Квалификационная надбавка

(Артовский Н. А.)

("Право в Вооруженных Силах", N 1, 2003)

Текст документа

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ НАДБАВКА

Н. А. АРТОВСКИЙ

Н. А. Артовский, майор юстиции, юрисконсульт Центрального командного пункта Военно - воздушных сил.

Все вопросы, касающиеся денежного довольствия военнослужащих, сложны, многогранны, но вместе с тем необыкновенно интересны. Вопрос выплаты увеличенного должностного оклада за присвоенную в установленном порядке квалификационную категорию не является исключением.

Вместе с тем с достаточной уверенностью ответить на вопрос: "Кто из военнослужащих имеет право на выплату увеличенного должностного оклада за присвоенную в установленном порядке квалификационную категорию?" - сможет не каждый.

Постараемся вместе разобраться с этим, на первый взгляд, несложным вопросом.

В соответствии с п. 5 Положения об определении квалификации летного состава государственной авиации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396, с изм. от 1 июля 2002 г. N 486) военнослужащим, проходящим военную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской должности увеличиваются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в следующем размере:

летчик (штурман) второго класса, летчик (штурман) - инструктор второго класса - на 15%;

летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) - инструктор первого класса - на 25%;

летчик (штурман) - снайпер - на 30%;

бортовой специалист второго класса - на 10%;

бортовой специалист первого класса - на 15%;

бортовой специалист - мастер - на 25%.

Аналогичную норму содержит п. 2 изданного во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации совместного приказа Министра обороны Российской Федерации, МВД России, МЧС России, ГТК России, ФСБ России и ФПС России "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 27 июля 2000 г. N 394/805/401/637/411/296. При этом совместный Приказ разъяснил, что оклады по воинским (занимаемым, штатным) должностям, с указанным увеличением, выплачиваются военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях, отнесенных по учету к специальностям летчиков и штурманов, с 29 мая 2000 г.

Увеличение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях, отнесенных по учету к специальностям других членов экипажей воздушных судов, в порядке, предусмотренном для летчиков и штурманов, выплачивается с даты присвоения (подтверждения) им соответствующих квалификационных категорий бортовых специалистов воздушных судов.

При исчислении надбавок, доплат, вознаграждений, пособий и других дополнительных выплат, в том числе единовременного характера, а также пенсий военнослужащим и работникам (сотрудникам), имеющим право на получение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям с увеличением в зависимости от присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, в расчет принимаются оклады по воинским (занимаемым, штатным) должностям с этим увеличением.

Военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим военную и иную государственную службу по контракту на должностях летного состава в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где к их окладам установлены коэффициенты (повышения) за службу в указанных районах и местностях, предусмотренное для летного состава государственной авиации увеличение окладов по воинским (занимаемым, штатным) должностям за квалификационные категории исчисляется от окладов без учета коэффициентов (повышения) за службу в этих районах и местностях.

На первый взгляд, все ясно: кто проходит службу на должностях летного состава и имеет присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, тот соответственно имеет право на увеличение должностных окладов, и размер увеличения напрямую зависит от присвоенной квалификационной категории.

1 марта 2001 г. было разослано соответствующим финансовым органам разъяснение ГУВБиФ МО РФ N 180/3/151, в котором указаны категории военнослужащих, имеющих право на увеличенные оклады за присвоенную квалификационную категорию и порядок выплаты. При этом ГУВБиФ МО РФ сообщило:

1. Увеличенные оклады по воинским должностям выплачиваются только военнослужащим, имеющим присвоенную установленным порядком квалификацию и проходящим военную службу по контракту на воинских должностях офицерского состава с военно - учетными специальностями (ВУС), поименованными в группе 06 раздела 1 Перечня военно - учетных специальностей (введен в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 г.), и с военно - учетными специальностями бортовой эксплуатации оборудования и средств воздушных судов (ВУС 094900, 121900-121903, 461001, 461002, 461101, 461201, 461301, 491201), а также на должностях прапорщиков, мичманов при наличии седьмого (буквенного) знака "Е" в полном обозначении ВУС и коде воинской должности (далее - воинские должности летного состава).

