2003. 18 декабря.

Выполнять решения СБ ООН государства - члены ООН обязаны исходя из требований статьи 25 Устава ООН <*>, которая прямо на это указывает. Устав ООН наделяет СБ ООН правом требовать от государств - членов ООН применения мер, необходимых для осуществления его решений. Обязательства Российской Федерации как государства - члена ООН в соответствии со статьей 103 Устава ООН имеют преимущественную силу по сравнению с обязательствами России по какому-либо иному международному соглашению, в том числе и в области военно-технического сотрудничества. Исходя из этого, обязательства Российской Федерации по двустороннему торговому договору или соглашению в области военно-технического сотрудничества, вступающие в противоречие с обязательствами, связанными с ее участием в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, в условиях режима объявленных санкций не могут быть исполнены. -------------------------------- <*> Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.), текст Устава официально опубликован не был, СССР ратифицировал настоящий Устав Указом Президиума ВС СССР от 20 августа 1945 г.

Следует также отметить, что перечень мер, содержащийся в статье 41 Устава ООН, не является исчерпывающим. Так, на практике в соответствии с резолюциями СБ ООН неоднократно применялись и иные меры, к которым можно отнести меры, запрещающие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. За последние годы главой государства принимались решения об эмбарго на поставки оружия Сьерра-Леоне <1>, Эритрее и Эфиопии <2>, Ираку <3>, Либерии <4> и ряду других государств. Как показывает анализ решений Президента РФ, возможны различные сочетания принудительных мер, они могут носить всеобъемлющий характер, как было в случае с Ираком, либо распространяться лишь на одну или несколько областей, например, устанавливать запрет на поставку в Либерию вооружения и военной техники и импорт всех видов круглого леса и лесоматериалов либерийского происхождения, а также всех необработанных алмазов из Либерии независимо от того, либерийского происхождения такие алмазы или нет. -------------------------------- <1> Указ Президента РФ от 15 января 1998 г. N 26 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1132 от 8 октября 1997 г." // Российская газета. 1998. 21 января. <2> Указ Президента РФ от 28 августа 2000 г. N 1582 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1298 от 17 мая 2000 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 36. Ст. 3630. <3> Указ Президента РФ от 26 августа 2004 г. N 1124 "О мерах в связи с принятием резолюции Совета Безопасности ООН 1546 от 8 июня 2004 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3617. <4> Указ Президента РФ от 8 марта 2005 г. N 263 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1579 от 21 декабря 2004 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 11. Ст. 929.

Для лучшего понимания механизма введения эмбарго на поставки продукции военного назначения необходимо иметь представление об особенностях механизма имплементации международных санкций, направленных на прекращение или ограничение поставок оружия. Дело в том, что принудительные меры, направленные на прекращение поставок вооружения и военной техники, осуществляются не самой международной организацией, в данном случае ООН, а государствами на основании решения СБ ООН. В целях контроля над соблюдением режима санкций за поставками вооружения и военной техники в каждом отдельном случае Совет Безопасности создает специальный вспомогательный орган (комитет Совета Безопасности по санкциям в конкретном государстве, в отношении которого они применены в соответствии с Правилом 28 Правил процедуры СБ ООН). Например, в соответствии с пунктом 3 резолюции Совета Безопасности ООН 1591 (2005) по урегулированию ситуации в штате Дарфур (Судан) учрежден из всех членов Совета Безопасности Комитет для контроля, координации и выполнения мер, указанных в резолюции СБ ООН 1591 <*>. -------------------------------- <*> См. Резолюцию 1591 (2005), принятую Советом Безопасности на его 5153 заседании 29 марта 2005 года. Internet - http://www. ООН. ru.

Таким образом, эффективность санкций на запрет или ограничение поставок продукции военного назначения напрямую зависит от согласованных действий и политики сдержанности ведущих государств - экспортеров оружия, обладающих всеми экономическими и военными ресурсами, необходимыми для того, чтобы санкции СБ ООН были действенными. В каждом конкретном случае необходимо исходить из позиции, высказанной Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию, где им было отмечено, что "в сфере торговли вооружением и услугами военного назначения... Россия стремится... проявлять необходимую сдержанность, чтобы эти поставки не вызывали дестабилизации политического положения в том или ином регионе" <*>. -------------------------------- <*> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию 30 марта 1999 г. // Российская газета. 1999. 31 марта.

