Основные вопросы прохождения службы в мобилизационном людском резерве

(Журавлев С. И., Кременский Д. А.) ("ЭНИ "Военное право", 2013, Выпуск N 1) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В МОБИЛИЗАЦИОННОМ ЛЮДСКОМ РЕЗЕРВЕ <1>

С. И. ЖУРАВЛЕВ, Д. А. КРЕМЕНСКИЙ

-------------------------------- <1> Рецензент - Туганов Ю. Н., докт. юрид. наук, доцент.

Журавлев С. И., доцент кафедры УП-1 Московского государственного университета приборостроения и информатики, кандидат юридических наук, доцент.

Кременский Д. А., юрист ООО "Строй Гарант Сервис", аспирант заочной формы обучения.

Данная статья посвящена анализу нового явления в деятельности военной организации государства - мобилизационному людскому резерву. В статье раскрываются особенности прохождения службы в мобилизационном людском резерве и правового статуса резервистов.

Ключевые слова: прохождение государственной службы, запас Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный людской резерв.

The main issues of the military service in the mobilizable human reserve Zhuravlev S. I., the docent, candidate of law, zhur-serg@mail. ru; Kremensky D. A., postgrad, a lawer

This article is dedicated to the analysis of a new trend in the military activities of the state - the mobilizable human reserve. The article deals with the characteristics of military service in the mobilizable human reserve and the legal status of reservists.

Key words: military service employment, reserves of the Armed Forces of the Russian Federation, mobilizable human reserve.

В связи с внесенными изменениями и дополнениями в федеральное законодательство в нашей стране появился мобилизационный людской резерв <2> - с одной стороны, это новый институт в военной организации государства, с другой - это упорядоченное в нормах права положение лиц, состоящих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, иных органов войск и воинских формирований. -------------------------------- <2> Федер. закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва" (принят Гос. Думой 18 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 1. Ст. 213.

На основании требований ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву и пребывание в запасе. Как справедливо утверждают А. В. Кудашкин и К. В. Фатеев <3>, пребывание в запасе является одной из форм исполнения гражданами воинской обязанности. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. М. Корякина, А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева "Военно-административное право (военная администрация)" (выпуск 90) включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2008. ------------------------------------------------------------------ <3> Военная администрация: Учебник / Под общ. ред. В. М. Корякина. М.: Российская академия правосудия; РОД "За права военнослужащих", 2012. Вып. 130. С. 123 - 124.

1) уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации; 2) успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах; 3) не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; 4) не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет; 5) уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах; 6) прошедших альтернативную гражданскую службу; 7) женского пола, имеющих военно-учетную специальность. В целях мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов теперь создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации (запас некоторых специальных служб), который предназначен для укомплектования соединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации (войск, воинских формирований и органов) в период мобилизации в мирное и военное время. Ранее законодательство предусматривало деление граждан, состоящих в запасе, на три разряда. По мнению К. В. Фатеева, такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т. п.) задач по обеспечению обороноспособности государства <4>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. М. Корякина, А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева "Военно-административное право (военная администрация)" (выпуск 90) включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2008. ------------------------------------------------------------------ <4> Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. М.: За права военнослужащих, 2009. С. 137 - 138.

В действующем законе <5> запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса, т. е. граждане, зачисленные в запас (далее - резервисты), могут выбирать - продолжать им службу в мобилизационном людском резерве (далее - резерв) или пребывать в мобилизационном ресурсе (ранее - в запасе). -------------------------------- <5> Федер. закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.

В связи с этим Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" дополнен разделом VIII.1 "Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов". В котором законодатель под лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (далее - резервист), понимает гражданина, который пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступил в мобилизационный людской резерв на добровольной основе, путем заключения контракта о пребывании в резерве. Порядок поступления в резерв, прохождения службы в резерве и правовой статус резервиста определяется Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", Положением о порядке прохождения военной службы, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве иными нормативными правовыми актами <6>. -------------------------------- <6> Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 39. Ст. 4590.

При этом законодатель не выделяет, к какому виду государственной службы будет относиться служба в резерве. Статья 2 Федерального закона "О системе государственной службы в Российской Федерации" <7> выделяет следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. -------------------------------- <7> Федер. закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" (принят Гос. Думой 25 апреля 2003 года, одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года: по состоянию на 6 декабря 2011 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.