2. Увеличенные оклады по воинским должностям выплачиваются:

военнослужащим, занимающим воинские должности, отнесенные по учету к специальностям летчиков и штурманов, имеющим квалификацию военного летчика (штурмана) второго, первого классов и снайпера, военного летчика (штурмана) - инструктора второго и первого классов, в том числе присвоенную им в соответствии с ранее действовавшим порядком, - с 29 мая 2000 г.;

военнослужащим, занимающим воинские должности с военно - учетными специальностями бортовой эксплуатации оборудования и средств воздушных судов, - с даты присвоения им соответствующих квалификационных категорий бортовых специалистов воздушных судов.

При этом с даты возникновения права на увеличение оклада по воинской должности за присвоенную квалификацию выплата денежного вознаграждения военнослужащим за классную квалификацию в соответствии с ранее установленным порядком прекращается.

3. При зачислении в установленном порядке военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях летного состава и имеющих присвоенную в установленном порядке квалификацию, в распоряжение соответствующих командиров (начальников) выплата увеличенного оклада производится на период, на который им сохраняется выплата денежного довольствия. При увольнении указанных военнослужащих без назначения на другие воинские должности выплата единовременного пособия при увольнении с военной службы производится из расчета оклада по последней занимаемой воинской должности с учетом его увеличения за присвоенную квалификацию.

4. Дополнительные виды денежного довольствия, выплачиваемые военнослужащим, имеющим право на получение оклада по воинской должности с увеличением за присвоенную квалификацию, исчисляются из увеличенного оклада по воинской должности.

5. Военнослужащим, списанным по состоянию здоровья с летной работы, но не освобожденным от должностей летного состава, увеличенный оклад по воинской должности выплачивается по день освобождения от этих должностей.

6. В случае сохранения за военнослужащим права на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 161) выплата увеличенного за присвоенную квалификацию оклада по ранее занимаемой воинской должности производится при назначении военнослужащего одной должности летного состава на другую (с меньшим окладом по воинской должности) до приобретения права на получение большего (с учетом увеличения) оклада по новой воинской должности в связи с присвоением более высокой квалификации.

Военнослужащим, назначенным с воинских должностей других специальностей на воинские должности летного состава, сохраненный оклад по ранее занимаемой воинской должности без его увеличения выплачивается при условии, что его размер больше размера увеличенного за присвоенную квалификацию оклада по новой (летной) должности. Исходя из этих условий, следует также принимать решения о сохранении за военнослужащими окладов по ранее занимаемым воинским должностям других специальностей при назначении их в связи с организационно - штатными мероприятиями на воинские должности летного состава.

7. В случае назначения военнослужащих с должностей летного состава на воинские должности других специальностей с правом на исчисление пенсии из оклада по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (с оформлением льготного "боковика" приказа) выплату ежемесячной надбавки, предусмотренной п. 8 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 361) этим военнослужащим, следует производить из расчета оклада по воинской должности, занимаемой до указанного назначения, т. е. из оклада по воинской должности, увеличенного за присвоенную квалификацию.

Сразу отметим, что данное указание действовало только до 1 июля 2002 г. (Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ с 1 июля 2002 г. п. 8 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключен).

8. Военнослужащим летно - испытательного центра, имеющим присвоенную в установленном порядке квалификацию летчика (штурмана) и квалификацию летчика (штурмана) - испытателя, увеличение оклада производится только по одному основанию, исходя из воинской должности, которую занимает военнослужащий.

Разъясняя вышеуказанные Постановление Правительства Российской Федерации и совместный приказ, ГУВБиФ не учло, что в группу 06 раздела 1 Перечня входят наряду с должностями летного состава и должности, не относящиеся к ним.

