О праве участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей на денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения
(Свининых Е. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 2) Текст документаО ПРАВЕ УЧАСТНИКОВ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ НА ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ДОПОЛНЯЮЩИЕ НАКОПЛЕНИЯ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Е. А. СВИНИНЫХ
Свининых Е. А., кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматривается порядок реализации права участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей на денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения.
Ключевые слова: военнослужащий; члены семьи военнослужащего; жилищное обеспечение; статус; накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих.
About the right of participants of cumulative mortgage system of housing provision for military personnel and their family members to receive additional cash payment E. A. Svininyh
This article surveys problems of realization by participants of cumulative mortgage system of housing provision for military personnel and their family members of the right to receive additional cash payment.
Key words: serviceman, family members of serviceman, housing provision, status, cumulative mortgage system of housing provision for military personnel.
Вопросы получения денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - дополнительные денежные средства), являются крайне актуальными для участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники НИС), уволенных с военной службы до момента погашения их задолженности по предоставленному с использованием целевого жилищного займа ипотечному кредиту. Указанные лица в условиях поиска вариантов своего трудоустройства после военной службы испытывают острый дефицит денежных средств, необходимых для погашения ипотечного кредита. Дополнительные денежные средства являются серьезным подспорьем в такой ситуации. Кроме того, в ряде случаев данные средства должны быть предоставлены участникам НИС, не реализовавшим к моменту своего увольнения с военной службы права на получение целевого жилищного займа. Правом на получение дополнительных денежных средств могут воспользоваться также и члены семей военнослужащих - участников НИС. В настоящей статье мы рассмотрим основания и порядок выплаты дополнительных денежных средств, а также обратим внимание на проблемные аспекты темы статьи. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС) одним из способов реализации права на жилище участниками НИС является получение ими денежных средств, дополняющих их накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования). Дополнительные денежные средства необходимо отличать от накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника НИС (п. 6 ст. 3 Закона о НИС). Правила использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655. Если выплату дополнительных денежных средств производит федеральный орган исполнительной власти, в котором участник НИС проходил военную службу, то за перечисление накоплений для жилищного обеспечения отвечает уполномоченный федеральный орган (Минобороны России в лице ФГКУ "Росвоенипотека"). Для дополнительных денежных средств и накоплений для жилищного обеспечения установлены различные основания и сроки их выплаты, цели расходования. Размер выплачиваемых дополнительных денежных средств определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год <1>, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник НИС не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра участников НИС, которая соответствует дате исключения этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет (пример расчета приведен в приложении к настоящей статье). -------------------------------- <1> В 2013 г. размер накопительного взноса на одного участника НИС составляет 222,0 тыс. руб. (ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Определим круг лиц, имеющих право на получение дополнительных денежных средств. В силу ч. 2 ст. 4 Закона о НИС в указанный круг включены: 1. Участники НИС, имеющие общую продолжительность военной службы от 10 до 20 лет <2> и уволенные с военной службы по следующим основаниям: -------------------------------- <2> С учетом того что ни в ч. 2 ст. 4, ни в п. 2 ст. 10 Закона о НИС (к которому в ч. 2 ст. 4 Закона о НИС содержится отсылка) не упоминается о льготном исчислении общей продолжительности военной службы, как это сделано законодателем в п. 1 ст. 10 Закона о НИС, необходимо сделать вывод об определении в рассматриваемой ситуации общей продолжительности военной службы в календарном исчислении. Аргументом в пользу данного вывода является содержание п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"), согласно которому общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении исключительно в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием участника НИС военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе <3>. -------------------------------- <3> В соответствии с подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" к ним относятся: а) невозможность проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи; б) изменение места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанное с необходимостью переезда семьи в другую местность; в) необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; г) необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца); д) необходимость осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
