Увольнение с военной службы по инициативе военнослужащего: основания, порядок, оформление, последствия

(Тищенко А. Г.) ("Право в Вооруженных Силах", N 10, 2002) Текст документа

УВОЛЬНЕНИЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНИЦИАТИВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК, ОФОРМЛЕНИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ

А. Г. ТИЩЕНКО

Справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и как равное, а несправедливость - как противозаконное и неравное отношение к людям <*>. -------------------------------- <*> См.: Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 83.

А. Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящей статье речь пойдет об основании, порядке, оформлении и последствиях увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, по собственному желанию. Необходимость разъяснения порядка увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащих), по собственному желанию обусловлена трудностями, возникающими при реализации этого права, связанными как с неправильным пониманием и применением норм материального права, являющихся правовыми основами статуса военнослужащих, должностными лицами, от которых зависит принятие соответствующего решения, так и самими военнослужащими. Несмотря на то что качественные изменения статуса военнослужащих произошли почти 10 лет назад, решение о реализации предоставленного государством права военнослужащих на увольнение по собственному желанию не всегда находит понимание у непосредственных и прямых командиров (начальников), особенно если офицер - настоящий профессионал своего дела или, напротив, только что прибывший из училища лейтенант. В настоящее время для Вооруженных Сил России (как и в целом для российского общества) проблема реализации положений Конституции РФ, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами продолжает оставаться наиболее актуальной. Положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащего, которые в соответствии со ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими, но в обычной повседневной службе оказываются лишь декларацией прав, не позволяющей их реализовать, обусловлено в первую очередь правовым опытом и правовой культурой должностных лиц, а во вторую - правовым опытом и правовой культурой самого военнослужащего. Между тем Конституция России провозгласила высшей ценностью государства человека его права и свободы. В преамбуле и статьях Конституции содержатся нравственные ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Именно поэтому принципиально важно, что Конституция РФ занимает первое место в иерархии законодательных и иных нормативных актов государства и обладает высшей юридической силой. Соблюдение Конституции РФ и федеральных законов - обязанность всех должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и воинских частей. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. предусмотрено два вида прохождения военной службы: в обязательном порядке - прохождение военной службы по призыву и в добровольном - прохождение военной службы по контракту (см. также Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г.). В нашей стране труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Более того, принудительный труд в России запрещен (см. п. п. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ). Гражданин (военнослужащий, проходящий военную службу по призыву), решив выбрать для себя профессию военного, добровольно (по собственному желанию) принимает условия контракта о прохождении военной службы, тем самым реализуя предоставленное ему Конституцией право на выбор рода деятельности, профессии, а также право на свободное распоряжение своими способностями к труду, о чем, в широком смысле, сказано в п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. Наиболее удачно выразил эту мысль А. В. Кудашкин в своем комментарии к ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": "Прохождение военной службы является разновидностью трудовой деятельности, имеющей ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения" <*>. -------------------------------- <*> См.: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". М.: За права военнослужащих, 2002. С. 175. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (под ред. В. Г. Стрекозова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: За права военнослужащих, 1999. ------------------------------------------------------------------

