Оптимизация технологических подходов к обучению курсантов военных вузов
(Гуляев В. Н., Воронин Д. В.) ("Юридическая психология", 2013, N 2) Текст документаОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ <*>
В. Н. ГУЛЯЕВ, Д. В. ВОРОНИН
-------------------------------- <*> Gulyaev V. N., Voronin D. V. Optimization of technological approaches to cadets training of military high school.
Гуляев Владимир Николаевич, профессор кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО "Военный университет" МО РФ, доктор педагогических наук, профессор.
Воронин Дмитрий Витальевич, адъюнкт кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО "Военный университет" МО РФ.
В статье обосновано авторское понимание сущности оптимизации технологических подходов к обучению курсантов военных вузов. Определена концептуальная основа оптимизации технологических подходов к обучению курсантов. Выделены и раскрыты качественные этапы процесса эволюции обучения и собственно развития курсантов на протяжении пятилетнего курса обучения в военном вузе. Сформулировано понятие об оптимальности применения технологических подходов к обучению курсантов.
Ключевые слова: обучение, развитие, оптимизация, технологизация, технологический подход, сущность, курсанты, военный вуз.
In the article the author's understanding of essence of optimization of technological approaches to cadets training of military high school is proved. The conceptual basis of optimization of technological approaches to cadets training is defined. Qualitative stages of process of evolution of training and actually development of cadets throughout a five-year course in military high school are selected and explained. The concept about optimality of application of technological approaches to cadets training is formulated.
Key words: training, development, optimization, technologization, technological approach, essence, cadets, military high school.
Качественные изменения, происходящие в военно-профессиональной сфере, - ускорение процесса "устаревания" знания, повышение уровня инновационности и постоянно возрастающий градиент сложности военно-профессиональной деятельности <1> - актуализируют существенно возрастающие требования к военно-профессиональной подготовке курсантов и характеру проектирования и осуществления процесса обучения в военных вузах. Определяющими становятся вопросы обучения "грамотных, подготовленных людей... специалистов, обладающих глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры". В этой связи В. В. Путин подчеркивает: необходимо на ближайшую перспективу "восстановить потерянные компетенции военных институтов, интегрировать их с развивающейся системой военного образования" <2>. -------------------------------- <1> Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: Дис. ... докт. пед. наук. М., 2003. 302 с. <2> Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. Столичный выпуск. 2012. 17 февраля. N 5708.
Проведенный анализ педагогических исследований последних лет показал, что реформирование военного образования связывается прежде всего с технологическим уровнем проектирования процесса обучения, который опирается на инновационные (развивающие) педагогические технологии как важнейшее условие решения педагогических проблем, возникающих в образовательной среде в современных условиях. Военные вузы поставлены перед необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов за счет поиска внутренних резервов самой системы. Это представляется возможным при активном переосмыслении (инвентаризации) всего кластера применяемых в высшей военной школе педагогических технологий, обеспечении лаконичного сочетания процессов внедрения инновационных составляющих технологического подхода и развития инструментариев традиционной системы обучения курсантов. Так, проектирование развивающих технологий должно взаимосодействовать применению традиционных технологий "репродуктивного толка", что является закономерным результатом эволюции педагогических систем. Вместе с тем исследование современного состояния практики применения педагогических технологий в военных вузах позволило выявить основную проблему обучения, которая выражена в тенденциях, носящих противоречивый, взаимоисключающий характер. С одной стороны, налицо декларирование внедрения развивающих педагогических технологий, сопровождаемое незаслуженным разрушением и отрицанием всяких достоинств традиционной системы обучения, с другой стороны, доминирование в процессе обучения традиционных технологий "репродуктивного толка". Очевидно, что это не позволяет достигать запланированных образовательных результатов и обусловливает некоторое отставание, отрыв от потребностей, адекватных специфике военно-профессиональной деятельности в современных динамично изменяющихся условиях. Не обращаясь к причинам и условиям сложившейся в высшей военной школе практики, предполагаем, что приведению процесса подготовки обучающихся в военных вузах в соответствие объективной действительности и разрешению сложившегося несоответствия будет способствовать оптимизация технологических подходов к обучению курсантов. Проблема оптимизации в педагогической науке и практике берет свое начало в 70-х годах прошлого столетия, когда, подобно сегодняшнему состоянию обучения курсантов, возникла объективная потребность совершенствования подготовки кадров и были разработаны дидактические возможности для решения отдельных проблем оптимизации процесса обучения. Существенный вклад в разработку теоретических основ оптимизации внесли С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. Д. Ботвинников, Л. В. Занков, Т. А. Ильина, Н. Д. Никандров, И. П. Раченко, Н. Ф. Талызина, И. Ф. Тесленко, А. А. Ченцов и др. В научной литературе оптимизация обучения представлена различными теоретическими подходами. Оптимизация определяется как: - "выбор наиболее эффективного (в пределах оптимального) варианта управляемого процесса в соответствии с заданными критериями" <3>; -------------------------------- <3> Дьяченко И. И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. ЛГУ, 1970. 22 с.