Позиция юристов Военно - воздушных сил по данному вопросу была жесткой и принципиальной, разъяснение ГУВБиФ МО РФ может применяться только в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации: кто проходит службу на должностях летного состава и имеет присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, тот и имеет право на увеличение должностных окладов, кто не проходит военную службу на указанных должностях, хоть его ВУС и входит в группу 06 раздела 1 Перечня, тот права на увеличение оклада за присвоенную квалификационную категорию не имеет.

Естественно, некоторые военнослужащие с указанной позицией смириться не могли и обратились с жалобой в суд. В рассмотрении одной из таких жалоб принимал участие автор статьи. Военнослужащий одной из частей центрального подчинения Военно - воздушных сил в феврале 2002 г. обратился к командиру воинской части с рапортом о пересчете оклада по воинской должности в зависимости от имеющейся у него квалификационной категории "военный штурман первого класса". При рассмотрении рапорта выяснилось, что военнослужащий проходит военную службу на должности старшего штурмана группы (планирования и анализа боевого дежурства), которая входит в группу 06 раздела 1 Перечня, но в Перечень должностей летного состава не входит, т. е. не соблюдается одно из условий, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" 2000 г. N 396, в результате чего военнослужащему было отказано.

Не согласившись с решением командира, военнослужащий в апреле 2002 г. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что с 1998 г. он проходит службу на должности старшего штурмана группы (планирования и анализа боевого дежурства), которая входит в группу 06 раздела 1 Перечня, имеет квалификационную категорию "военный штурман первого класса" и на основании разъяснения ГУВБиФ МО РФ от 1 марта 2001 г. N 180/3/151 имеет право на увеличение оклада по воинской должности, в связи с чем просил суд обязать командира части произвести пересчет оклада по воинской должности с увеличением в соответствии с имеющейся классной квалификацией "военный штурман первого класса" и исчисляемых из него надбавок, доплат, вознаграждений, пособий и других причитающихся дополнительных выплат, в том числе единовременного характера, а также пенсии с 29 мая 2000 г. по настоящее время и произвести расчет задолженности по денежному довольствию, которая была ему не доплачена в результате нарушения Постановления Правительства Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 23 мая 2000 г. N 396 и изданного в его исполнение совместного Приказа Министра обороны Российской Федерации и руководителей федеральных органов исполнительной власти "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 27 июля 2000 г. N 394/805/401/637/411/296 за период с 29 мая 2000 г. по настоящее время.

Представитель командира части жалобу не признал и пояснил, что Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации распространяется только на военнослужащих и работников, проходящих государственную службу на должностях летного состава и имеющих присвоенные в установленном порядке квалификационные категории. Эти два условия являются обязательными и рассматривать их необходимо вместе. Несоответствие хотя бы одному условию не влечет увеличение должностного оклада за присвоенную квалификационную категорию.

Что касается заявителя, то он имеет присвоенную в 1991 г. квалификационную категорию "военный штурман первого класса". Вместе с тем он уже более 3 лет не выполняет полеты по не зависящим от него причинам. Согласно п. 41 Приказа Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции о порядке определения квалификации летного состава государственной авиации" 2001 г. летный состав, имеющий квалификационную категорию и не выполняющий полеты более трех лет по не зависящим от него причинам, в обязательном порядке привлекается квалификационными комиссиями к проверке на соответствие его уровня подготовки, профессиональных навыков присвоенной квалификационной категории. По результатам таких проверок делаются выводы, которые заносятся в летные книжки.

Осмотром летной книжки установлено, что заявитель квалификационной комиссией к проверке не привлекался и соответствие уровня его подготовки, профессиональных навыков присвоенной квалификационной категории "военный штурман первого класса" может быть поставлено под сомнение.

Что касается летного состава, то согласно п. 26 Наставления по производству полетов (введено в действие Приказом Главнокомандующего ВВС 1988 г. N 46) к нему относятся летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных вузов и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по заключению ВЛК к летной работе и выполняющие обязанности в полете в составе экипажа. Перечень должностей летного состава определен Постановлением Правительства Российской Федерации 1997 г. (Приказ Министра обороны Российской Федерации "О введении в действие Перечней воинских должностей для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (в том числе замещаемых военнослужащими женского пола) и по призыву, их тарифных разрядов и воинских должностей, по которым выплачивается процентная надбавка за особые условия военной службы" 1994 г. (с изменениями и дополнениями) Приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Перечня должностей летного состава и Годовых норм налета часов для исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях" 1997 г.