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что "контракт о прохождении военной службы", "трудовой договор (контракт)" и "гражданско - правовой договор" не тождественные понятия. Замечу: контракт о прохождении военной службы является особым видом соглашения, имеющего административно - правовую природу. Порядок его заключения и расторжения регламентирован специальным законодательством (более подробно см. об этом в книге "Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", изданной РОД "За права военнослужащих" в 2002 г.). Гражданин приобретает статус военнослужащего с началом военной службы (абз. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Началом военной службы считается дата вступления в силу контракта (пп. "г" п. 1 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, далее - Положение). Контракт же вступает в силу с момента подписания его полномочным на то должностным лицом (см. п. 8 ст. 4 Положения). Однако одного желания гражданина проходить военную службу по контракту для его фактического воплощения недостаточно - гражданин должен соответствовать требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, поэтому заключению контракта предшествует установленный порядок отбора кандидатов на прохождение военной службы. В данном случае ситуация, при которой указанные требования ставили бы под сомнение право гражданина на выбор профессии и рода деятельности, абсурдна, как и абсурдно утверждение "он не может быть военным, потому что он гражданский". И не только потому, что право свободного распоряжения своими способностями к труду напрямую закреплено в Конституции. Просто где-то на уровне подсознания при приеме на службу или на работу у человека (как у самого кандидата, так и у соответствующих должностных лиц) почему-то не возникает желания разобраться в том, а есть ли у гражданина - кандидата на это право. С его наличием все согласны заочно, и на первый план выходят требования, предъявляемые к нему как к возможному специалисту, сотруднику и т. д. И если, например, будет установлено несоответствие гражданина требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, то с ним не будет заключен контракт и его желание проходить военную службу не будет реализовано. Однако право гражданина на выбор профессии и рода деятельности будет реализовано в любом случае как самим гражданином, так и должностными лицами, в компетенции которых находится решение этого вопроса. Предположим, что результатом реализации гражданином права, предоставленного ст. 37 Конституции, стало его поступление на военную службу по контракту. Чем же отличаются права и обязанности рассматриваемого нами гражданина до вступления в силу контракта о прохождении военной службы и после него? Статус военнослужащего наделяет гражданина дополнительными правами, льготами, гарантиями и компенсациями и обязывает его проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин, подчеркну еще раз, по собственному желанию соглашается на некоторые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Причем эти ограничения могут быть установлены только Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами и федеральными законами (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Из сказанного можно сделать вывод о том, что гражданин после вступления в силу контракта о прохождении военной службы в качестве военнослужащего продолжает пользоваться теми же правами и свободами человека и гражданина, что и до его заключения, кроме тех, которые ограничены федеральными конституционными законами и федеральными законами, в первую очередь Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Другими словами, гражданин, добровольно принимая условия контракта о прохождении военной службы, тем самым по собственному желанию соглашается с указанными ограничениями своих прав до окончания срока действия контракта. Возникает вопрос, установлено ли перечисленными законами ограничение права гражданина - военнослужащего на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии? По данным Центра исследования проблем социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, насчитывается более 20 ограничений основных прав и свобод военнослужащих, осуществленных законодательно. Их анализ показывает, что право, предоставленное гражданам п. п. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ, для военнослужащих федеральными законами не ограничено <*>, но для его реализации установлен специальный порядок. -------------------------------- <*> См. ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".

Данное утверждение подтверждается наличием в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" п. 6 ст. 51, в котором сказано: "Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию (т. е. добровольно, см. толкование слова "добровольный" в Толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. - Прим. автора) при наличии у него уважительных причин". Тем самым законодатель установил правовой механизм реализации права военнослужащего на выбор рода деятельности и профессии, особенности которого рассмотрим ниже. Для начала исследуем структуру п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" как нормы права. Теория государства и права различает три элемента (части), из которых состоит внутреннее строение любой нормы права: гипотеза (указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом), диспозиция (указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой) и санкция (указываются меры государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией). В рассматриваемом нами примере гипотезой является собственное желание военнослужащего уволиться с военной службы, а диспозицией - правило, в соответствии с которым военнослужащий может быть уволен с военной службы досрочно по заключению аттестационной комиссии при наличии у него уважительных причин. Структура этой нормы права содержит бланкетный способ изложения ее содержания, при котором санкция п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" указана в ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В данном случае исследуемая нами норма права не тождественна п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в котором содержатся только ее гипотеза и диспозиция, поэтому данное обстоятельство необходимо учитывать при его применении в юридической практике. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Иными словами, гипотеза устанавливает условие, при выполнении которого срабатывает такой принцип права, как единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа заключается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. Говорить о реализации какого-нибудь права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности <*>. Наличие права у одного из участников правоотношений порождает возникновение обязанности у другого участника этих же правоотношений. Следовательно, при возникновении у военнослужащего желания уволиться с военной службы по собственному желанию он использует предоставленное ему Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" субъективное право на рассмотрение его обращения аттестационной комиссией воинской части. В свою очередь, у командира воинской части возникает обязанность организовать работу аттестационной комиссии по рассмотрению обращения военнослужащего, у самой аттестационной комиссии - рассмотреть это обращение, а затем принять законное и обоснованное решение по нему. Это следует из диспозиции п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в которой раскрывается само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. -------------------------------- <*> См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997. С. 217.

Анализ содержания ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" показывает, что она условно состоит из трех частей: первая включает в себя основания увольнения с военной службы, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы (п. 1), вторая - основания, при которых военнослужащий имеет право досрочно уволиться с военной службы (п. п. 3 - 5), и третья - основания, при наступлении которых военнослужащий может быть уволен с военной службы досрочно (п. 2 и п. 6). Такое разделение не случайно, и вот почему. В п. п. 3 - 5 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащим при наличии указанных в них оснований предоставлено право на досрочное увольнение. Юридическая свобода одного лица непременно заключает в себе требование к другим лицам уважать эту свободу (Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, Е. Н. Трубецкой и др.). Эту мысль четко выразил К. Маркс, говоря, что нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав <*>. Поэтому в случае отказа в реализации права на увольнение досрочно военнослужащий вправе обжаловать этот отказ как факт нарушения его права на увольнение и как факт невыполнения или неправильного (незаконного) исполнения правомочными на то должностными лицами своих обязанностей. -------------------------------- <*> См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997. С. 307.

