Самоубийство военнослужащего как юридический факт: правовые последствия

(Корякин В. М.) ("Право в Вооруженных Силах", N 2, 2002) Текст документа

САМОУБИЙСТВО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ: ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В. М. КОРЯКИН

В. М. Корякин, полковник юстиции, начальник отдела военно - социальной работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В общей структуре причин гибели военнослужащих (без учета погибших в ходе боевых действий и контртеррористических операций) весьма высоким остается удельный вес самоубийств. Согласно имеющейся статистике последних лет число военнослужащих, погибших вследствие самоубийств, составляет до 20% от общего числа погибших в Вооруженных Силах. Каждый факт суицида военнослужащего получает широкий общественный резонанс, вызывает многочисленные обращения в органы государственной власти, военного управления, в средства массовой информации. Указанные обстоятельства определяют актуальность рассмотрения юридических аспектов данного вопроса, анализа правовых последствий свершившегося факта самоубийства военнослужащего.

Доведение до самоубийства

Согласно уголовному законодательству командир воинской части является органом дознания. Обнаружение трупа военнослужащего (вне зависимости от причин его гибели) является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела <*>. Командир воинской части обязан по любому факту гибели военнослужащего возбудить уголовное дело и немедленно уведомить органы военной прокуратуры. -------------------------------- <*> См.: Новиков Н. А. Настольная книга дознавателя воинской части и иных участников уголовного процесса (для военнослужащих). М.: "За права военнослужащих", 2001. С. 39.

В ходе следствия (дознания) устанавливаются причины смерти военнослужащего: убийство, самоубийство, несчастный случай, неосторожное обращение с оружием, заболевание и др. В случае если будет установлено, что причиной смерти является самоубийство, в обязательном порядке выясняется, имеются ли признаки уголовного преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). Окончательное заключение по факту гибели военнослужащего выносит военный прокурор. Преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ, представляет значительную общественную опасность. Помимо того что оно посягает на безопасность жизни другого человека, рассматриваемое деяние характеризуется исключительной безнравственностью, коварством, циничным отношением к достоинству и душевному состоянию другого человека. Объективная сторона данного преступления выражается преимущественно в активных действиях по доведению лица до самоубийства или до покушения на самоубийство. К способам совершения указанного преступления законодатель относит угрозы, жестокое обращение с потерпевшим, систематическое унижение его человеческого достоинства. Угрозы могут касаться различных сторон жизни потерпевшего (таковы, например, угрозы лишением материальной или иной существенной помощи, покровительства, физической расправой, разглашением порочащих сведений и др.). При этом имеет значение не только содержание и форма угрозы, но и ее субъективное восприятие потерпевшим как представляющей реальную опасность для его существования, ставящей его в безвыходное положение. Жестокое обращение означает систематичность безжалостного, грубого отношения виновного к потерпевшему. По своему объему это довольно широкое оценочное понятие. Оно охватывает различные деяния (действия или бездействие), причиняющие потерпевшему физические и психические страдания (побои, истязания, издевательства, лишение пищи и воды, средств к существованию, медицинской помощи, ограничение свободы, принуждение к выполнению бессмысленной, изнурительной работы, изгнание из жилища, преследования и др.). Систематическое унижение человеческого достоинства выражается преимущественным образом в неоднократных актах оскорбления, глумлении над потерпевшим, его постоянной травле, распространении о нем клеветнических сведений, несправедливой критике и т. п. В условиях Вооруженных Сил указанные выше явления находят свое выражение в так называемых "неуставных взаимоотношениях", "дедовщине", "годковщине". Следует отметить, что ответственность по ст. 110 УК РФ возможна лишь при доведении лица до самоубийства путем совершения противоправных действий. Она исключается, если к самоубийству лицо подтолкнули чьи-то правомерные действия (например, в результате задержания по подозрению в совершении преступления). Вина в преступлении, предусмотренном ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), может быть только умышленной (в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части). Умысел при этом может быть прямой или косвенный. Виновный осознает, что толкает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Согласно ст. 53 УПК РФ близкие родственники погибшего военнослужащего, в том числе и вследствие самоубийства, имеют право на признание их потерпевшими. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. О признании гражданина потерпевшим лицо, производящее дознание, следователь и судья выносят постановление, а суд - определение. Гражданин, признанный потерпевшим от преступления, вправе давать показания по делу. Потерпевший и его представитель имеют право: представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия, участвовать в судебном разбирательстве; заявлять отводы; приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор или определения суда и постановления судьи. Кроме того, потерпевшее лицо вправе заявить исковые требования о возмещении ему морального и материального ущерба, причиненного преступлением.