- "степень соответствия организационной стороны системы тем целям, для достижения которых она создана" <4>; -------------------------------- <4> Ильина Т. А. Системно-структурный подход в организации обучения. М.: Знание, 1972. С. 17.
- комплекс научно обоснованных решений, способствующих достижению возможно высоких результатов труда при рациональных затратах времени, сил и средств, и поэтому оптимизировать нужно не сам труд и отдых, а их условия - психофизиологические, материально-технические, санитарно-гигиенические, эстетические <5>; -------------------------------- <5> Раченко И. П. Научная организация педагогического труда. М.: Педагогика, 1972. С. 36.
- построение оптимальной системы и всех ее элементов, установление оптимальных путей ее функционирования и развития, выбор оптимальных способов ее оценки, регулирования и управления <6>. -------------------------------- <6> Архангельский С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М.: Прогресс, 1975. С. 63.
Наиболее всесторонне и углубленно проблема оптимизации в педагогике рассмотрена в исследовании Ю. К. Бабанского. Педагог предложил считать оптимизацией образовательного процесса научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего варианта построения процесса обучения, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания <7>. Ю. К. Бабанский научно обосновал сущность и содержание оптимизации учебного процесса, разработав при этом целостную теорию оптимизации, которая в последующем выступила концептуальной основой для активизации исследований по различным отдельным аспектам проблемы оптимизации учебного процесса. Между тем в работе педагога можно выделить как сильную (незаменимый вклад в развитие отечественной педагогической науки и практики), так и слабую сторону, выраженную в исследовании субъекта мысли безотносительно к педагогическим целям развивающего характера, а также дифференциации этапов эволюции обучения и собственно развития обучающихся. Наш исследовательский замысел качественно иной - рассмотреть обучение как функциональную развивающуюся систему. -------------------------------- <7> Педагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 76 - 77.
При этом мы придерживаемся точки зрения, в соответствии с которой под педагогической технологией понимается процесс (способ) превращения педагогической цели в педагогический результат. Технологический подход к обучению есть композиция, состоящая из нескольких конкретных педагогических технологий, адекватная императивам конкретного этапа эволюции обучения и собственно развития курсантов. При обращении к пятилетнему курсу подготовки в военном вузе предполагалось, что на протяжении обучения курсантов присутствуют различные вариации применяемых технологических подходов. Это обосновано следующим образом. В силу того что процесс эволюции обучения и собственно развития обучающегося имеет качественные этапы, каждому этапу должна соответствовать своя композиция педагогических технологий, которая работает на реализацию цели и задач именно этого этапа. Из этого следует, что оптимизация технологических подходов к обучению есть проектирование определенной последовательности, сочетания педагогических технологий на одном и том же качественном этапе и особенностей их взаимодействия на разных качественных этапах. Когда мы говорим о технологических подходах, мы имеем в виду некую оптимальную последовательность педагогических технологий, соответствующую качественным этапам эволюции процесса обучения. Роль концептуальной основы оптимизации технологических подходов выполняют следующие качественные этапы процесса эволюции обучения и собственно развития курсантов на протяжении пятилетнего курса обучения в военном вузе: первый этап (1 - середина 2 курса) - адаптивный, разрешает несоответствие между качественным уровнем школы и уровнем высшего военного образования, где у обучающегося актуализируется способность к овладению сущностью учебного материала. Это требует от курсанта "продуктивного" способа поисково-исследовательской деятельности. На данном этапе задачей является адаптация к научному уровню знания, а результатом становится приобретение интраактивного опыта овладения знаково-символической средой научного знания, присущей высшей военной школе. Второй этап (2 - 3, середина 4 курса) - трансформный, на котором происходит апробация приобретенного опыта овладения знаково-символической системой в коммуникативной среде. На данном этапе задачей является создание