В случае, предусмотренном п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащим право увольнения с военной службы по собственному желанию не предоставлено - военнослужащему дано только право на рассмотрение его обращения аттестационной комиссией. Такой порядок реализации права военнослужащих на свободу распоряжения своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии обусловлен спецификой военной службы, связанной, в первую очередь, с необходимостью беспрекословного выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, для обеспечения обороны и безопасности страны. Поэтому наличие у военнослужащего самого желания уволиться с военной службы не является достаточным основанием для возникновения у него права требования увольнения с военной службы. В случае незаконного и необоснованного отказа военнослужащему в удовлетворении его просьбы он имеет право обжаловать отказ в рассмотрении его просьбы (если ему было отказано в рассмотрении вопроса на заседании аттестационной комиссии) либо принятое аттестационной комиссией решение, которым доводы (причины) военнослужащего признаны недостаточными (неуважительными) для увольнения с военной службы досрочно, а не отказ в увольнении с военной службы. В отличие от п. 1, п. п. 2 - 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" объединяет то обстоятельство, что увольнение военнослужащего с военной службы находится в прямой зависимости от желания военнослужащего. Другими словами, при наличии указанных в п. п. 2 - 6 оснований военнослужащему предоставляется право самому решать - далее проходить военную службу или инициировать процесс увольнения с нее. Возвращаясь к праву военнослужащего на выбор рода деятельности и профессии, уместно провести параллель с аналогичным правом гражданина, поступающего на военную службу. Обращаясь к соответствующему командиру (начальнику), и гражданин, добровольно желающий поступить на военную службу по контракту, и военнослужащий, желающий уволиться с военной службы по собственному желанию, используют предоставленное им Конституцией РФ право на выбор рода деятельности и профессии. В первом случае решение об отказе в приеме гражданина на военную службу будет законным и обоснованным в случае его действительного несоответствия требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту. Во втором - решение аттестационной комиссии будет законным и обоснованным тогда, когда аттестационная комиссия придет к выводу о несоответствии приведенных военнослужащим аргументов (причин) действительному положению дел. В юридической литературе высказывались мнения юристов, исследовавших рассматриваемую проблему, в соответствии с которыми уважительными причинами могут быть названы следующие: отсутствие возможности содержать семью военнослужащего на денежное довольствие, которое он получает (денежное довольствие ниже прожиточного минимума при отсутствии иных источников дохода у членов семьи); нахождение на руках у военнослужащего малолетних детей, которые содержатся без отца (матери), хотя отец (мать) этих детей не лишен(-на) родительских прав, но уклоняется от содержания детей и их воспитания (при отсутствии оснований для увольнения по семейным обстоятельствам). Представляется, что эти мнения не совсем полно отражают правовую природу такого основания для увольнения с военной службы, как собственное желание военнослужащего. Предположим, что военнослужащий, желая проходить военную службу и связывая свои планы на будущее только с военным родом деятельности, уволился с нее, так как получаемое им денежное довольствие не позволило ему содержать семью. Но, например, через некоторое время после его увольнения денежное довольствие, получаемое военнослужащими, увеличилось до такого уровня, который позволил бы бывшему военнослужащему содержать семью. Что сделает в этом случае бывший военнослужащий? Скорее всего, восстановится на военной службе. Аналогичная ситуация складывается и с военнослужащим (военнослужащим - женщиной), увольняющимся с военной службы из-за того, что он (она) воспитывает ребенка без матери (отца). Нельзя исключать вариант, при котором через некоторое после увольнения время бывший военнослужащий решит проблему содержания ребенка (вновь женится (выйдет замуж) или помирится со своей бывшей супругой (супругом). В этом случае восстановление бывшего военнослужащего на военной службе будет также его прогнозируемым шагом. Возникает вопрос о целесообразности, законности и обоснованности увольнения военнослужащего при данных обстоятельствах. Если военнослужащий не изменил первоначального мнения о собственном выборе военной профессии и роде деятельности, то причины, которые вынуждают его уволиться с военной службы, носят временный характер и со временем проблема может быть решена военнослужащим самостоятельно либо с помощью командования. Рассмотрение военной службы в качестве препятствия для решения социально - бытовых проблем военнослужащих в этих условиях означает нежелание членов аттестационной комиссии, а впоследствии и командира воинской части (командования) оказать военнослужащему необходимую и возможную моральную и материальную помощь, совместно найти выход из сложившейся ситуации (как варианты: касса взаимопомощи, ссуды, организация питания при воинской части, предоставление очередного или дополнительного отпуска и т. д.). Антиподом вышеприведенной является ситуация, при которой названные причины либо другие причины (начиная от призвания к той или иной профессии до желания получить