О статусе закрытых военных городков и ЗАТО

(Верховодов В. А.) ("Право в Вооруженных Силах", N 7, 2001) Текст документа

О СТАТУСЕ ЗАКРЫТЫХ ВОЕННЫХ ГОРОДКОВ И ЗАТО

В. А. ВЕРХОВОДОВ

В. А. Верховодов, старший лейтенант юстиции, сотрудник УОПИ ФАПСИ.

Правовые нормы по объему и характеру действия подразделяются на нормы общего (охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории), нормы ограниченного (распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории) и на нормы исключительного (чрезвычайного) действия. Хотелось бы отметить, что в настоящей статье речь пойдет именно о нормах ограниченного действия, которые распространяются только на территории закрытых и обособленных военных городков, а также закрытых административно - территориальных образований, так как они и будут в конечном итоге определять их статус. Статус любого населенного пункта определяется правовым положением проживающих в нем лиц, т. е. их правами, обязанностями и ответственностью. Однако вопрос статуса закрытых военных городков до сих пор не решен на законодательном уровне. Нередко статус закрытых военных городков (далее - ЗВГ) ошибочно приравнивается к статусу закрытых административно - территориальных образований (далее - ЗАТО). Поэтому в целях разграничения этих понятий необходимо провести их сравнительно - правовой анализ. Отождествление вышеуказанных понятий происходит из-за их общих черт. 1. Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ регулирует градостроительную деятельность в том числе и в поселениях, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования: городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно - территориальные образования) <*>. Установленный градостроительным регламентом правовой режим для территории каждого ЗВГ и ЗАТО применяется в равной мере ко всем расположенным на ней земельным участкам и иным объектам недвижимости. При этом в них могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости. -------------------------------- <*> См. п. 4 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим. Порядок использования территорий указанных зон в пределах границ (черты) городских и сельских поселений устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, со специальными нормативами, с правилами застройки. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности проводится Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответствующими органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Поэтому в случае возникновения правонарушений в области градостроительной деятельности (предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки, строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка), предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации, размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений и т. д.) граждане имеют право обратиться за защитой своих прав в вышеуказанные органы, прокуратуру или суд. 2. Как в ЗВГ, так и в ЗАТО в соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 право проживающих в них граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено. Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в таких населенных пунктах будут являться органы внутренних дел <*>, если таковые отсутствуют - местная администрация (за исключением ЗВГ). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. -------------------------------- <*> В системе органов внутренних дел функции регистрационного учета граждан осуществляет паспортно - визовая служба, а функции головного подразделения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации регистрационного учета граждан выполняет Паспортно - визовое управление МВД России (Приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" от 23 октября 1995 г. N 393 (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с вышеназванным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" от 17 июля 1995 г. N 713 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512; от 14 февраля 1997 г. N 172; от 12 марта 1997 г. N 290; от 16 марта 2000 г. N 231) были определены ответственные за регистрацию должностные лица: жилищно - эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно - строительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Однако следует иметь в виду, что пп. 10, 12 и 21 вышеназванных Правил признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пп. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" и не могут никем применяться. 3. Военнослужащие и население, проживающие на территории ЗВГ и ЗАТО, обеспечиваются продовольственными и другими товарами через сеть единой системы военной торговли, включающую в себя создаваемые на праве оперативного управления государственные унитарные предприятия военной торговли, путем организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания этих граждан в стационарных условиях, на полевых учениях и маневрах. Под военной торговлей понимается совокупность услуг по торгово - бытовому обеспечению военнослужащих и населения, проживающих на территории ЗВГ и ЗАТО, - военных потребителей <*>. Единая система военной торговли распространяется на Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, инженерно - технические и дорожно - строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации и федеральные органы правительственной связи и информации (далее - органы). -------------------------------- <*> См. ст. 2 Положения о военной торговле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании единой системы военной торговли" от 31 июля 1998 г. N 873.

