Служить бы рад... Альтернативно лучше!

(Белов В. К.)

("Право в Вооруженных Силах", N 10, 2002)

Текст документа

СЛУЖИТЬ БЫ РАД... АЛЬТЕРНАТИВНО ЛУЧШЕ!

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

СЛУЖБЕ" ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г. N 113-ФЗ

В. К. БЕЛОВ

Альтернатива (лат. alternare -

"чередоваться") - каждая из исключающих

друг друга возможностей

В. К. Белов, руководитель группы Юридического департамента ОАО "Военно-страховая компания".

Президентом РФ подписан Закон, о котором в российском обществе в последние годы много говорили и спорили. С принятием Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (далее - Закон) гражданин призывного возраста получил реальную возможность реализовать свое право, определенное ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Предлагаемая статья может служить продолжением темы, затронутой в 7-м номере журнала (статья автора "Альтернативная гражданская служба и освобождение от призыва на военную службу"), в которой рассматривался вопрос об организации подобной службы в странах СНГ.

Теперь в России есть свой Закон, который вступает в силу примерно через полтора года - с 1 января 2004 г.

В гл. I Закона приводится определение альтернативной гражданской службы, указываются категории граждан, направляемых и не направляемых на такую службу, место и сроки ее прохождения, общие условия организации альтернативной гражданской службы.

В соответствии с Законом альтернативная гражданская служба (далее - АГС) - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1). Поскольку этот вид службы является видом трудовой деятельности, то он будет регулироваться Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

Устанавливая право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, законодатель воспользовался возможностью, предоставленной гражданам ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, определив дополнительные случаи, по которым предоставляется указанное право. Кроме граждан, убеждения и вероисповедание которых противоречит несению военной службы, на АГС могут претендовать и представители коренных малочисленных народов России (ст. 2 Закона). Правда, для них определены дополнительные условия: такое право они получают только в том случае, если ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами.

Ранее право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы АГС уже было определено ст. 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ.

Условия, при наличии которых гражданам предоставляется право на АГС, будут рассмотрены подробно ниже.

Закон определяет категории граждан, которые направляются и не направляются на АГС. Не направляются на АГС граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (п. 2 ст. 3 Закона):

- имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

- не подлежат призыву на военную службу;

- имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Категория граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, направляемых на АГС (п. 1 ст. 3 Закона) также определена конкретным юридическим составом. Это граждане:

- которые не пребывают в запасе;

- которые имеют право на замену военной службы по призыву АГС;

- которые лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву АГС;

- в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

Закон однозначно лишает права на АГС граждан, прошедших обучение на военной кафедре и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера. Подобный подход законодателя кажется вполне логичным: гражданин по собственной воле заключил контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при образовательном учреждении и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. В подобной ситуации говорить о наличии убеждения, не позволяющего гражданину проходить военную службу, вроде бы неуместно. Поэтому п. 2 ст. 3 Закона можно было дополнить еще одной категорией граждан, которые не направляются на АГС, - это граждане, прошедшие обучение на военной кафедре и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Граждане смогут проходить АГС как индивидуально, так и в составе групп или формирований в организациях:

- подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

- подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение АГС в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

В отношении местонахождения места прохождения АГС в Законе определенно говорится только о гражданах, относящихся к коренным малочисленным народам. Они будут направляться в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Что касается остальных граждан, желающих пройти АГС, то они, как правило, будут служить за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения АГС за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают (п. 2 ст. 4 Закона).

Закон не определяет случаи "невозможности" направления граждан за пределы субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. По всей видимости, есть необходимость урегулирования данной проблемы нормами положения о порядке прохождения АГС, которое еще предстоит принять.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, а также организаций, где предусмотрено прохождение такой службы, будут определены Правительством РФ.

Срок прохождения АГС в период обсуждения проекта Закона вызывал немало дискуссий. Но все стороны сходились на том, что он несомненно должен быть больше срока военной службы по призыву.

Закон определяет, что срок АГС в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц (п. 1 ст. 5 Закона).

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев (п. 2 ст. 5 Закона).

Как видим, гражданину, выбравшему АГС, не придется выбирать ни место службы, ни срок службы. Не имея высшего образования, гражданин может проходить АГС либо 3,5 года, либо на полгода меньше. Таким образом, законодатель учел "специфику" прохождения АГС в разных организациях. Эта "специфика" определяется не только более напряженной работой по обеспечению и обслуживанию боевой учебы и повседневной жизни армейских подразделений. Человек, отслуживший в армии, имеет представление о том, на каких гражданских должностях в воинских организациях и формированиях будут заняты граждане, проходящие АГС. Это, в основном, "тыловые" специальности на складах, в котельных, столовых, подсобных хозяйствах и т. п. Контакт с разными категориями военнослужащих в таких ситуациях неизбежен. Есть сомнения в том, что подобные контакты всегда будут проходить в атмосфере взаимопонимания и уважительного отношения со стороны военнослужащих. Видимо, это также послужило одной из причин наличия в Законе нормы, не допускающей размещение граждан, проходящих АГС, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву (п. 3 ст. 20 Закона). Правда, в Законе нет запрета на размещение таких граждан в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, среди которых есть не только офицеры и прапорщики.