Проанализировав вышеуказанные документы, можно заметить, что военно - учетная специальность, соответствующая должности старшего штурмана группы (планирования и анализа боевого дежурства) в перечень должностей летного состава не входит. В судебное заседание были представлены сведения об обязанностях заявителя по занимаемой воинской должности старшего штурмана группы (планирования и анализа боевого дежурства) и обязанностях старшего штурмана авиационного полка, изложенные в ст. 181 Наставления по штурманской службе авиации Вооруженных Сил (приказ Главнокомандующего ВВС 1986 г. N 286) и проведено их сравнение. По мнению представителя командира воинской части, данные обязанности различны. Кроме того, представитель командира части обратил внимание суда на то, что заявителю в 2000 г. была присвоена классная квалификация "специалист 1-го класса", которая согласно Инструкции о порядке присвоения классной квалификации военнослужащим Советской Армии и Военно - Морского Флота, введенной в действие приказом Министра обороны СССР 1990 г., летному составу не присваивается.

Что касается разъяснения ГУВБиФ МО РФ от 1 марта 2001 г. N 180/3/151, на которое ссылается в своей жалобе заявитель, то, по мнению представителя командира части, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 23 мая 2000 г. N 396 в части, касающейся распространения льгот по выплате увеличенных окладов за присвоенную квалификационную категорию отдельных лиц, не находящихся на должностях летного состава, и может применяться только в части, ему не противоречащей.

Исходя из вышеизложенного, представителем командира части делался вывод о том, что заявитель права на увеличение оклада по воинской должности за присвоенную квалификационную категорию не имеет.

Помимо этого, ответчиком было заявлено ходатайство о пропуске заявителем срока для обращения с жалобой в суд, предусмотренного ст. 239.5 ГПК РСФСР.

В судебном заседании в качестве свидетелей выступили начальник юридической службы ВВС, начальник отделения кадров и строевого и помощник командира части по финансово - экономической работе, которые пояснили, что у заявителя не имеется оснований для получения увеличенного оклада, поскольку его должность не является летной. Указания бывшего ГУВБиФ от 1 марта 2001 г. N 180/3/151 не подлежат применению, по их мнению, как ошибочные и несогласованные с другими структурами управления Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Решением суда жалоба военнослужащего была удовлетворена.

Не согласившись с данным решением, командир воинской части подал кассационную жалобу, в которой указал, что судом при вынесении решения нарушены и неправильно применены нормы материального права. Заявитель проходит военную службу на должности, которая по своей ВУС не является должностью летного состава, разъяснение ГУВБиФ МО РФ от 1 марта 2001 г. N 180/3/151 не может признаваться указанием, так как имеет информационное значение (содержится слово "сообщается") и ссылки суда на п. 9 подп. "а" Постановления Правительства Российской Федерации 1993 г. N 941 не могут являться состоятельными, так как заявитель никуда по военной службе не переводился, а назначался по окончании академии в порядке распределения. Его назначение происходило не по возрасту или состоянию здоровья, а по собственному желанию.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, окружной военный суд находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

В частности, удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции ошибочно основывался на разъяснениях бывшего Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ныне Главное финансово - экономическое управление Министерства обороны РФ) от 1 марта 2001 г. N 180/3/151.

Действительно, данным документом разъясняется, что Постановление Правительства Российской Федерации N 396 от 23 мая 2000 г. "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" распространяется на выплату увеличенных окладов по воинским должностям военнослужащим, имеющим присвоенную в установленном порядке квалификацию и проходящим военную службу по контракту на воинских должностях офицерского состава с ВУС, поименованными в группе 06 раздела 1 Перечня (введен в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 г.). Действительно и то, что должность заявителя относится к ВУС 0627003.

