Особенности назначения и проведения административного расследования при обнаружении материального ущерба, причиненного военнослужащими

(Трофимов Е. Н.)

("Закон и армия", 2004, N 11)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО

РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н. - подполковник юстиции, помощник начальника Екатеринбургского артиллерийского института по правовой работе - старший преподаватель.

Под имуществом воинской части (учреждения) понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью (учреждением) (ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих").

Под материальным ущербом понимается реальный ущерб, т. е. утрата или повреждение имущества воинской части (учреждения), расходы, которые воинская часть (учреждение) произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. При решении вопроса о привлечении военнослужащих к материальной ответственности большое значение имеет четкое определение понятия "реальный ущерб".

Так, отходы жизнедеятельности воинской части, в том числе продовольственные отходы, сами по себе не представляют какой-либо ценности и в соответствии с действующими нормативными правовыми документами не подлежат учету как материальные средства. Следовательно, их передача (продажа) военнослужащим (воинским должностным лицом) кому бы то ни было либо использование их в личных целях не попадает под понятие "реальный ущерб" и не может служить основанием для привлечения военнослужащего (воинского должностного лица) к материальной ответственности. Также такой факт не образует состава преступления. Отходы - это то, что может быть вывезено на свалку.

Но если передача (продажа) отходов третьим лицам происходит на основании законно заключенного договора, а в последующем полученные в результате сдачи (продажи) отходов денежные либо материальные средства похищаются либо присваиваются военнослужащим, это не что иное, как причинение реального ущерба. Отсюда и все вытекающие последствия: привлечение военнослужащего к материальной ответственности, а при наличии в его деянии состава преступления - и к уголовной ответственности.

При обнаружении материального ущерба командир (начальник) воинской части (учреждения) обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру части (учреждения), а в необходимых случаях - назначаемой комиссии. Каких-либо ограничений в этом отношении не существует, за исключением соблюдения общего правила: его нельзя поручать офицерам, являющимся подчиненными того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицерам, которые лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела. Например, нельзя поручать проведение административного расследования командиру батареи (роты) по фактам недостачи имущества в батарее (роте).

Административное расследование проводится путем опроса очевидцев, виновных, других лиц, которым может быть что-либо известно об обстоятельствах расследуемого факта, собирания необходимых документов (рапортов, объяснений, актов проверок, характеристик, справок-расчетов и т. д.). В случае отсутствия возможности приобщения к материалам административного расследования оригиналов документов делаются выписки из документов и копии, которые установленным порядком заверяются.

Офицер, назначенный для проведения административного расследования, совершает все необходимые действия по указанию и от имени командира части (учреждения), поэтому должностные лица не должны чинить препятствия проведению им расследования. По требованию офицера, проводящего расследование, должностные лица обязаны предоставить любую информацию (документы), имеющую отношение к расследуемому событию.

Особенностью административного расследования по фактам причинения материального ущерба является то, что в ходе его проведения обязательно должно быть установлено:

Во-первых, в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка?

Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части (учреждения), исходя из цен, действующих в данной местности. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям (учреждениям), определяются уполномоченными на то государственными органами.

Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

Материальный ущерб может заключаться в полной утрате имущества в результате хищения или утраты, а также в приведении его в такое состояние, когда его применение по прямому назначению невозможно. Таким образом, исходя из положения ст. 6 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", в первом случае денежным выражением реального ущерба является стоимость имущества в целом. Во втором случае денежным выражением реального ущерба может являться как стоимость имущества в целом (в случае невозможности восстановления первоначальных качеств имущества в результате ремонта или иных восстановительных мер), так и фактические затраты, необходимые для приведения имущества в исходное состояние путем ремонта или замены отдельных его частей. Необходимо учесть, что, если имущество в соответствии с экспертным заключением не подлежит восстановлению, но фактически имеется в наличии, при определении размера реального ущерба от его полной стоимости следует вычесть остаточную стоимость (стоимость лома, стоимость драгоценных металлов, содержащихся в изделии, стоимость утиля, а в случае возможности реализации имущества - полученные в результате реализации доходы). В случае если в результате ремонта или иных восстановительных мер имущество будет пригодно для дальнейшей эксплуатации и применения, но его качество частично будет утрачено (имущество досрочно будет переведено в другую категорию), то размер реального ущерба должен соответствовать проценту утраты качеств имущества в денежном выражении.