другое гражданство, все перечислить невозможно) изменили первоначальное представление военнослужащего о выбранной им профессии и роде деятельности. В этом случае военнослужащий утрачивает мотивацию достижения целей, поставленных им самим перед собой на время прохождения военной службы, и стремится достичь новых целей, не связанных с прохождением военной службы и не имеющих никакого отношения к ней. И он, как мы уже отмечали выше, имеет на это право! Основанием для увольнения с военной службы является собственное желание военнослужащего. Действительно, право на увольнение военнослужащего по своей инициативе по указанным в ст. 51 Закона основаниям зависит не от его собственных взглядов на военную службу как таковую, а от возникших обстоятельств, которые в силу своей значимости предопределили поведение военнослужащего и не позволили ему продолжить прохождение военной службы. Например, нарушение условий контракта в отношении военнослужащего, состояние его здоровья, семейные обстоятельства, осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избрание депутатом (главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования). Является ли желание военнослужащего следствием уважительных причин? Ответ на этот вопрос находится в компетенции аттестационной комиссии, которая должна изложить его в своем заключении. При всей очевидности рассматриваемой проблемы приходится констатировать, что право военнослужащего на свободу распоряжения своими способностями к труду целиком и полностью находится "в руках" аттестационной комиссии. При осуществлении этой работы у нее (аттестационной комиссии) нет в распоряжении таких четких критериев, какие есть при оценке соответствия гражданина, поступающего на военную службу, установленным требованиям, которыми она могла бы руководствоваться. Поэтому она руководствуется тем, что есть в ее распоряжении, т. е. собственным правовым опытом и собственной правовой культурой. Для сравнения: в Трудовом кодексе РФ установлен четкий порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). В общем случае работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет (см. ст. 80 Трудового кодекса РФ). Правовая природа контракта о прохождении военной службы не только диаметрально противоположна правовой природе трудового договора, но и обладает целым набором особенностей и специфики сама по себе. Тогда почему же порядок расторжения контракта о прохождении военной службы по собственному желанию военнослужащего так слабо регламентирован Законом? По сути, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" наделил аттестационную комиссию полномочиями самостоятельно устанавливать ту грань, за которой собственное желание военнослужащего будет признано основанием для увольнения с военной службы, руководствуясь при этом собственными взглядами на жизнь. Представляется, что положения п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нуждаются в переработке в целях установления детального порядка (четких условий) увольнения военнослужащего с военной службы по собственному желанию, необходимого для руководства как военнослужащим, так и заинтересованным должностным лицам органов военного управления. Существующая же редакция этой нормы права изначально создает предпосылки для нарушения как прав и свобод граждан, так и статуса военнослужащих. Поэтому в данном случае с особым вниманием необходимо относиться к п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", из духа и буквы которого следует, что задачей членов аттестационной комиссии, рассматривающих обращение военнослужащего с просьбой об увольнении по собственному желанию, является непризнание причин, приведенных военнослужащим в обоснование своего увольнения, уважительными для себя или для командира воинской части либо для общества и государства в целом. Напротив, члены аттестационной комиссии должны прийти к выводу о том, что указанные в обращении причины действительно являются уважительными для самого военнослужащего, и только для него. Разница заключается в том, что аттестационная комиссия не должна оценивать обоснованность причин отдельно от личности военнослужащего, сложившихся условий прохождения им военной службы, его семейного и материального положения. Решение каждого из членов аттестационной комиссии должно быть следствием сложившегося у него мнения об уважительности причин увольнения применительно к каждому военнослужащему индивидуально. Поэтому в данном случае не может быть определен хотя бы примерный перечень уважительных причин, при наличии которых аттестационная комиссия удовлетворит просьбу военнослужащего, поскольку причины, признанные уважительными для одного военнослужащего, не будут играть никакой роли для другого военнослужащего. В свою очередь, военнослужащий должен привести доказательства того, что наличие названных им причин не позволяет ему продолжать военную службу, не ущемляя своих прав и свобод. Подводя итог нашему небольшому исследованию, касающемуся основания увольнения с военной службы по собственному желанию, необходимо сказать о том, что в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обороне" и п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в нашей стране установлены два вида комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации (по призыву и в добровольном порядке) и два вида прохождения военной службы (по призыву и в добровольном порядке). И если, повторюсь, легитимность добровольного поступления на военную службу ни у кого не вызывает