О пенсионном обеспечении семей военнослужащих, погибших вследствие самоубийства

Многочисленные обращения в государственные органы, в органы военного управления, в суды, а также публикации средств массовой информации свидетельствуют о том, что как сами заявители, так и должностные лица военных комиссариатов и органов социального обеспечения зачастую находятся в заблуждении относительно права членов семей самоубийц на пенсионное обеспечение. Достаточно широко распространено мнение, что правом на получение пенсии по случаю потери кормильца указанные семьи не обладают. Законодательство свидетельствует об обратном. Пенсионное обеспечение семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется: семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, - в соответствии с разд. IV Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-1; ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - в соответствии с разд. IV Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Ни в том, ни в другом законе не содержится правовых норм, увязывающих право на получение членами семьи погибшего военнослужащего пенсии по случаю потери кормильца с причинами гибели (смерти) кормильца. Установлены лишь два условия назначения указанной пенсии: наступление смерти кормильца в период прохождения военной службы и отсутствие причинной связи смерти военнослужащего с совершением им противоправных действий (см. ст. 58.1 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 и ст. 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). Более того, Минсоцзащиты России (в настоящее время Минтруд России), которому предоставлено право официального толкования пенсионного законодательства, в Указаниях "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" от 5 октября 1993 г. N 1-45-У, официально разъяснило, что пенсия по случаю потери кормильца родителям погибших военнослужащих назначается в случае смерти военнослужащего в период прохождения военной службы независимо от того, связана она или нет с исполнением обязанностей военной службы, например вследствие самоубийства (за исключением случаев, когда смерть наступила в результате совершения военнослужащим противоправных действий). ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ Обстоятельства гибели (смерти) военнослужащего (наличие либо отсутствие причинной связи смерти с исполнением военнослужащим обязанностей военной службы) влияют лишь на размер пенсии по случаю потери кормильца, но отнюдь не на сам факт ее назначения либо неназначения. Об этом разговор ниже.

О признании военнослужащих, покончивших жизнь самоубийством, погибшими при исполнении обязанностей военной службы

Одним из определяющих условий, влияющих на размеры гарантий и компенсаций, предоставляемых семьям погибших военнослужащих, является наличие либо отсутствие причинной связи смерти военнослужащих с исполнением ими обязанностей военной службы. Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, установлен п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. К таким обстоятельствам указанный Федеральный закон относит: а) участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; б) исполнение должностных обязанностей; в) несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; г) участие в учениях или походах кораблей; д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождение в служебной командировке; з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно; и) следование к месту военной службы и обратно; к) прохождение военных сборов; л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестное отсутствие - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершение иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. П. 2 той же статьи данного Федерального закона определены три вида обстоятельств, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы: а) самовольное нахождение военнослужащего вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы; б) добровольное приведение себя в состояние наркотического или токсического опьянения; в) совершение им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным <*>. -------------------------------- <*> Общественная опасность - это способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы. Общественная опасность - это критерий, с помощью которого законодатель дифференцирует деликты на преступления, административные и гражданско - правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Следует подчеркнуть, что в прежней редакции Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 (ст. 36) содержалась норма, согласно которой военнослужащий, совершающий самоубийство или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства, не признавался погибшим при исполнении обязанностей военной службы. В ныне действующей редакции указанного Закона, вступившей в силу с 2 апреля 1998 г., данная правовая норма исключена. Таким образом, исходя из смысла приведенной выше ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", вполне правомерно утверждать, что военнослужащий, покончивший жизнь самоубийством, не находящийся самовольно за пределами воинской части или места службы, не будучи при этом в состоянии наркотического или токсического опьянения и не совершивший общественно опасного деяния, при наличии хотя бы одного из случаев, перечисленных в п. 1 ст. 37 данного Федерального закона, должен считаться погибшим при исполнении обязанностей военной службы. Признание военнослужащего, покончившего жизнь самоубийством, погибшим при исполнении обязанностей военной службы, дает членам его семьи право: 1) на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенных размерах (ст. ст. 68, 68.1 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-1; п. "а" ст. 36 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1); ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ 2) на получение (в равных долях) единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания погибшего военнослужащего, установленных на день выплаты пособия, - для семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, или 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, - для семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (п. 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 28 мая 1998 г. N 76-ФЗ, Приказ Министра обороны РФ от 2 февраля 1999 г. N 55); 3) на предоставление прав и льгот, установленных для семей погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.