Размер ущерба, причиненный умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий, определяется фактическими затратами на лечение пострадавших военнослужащих на основании справок-расчетов, выдаваемых этими лечебными учреждениями.

Размер ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности (полной или ограниченной).

Во-вторых, при проведении расследования по фактам причинения материального ущерба должно быть установлено, какими конкретно неправомерными действиями военнослужащего причинен материальный ущерб.

При установлении этих обстоятельств следует указать, какие статьи (пункты) какого нормативного правового акта (закона, постановления Правительства РФ, приказа МО РФ, инструкции, правил и т. д.) были нарушены военнослужащим и какова причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) военнослужащего и наступившими последствиями.

При оценке неправомерности действий (бездействия) военнослужащего, повлекших причинение материального ущерба, необходимо учитывать, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Что понимается под исполнением обязанностей военной службы, дано в п. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и в статье 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.

Не допускается привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

В-третьих, при проведении расследования необходимо установить: умышленно или по неосторожности военнослужащего причинен материальный ущерб.

Установление указанного обстоятельства является определяющим при применении вида материальной ответственности, ограниченной или полной, и ее размера. Офицеру, проводящему расследование, необходимо учитывать, что материальная ответственность бывает ограниченная и полная.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью (учреждением) штрафов за простой контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышения объектов выполнения работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части (учреждения), либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, в связи с вышеуказанными обстоятельствами, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

- военнослужащим, которым имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях, здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

В-четвертых, должна быть установлена степень вины каждого военнослужащего в случаях причинения материального ущерба по вине нескольких лиц.

При определении степени вины военнослужащих, причинивших материальный ущерб, важно определить роль каждого из них в причинении ущерба. При обнаружении утраты имущества на складе части (учреждения) необходимо точно установить, чьи действия (бездействие) привели к утрате имущества и какова степень их вины. Так, халатное исполнение обязанностей начальником службы полка (учреждения), выразившееся в отсутствии контроля за наличием и состоянием имущества в подразделениях и на складе, а также за условиями его хранения и сбережения способствует возникновению условий для хищения, повреждения, порчи, незаконного расходования и иных неправомерных действий со стороны лиц, имеющих доступ к данному имуществу, но напрямую не может причинить ущерб. Следовательно, указанное влечет привлечение начальника службы к материальной ответственности в размере не более одного оклада месячного денежного содержания и одной надбавки за выслугу лет. Утрата имущества должностным лицом (начальником склада), которому имущество было передано под отчет для хранения, влечет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба.

Таким образом, в рассматриваемом случае, если размер ущерба значителен и превышает суммарные оклады месячного денежного содержания и месячные надбавки за выслугу лет начальника службы и начальника склада, следует привлечь к материальной ответственности в размере одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет начальника службы по приказу командира (начальника), а в размере оставшейся части причиненного ущерба - начальника склада путем подачи искового заявления в суд.

В-пятых, необходимо также установить обстоятельства, способствовавшие причинению ущерба. Это необходимо для того, чтобы устранить обстоятельства, которые могут повлечь причинение ущерба в последующем.

В-шестых, при проведении расследования необходимо установить наличие или отсутствие в действиях (бездействии) виновных в причинении ущерба состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, необходимо в соответствии со ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса вынести решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

В любом из указанных случаев военный прокурор гарнизона уведомляется о принятом решении в течение 3 суток с момента установления признаков состава преступления.

После установления всех обстоятельств по факту причинения материального ущерба составляется заключение по материалам административного расследования. Такое заключение составляется в общем порядке, каких-либо особенностей в его составлении не имеется.

------------------------------------------------------------------

Название документа