2. Участники НИС при увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с их признанием военно-врачебной комиссией не годными к военной службе. 3. Члены семьи участника НИС в случае исключения участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Характеризуя третью группу лиц, отметим, что в целях Закона о НИС к членам семьи военнослужащего относятся (ч. 1 ст. 12 Закона о НИС): а) супруга или супруг; б) несовершеннолетние дети; в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими 18-летнего возраста; г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; д) лица, находящиеся на иждивении военнослужащего. Приведенный перечень членов семьи военнослужащего полностью совпадает с перечнем, закрепленным в абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон о статусе военнослужащих). Заметим, что Закон о НИС не делит членов семьи военнослужащего на очереди при получении дополнительных денежных средств. Не определен в Законе о НИС и размер долей членов семьи военнослужащего в общей сумме дополнительных средств. В этой связи можно сделать вывод о равенстве этих долей. Обратим также внимание на то, что по общему правилу если родители или внуки военнослужащего не находятся на его иждивении, то они не причисляются к членам его семьи. В свою очередь, нахождение на иждивении подразумевает полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для иждивенца постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. Это предполагает необходимость оценки соотношения оказываемой военнослужащим помощи и других доходов иждивенца. В абз. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о НИС перечислены отрицательные предпосылки права на получение дополнительных денежных средств, при наличии которых в выплате названных средств будет отказано. Лица, имеющие право на получение дополнительных денежных средств, не должны быть: а) нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; б) собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Законом о НИС. При анализе вышеназванных предпосылок возникает вопрос о содержании понятия "член семьи". В ст. 12 Закона о НИС и ст. 2 Закона о статусе военнослужащих раскрыт лишь круг членов семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии в форме выплаты дополнительных денежных средств. В нашей же ситуации требуется определить членов семьи субъектов, являющихся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилого помещения. Отсутствие в Законе о НИС собственного понятийного аппарата вынуждает обратиться к положениям жилищного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство <4>. -------------------------------- <4> В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 25) разъясняется, что при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться п. п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении. Под ведением же общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т. п.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 (п. 25) дано разъяснение, что, решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право. Круг членов семьи собственника жилого помещения ограничен в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ. К ним относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Итак, лица, имеющие право на получение дополнительных денежных средств, не должны являться совместно проживающими (выделено нами. - Е. С.) с нанимателем жилого помещения по договору социального найма (с собственником жилого помещения): а) супругом нанимателя (собственника) жилого помещения; б) детьми нанимателя (собственника) жилого помещения; в) родителями нанимателя (собственника) жилого помещения; г) родственниками иной степени родства, нетрудоспособными иждивенцами или другими лицами, вселенными в жилое помещение его собственником в качестве членов своей семьи; д) родственниками иной степени родства, нетрудоспособными иждивенцами или другими лицами, вселенными в жилое помещение его нанимателем в качестве членов своей семьи и ведущими с ним общее хозяйство. Отметим, что указанные отрицательные предпосылки права на получение дополнительных денежных средств должны отсутствовать в период с момента подачи рапорта (заявления) о выплате дополнительных средств и до момента выплаты этих средств. В отличие от первоначальной редакции Закона о НИС его ныне действующие нормы не связывают наличие рассматриваемого права с предварительным признанием правообладателей нуждающимися в улучшении жилищных условий. Как следствие, к лицам, имеющим право на получение дополнительных денежных средств, не применимы положения ст. 53 ЖК РФ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в результате ухудшения гражданами своих жилищных условий. Прекращение совместного проживания с нанимателем жилого помещения по договору социального найма (собственником жилого помещения) непосредственно перед подачей рапорта (заявления) о выплате дополнительных средств не является основанием для отказа в выплате. Завершая рассмотрение отрицательных предпосылок права на получение дополнительных средств, укажем на еще одну предпосылку права членов семьи военнослужащего - участника НИС. Она предусмотрена в ч. 3 ст. 12 Закона о НИС и состоит в непринятии членами семьи участника НИС его обязательств по ипотечному кредиту (займу) в случае исключения участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим <5>. -------------------------------- <5> Согласно ч. 3 ст. 12 Закона о НИС члены семьи участника НИС, использовавшего целевой жилищный заем для получения ипотечного кредита (займа), могут принять на себя его обязательства по указанному ипотечному кредиту (займу). В случае если кредитный договор (договор займа) переоформляется на лицо, принявшее на себя обязательства участника, данное лицо получает право на продолжение погашения ипотечного кредита (займа) за счет начислений на именной накопительный счет участника до даты, указанной в договоре предоставления целевого жилищного займа на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу). В этой связи необходимость в получении дополнительных денежных средств утрачивается.