Военная торговля организуется в целях удовлетворения потребностей военных потребителей в товарах и услугах и создания условий для обеспечения боевой и мобилизационной готовности войск, воинских формирований и органов. Основными задачами военной торговли являются: а) изучение спроса военных потребителей и согласование с производителями ассортимента и качества поставляемых предприятиям единой системы военной торговли товаров; б) производство товаров военного ассортимента по номенклатуре, утверждаемой Министерством обороны Российской Федерации; в) закупка в установленном порядке продовольственных и промышленных товаров, сельскохозяйственных продуктов, сырья и материалов; г) торговля продовольственными и промышленными товарами, печатными изданиями, товарами военного ассортимента и оказание бытовых услуг; д) совершенствование форм и методов обслуживания военных потребителей; е) обеспечение сохранности государственного имущества, находящегося в оперативном управлении предприятий военной торговли. Руководство единой системой военной торговли осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, непосредственное управление предприятиями этой системы - Главное управление торговли этого Министерства. Предприятия единой системы военной торговли являются потребителями ресурсов, продукции производственно - технического назначения, сырья, материалов и товаров, поставляемых для государственных нужд. 4. В ЗАТО и ЗВГ, независимо от ведомственной принадлежности, в отношении которых имеется решение об осуществлении надзора прокурорами войсковых частей, за исключением объектов, поднадзорных военным прокурорам, надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами военного управления, организациями, органами контроля, их должностными лицами осуществляют прокуроры войсковых частей (Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур" от 9 апреля 1996 г. N 24 (с последующими изменениями и дополнениями). Они также производят предварительное следствие по всем делам о преступлениях, совершенных гражданскими лицами, не связанными с военными ведомствами, либо лицами гражданского персонала военных ведомств не в связи с исполнением ими служебных обязанностей в ЗАТО и ЗВГ. При этом необходимо отметить, что полномочия прокуроров войсковых частей в части продления сроков следствия и содержания под стражей, обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов, а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, осуществляющих правосудие в ЗАТО и ЗВГ, приравнены к полномочиям прокуроров субъектов Российской Федерации (Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации" от 24 февраля 1999 г. N 10). 5. И ЗАТО и ЗВГ являются "закрытыми" населенными пунктами. Но в то же время это не позволяет их отождествлять. 1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. N 3297-1 (с последующими изменениями и дополнениями) ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. К ЗВГ относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов (Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). Здесь отсутствуют органы местного самоуправления, а их роль выполняют начальник гарнизона (командир воинской части) и другие органы военного управления. 2. В Российской Федерации образование городов производилось Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполкомов краевых, областных, городских Советов народных депутатов, а образование и объединение сельсоветов и установление их административных центров - Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполкомами краевых, областных, городских Советов народных депутатов (Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г.). Населенные пункты, находившиеся на территории РСФСР, делились на городские и сельские. К городским населенным пунктам относились города республиканского, краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты. Ранее решение о создании ЗАТО принималось Президиумом Верховного Совета РСФСР, а с 5 декабря 1996 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ - Президентом Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации "О преобразовании поселка Видяево Мурманской области в закрытое административно - территориальное образование и утверждении его границ" от 6 марта 2001 г. N 269). Решение же о создании ЗВГ принималось Советом Министров СССР (в настоящее время - Правительством Российской Федерации). Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. N 3298-1 было установлено, что все существующие в Российской Федерации на момент вступления в силу указанного Закона административно - территориальные образования (города и поселки), созданные в соответствии с указами Президиума Верховного Совета РСФСР как закрытые, приобретают статус ЗАТО. Тогда же Президиуму Верховного Совета Российской Федерации было предписано по представлению Правительства Российской Федерации до 1 января 1993 г. принять решения об установлении административной подчиненности, введении в ЗАТО особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, и по иным вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и управления, а также внести в Верховный Совет Российской Федерации проекты решений об упразднении отдельных ЗАТО в случаях, когда сохранение особого режима более не требуется. 3. Обязательным атрибутом географического объекта является его наименование. Географические объекты - это существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты (Федеральный закон "О наименованиях географических объектов" от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ). Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов. Географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в их открытии, изучении, освоении или основании. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований. Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах территориального образования не допускается. Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации. Переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также городов Российской Федерации осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации. Присвоение наименований географическим объектам Российской Федерации, а также их переименование (при переименовании в список исключений включаются также города Российской Федерации), за исключением республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, столиц и административных центров субъектов Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации по представлениям субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов (таковым является Федеральная служба геодезии и картографии Российской Федерации <*>) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет деятельность в области наименований географических объектов совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. -------------------------------- <*> См. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе геодезии и картографии России" от 8 сентября 1999 г. N 1021 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 819).