В. В. Кудашкин отмечает, что "внешнеполитический принцип сдержанности поставок продукции военного назначения в иностранные государства основан на принципе невмешательства во внутренние дела, в содержание которого в соответствии с Декларацией принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), входит воздержание от любого акта военного, политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством прав, присущих его суверенитету, и, таким образом, обеспечить себе преимущества любого рода. Этот аспект принципа сдержанности связан с принудительными действиями, направленными на поставку военной продукции иностранному государству, в результате чего такая поставка подрывает государственный суверенитет и нарушается еще один принцип международного права - суверенного равенства государств" <*>. -------------------------------- <*> Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами: Монография. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 69.

Соблюдение российскими хозяйствующими организациями, в том числе и субъектами военно-технического сотрудничества (далее - субъекты ВТС), запретов и ограничений во внутригосударственном праве, установленных на основании резолюций СБ ООН, обеспечивается путем принятия уполномоченными органами государства необходимых нормативных правовых актов. Исторически сложилось, что режим эмбарго на территории России вводится первым лицом государства. Так, например, в конце XVIII века Павел I серией указов, первый из которых датируется 23 октября 1800 г., ввел режим эмбарго по отношению к Великобритании. Неудачная для России военная кампания 1807 г. завершилась Тильзитским миром с Францией. По его условиям Россия оказалась вынужденной присоединиться к Континентальной блокаде, направленной против Великобритании. 26 октября 1807 г. была опубликована Декларация о разрыве отношений между Россией и Англией, а 28 октября Александр I подписал рескрипт, по которому вводился режим эмбарго по отношению к британцам <*>. -------------------------------- <*> Демкин А. М. Научная конференция "Россия - Британия", тезисы доклада "Между двумя эмбарго. Британское купечество в России в 1801 - 1807 годах". Институт российской истории РАН, Internet - http://www. kreml. ru.

В Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона о ВТД полномочия по установлению запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях предоставлено главе государства. В Федеральном законе "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <*> (далее - Закон о ВТС) статьями 6 и 9 закреплено, что Президент РФ имеет право на установление ограничений в области военно-технического сотрудничества, его решениями запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации. -------------------------------- <*> Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" // Российская газета. 1998. 23 июля. N 138.

Полное или частичное прекращение отношений в области ВТС в условиях растущей конкуренции на мировом рынке оружия, интернационализации хозяйственных связей разработчиков и производителей продукции военного назначения может нанести весьма серьезный ущерб не только экономике государства-нарушителя, ставшего объектом санкций, но и государствам, применяющим принудительные меры во исполнение соответствующих резолюций СБ ООН, а также государствам, участвующим в кооперации по производству продукции военного назначения. Статья 50 Устава ООН предоставляет государству, перед которым встанут специальные экономические проблемы, обусловленные его участием в принудительных мерах, право консультироваться с СБ ООН на предмет разрешения этих проблем. Е. М. Примаков пишет, что "в стенах ООН стал проявляться своего рода "санкционный синдром" - стремление пошире и поактивнее применять санкции и другие принудительные меры, иногда при игнорировании все еще имеющихся политико-дипломатических возможностей. Мы убеждены: ООН должна применять такие меры только в исключительных случаях, когда все иные средства действительно исчерпаны" <*>. В выступлении Постоянного представителя Российской Федерации при ООН А. И. Денисова при обсуждении 29 марта 2005 г. Доклада Генерального секретаря ООН по Судану говорится: "Мы убеждены, что потенциал политико-дипломатических мер разблокирования конфликта в Дарфуре далеко не исчерпан. Их задействование особенно актуально сейчас, когда начинается развертывание санкционированной Советом Безопасности миротворческой операции ООН на юге Судана, призванной создать благоприятные условия для внутрисуданского урегулирования и примирения..." <**>. Данная позиция подтвердилась при голосовании, где Россия воздержалась от введения санкционного режима в отношении Судана. -------------------------------- <*> Международная жизнь. 1996. N 10. С. 12. <**> Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН А. И. Денисова при обсуждении 29 марта 2005 г. Доклада Генерального секретаря ООН по Судану. Нью-Йорк. Internet - http://www. un. org