В гл. 2 Закона установлен порядок организации направления граждан на АГС, который включает (п. 1 ст. 10 Закона):

- подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

- рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

- явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

- явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

Как и при призыве на военную службу, на мероприятия, связанные с направлением на АГС, граждане вызываются повестками военкомата.

Выбирая АГС, гражданин не должен пропустить установленных Законом сроков для подачи в военкомат заявления о замене военной службы по призыву АГС:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву АГС после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву АГС на общих основаниях.

В период обсуждения проекта Закона особо жаркие споры были вокруг конкретной проблемы: должны или нет граждане доказывать призывной комиссии наличие у них соответствующих убеждений или вероисповедания. Теперь Закон однозначно определяет: граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона).

В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

Закон определяет документы, а также другие виды доказательств, которые может использовать гражданин для доказательства своих убеждений:

- автобиография;

- характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы;

- показания свидетелей (гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию).

Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

- выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- анализа документов, представленных гражданином;

- анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

Несомненно одно: работы у призывной комиссии прибавится. Ведь ей предстоит разбираться в весьма серьезных вопросах. А состав призывной комиссии почти не меняется. Напомним ее состав: заместитель главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - председатель комиссии, военный комиссар субъекта Российской Федерации - заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, врачи - специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан, представитель органа внутренних дел субъекта Российской Федерации, представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по образованию (п. 1 ст. 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Теперь в связи с необходимостью решения вопросов с АГС в состав призывной комиссии включен и представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (ст. 26 Закона).

Нисколько не умаляя профессионализм и жизненный опыт членов призывной комиссии, следует подчеркнуть, что им предстоит исследовать категорию тонкую, психологическую, нравственную, философскую - убеждения человека.

Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественно - научных и др.), убеждение выступает как мировоззрение человека. Так трактует это понятие психологический словарь.

Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения (это определение дает Толковый словарь русского языка Ожегова).

Как гражданин сможет доказать призывной комиссии свои убеждения? Какие аргументы воспримет призывная комиссия?

Представляется, что члены призывной комиссии будут исходить из необходимости установления самого главного - факта наличия противоречий между службой в армии и убеждениями призывника. А для этого как минимум необходимо определить реальность существования у призывника соответствующего убеждения. Вряд ли исчерпывающая информация по этому вопросу будет содержаться в автобиографии и характеристике призывника.

Видимо, не последнюю роль будет играть анализ дополнительных материалов, полученных призывной комиссией. Не исключено, что доказательствами, подтверждающими наличие у гражданина убеждений, которым противоречит несение военной службы, смогут быть документы:

- об участии гражданина в организациях, преследующих антивоенные, антимилитаристские, пацифистские цели;

- психологическая характеристика профессионального психолога;

- творческие произведения гражданина (школьные сочинения, рефераты, доклады, стихи, песни, переписка и другие письменные документы, в которых призывник раскрывает свои пацифистские, антимилитаристские взгляды).

Будут также приниматься во внимание показания свидетелей (школьные друзья, учителя, коллеги по работе и др.), заслушивание которых на заседаниях призывной комиссии прямо предусмотрено законом.

Далеко не простым вопросом является и установление фактов противоречия военной службы вероисповеданию призывников. Если отношения православной церкви, иудеев и мусульман к военной службе и возможности использования ими оружия в основном ясны, то с нетрадиционными религиозными объединениями - труднее.

...Мормоны, "Свидетели Иеговы", "Новоапостольская церковь", сайентологи, мунисты, кришнаиты, "Ананда марга", "Брахма Кумарис", "Саи Баба", "Ошо Раджниш", "Сахаджа-йога", "Церковь Христа", "Уитнесс Ли", неопятидесятники, "Ашрам Шамбалы", "Белое братство", богородичники, последователи Виссариона, "К богодержавию", "Радастея", "Страна Анура", астрологи, неоязычники, "Нью эйдж", сатанисты, "Фалуньгун" - это лишь небольшой перечень религиозных объединений, действующих на территории России, представители которых смогут изложить призывной комиссии свой особый взгляд на мироустройство и взаимоотношения людей на Земле. По всей видимости, желание членов призывной комиссии (если оно действительно будет) разобраться в сути вероисповедания призывника приведет к необходимости ознакомления со специальной религиозной литературой и общения с "братьями по вере", которые с готовностью выступят в качестве свидетелей на стороне призывника.