Рассмотрим порядок выплаты дополнительных средств. На основании п. 11 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения <6> (далее - Правила), порядок организации работы по выплате участникам НИС или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти <7>. -------------------------------- <6> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686. <7> См., например, следующие ведомственные нормативные правовые акты: Приказ МЧС России от 4 мая 2011 г. N 225; Приказ Спецстроя России от 13 ноября 2010 г. N 514; Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 18; Приказ ФСБ России от 18 декабря 2007 г. N 726; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77; Приказ МВД России от 3 сентября 2007 г. N 774.
Для получения дополнительных денежных средств участник НИС должен подать соответствующий рапорт, а члены семьи участника НИС - заявление. Адресаты рапорта (заявления) определены в ведомственных нормативных правовых актах. В Правилах не определен период времени, в течение которого необходимо подать рапорт (заявление). В п. 7 Правил лишь указано, что участник НИС должен подать заявление до его исключения из списков личного состава воинской части, а член семьи участника НИС - после исключения участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Таким образом, для членов семьи участника НИС ограничений в сроке подачи заявления не установлено. В отношении же участников НИС этот срок ограничен моментом их исключения из списков личного состава воинской части. В ведомственных нормативных правовых актах по сравнению с Правилами срок подачи участником НИС рапорта определен иначе. Если в Правилах установлен только момент истечения срока, то в ведомственных нормативных правовых актах - только момент начала течения срока. Так, например, согласно п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77, подача участником НИС рапорта на получение дополнительных денежных средств осуществляется после издания приказа о его увольнении с военной службы. Аналогичная формулировка содержится в п. 2 Порядка, утвержденного Приказом ФСБ России от 18 декабря 2007 г. N 726. Указание в ведомственных нормативных правовых актах на момент издания приказа об увольнении с военной службы как на момент начала течения срока подачи рапорта связано с тем, что согласно подп. "е" п. 6 Правил к рапорту должна быть приложена выписка из приказа об увольнении с военной службы. Таким образом, сопоставление положений Правил и ведомственных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что участник НИС должен подать рапорт в период с момента издания приказа о его увольнении с военной службы до момента его исключения из списков личного состава воинской части. При этом Правила не предусматривают возможность продления или восстановления этого срока. В то же время п. 9 Правил, как и положения ведомственных нормативных правовых актов, не содержит такого основания для отказа в выплате дополнительных средств, как пропуск срока подачи рапорта. Это позволяет резюмировать, что срок подачи участником НИС рапорта не является пресекательным и по его истечении право на совершение данного действия не прекращается. Наш вывод будет верным при условии, если суды не будут приравнивать пропуск срока подачи рапорта к такому основанию для отказа в выплате дополнительных средств, как непредставление документов (п. 9 Правил). Требования к содержанию рапорта (заявления) лица, имеющего право на получение дополнительных денежных средств, установлены в п. 7 Правил. В заявлении (рапорте) должны быть указаны: - сведения о том, что участник НИС или члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Законом о НИС; - сведения о непринятии членами семьи участника НИС его обязательств по ипотечному кредиту (займу) (в случае исключения участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим); - получатель денежных средств и его платежные реквизиты <8>; -------------------------------- <8> В случае подачи членами семьи военнослужащего совместного заявления они, вероятно, указывают банковский счет, открытый одним из них. В п. 3.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" предусмотрена возможность включения в договор банковского счета условия, согласно которому право распоряжаться средствами на текущем счете физического лица - гражданина Российской Федерации может быть предоставлено нескольким лицам. Отметим также, что в проекте Федерального закона N 47538-6 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержится норма, предусматривающая возможность открытия совместных банковских счетов (ст. 860.1 ГК РФ в редакции проекта).