Частью второй ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <8> предусмотрено, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации. -------------------------------- <8> Федер. закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (принят Гос. Думой 6 марта 1998 г., одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.: в ред. Федер. закона от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ (ст. 4)) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

Мы поддерживаем мнение А. В. Кудашкина <9>, который указывает, что по совокупности признаков гражданин, призванный на военные сборы, в полной мере соответствует статусу военнослужащего и, следовательно, проходит военную службу. Такого же мнения придерживаются Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров <10>. Это означает на период прохождения военных сборов резервист проходит военную службу, поскольку назначается на воинскую должность, у него сохраняется его воинское звание, ему выплачивается денежное довольствие исходя из оклада денежного содержания военнослужащего. В перерывах между военными сборами резервист продолжает исполнять свои трудовые обязанности и, соответственно, военную службу не проходит. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный) (под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева) включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <9> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". М.: За права военнослужащих, 2009 // ИПС "Гарант". <10> Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Попов Л. Л. М.: Проспект, 2010. С. 279.

Началом службы для резервиста считается подписание контракта о прохождении службы в резерве и издание приказа по воинской части о включении его состав резерва. На основании требований ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы <11> контракт о прохождении военной службы (далее - Контракт) может быть первым или новым. -------------------------------- <11> Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534.

В действующих нормативных правовых актах установлено, что первый контракт заключается: а) с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет, пребывающими в запасе; б) с гражданами женского пола, не пребывающими в запасе; в) с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, прослужившими не менее 12 месяцев; г) с гражданами, проходящими военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебные заведения, а также с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях, имеющими статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; д) с иными гражданами, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и желающие продолжить ее прохождение, заключают новый контракт в следующих случаях: а) при окончании срока предыдущего контракта; б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру; в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой. Мы согласны с мнением А. В. Кудашкина <12> о том, что первый контракт может быть заключен с гражданином, ранее не проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту. Применительно к мобилизационному людскому ресурсу граждане, которым разрешается заключить первый контракт о пребывании в резерве, уже проходили военную службу, в том числе по контракту. Это означает, что для данной категории граждан контракт о прохождении службы в резерве будет не первым, а новым. В то же время резервист заключает первый контракт о прохождении службы в резерве, который не относиться к прохождению военной службы в полном объеме, а как мы уже указывали в настоящей статье, статус резервиста приравнивается к статусу военнослужащего только на период военных сборов. По этой причине и контракт у него должен быть иного рода. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный) (под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева) включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <12> Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Указ. соч. С. 148.

Первый контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве заключается на срок три года. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Предельный срок установлен для пребывающих в резерве граждан, ранее проходивших военную службу и имеющих воинское звание: - солдата, сержанта, старшины, прапорщика - до 42 лет; - младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана - до 47 лет; - майора, подполковника - до 52 лет; - полковника - до 57 лет. Для лиц, завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре, при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, предельный срок пребывания в резерве установлен - в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера. Служба резервиста разделяется на два больших этапа: 1. Прохождение военных сборов. 2. Нахождение в резерве. Необходимости привлечения резервистов к прохождению военных сборов неоднократно уделяли свое внимание ученые юристы. По мнению В. М. Корякина, постепенное уменьшение количества войск постоянной готовности приводит к увеличению мобилизационных потребностей и в то же время к сокращению базы подготовки военно-обученного запаса (резерва). Это приводит к определенным проблемам, связанным с обеспечением своевременного пополнения личным составом воинских частей и подразделений до установленных норм и с быстрым обновлением средств вооруженной борьбы, совершенствованием способов ведения военных действий, глубокой специализацией и разделением труда, возникновением новых военных профессий и другими обстоятельствами, характерными для современного этапа. Задача состоит в разработке методики обучения граждан, пребывающих в запасе, которая бы обеспечила соотношение уровня подготовки личного состава запаса организационному и техническому совершенствованию Вооруженных Сил Российской Федерации <13>. -------------------------------- <13> Военная администрация: Учебник / Под общ. ред. В. М. Корякина. М.: Российская академия правосудия; РОД "За права военнослужащих", 2012. Вып. 130. С. 18.

