О некоторых проблемах определения гражданско-правового положения Минобороны России и иных федеральных органов, в которых предусмотрена военная служба

(Бараненков В. В.) ("ЭНИ "Военное право", 2013, Выпуск N 1) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ МИНОБОРОНЫ РОССИИ И ИНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, В КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА <1>

В. В. БАРАНЕНКОВ

-------------------------------- <1> Туганов Ю. Н., докт. юрид. наук, доцент.

Бараненков В. В., доктор юридических наук, профессор, профессор Национального института бизнеса.

В статье рассматриваются проблемные вопросы определения гражданско-правового положения Минобороны России и иных федеральных органов, в которых предусмотрена военная служба.

Ключевые слова: федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, государственный орган, гражданско-правовое положение.

On some problems of definitions of the civil-law provisions of the Ministry of defense of Russia and other Federal bodies, in which military service is provided V. V. Baranenkov, vbaranenkov@yandex. ru, doctor of the law, professor, professor of the National institute of the business

The article touches upon the problems of definitions of the civil-law provisions of the Ministry of defense of Russia and other Federal bodies, in which military service is provided.

Key words: federal bodies, in which military service is provided, state organ, civil-law provisions.

Согласно пункту 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации <2> Минобороны России является юридическим лицом. Аналогичные указания содержатся в положениях об иных федеральных органах, в которых предусмотрена военная служба (далее также именуются - ФОИВ). -------------------------------- <2> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34. Ст. 3538.

Вместе с тем для определения гражданско-правового положения Минобороны России (и иного ФОИВ) одного указания на наличие у него статуса юридического лица явно недостаточно. Прежде всего следует отметить, что понятие "гражданско-правовой статус" является более узким по содержанию, чем понятие "гражданско-правовое положение". Так, сравнительный семантический анализ терминов "статус" и "положение" позволяет определить некоторые их существенные различия. В частности, использование слова "статус" в устоявшихся словосочетаниях "приобрести статус", "лишить статуса", "наделить статусом", "признать статус" <3> позволяет сделать вывод о возможности определения значения термина "правовой статус" в качестве статической характеристики (четко определенного, установленного кем-либо или чем-либо уровня развития правового положения) лица, а также свидетельствует о зависимости статуса от оценки некоего другого субъекта <4>. Изменение правового статуса нередко обусловливается необходимостью регистрации и, как правило, сопровождается выдачей соответствующего документа (свидетельства, диплома и т. п.). -------------------------------- <3> В свою очередь, для слова "положение" более характерны словосочетания "изменение правового положения", "проанализировать правовое положение" и т. п. <4> В психологии под статусом понимают позицию, занимаемую индивидом в социальной группе и обществе в целом. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель - профессиональная позиция, отец - семейная и т. п.), различающихся по своему значению, определенности и другим признакам. См. подробнее: Дивитовская Н. А. Опыт социально-психологического исследования некоторых аспектов позиции личности // Личность и группа. Л.: ЛГПУ, 1971. С. 5 - 7.