ЗВГ не имеет как такового наименования. Органами военного управления ему присваивается номер, а именуется он, как правило, по ближайшему населенному пункту, либо по почтовому адресу, либо с учетом сложившегося делового оборота. 4. Существующие и присваиваемые наименования городов и других поселений в целях их сохранения как части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации подлежат учету и регистрации, которые осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (Положение о регистрации и учете наименований географических объектов, издании словарей и справочников наименований географических объектов, создании и ведении Государственного каталога географических названий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 487). Регистрация и учет наименований географических объектов, присвоенных до вступления в силу Федерального закона "О наименованиях географических объектов", производится по результатам выявления их в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов. В целях сохранения наименований, обеспечения их единообразного и устойчивого употребления в Российской Федерации, а также для обеспечения потребности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации и граждан в официальной информации о наименованиях географических объектов создается и ведется Государственный каталог географических названий на русском языке. Структура и содержание Государственного каталога географических названий, а также инструкции по его ведению и предоставлению пользователям содержащейся в нем информации разрабатываются с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Межведомственной комиссией по географическим названиям. 5. Регистрации и учету подлежат и сами административно - территориальные единицы, а также населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население. Однако небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях (Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г.). 6. В Постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении подчиненности закрытых административно - территориальных образований" от 31 мая 1993 г. N 5071-1 было сказано, что ЗАТО по всем вопросам их деятельности, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией Российской Федерации и Законами Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и "О закрытом административно - территориальном образовании", находятся в подчинении краев и областей. В ведении федеральных органов государственной власти ЗАТО находится по вопросам: установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности (Закон РСФСР "О закрытом административно - территориальном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями). ЗВГ подчиняются тем федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых они находятся. 7. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 8 декабря 1980 г. N 1131 порядок утверждения перечня ЗВГ устанавливался соответственно МО СССР, МВД СССР и КГБ СССР. В МО СССР такой порядок был установлен Приказом Министра обороны СССР 1983 г. N 383. В нем право утверждения перечня закрытых и обособленных военных городков, находящихся на территории округа, флота, независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких гарнизонах, было предоставлено командующим войсками округов и флотов. В настоящее время перечни ЗВГ утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). В настоящий момент действуют распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 1132-р и от 1 июня 2000 г. N 752-р. Они утверждают перечни ЗВГ Федеральной службы охраны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответственно (их больше 1700). Специального правового акта, утверждающего перечень ЗАТО, не существует. Однако в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" перечислены ЗАТО (их не более 50), бюджетам которых установлен предельный размер дотаций и субвенций из федерального бюджета. 8. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80 в ЗВГ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации жилищный договор <*>. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. -------------------------------- <*> См. Постановление Правительства Российской Федерации "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" от 4 мая 1999 г. N 487.

Вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны Российской Федерации, в жилые помещения домов, расположенных в ЗВГ, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в ЗВГ, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно - эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне. В целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. Руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях - командирами воинских частей. Заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, жилых помещений, пригодных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам. Выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в ЗВГ, выдаются КЭЧ района. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района в случаях: когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части; выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения. Предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья. Обмен жилых помещений, занимаемых военнослужащими в домах государственного, муниципального жилищного фонда, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством с уведомлением о нем начальников КЭЧ районов и командиров воинских частей, в которых проходят военную службу военнослужащие, обменивающие жилые помещения. Обмен жилых помещений в ЗВГ на жилые помещения, находящиеся вне черты указанных городков, может быть разрешен только с лицами, назначенными для прохождения военной службы или поступившими на работу в воинские части, расположенные в данном военном городке. Обмен допускается с согласия начальников гарнизонов по представлению начальников КЭЧ районов. Обмен жилыми помещениями, находящимися в ЗВГ, оформляется ордерами, выдаваемыми органами (должностными лицами), ведающими выдачей ордеров на жилые помещения в этих военных городках. Обмен жилого помещения не допускается: если к нанимателю предъявлен иск о расторжении или изменении договора найма жилого помещения; если обмен носит корыстный или фиктивный характер; если дом (жилое помещение) грозит обвалом, подлежит сносу или переоборудованию для использования в других целях либо передается для государственных или общественных нужд; если дом подлежит капитальному ремонту с переустройством и перепланировкой жилых помещений; если помещение является служебным или находится в общежитии; если в связи с обменом жилищные условия одной из обменивающихся сторон существенно ухудшаются, в результате чего граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах ЗВГ. Распоряжением Правительства Российской Федерации "О закрытых военных городках" от 4 сентября 1992 г. N 1625-р было предписано исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых военных городков и приватизации жилья в них. Напротив, на территории ЗАТО к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на территории ЗАТО. Участие граждан и юридических лиц, не указанных выше, в совершении таких сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории ЗАТО, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории ЗАТО, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО. 9. В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно - исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно - штатными мероприятиями; б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении; в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии. Кроме того, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.); г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно - строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли - продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. 10. Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" от 30 сентября 1997 г. N 1062 было установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Правительству Российской Федерации было поручено утвердить Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков. В настоящий момент данный Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации "Вопросы реализации Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" от 29 марта 1999 г. N 351 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1095). Право на получение сертификата имеют граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков. Получатель сертификата информируется об условиях реализации Программы "Государственные жилищные сертификаты" и дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с помощью сертификата. Срок действия сертификата составляет: 6 месяцев со дня его выдачи - для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета; 6 месяцев со дня его регистрации в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (но не более 9 месяцев с даты выдачи) - для военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, и граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков. На основании ст. 94 ЖК РСФСР лица, уволенные с военной службы в запас или отставку, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В отношении же граждан, проживающих в ЗАТО, действует Постановление Правительства Российской Федерации "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно - территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" от 11 января 2001 г. N 23, в соответствии с которым решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за его пределами, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления. Переселение граждан из ЗАТО на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого ЗАТО за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно - территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти. Предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из ЗАТО на новое место жительства, представляются в Министерство финансов Российской Федерации органом местного самоуправления этого административно - территориального образования. Обеспечение жильем граждан, переезжающих из ЗАТО, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно - территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно - территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом ЗАТО. Решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления ЗАТО. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления ЗАТО по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно - территориальное образование. Администрация ЗАТО за счет средств, предусмотренных на строительство жилья в этом административно - территориальном образовании, по согласованию с гражданами, переезжающими на новое место жительства без получения субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставляет денежную компенсацию за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности. Гражданам, переезжающим из ЗАТО на новое место жительства, оплачиваются за счет средств бюджета этого административно - территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти стоимость проезда железнодорожным транспортом (в местах, не имеющих этого вида сообщения, стоимость проезда другими видами транспорта) от прежнего места жительства до места переселения граждан и стоимость провоза домашнего имущества весом до 5 тонн на семью, а также выплачивается единовременное денежное пособие в размере 500 рублей на каждого переезжающего члена семьи. 11. Представляет интерес судебная практика по тематике настоящей статьи. Так, в Определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 1995 г. (ВВС РФ. 1996. N 2) указано, что правовой статус военного городка определяется не только внешними признаками, но и правовыми актами, изданными компетентными органами. Ненадлежащее содержание технических средств и недостатки в организации пропускного режима сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии статуса ЗВГ. В решении Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-94 определено, что ЗВГ и ЗАТО ни по своему назначению, ни по правовому статусу какими-либо общими признаками, характерными для каждого из них, не обладают, в связи с чем распространение положений Закона Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) на ЗВГ ни на чем не основано. Таким образом, мы видим, что статус ЗВГ отличается от статуса ЗАТО. Понятно, что сравнительный анализ правовых норм не претендует на совершенство, так как приведенный выше перечень сходств и различий не является исчерпывающим и будет изменяться и дополняться новыми пунктами с учетом изменения и дополнения законодательства Российской Федерации.

Название документа