Практическая реализация международных санкций на поставку вооружения и военной техники нашла отражение в Указе Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N 235 "О порядке введения эмбарго на поставку вооружения и военной техники, оказание услуг военно-технического характера, а также на поставку сырья, материалов, оборудования и передачу технологий военного и двойного назначения зарубежным государствам, в том числе участникам СНГ" <*>. -------------------------------- <*> См.: Указ Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N 235 "О порядке введения эмбарго на поставку вооружения и военной техники, оказание услуг военно-технического характера, а также на поставку сырья, материалов, оборудования и передачу технологий военного и двойного назначения зарубежным государствам, в том числе участникам СНГ" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 8. Ст. 658.

Названным Указом установлено, что позиция Российской Федерации, которой она руководствуется при голосовании в ООН за введение эмбарго, предварительно согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, а при необходимости выносится на обсуждение Совета безопасности Российской Федерации. Президент РФ по представлению Правительства РФ рассматривает предложения, подготовленные МИД России в случае принятия соответствующего решения СБ ООН, и принимает решение о введении эмбарго на поставку вооружения и военной техники, оказание услуг военно-технического характера, а также на поставку сырья, материалов, оборудования и передачу технологий военного и двойного назначения зарубежным государствам, в том числе участникам СНГ. Практическая реализация решений главы государства возлагается на ФСВТС России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минфин России, МИД России и СВР России, которые незамедлительно после принятия решения Президентом РФ о введении эмбарго осуществляют необходимые меры. Эти меры включают прекращение и предотвращение поставки из Российской Федерации государствам, на военно-техническое сотрудничество с которыми введено эмбарго, вооружения и военной техники, прекращение оказания услуг военно-технического характера, а также поставки сырья, материалов, оборудования и передачи технологий военного и двойного назначения, предоставления лицензий участникам внешнеэкономической деятельности в этой области, приостановление действия соответствующих межправительственных соглашений и контрактов. Контроль за соблюдением принимаемых санкций возлагается на Межведомственную комиссию по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с зарубежными странами. Однако следует иметь в виду, что на сегодняшний день ряд министерств, ведомств и комиссий, таких, как Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Межведомственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с зарубежными странами, реорганизованы, а полномочия их по разработке предложений по реализации эмбарго на осуществление военно-технического сотрудничества не переданы, о чем свидетельствует отсутствие внесения изменений в Указ Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N 235. В предложениях по реализации эмбарго на осуществление ВТС предусматривается возмещение предприятиям и организациям Российской Федерации расходов, связанных с прекращением или приостановлением действия соответствующих межправительственных соглашений, а также контрактов, заключенных с целью реализации этих соглашений, с государствами, в отношении которых введено эмбарго. В этих предложениях также определяется возможность продажи третьим странам военной продукции, изготовленной, но не поставленной в страны, в отношении которых введено эмбарго. Порядок возмещения ущерба (выплаты компенсаций) субъектам ВТС в случае принятия Президентом РФ решения о приостановлении или прекращении ВТС определяется Правительством РФ <*>. Выплата компенсаций осуществляется по решению Правительства РФ, подготовленному ФСВТС России и согласованному с Минфином России. -------------------------------- <*> Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения ущерба (выплаты компенсаций) субъектам военно-технического сотрудничества в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами" от 04.03.2002 N 142.