О необходимости создании обученного мобилизационного резерва неоднократно высказывался в своих трудах и А. В. Кудашкин, по мнению которого в случае объявления мобилизации производится призыв граждан на военную службу. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований <14>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. М. Корякина, А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева "Военно-административное право (военная администрация)" (выпуск 90) включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2008. ------------------------------------------------------------------ <14> Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Указ. соч. С. 96; Военное право: Учебник / Под ред. В. Г. Стрекозова и А. В. Кудашкина. М.: За права военнослужащих, 2004. С. 116 - 123.

В случае прохождения военных сборов резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. В случае неисполнения данной обязанности резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Абзацем вторым, части второй ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" определено, что началом военных сборов считается день отправки гражданина из военного комиссариата или пункта сбора органа федеральной службы безопасности, либо день, указанный в командировочном удостоверении, либо день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности. Подтверждением документа, удостоверяющим начало военных сборов, будет являться приказ по воинской части (органу управления) о начале военный сборов. На основании ч. 1.1 ст. 54 указанного Федерального закона военные сборы подразделяются на учебные сборы и сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности (проверочные сборы). Документы, подтверждающие окончание военных сборов, аналогичны, и к ним относятся командировочное удостоверение, с отметкой дня отправки гражданина с места проведения военных сборов либо дня его прибытия в военный комиссариат или орган федеральной службы безопасности, и (или) приказ по воинской части (органу управления), с указанием дня исключения гражданина из списков личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности. При этом законодатель не указал общую (предельную) продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин, пребывающий в резерве, в течение срока контракта о пребывании в резерве, а сделал отсылку на Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утверждаемое Правительством Российской Федерации. Установлена только продолжительность разовых военных сборов для лиц, находящихся в запасе, - не более 2-х месяцев, а общая продолжительность сборов за время нахождения гражданина в запасе не может превышать 12 месяцев. В процессе прохождения службы в резерве для резервиста установлен его правовой статус. В теории военного права правовой статус делят на общий и специальный. Общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам (как общие конституционные, так и общие отраслевые права и обязанности личности). Специальный правовой статус военнослужащего составляют специальные права и обязанности, связанные с особенностями деятельности или положения отдельных групп (слоев, категорий) граждан <15>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. М. Корякина, А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева "Военно-административное право (военная администрация)" (выпуск 90) включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2008. ------------------------------------------------------------------ <15> См., например: Военная администрация: Учебник / Под общ. ред. В. М. Корякина. М.: Российская академия правосудия; РОД "За права военнослужащих", 2012. С. 161; Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Указ. соч. С. 227; и др.

На основании части 5 ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовой статус резервиста определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. По аналогии со статусом военнослужащего, к которому приравнивается резервист, статус есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных федеральными законами, федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <16>. -------------------------------- <16> Федер. закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (принят Гос. Думой 6 марта 1998 г., одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.: в ред. Федер. закона от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ (ст. 4)) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

В связи с этим мы предлагаем элементами общего статуса резервиста считать: - права и обязанности резервиста; - ответственность резервиста; - запреты и ограничения резервиста; - гарантии и компенсации резервисту. К специальному статусу резервиста логично будет отнести исполнение им специальных прав и обязанностей в период прохождения военных сборов. Права и обязанности резервиста устанавливаются Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве (далее - Положение). Учитывая то обстоятельство, что в данного рода документе невозможно предусмотреть все особенности исполнения обязанностей резервиста и гарантии его прав, мы предлагаем права и обязанности резервиста, установленные в Положении, считать общими, а должностные права и обязанности установить в должностных регламентах применительно к каждому резервисту и его должности. Законодательство определяет четыре вида юридической ответственности граждан, пребывающих на военных сборах: - уголовную - за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в том числе как специальных субъектов за воинские преступления, на основании ч. 1 ст. 331 УК; - административную - за совершение административного правонарушения, предусмотренную ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; - дисциплинарную - за совершение дисциплинарного проступка, предусмотренного законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами <17> и иными нормативными правовыми актами, в том числе вместо административного наказания, на основании ч. 1 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; -------------------------------- <17> Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 47 (часть I). Ст. 5749.