- обязательства об использовании дополнительных средств по целевому назначению, освобождении занимаемого служебного жилого помещения или иного жилого помещения специализированного жилищного фонда. На наш взгляд, последнее требование в части, касающейся указания в рапорте (заявлении) обязательств об освобождении занимаемого служебного жилого помещения или иного жилого помещения специализированного жилищного фонда, является излишним. Выселение участника НИС и членов его семьи из жилого помещения специализированного жилищного фонда не является условием выплаты дополнительных денежных средств. К своему рапорту (заявлению) лицо, имеющее право на получение дополнительных денежных средств, должно приложить ряд документов. В п. 6 Правил в качестве документов, прилагаемых к заявлению (рапорту), указаны: а) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП); б) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту жительства; в) копии паспорта гражданина Российской Федерации всех членов семьи (с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста; г) справка о составе семьи участника НИС; д) справка об общей продолжительности военной службы; е) выписка из приказа об увольнении с военной службы (с указанием основания увольнения); ж) письменное согласие участника НИС о возврате задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо квитанция о перечислении указанных средств на счет уполномоченного федерального органа исполнительной власти (при наличии задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). Кратко охарактеризуем некоторые из перечисленных документов. Выписка из ЕГРП необходима для подтверждения факта отсутствия у участника НИС и членов его семьи в собственности жилых помещений, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Законом о НИС. Обратим внимание на то, что в территориальных подразделениях Росреестра придется запрашивать выписку на всех членов семьи, названных в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ. Исходя из того что в Правилах не уточняются территориальные пределы запроса, выписку необходимо оформлять об объектах недвижимости на территориях всех регистрационных округов <9> (количество таких округов отличается от количества субъектов Российской Федерации и составляет в настоящее время 77. - Е. С.), а не ограничивать запрос теми регистрационными округами, на территориях которых участник НИС проходил военную службу. Это отражается на размере платы за оформление выписки <10>. Максимальный нормативный срок оформления выписки из ЕГРП составляет пять дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), однако на практике этот срок может увеличиваться до 2 - 3 недель в зависимости от организации работы конкретного территориального подразделения Росреестра <11>. Срок действия выписки из ЕГРП нормативными правовыми актами не ограничен, однако для того, чтобы содержащиеся в выписке сведения не потеряли свою актуальность, рекомендуется представлять выписку в течение месяца с момента ее оформления. -------------------------------- <9> Приказ Минюста России от 3 декабря 2004 г. N 185 "О создании регистрационных округов, в границах которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной службы". <10> Размер платы определен Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. N 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы" и составляет в настоящее время 1500 руб. за одну выписку по всем регистрационным округам. <11> Срок оформления выписки по "экстерриториальным" запросам составлял 14 дней лишь до 1 января 2012 г. (п. 7 ст. 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ).
Выписка из домовой книги представляет собой сведения о регистрации жильцов квартир или комнат в жилом доме. Выписка из домовой книги выдается в жилищно-эксплуатационных организациях, на балансе которых находятся жилые дома, в которых военнослужащий и члены его семьи проживали и были зарегистрированы в период с 1991 г. по настоящее время. В Правилах место оформления указанной выписки не конкретизируется. Считаем, что выписка оформляется по последнему месту жительства. Например, если участник НИС и члены его семьи зарегистрированы по адресу воинской части, то выписку оформляют в воинской части. В свою очередь, финансовый лицевой счет - это документ, в котором отражаются все вопросы, связанные с платежами, которые должен производить собственник (наниматель) жилого помещения за пользование данным помещением, а также за коммунальные услуги. За получением копий финансового лицевого счета следует обращаться в соответствующие управляющие жилищно-эксплуатационные организации, на балансе которых находятся жилые дома <12>. -------------------------------- <12> Подробнее см.: Корякин В. М. О порядке получения выписок из домовых книг и копий финансовых лицевых счетов // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 2. С. 67 - 70.
Справки о составе семьи участника НИС и его общей продолжительности военной службы <13>, как и выписка из приказа об увольнении участника НИС с военной службы оформляются кадровым (строевым) органом воинской части. -------------------------------- <13> В Приказе ФСБ России от 18 декабря 2007 г. N 726 делается уточнение: общая продолжительность службы указывается в справке в календарном исчислении (см. подп. "д" п. 3 Порядка организации в органах Федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения). Это является еще одним подтверждением нашего вывода о календарном исчислении продолжительности военной службы лиц, имеющих право на получение дополнительных денежных средств.