О страховом обеспечении семей военнослужащих, погибших вследствие самоубийства

Порядок и условия обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих регулируются Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ. Особенностям производства страховых выплат в случае гибели военнослужащего вследствие самоубийства посвящена ст. 10 указанного Федерального закона. Согласно данной статье страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай явился результатом самоубийства застрахованного лица. Одновременно оговаривается, что страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства и к этому времени застрахованное лицо находилось на военной службе не менее двух лет. Проще говоря, страховые суммы по обязательному государственному страхованию подлежат выплате членам семьи военнослужащего, покончившего жизнь самоубийством, только в том случае, если на момент смерти срок военной службы данного военнослужащего составлял более 2 лет. Учитывая, что в соответствии с законодательством срок военной службы по призыву установлен не более 2 лет, родственники военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших вследствие самоубийства, лишены права на получение страхового обеспечения в связи с их гибелью. Мало того, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ вообще не устанавливает какой-либо зависимости выплаты страховых сумм от причин, приведших к самоубийству военнослужащего, т. е. нет никакой разницы между тем, например, кто покончил жизнь самоубийством, боясь ответственности за совершенное преступление, и тем, кого довели до самоубийства издевательствами и унижениями. Перед данным Законом эти самоубийцы и их родственники равны, и если срок их службы составляет менее 2 лет, члены их семей не вправе рассчитывать на получение страховых сумм. Мы вполне разделяем мнение авторов многочисленных публикаций на данную тему, отмечающих всю вопиющую несправедливость и абсурдность такого положения. Вместе с тем полагаем необходимым заметить, что высказываемые упреки к разработчикам такого "несправедливого" Закона представляются не вполне обоснованными. Дело в том, что, поскольку отношения страхования относятся к области гражданских правоотношений, базовым нормативным правовым актом в этой сфере является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). В п. 3 ст. 963 ГК РФ содержится правовая норма, согласно которой страховое обеспечение выплачивается в случае смерти застрахованного лица, если его смерть наступила вследствие самоубийства и к этому времени договор страхования действовал уже не менее двух лет. Понятно, что Федеральный закон, регулирующий вопросы страхования жизни и здоровья военнослужащих, не может противоречить ГК РФ. В связи с этим для исправления сложившегося положения необходимо сначала внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ и лишь потом - в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.

О ритуальных услугах

Нормативные правовые акты, регулирующие размеры и порядок выплаты пособия на погребение погибших (умерших) военнослужащих, а также компенсации за изготовление и установку надгробных памятников (ст. 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, Постановление Правительства РФ "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, должностных лиц таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" от 6 мая 1994 г. N 460), не содержат правовых норм, устанавливающих зависимость производства указанных выплат от причин гибели (смерти) военнослужащих. Единственным и достаточным условием для их выплат является гибель (смерть) военнослужащего в период прохождения военной службы. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460 установлено, что погребение военнослужащих, погибших при прохождении военной службы, осуществляется за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу. При этом оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация). Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 6000 руб. Указанным Постановлением Правительства РФ установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление и установку надгробий за счет средств Министерства обороны РФ: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, - до 8000 руб. погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, - до 12000 руб.

------------------------------------------------------------------

Название документа