Таким образом, правовое положение лица обусловливается его правовым статусом, который является "ролевой позицией" субъекта в правовых отношениях, определенных фиксированным уровнем (ступенью) развития правового положения, достижение которого влечет его скачкообразное существенное изменение, возникновение нового юридического состояния <5>. Иными словами, развитие правового положения до определенного критического уровня, образуя сложный юридический состав, создает качественно новый статус лица, влекущий одновременное новое изменение его правового положения <6>. Правовой статус организации определяет, таким образом, соответствующие особенности ее правового положения <7>. В свою очередь, под правовым положением предлагается понимать правовое состояние лица, характеризующееся совокупностью его правовых свойств. Так, например, при определенных условиях организация приобретает статус юридического лица <8>, затем, получив соответствующую лицензию, приобретает статус образовательной организации <9>, после чего, пройдя аккредитацию, получает статус аккредитованной образовательной организации <10>. Приобретение юридическим лицом статуса образовательной организации существенным образом изменяет ее права и обязанности, правовое положение в целом. Правовое положение является, таким образом, понятием более широким, чем статус <11>, характеризующим в том числе и совокупность правовых статусов субъекта, "достигнутых" им к определенному моменту времени <12>. Правовое положение более точно, но в то же время более динамично характеризует субъект, чем правовой статус, более устойчивый по своей природе <13>. Так, если статус юридического лица характеризует организацию лишь в самом общем виде, то правовое положение, например, военного института включает в себя, помимо статуса юридического лица, и иные статусы: образовательного учреждения, прошедшего аккредитацию, военной организации и т. п. Кроме того, правовое положение в значительной степени зависит от организационно-правовой формы, вида, типа организации и ряда других факторов. -------------------------------- <5> Каждый новый правовой статус определяет новое юридическое состояние субъекта. <6> Как справедливо отмечают военные ученые, доктринальное толкование норм законодательства о статусе военнослужащих позволяет сделать вывод, что в отдельных случаях прохождение военной службы (в рамках перемещения по службе) влияет на правовой статус военнослужащих, в частности, на права военнослужащих, связанные с продвижением по службе (карьерой). Перемещения военнослужащих самым непосредственным образом затрагивают служебно-правовое положение военнослужащих, нередко довольно сильно меняют круг их служебных обязанностей и прав, а также условия и порядок дальнейшего прохождения ими военной службы (например, при переводах из одного рода войск в другой, при первичных назначениях на офицерские должности и т. д.). См.: Шанхаев С. В. Перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, как основание изменения их правового статуса // Российский военно-правовой сборник. 2007. N 9. С. 317. <7> Правовое положение лица можно условно разделить на гражданско-правовое, административно-правовое и т. п. <8> Получая право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в качестве субъекта гражданского права. <9> Получая право осуществления образовательной деятельности. <10> Получая право выдачи диплома государственного образца и т. д. <11> Так, например, по мнению В. В. Кудашкина, "правовое положение лица охватывает значительно более широкий круг аспектов правоспособности, включая статические элементы, собственно статус, а также динамические элементы при осуществлении лицом какой-либо деятельности и отражающих специфику правового регулирования этой деятельности в зависимости от сфер действия локальных запретов (ограничений) и общих запретов". См.: Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. М., 2007. Раздел 2.5.4.5. <12> Как, например, указывает В. М. Корякин, "одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы". См.: Корякин В. М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник. 2007. N 9. С. 270. "С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана". См.: там же. С. 274. <13> Так, например, правовое положение физического лица может характеризоваться такими его статусами, как статус военнослужащего по контракту, старшего офицера, слушателя военной академии, дееспособного лица, имеющего право управления автомобилем, избирателя, кандидата в депутаты Государственной Думы, супруга и родителя. В то же время наличие у него определенных конкретных льгот, выслуги лет, курса обучения, участие в конкретных правоотношениях в качестве, например, одаряемого, пассажира автобуса, представителя, действующего по доверенности и т. п., характеризуют не статус, а конкретное правовое положение указанного лица на определенный момент времени.

Примером применения указанного подхода в законодательстве может служить статья 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <14>, согласно которой все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. "Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации". В статье 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <15> указано также, что присвоение судье (в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств) квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации. -------------------------------- <14> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с посл. изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1. <15> Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с посл. изм.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1792.

Что же необходимо учитывать при определении гражданско-правового положения Минобороны России? Содержание понятия "правовое положение" имеет весьма важное практическое значение, так как ГК РФ <16> в отношении целого ряда организационно-правовых форм юридических лиц содержит отсылочные нормы, устанавливающие, что особенности правового положения таких организаций определяются в соответствии с ГК РФ специальными законами. В то же время в ходе законотворческой деятельности возникает вопрос: что же понимать под правовым положением и, соответственно, какие нормы должен включать в себя соответствующий специальный закон? Так, например, развитие понятийного аппарата института юридического лица идет по пути исключения норм о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, правах и обязанностях их участников (собственников их имущества) из элементного состава и структуры понятия "правовое положение" <17>. Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но правовое положение конкретного юридического лица определяется, в первую очередь, его организационно-правовой формой. В то же время ГК РФ, определяя особенности различных организационно-правовых форм юридических лиц, как правило, структурирует их примерно следующим образом: -------------------------------- <16> См.: п. 3 ст. 87, п. 3 ст. 96, п. 4 ст. 107, п. 6 ст. 113, п. 6 ст. 116, п. 3 ст. 117, п. 3 ст. 120 ГК РФ. <17> Например, согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ, "правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Вместе с тем согласно ст. 1 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746) "настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия". См. также, например: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785.

1) общие положения (включая определение); 2) особенности ответственности участников (собственников имущества) по обязательствам юридического лица; 3) требования к содержанию фирменного наименования; 4) источники правового регулирования; 5) правовой режим имущества, требования к уставному капиталу; 6) требования к субъектному составу; 7) права и обязанности участников (учредителей, акционеров, товарищей, собственников имущества и т. п.); 8) требования к учредительным документам; 9) органы и порядок организации управления; 10) особенности правоспособности, включая ограничение прав совершения определенных видов сделок, иные особенности ведения дел; 11) особенности создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Учитывая то, что организационно-правовая форма юридического лица определяет, помимо особенностей его правового положения, еще и особенности его создания, реорганизации и ликвидации, взаимоотношений с участниками (учредителями и т. п.), возникает объективная необходимость введения в научный оборот термина, обозначающего понятие более общее по содержанию, чем "правовое положение". В связи с указанным, представляется целесообразным использовать понятие "юридическая личность" в качестве обобщающего, объединяющего в своем содержании элементы, включенные в понятия правового положения юридического лица, правового положения учредителей (участников) юридического лица и, кроме того, характеризующие особенности создания, реорганизации, ликвидации юридического лица. С позиций указанного подхода исследование любой организации как участника правоотношений должно включать в себя не только анализ ее правового положения (в рамках, определенных ГК РФ), но и изучение правового положения участников (учредителей и т. п.) указанной организации, порядка и особенностей возникновения, прекращения и изменения ее юридической личности <18>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Е. А. Злобиной, С. Н. Братановского включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <18> Так, например, по мнению Е. А. Злобиной, "действующее законодательство понимает под реорганизацией юридического лица - прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующий организаций". См.: Злобина Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Справочно-поисковая система "Гарант", 2005. Комментарий к статье 13.