Письменное согласие участника НИС о возврате задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо квитанция о перечислении указанных средств на счет уполномоченного федерального органа исполнительной власти требуется только при наличии задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом под уполномоченным федеральным органом исполнительной власти следует понимать Минобороны России в лице ФГКУ "Росвоенипотека". Указанная задолженность образуется в период между моментом исключения участника НИС, получившего целевой жилищный заем для погашения ипотечного кредита, из списков личного состава воинской части и моментом получения соответствующих сведений ФГКУ "Росвоенипотека". В течение этого периода ФГКУ "Росвоенипотека" перечисляет денежные средства в счет погашения ипотечного кредита, хотя основания для этого уже отсутствуют. Сумма перечисленных денежных средств и образует задолженность участника НИС перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Обратим внимание на длительность подготовки документов, прилагаемых к рапорту (заявлению). Это может быть связано, к примеру, с тем, что члены семьи участника НИС на момент его увольнения с военной службы проживают не совместно с ним из-за неблагоприятных климатических или экологических условий в месте расположения воинской части. Кроме того, лицо, имеющее право на получение дополнительных денежных средств, может столкнуться с трудностями при получении выписки из домовой книги. В результате указанных причин срок подготовки документов может выйти за рамки срока подачи рапорта (заявления). Это возвращает нас к вопросу о моменте истечения срока подачи участником НИС рапорта для получения дополнительных денежных средств. Дело в том, что при подаче рапорта без приложения всех необходимых документов участнику НИС должны отказать в выплате дополнительных средств (п. 9 Правил). При этом остается неясным, допускается ли повторное обращение с рапортом за пределами срока его подачи. В п. 10 Правил отсутствует прямой ответ на вопрос о возможности повторного обращения с рапортом за пределами срока его подачи. В ведомственных нормативных правовых актах данная проблема также не решена. Только в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77 закреплена норма, согласно которой при повторном обращении участника НИС с рапортом исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации производится с учетом положений п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрены гарантии жилищного обеспечения военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Такие военнослужащие не могут без их согласия быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилого помещения по нормам жилищного законодательства. Однако данные гарантии не распространяются на участников НИС. Это подтверждается положениями абз. 2 п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, введенного Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2007 г. N 861, т. е. после принятия Приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77. В абз. 2 п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что участники НИС при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Существование в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77 отсылки к п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы можно объяснить тем, что в первоначальной редакции Закона о НИС (абз. 1 ч. 2 ст. 4) наличие права на дополнительные денежные средства было поставлено в зависимость от предварительного признания участника НИС нуждающимся в улучшении жилищных условий. Впоследствии данная норма была изъята из Закона о НИС, а 9 июля 2007 г. в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы был включен вышерассмотренный второй абзац. Тем самым положения Приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77 об учете положений п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы обессмыслились. Таким образом, в настоящее время отсутствуют препятствия для увольнения с военной службы участника НИС до фактической выплаты ему дополнительных средств, а вопрос о возможности повторного обращения с рапортом о выплате дополнительных средств за пределами срока его подачи не снят с повестки дня. Если дать на поставленный вопрос положительный ответ, то автоматически ставится под сомнение целесообразность установления срока подачи рапорта. Такой срок фактически не будет иметь четких пределов. Если же дать отрицательный ответ, то это не позволит учесть проблемы, с которыми могут столкнуться участники НИС при сборе необходимых документов. Считаем неправильным определение момента истечения срока подачи участником НИС рапорта путем указания на момент исключения участника НИС из списков личного состава воинской части. В условиях отсутствия однозначного ответа о возможности повторного обращения с рапортом за пределами срока его подачи, участник НИС поставлен в зависимость от субъективного усмотрения должностного лица, принимающего решение о выплате дополнительных денежных средств. Справедливости ради следует повторить, что в настоящее время нормативные правовые акты прямо не предусматривают негативных последствий