МИД России в 10-дневный срок с даты принятия Президентом РФ решения информирует по дипломатическим каналам иностранное государство о приостановлении или прекращении военно-технического сотрудничества с ним и в 3-дневный срок заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Субъекты ВТС в 3-дневный срок с даты получения извещения о принятии Президентом РФ решения информируют исполнителей, участвующих в выполнении вступивших в силу контрактов, и обеспечивают прекращение работы по ним. Решение Президента РФ о приостановлении или прекращении ВТС является основанием для подготовки и оформления документов, определяющих размер и условия возмещения возможного ущерба (выплаты компенсации) субъектам ВТС, а также документов и материалов, необходимых для обеспечения включения средств на выплату компенсаций в проект федерального бюджета на соответствующий финансовый год. Суммы компенсаций во всех случаях определяются с учетом средств, поступивших от иностранного заказчика и/или федерального бюджета, а также возможного поступления страховых выплат. Анализ решений Президента РФ об ограничении или прекращении поставок продукции военного назначения, которые применяются на основании санкций СБ ООН, дает возможность их классифицировать по следующим направлениям: - ограничение или прекращение поставок продукции военного назначения государству, которое не выполняет решения СБ ООН; - ограничение или прекращение поставок продукции военного назначения конфликтующим государствам; - ограничение или прекращение поставок продукции военного назначения конфликтующим сторонам в государстве, при разрешении осуществления поставок оружия Миссии ООН, Временным многонациональным силам ООН и другим формированиям ООН; - ограничение или прекращение поставок продукции военного назначения конфликтующим сторонам в отдельные конфликтующие районы в государстве. В качестве примеров, подтверждающих такой подход, можно проанализировать решение Президента РФ об ограничении полностью поставок продукции военного назначения в отдельное государство. Так, Указом Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 117 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1572 от 15 ноября 2004 г." <*> с 15 ноября 2004 г. и впредь до особого распоряжения запрещаются прямые или косвенные поставки, продажа или передача Кот-д'Ивуару с территории Российской Федерации или гражданами Российской Федерации вооружений и любых соответствующих материальных средств, в частности военных летательных аппаратов и техники, независимо от места их происхождения, использование для этих целей водного и воздушного транспорта, а также проведение консультаций, оказание любой помощи или услуг по подготовке специалистов в области военной деятельности. -------------------------------- <*> Указ Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 117 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1572 от 15 ноября 2004 г." // Российская газета. 2005. 5 февраля.

Ограничение или прекращение поставок продукции военного назначения конфликтующим государствам, которые не выполняют решения СБ ООН, можно рассмотреть на примере Эритреи и Эфиопии. В Указе Президента РФ от 28 августа 2000 г. N 1582 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1298 от 17 мая 2000 г." <*> запрещалась продажа или поставка Эритрее и Эфиопии продукции военного назначения, гражданского и служебного оружия и связанных с ними материальных средств всех типов, включая вооружение и боеприпасы, военно-транспортные средства и технику, полувоенное снаряжение и запасные части, а также использование для этих целей морских и воздушных судов. Однако данные меры не распространялись на поставки военной техники и имущества, предназначенных исключительно для гуманитарного использования, которые будут утверждаться Комитетом Совета Безопасности ООН, учрежденным в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1298 от 17 мая 2000 г. -------------------------------- <*> Указ Президента РФ от 28 августа 2000 г. N 1582 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1298 от 17 мая 2000 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 36. Ст. 3630.

Ограничение или прекращение поставок продукции военного назначения конфликтующим сторонам при разрешении осуществления поставок оружия Миссии ООН, Временным многонациональным силам ООН и другим формированиям ООН можно увидеть, анализируя решения Президента РФ о продлении до 31 июля 2005 года срока действия запрета на поставки вооружений в Демократическую Республику Конго. Документ был подписан в связи с принятием 27 июля 2004 г. СБ ООН резолюции 1552. Глава государства в своем решении постановил: "Всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, транспортным и другим предприятиям, фирмам, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, в своей деятельности исходить из того, что действие мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ от 21 сентября 2003 года N 1097 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1493 от 28 июля 2003 года" <*> в отношении Демократической Республики Конго, продлевается на период до 31 июля 2005 года". Вводился запрет с 28 июля 2003 года до 28 июля 2004 года на "прямые или косвенные поставки, продажу и передачу, в том числе с использованием судов или летательных аппаратов, вооружения и любых соответствующих материальных средств всем иностранным и конголезским вооруженным группировкам и отрядам ополчения, действующим на территории Демократической Республики Конго, а также проведение консультаций, предоставление этим группировкам и отрядам любой помощи или их подготовка, связанные с военной деятельностью". Вместе с тем эти меры "не применяются в отношении поставок в Демократическую Республику Конго для нужд Миссии ООН, Временных чрезвычайных многонациональных сил и подразделений в составе конголезской национальной армии и сил полиции, поставок несмертоносного военного имущества, предназначенного исключительно для использования в гуманитарных и защитных целях, в отношении соответствующей военно-технической помощи и подготовки кадров согласно уведомлению, заранее представляемому Генеральному секретарю ООН через его Специального представителя". -------------------------------- <*> Указ Президента РФ от 21 сентября 2003 года N 1097 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1493 от 28 июля 2003 года" // Российская газета. 2003. 24 августа.