сомнений, то добровольность прохождения военной службы "остается за кадром". Между тем иного (кроме добровольного) порядка прохождения военной службы по контракту законом не установлено, поэтому основным содержанием прохождения военной службы по контракту в рамках рассматриваемой темы является ее добровольность, т. е. желание военнослужащего проходить военную службу. При отсутствии желания военнослужащего проходить военную службу говорить о добровольности ее прохождения безосновательно. Следовательно, гражданин (военнослужащий по призыву), добровольно поступивший на военную службу и впоследствии изменивший свое представление о порядке ее прохождения или о военной службе в целом, должен быть уволен с военной службы в установленном законом порядке по той простой причине, что прохождение военной службы по контракту без собственного желания военнослужащего не предусмотрено действующим законодательством России. Для справки: законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об обороне"). Порядок увольнения военнослужащего с военной службы по собственному желанию можно представить в виде алгоритма: 1. Военнослужащему необходимо направить рапорт по команде с указанием в нем основания и причин увольнения с военной службы, предварительно зарегистрировав его в делопроизводстве или экспедиции воинской части. 2. Непосредственный (прямой) командир (начальник) военнослужащего направляет рапорт и аттестационный лист на аттестационную комиссию. 3. Аттестационная комиссия, предварительно рассмотрев направленные ей материалы и непосредственно выслушав военнослужащего, по существу его обращения принимает решение, которое должно быть отражено в протоколе заседания аттестационной комиссии и аттестационном листе. 4. Содержание аттестационного листа, утвержденного командиром (начальником), должно быть доведено до сведения военнослужащего под роспись, а с содержанием протокола заседания аттестационной комиссии военнослужащий должен быть ознакомлен. 5. Окончательное решение о представлении военнослужащего на увольнение по собственному желанию принимает командир (начальник), который обладает в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента России от 16 сентября 1999 г. N 1237, правом подписи представления к увольнению с военной службы. Порядок аттестации установлен ст. ст. 26 и 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента России от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение). Обращает на себя внимание тот факт, что аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана (абз. 2 ст. 27 Положения). При этом ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций несет командир (начальник) (абз. 1 п. 9 ст. 26 Положения). Отсюда можно сделать вывод о том, что заключение аттестационной комиссии будет иметь силу только после подписания или утверждения его командиром (начальником). Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация (п. 3 ст. 26 Положения). Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, рассматривая вопросы, касающиеся увольнения военнослужащих по собственному желанию, руководствуются единым для всех порядком, установленным п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и разным (для каждого федерального органа исполнительной власти - своим) порядком организации и проведения аттестации <*>. С одной стороны, такое положение позволяет учитывать особенности прохождения военной службы в соответствующем федеральном органе исполнительной власти при проведении аттестации, с другой стороны, отсутствие единого порядка рассмотрения аттестационной комиссией обращения военнослужащего об увольнении с военной службы по собственному желанию с учетом смысла вышеупомянутых статей Положения еще более усложняет и запутывает порядок реализации права военнослужащего на увольнение с военной службы по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. -------------------------------- <*> Информацию о нормативных правовых актах, регулирующих порядок организации и проведения аттестации военнослужащих в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, можно узнать из Комментария к Положению о порядке прохождения военной службы, изданного РОД "За права военнослужащих" в 2001 г. (стр. 348 - 349).

С примерными формами рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию и жалобы на неправомерные действия командования, подаваемой как в административном, так и в судебном порядке, можно ознакомиться, обратившись к книгам серии "Право в Вооруженных Силах - консультант" ("Юридический справочник военнослужащего, увольняемого с военной службы" и "Настольная книга по защите прав призывников, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей"). В общем случае правовые последствия увольнения с военной службы по собственному желанию в части, касающейся прав, льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых увольняемому, связаны лишь с выплатой единовременного пособия, которое составляет 40% от сумм, указанных в п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Только офицеры при общей продолжительности военной службы 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством России. Кроме того, офицеры при общей продолжительности военной службы 25 лет и более имеют право на иные льготы, предусмотренные ст. ст. 15 - 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (право на медицинскую помощь и санаторно - курортное лечение).

------------------------------------------------------------------

Название документа