пропуска срока подачи рапорта. На наш взгляд, момент истечения срока подачи участником НИС рапорта следует определить дифференцированно, с учетом реализации участником НИС своего права на получение целевого жилищного займа. Так, если участник НИС не реализовал свое право на получение целевого жилищного займа, то срок подачи рапорта на получение дополнительных денежных средств следует определить истечением периода времени. Это будет стимулировать потенциальных заявителей к активным действиям. Установление такого срока объективно необходимо, ведь по истечении длительного периода времени затрудняется собирание необходимых сведений для соответствующей выплаты. Что касается ситуации, когда участник НИС использовал целевой жилищный заем для получения ипотечного кредита (займа), то здесь стимул к скорейшей подаче рапорта уже существует. Это необходимость погашения ипотечного кредита (займа). Поэтому в данном случае момент истечения срока подачи рапорта следует определить путем указания на момент погашения ипотечного кредита (займа). При этом данный срок должен быть не менее периода времени, установленного для участников НИС, не реализовавших своего права на получение целевого жилищного займа. В качестве альтернативы предложенному варианту решения проблемы можно определить момент истечения срока подачи рапорта путем указания на момент исключения участника НИС из списков личного состава воинской части, но предусмотреть возможность оставления рапорта без движения. В качестве основания оставления рапорта без движения будет выступать несоблюдение требований к содержанию рапорта, а также прилагаемым к нему документам. В случае устранения недостатков в разумный срок рапорт будет считаться поданным в момент первоначальной подачи. Разумный срок - категория оценочного характера, которая позволяет суду при возникновении разногласий учесть все обстоятельства дела и определить продолжительность срока устранения недостатков. Независимо от выбранного варианта решения проблемы последствием истечения срока подачи рапорта необходимо установить прекращение права на получение дополнительных средств. Представляется, что сделанные предложения позволят создать ситуацию правовой определенности в сфере выплат дополнительных денежных средств. Продолжая рассмотрение вопроса о порядке выплаты дополнительных средств, обратим внимание на то, что решению о выплате предшествует проверка сведений, содержащихся в заявлениях (рапортах) и прилагаемых к ним документах (п. 8 Правил). Эту работу организует федеральный орган исполнительной власти, в котором участник НИС проходил военную службу. Например, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77 обязанность по проверке достоверности сведений возложена на командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти же должностные лица принимают по результатам проверки решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств, о чем уведомляют участников НИС или членов их семей в письменной форме. Указанное решение принимается в срок не более одного месяца со дня подачи заявления (рапорта), но не позднее даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Решение по заявлению члена семьи - получателя дополнительных денежных средств принимается в срок не более одного месяца со дня подачи заявления. В соответствии с п. 9 Правил основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются: - непредставление или представление не в полном объеме документов; - недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Согласно п. 6 Правил дополнительные средства выплачиваются заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника НИС или члена его семьи. В своем Определении от 25 января 2012 г. N 151-О-О <14> (п. 2.2) Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установленный трехмесячный срок выплаты дополнительных денежных средств требуется, в частности, для выполнения необходимых административных процедур по перечислению денежных средств и не может рассматриваться как несоразмерно длительный. -------------------------------- <14> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
В ходе практической реализации положений о выплате дополнительных денежных средств имеют место случаи существенной задержки выплаты <15>. Это ставит участников НИС, непогасивших свой долг по кредитному договору, в крайне тяжелое положение в связи с риском обращения кредитором взыскания на предмет залога - приобретенное за счет предоставленного кредита жилое помещение. -------------------------------- <15> Один из таких случаев описан в статье Е. Г. Воробьева "Жилищные права участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих при их увольнении с военной службы и обязательства государства, или К чему взывал уволенный участник системы, обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации?" (Право в Вооруженных Силах. 2012. N 8. С. 37 - 45). См. также: Апелляционное определение Саратовского областного суда от 3 августа 2012 г. по делу N 33-4282; Апелляционное определение Московского городского суда от 4 июня 2012 г. по делу N 11-4370 (Документы опубликованы не были // СПС "КонсультантПлюс").