Однако разъяснения ГУВБиФ применительно к должности заявителя противоречат п. 5 названного Постановления Правительства, согласно которому он распространяется на военнослужащих, состоящих на должностях летного состава.

В соответствии с п. 26 Наставления по производству полетов (Приказ Главнокомандующего ВВС 1988 г. N 46) должность штурмана относится к должности летного состава при одном из обязательных условий - выполнение штурманом обязанностей в полете в составе экипажа.

По делу бесспорно установлено, что заявитель состоит на должности старшего штурмана группы планирования и анализа боевого дежурства, которая летной должностью не является.

Этого обстоятельства фактически не оспаривал в суде и сам заявитель, пояснивший, что он после окончания академии согласился на предложенную ему вышеуказанную штурманскую должность, не входящую в состав экипажа воздушного судна. В состав летного экипажа он не входит уже 4 года.

Судом первой инстанции в решении не дано правильной юридической оценки имеющимся доказательствам и нормативным актам, тогда как именно они свидетельствуют о том, что заявитель, не проходящий военную службу на должности летного состава, не имеет права на увеличение должностного оклада за присвоенную ему в 1991 г. квалификационную категорию - "военный штурман первого класса".

С учетом этих обстоятельств, имеющих значение для дела, остальные доводы суда, приведенные в решении, не влияют на вывод об отсутствии у заявителя оснований для удовлетворения его требований.

Что же касается ссылки суда на вступившие в законную силу судебные решения Реутовского гарнизонного военного суда по делам Бойцова, Полегаева и Штоколо, то она противоречит ст. 55 ч. 2 ГПК РСФСР. В соответствии с этой статьей факты, установленные решением суда по одному гражданскому делу, не доказываются вновь при рассмотрении других гражданских дел, в которых участвуют те же лица. Между тем при рассмотрении гражданского дела заявителя, с одной стороны, и гражданских дел Бойцова, Полегаева и Штоколо - с другой принимали участие не те же, а различные лица.

К тому же в соответствии со ст. 197 ч. 4 ГПК РСФСР в мотивировочной части решения по конкретному гражданскому делу учитываются доказательства, на которых основаны выводы суда, а не судебная практика Реутовского гарнизонного военного суда.

Таким образом, суд допустил неправильное применение норм материального права (п. 5 Постановления Правительства РФ N 396 от 23 мая 2000 г. "Об определении квалификации летного состава государственной авиации"), что в соответствии со ст. 306 п. 4 ГПК РСФСР является основанием к отмене судебного решения. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, окружной военный суд считает необходимым вынести новое решение - об отказе заявителю в удовлетворении его жалобы на действия командира воинской части, связанные с отказом в выплате денежных средств за квалификационную категорию "военный штурман первого класса".

Из анализа судебной практики следует, что при определении права военнослужащих на выплату увеличенного оклада за присвоенную в установленном порядке квалификационную категорию необходимо четко руководствоваться требованиями Постановления Правительства Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" от 23 мая 2000 г. N 396. При рассмотрении данного вопроса необходимо особое внимание обратить на следующее:

во-первых, увеличенные должностные оклады выплачиваются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории.

Наличие у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, только квалификационной категории либо прохождение военной службы на должности летного состава (без наличия квалификационной категории) само по себе не может являться основанием для выплаты увеличенного оклада;

во-вторых, является ли должность, которую занимает военнослужащий, должностью летного состава. При определении должностей летного состава необходимо руководствоваться не разъяснениями ГУВБиФ от 1 марта 2001 г. N 180/3/151, а Приказами Министра обороны Российской Федерации "О введении в действие Перечней воинских должностей для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (в том числе замещаемых военнослужащими женского пола) и по призыву, их тарифных разрядов и воинских должностей, по которым выплачивается процентная надбавка за особые условия военной службы" 1994 г. (с изменениями и дополнениями) и "Об утверждении Перечня должностей летного состава и Годовых норм налета часов для исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях" 1997 г.

------------------------------------------------------------------

Название документа