- материальную - за причинение вреда имуществу воинской части (государства) на основании Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" <18>. -------------------------------- <18> Федер. закон от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (принят Гос. Думой 22 июня 1999 г., одобр. Советом Федерации 25 июня 1999 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 29. Ст. 3682.

Гражданско-правовую ответственность резервисты несут на общих основаниях. Запреты и ограничения резервиста установлены федеральным законодательством, регулирующим военную службу и статус военнослужащих, однако на резервиста данные нормы распространяются только при прохождении военных сборов. Гарантии и компенсации резервисту предусмотрены как при прохождении военных или проверочных сборов, так и в перерыве между ними. Трудовые гарантии означают, что в период проведения сборов и мероприятий по их обеспечению гражданин освобождается от трудовых обязанностей, при этом за ним остается место работы (должность) и сохраняется средний заработок на основании ст. 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". К материальным гарантиям относят продовольственное, вещевое и квартирное обеспечение на основании ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а ст. 13.1 указанного Закона определен порядок денежного содержания резервистов. Денежные выплаты резервистам, призванным на военные сборы, состоят из: 1) оклада денежного содержания (оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию); 2) дополнительных выплат: - районных коэффициентов за прохождение военных сборов в местностях, где данные коэффициенты установлены; - командировочных расходов при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно; - денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, за исключением периода прохождения военных сборов, состоят из: 1) месячного оклада; 2) дополнительных выплат: - районных коэффициентов за прохождение военных сборов в местностях, где данные коэффициенты установлены; - ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве: от 3 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 20 процентов; от 10 до 15 лет - 30 процентов; от 15 до 20 лет - 40 процентов; 20 лет и более - 50 процентов; - единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве; - других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством Российской Федерации и не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию. Кроме того, предусмотрены гарантии по подготовке и переподготовке резервистов, установленные п. 5.2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Граждане, пребывающие в резерве, имеют право пройти профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации в военных образовательных учреждениях профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Таким образом, рассмотрев вопросы правового регулирования прохождения службы в мобилизационном людском резерве, можно сделать следующие выводы: 1. В целях мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в период мобилизации в мирное и военное время образован запас, который состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса. 2. Началом службы для резервиста считается подписание контракта о прохождении службы в резерве и издание приказа по воинской части о включении его состав резерва. 3. В процессе прохождения службы в резерве для резервиста установлен его правовой статус. Статус резервиста есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных федеральными законами, федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Библиографический список

1. Военная администрация: Учебник / Под общ. ред. В. М. Корякина. М.: Российская академия правосудия; РОД "За права военнослужащих", 2012. Вып. 130. 400 с. 2. Гаврилов Ю. Солдаты на время "Ч" // Режим доступа: http://www. rg. ru/2012/09/17/rezervisti-site. html (дата обращения - 18 февраля 2013 года). ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) А. С. Зорина, А. В. Кудашкина, Я. В. Лобова, А. И. Тюрина, К. В. Фатеева, С. В. Шанхаева включен в информационный банк согласно публикации - За права военнослужащих, 2007 (издание 3-е, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ 3. Зорин А. С., Кудашкин А. В., Лобов Я. В. и др., Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" / А. С. Зорин, А. В. Кудашкин, Я. В. Лобов, А. И. Тюрин, К. В. Фатеев, С. В. Шанхаев. М.: За права военнослужащих, 2009. 439 с. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. М. Корякина, А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева "Военно-административное право (военная администрация)" (выпуск 90) включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2008. ------------------------------------------------------------------ 4. Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. М.: За права военнослужащих, 2009. 411 с. 5. Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования: Монография. М.: ВУ, 2003. 493 с. 6. Мухин В. Переход на американскую модель подготовки резервистов требует значительных финансовых средств // Режим доступа: http:// topwar. ru/ 22352-perehod-na-amerikanskuyu-model - podgotovki-rezervistov-trebuet - znachitelnyh-finansovyh-sredstv. html (дата обращения - 19 февраля 2013 года). 7. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Л. Л. Попов. М.: Проспект, 2010. 453 с.

------------------------------------------------------------------

Название документа