В законодательстве отсутствуют специальные гарантии соблюдения заинтересованным федеральным органом исполнительной власти установленного трехмесячного срока выплаты дополнительных денежных средств. Вследствие этого для защиты своих прав участникам НИС остается лишь применять такой способ защиты, как взыскание убытков, причиненных несвоевременной выплатой денежных средств (ст. 15 ГК РФ). Данные убытки могут выражаться, например, в начисленной банком неустойке за просрочку участником НИС очередного платежа по кредитному договору, а также в виде разницы между долгом по кредитному договору и суммой дополнительных средств в случае требования банка о полном досрочном исполнении обязательства по кредитному договору в связи с просрочкой осуществления очередного платежа. В случае несвоевременной выплаты дополнительных денежных средств и отсутствия убытков на стороне их получателя считаем возможным взыскание с федерального органа исполнительной власти процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ. При этом есть вероятность отказа в иске со ссылкой на разъяснение, сделанное в п. 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". В соответствии с указанным разъяснением в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений (выделено нами. - Е. С.), следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством. В п. 12 Правил определено, что дополнительные средства перечисляются федеральным органом исполнительной власти, в котором участник НИС проходил военную службу, в безналичном порядке. Как уже отмечалось выше, платежные реквизиты счета, на который будут зачисляться денежные средства, указываются в рапорте (заявлении) лица, имеющего право на получение дополнительных денежных средств. Заметим, что ряд ведомственных нормативных правовых актов устанавливает в качестве места выплаты последнее место прохождения военной службы участником НИС. Данная формулировка некорректна, так как Правила не предусматривают возможность наличных расчетов, а при безналичных расчетах местом исполнения денежного обязательства может быть только место нахождения банка (его филиала, подразделения), в котором у получателя дополнительных средств открыт банковский счет или вклад. Упоминание же в п. 3 Правил о выплате дополнительных средств по последнему месту военной службы участника НИС сделано, по всей видимости, лишь в целях исключения проблемы определения обязанного федерального органа исполнительной власти, если в течение своей жизни участник НИС проходил военную службу в нескольких из них. В завершение укажем цели, на которые должны быть потрачены выплаченные дополнительные денежные средства. К этим целям в п. 12 Правил отнесены: а) возврат задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; б) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником НИС; в) оплата жилого помещения, приобретаемого этим участником или одним из членов его семьи; г) дальнейшее приобретение жилого помещения. Срок, в течение которого выплаченные денежные средства должны быть использованы в указанных целях, нормативно не определен. Более того, для приобретения жилого помещения выплаченных денежных средств может не хватить (например, в случае раздела этих средств между несколькими несобирающимися проживать совместно членами семьи военнослужащего). Все это дает основание считать бесполезным предусмотренный в п. 13 Правил контроль за исполнением участниками НИС и членами их семей обязанности по целевому расходованию дополнительных средств. По всей видимости, целевое расходование дополнительных средств производится их получателями под "честное слово", данное ими в рапорте (заявлении) на выплату этих средств. Нормативное же определение целей расходования денежных средств следует рассматривать как дополнительное напоминание государства их получателям о социальном предназначении выплаты.
Приложение
Пример расчета размера дополнительных денежных средств
Командир батальона майор И. И. Иванов поступил в военное образовательное учреждение профессионального образования 1 августа 2000 г., окончил его и получил в связи с этим первое воинское звание офицера 20 июня 2005 г. Заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 августа 2001 г. (до 1 января 2005 г.). Включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы с 1 октября 2005 г. (дата регистрации рапорта в воинской части (организации) о включении И. И. Иванова в реестр участников накопительно-ипотечной системы). Уволен с военной службы 10 декабря 2012 г. по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. Издание Приказа командира воинской части, начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил Российской Федерации об исключении майора И. И. Иванова из списков личного состава планируется 16 января 2013 г. (исключен из списков личного состава части с 16 января 2013 г.). Общая продолжительность военной службы майора И. И. Иванова на 16 января 2013 г. составляет 12 лет 5 месяцев 15 дней:
2013 г. 01 мес. 16 дн. - 2000 г. 08 мес. 01 дн.
12 л. 05 мес. 15 дн.
Количество полных лет, месяцев и дней, которые майор И. И. Иванов не дослужил до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет, составляет 7 лет 6 месяцев 15 дней:
20 л. 00 мес. 00 дн. - 12 л. 05 мес. 15 дн.
7 л. 06 мес. 15 дн.
Размер годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", составляет 222,0 тыс. руб. Размер дополнительных денежных средств, выделенных майору И. И. Иванову, составит 1674123 руб. 29 коп. 222000 руб. x 7 лет = 1554 000 руб. 222000 руб. : 12 мес. x 6 мес. = 111000 руб. 222000 руб. : 365 дн. x 15 дн. = 9123 руб. 29 коп. 1554000 руб. + 111000 руб. + 9123 руб. 29 коп. = 1674123 руб. 29 коп.
Название документа