Ограничение или прекращение поставок продукции военного назначения конфликтующим сторонам в отдельные конфликтующие районы в государстве можно рассмотреть в Указе Президента РФ от 22 октября 2004 г. N 1349 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1556 от 30 июля 2004 г." <*> и резолюции СБ ООН 1591 от 29 марта 2005 г., которые позволяют сделать вывод о существовании исключений из общего запрета санкционного режима в рамках Нджаменского соглашения на поставки вооружения и военной техники в Судан и конкретно в зону конфликта - регион Дарфур. Они заключаются в следующем, что запрет не применяется: -------------------------------- <*> Указ Президента РФ от 22 октября 2004 г. N 1349 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1556 от 30 июля 2004 г." // Собрание законодательства РФ. 2004. N 43. Ст. 4190.

а) при реализации одновременно трех условий: 1) поставки ВВТ осуществляются в регион Дарфур; 2) получено заблаговременно разрешение Комитета Совета Безопасности по Судану; 3) на основании просьбы Правительства Судана; б) при поставках и помощи, предоставляемых в поддержку осуществления Всеобъемлющего мирного соглашения между Правительством Судана и Национально-освободительным движением/Народно-освободительной армией Судана; в) при поставках и связанных с ними технической подготовке и помощи, осуществляемых по операциям по обеспечению наблюдения, контроля или поддержания мира, включая такие операции, которые проводятся региональными организациями и санкционированы Организацией Объединенных Наций или проводятся с согласия соответствующих сторон; г) при поставках несмертоносного военного снаряжения, предназначенного исключительно для гуманитарного использования, использования в целях наблюдения за соблюдением прав человека или в целях защиты, и связанной с этим технической подготовкой и помощью; д) при поставках защитной одежды, включая бронежилеты и военные каски, для личного пользования персоналом Организации Объединенных Наций, наблюдателями за соблюдением прав человека, представителями средств массовой информации и сотрудниками гуманитарных учреждений и учреждений по вопросам развития и связанным с ними персоналом. Вместе с тем анализ резолюций Совета Безопасности ООН 1556 (2004 г.) и 1591 (2005 г.) <*> подтверждает, что запреты на поставки ВВТ официальному Правительству Судана наложены только в рамках его обязательств как стороны Нджаменского соглашения о прекращении огня. Иными словами, можно предположить, что если поставляемая в Судан продукция военного назначения по линии ВТС не будет использоваться в конфликте трех штатов Дарфур, а российской стороной будут получены соответствующие гарантии Суданского Правительства о неприменении поставляемого ВВТ в регионе Дарфур, то на такие поставки резолюции Совета Безопасности ООН 1556 и 1591 не распространяются. -------------------------------- <*> Резолюция Совета Безопасности ООН 1556 (2004) от 30 июля 2004 г. и 1591 от 29 марта 2005 г. Текст резолюций размещен на сайте ООН. Internet - http://www. un. org.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день не существует однотипного подхода для принятия решений Президентом РФ на эмбарго на поставки вооружения и военной техники, оказание услуг военно-технического характера, а также на поставку сырья, материалов, оборудования и передачу технологий военного назначения зарубежным государствам при выполнении резолюций Совета Безопасности ООН. В то же время решения Президентом РФ принимаются в строгом соответствии с резолюциями СБ ООН и с учетом интересов Российской Федерации. В рамках принимаемых решений реализуются основополагающие принципы государственной политики в области ВТС, прежде всего принципы приоритетности интересов Российской Федерации при осуществлении ВТС, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения.

------------------------------------------------------------------

Название документа