Определяя необходимость обоснования призывником своих убеждений и вероисповедания, Закон практически ничего не говорит о подобных действиях призывников, относящихся к коренным малочисленным народам. Законодатель, видимо, исходит из того, что представитель коренного малочисленного народа не должен ничего обосновывать и доказывать. Он подаст в призывную комиссию заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, автобиографию, характеристику, и заявление, по всей видимости, будет удовлетворено.

Однако, как отмечалось выше, Закон определил юридический состав, наличие которого свидетельствует о возможности положительного решения вопроса о замене военной службы на АГС представителю коренного малочисленного народа.

Прежде всего призывная комиссия должна убедиться, что призывник действительно относится к такому народу. Коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"). Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 определен Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Данный Единый перечень определяет 65 таких народов, к одному из которых и должен относиться призывник, подавший заявление.

Правда, устанавливать данный факт призывной комиссии придется не по российскому паспорту, где нет записей о национальности гражданина, а по другим документам. Например, по удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором должна быть указана и национальность призывника.

Кроме этого, призывник должен подтвердить и то, что он ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"). Документом, подтверждающим данный факт, может служить соответствующая справка из органа местной власти о том, что призывник ведет традиционный образ жизни, например, кереков.

По итогам рассмотрения заявления призывника призывная комиссия может вынести одно из двух заключений (решений) (п. 3 ст. 12 Закона):

- о замене гражданину военной службы по призыву на АГС;

- об отказе в замене гражданину военной службы по призыву на АГС.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. Решение выносится простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии этого решения.

Причины отказа в замене военной службы по призыву на АГС определены в п. 4 ст. 12 Закона:

- несоответствие документов и других данных, характеризующих призывника, доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- наличие заведомо ложных сведений в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах;

- неявка без уважительной причины на заседания призывной комиссии, куда он вызывался дважды;

- уклонение от возможности пройти альтернативную гражданскую службу, которая предоставлялась призывнику ранее.

Закон определяет также и уважительные причины неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки (п. 5 ст. 12 Закона):

- заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Есть в Законе и п. 4 ст. 13, который определяет, что в случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных п. 5 ст. 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Указанная норма создает некоторую неясность в вопросе принятия решения об отказе в замене военной службы по призыву на АГС по случаю неявки гражданина без уважительных причин на заседание призывной комиссии. В указанной норме говорится о случае неявки, т. е. об одном случае, а в п. 4 ст. 12 Закона указывается на возможность отказа в замене военной службы на АГС при наличии двух неявок на заседание призывной комиссии. Так сколько случаев неявок на заседание призывной комиссии достаточно, чтобы было принято отказное решение?

В гл. 3 Закона рассмотрены вопросы прохождения АГС. Наиболее интересной нормой (для призывников) из данной главы является ст. 17, определяющая предоставление гражданину, проходящему АГС, отпуска в порядке, установленном ТК РФ. Так, ст. 114 ТК РФ работникам установлены ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

В гл. 4 Закона установлены права, обязанность и ответственность граждан, проходящих АГС. Например:

- время прохождения гражданином АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности;

- сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- в течение трех месяцев после его увольнения с АГС сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации;

- сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на АГС;

- право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения АГС, в связи с переводом на новое место АГС, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Гражданам, проходящим АГС, также предоставлено право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно - заочной (вечерней) форме обучения (п. 6 ст. 19 Закона). Правда, при этом им не может быть установлена сокращенная рабочая неделя.

Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона граждане, проходящие АГС, не вправе:

- отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

- занимать руководящие должности;

- участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

- совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

- покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

- прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

- оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

В гл. 5 (заключительной) Закона установлены условия увольнения с АГС. Оговорены условия, когда гражданин подлежит увольнению с АГС (п. 1 ст. 23 Закона) и когда он имеет право на досрочное увольнение с АГС (п. 2 ст. 23).

Гражданин подлежит увольнению с АГС:

- по истечении срока альтернативной гражданской службы;

- в связи с признанием его военно - врачебной комиссией негодным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

- в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Право же на досрочное увольнение с АГС гражданин имеет при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы (пп. "б" п. 2 ст. 23 и подп. "б", "в", "г", "д" и "е" п. 1 ст. 24 вышеназванного Федерального закона).

Граждане, прошедшие АГС, зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ, а на военные сборы не призываются.

Закон вступает в силу через полтора года, и за этот период Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, силовым министерствам и ведомствам предстоит решить очень серьезные проблемы, связанные не только с принятием нормативных актов, способствующих тому, чтобы обеспечить исполнение Закона. Необходимо будет создать реальные материальные условия прохождения альтернативной гражданской службы, чтобы не получилась ситуация, метко охарактеризованная одним из российских политиков: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

------------------------------------------------------------------

Название документа