прецедента опыта понимания курсантом неабсолютности и относительности приобретенного им индивидуального опыта (способа) понимания посредством взаимодействия с другими обучающимися в интерактивном пространстве по уточнению смыслов, понятий, категорий (трансформация). Результатом здесь становится приобретение курсантом интерактивного опыта сопоставления своих результатов с результатами других обучающихся, формирование культуры взаимодействия в интерактивном пространстве. Третий этап (3, середина 4 - 5 курс) - управление процессами проектирования и реализации моделей профессиональной деятельности. На данном этапе происходит вхождение обучающихся в пространство проектирования и организации будущей профессиональной деятельности в различных функциях, которое в "снятом" виде содержит и интраактивную, и интерактивную составляющую. Задачей этого этапа является создание оптимальных моделей будущей профессиональной деятельности обучающегося, а результатом - рефлексия опыта собственной деятельности, достигнутых им результатов на предыдущих этапах обучения. Представленная динамика эволюции обучения в военном вузе иллюстрирует, что применение одних и тех же технологических подходов от курса к курсу (на разных качественных этапах) противоречит логике поступательного развития военного специалиста, а значит, не в полной мере обеспечивает результаты обучения в вузе, адекватные специфике военно-профессионального труда в современных условиях. Следовательно, на одном качественном этапе развития работает определенная композиция педагогических технологий (технологический подход). Если на следующем этапе педагог, не замечая изменений, продолжает применять ее же, то, по сути дела, он прекращает развитие обучающихся или, во всяком случае, начинает ему противодействовать (т. к. развитие невозможно остановить). Практика показывает, что с такой ситуацией сталкивается большинство обучающихся в высшей военной школе. Если же педагог в соответствии с новым качественным этапом подбирает иную композицию педагогических технологий, адекватную природе и задачам этого этапа, то появляется феномен оптимизации технологических подходов. Таким образом, прохождение обучающимся названных этапов обеспечивает природосообразность подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности. В той мере, в какой применяемые технологические подходы к обучению работают на реализацию каждого из спроектированных качественных этапов, в той мере и следует говорить об оптимальности их сочетания и взаимодействия. Это и является основным сущностным признаком (критерием) оптимизации технологических подходов к обучению курсантов. Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать следующие выводы. 1. В самом общем виде оптимизация в педагогической науке и практике представляет собой целенаправленный выбор педагогом наилучшего варианта построения учебного процесса, который обеспечивает максимально возможную эффективность решения педагогических задач. При этом оптимизация рассматривается не "вообще", а всегда в конкретных условиях и в соответствии с заданными критериями. 2. Под оптимизацией технологических подходов к обучению курсантов военных вузов понимается проектирование определенной последовательности, сочетания педагогических технологий на одном и том же качественном этапе и особенностей их взаимодействия на разных качественных этапах. 3. Роль концептуальной основы оптимизации технологических подходов выполняют качественные этапы процесса эволюции обучения и собственно развития курсантов на протяжении пятилетнего курса обучения в военном вузе. Оптимальность применения технологических подходов к обучению курсантов определяется адекватностью их сочетания и взаимодействия природе и задачам каждого качественного этапа.
Литература
1. Архангельский С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М.: Прогресс, 1975. 254 с. 2. Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: Дис. ... докт. пед. наук. М., 2003. 302 с. 3. Дьяченко И. И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. ЛГУ, 1970. 22 с. 4. Ильина Т. А. Системно-структурный подход в организации обучения. М.: Знание, 1972. 72 с. 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с. 6. Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. Столичный выпуск. 2012. 17 февраля. N 5708. 7. Раченко И. П. Научная организация педагогического труда. М.: Педагогика, 1972. 318 с.
------------------------------------------------------------------
Название документа