В свою очередь, правовой основой определения как юридической личности, так и гражданско-правового положения любой организации является ее организационно-правовая форма. Юридические лица могут действовать только в тех организационно-правовых формах, которые указаны в ГК РФ, а для некоммерческих организаций - также указанных в иных федеральных законах. Учитывая то, что ни в одном федеральном законе какая-либо специальная организационно-правовая форма для Минобороны России и иных ФОИВ не предусмотрена, логично предположить, что ФОИВ являются учреждениями. Но при этом неизбежно возникает вопрос о типе такого учреждения. Согласно статье 31 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее также именуется Федеральный закон N 83-ФЗ) <19> с 1 января 2011 года федеральными казенными учреждениями стали: -------------------------------- <19> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 19. Ст. 2291 (вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования).

1) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований; 2) учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, воинские подразделения федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ряд других организаций. Остальные военные организации остались бюджетными по наименованию. Но при этом фактически с момента вступления в силу указанного Закона их правовое положение кардинально изменилось, так как этим Законом внесены значительные изменения в ГК РФ и целый ряд иных законов. И теперь правовое положение бюджетных учреждений в значительной степени стало схожим с правовым положений автономных учреждений. Стало ли Минобороны России казенным учреждением? В силу Закона - нет, так как оно прямо не упомянуто в статье 31 Федерального закона N 83-ФЗ. Что же касается иных ФОИВ, то однозначного ответа на данный вопрос нет. В частности, как уже отмечалось, автоматически в силу Закона казенными учреждениями стали учреждения: Министерства внутренних дел Российской Федерации; Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; Федеральной службы безопасности Российской Федерации; Службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы охраны Российской Федерации; воинские подразделения федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ряд других организаций. Если же отнести, например, ФСО России как юридическое лицо к учреждениям Федеральной службы охраны Российской Федерации, можно считать, что этот федеральный орган исполнительной власти, как и иные ФОИВ, упомянутые в статье 31 указанного Закона, стали казенными учреждениями. По аналогии, выход с определением гражданско-правового положения Минобороны России видится в отнесении этого Министерства к категории "воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации", на которые распространяется действие статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ. При определении гражданско-правового положения указанных ФОИВ следует учитывать и то, что в значительной мере правовое положение казенных учреждений регламентируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях" <20>. -------------------------------- <20> Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ.

При этом согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" его действие "не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом". И хотя понятия "органы государственной власти", "государственные органы" законодательством Российской Федерации не определены, можно предположить, что ФОИВ относятся к числу указанных органов. Но если Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не распространяется на ФОИВ, то чем же регламентируются особенности их правового положения, так как "иное не установлено федеральным законом"? Еще одной проблемой определения правового положения Минобороны России, иных ФОИВ является то, что в настоящее время ряд их структурных подразделений также наделены статусом юридических лиц (обычно в форме казенных учреждений). Наделение статусом юридического лица структурных подразделений Минобороны России (которое само является юридическим лицом) противоречит природе юридического лица и гражданскому законодательству. Структурное подразделение юридического лица может стать юридическим лицом только в результате гражданско-правовой процедуры реорганизации в форме выделения или разделения. Но при этом вновь образованное юридическое лицо перестает быть структурным подразделением и становится полностью независимым субъектом гражданских правоотношений <21>. Иными словами, в случае наделения какого-либо управления Минобороны России статусом юридического лица, оно должно быть выведено из состава Министерства. -------------------------------- <21> Кроме того, для того, чтобы главные и центральные управления могли от своего имени вступать в гражданских правоотношениях (самостоятельно в качестве юридических лиц), они должны пройти государственную регистрацию в качестве таковых и иметь надлежащие учредительные документы (уставы, а не положения).

Иллюстрацией негативных последствий иного подхода может служить Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа, в котором суд пришел к выводу о правомерности взыскания денежных средств со счета, открытого Главному управлению военного бюджета и финансирования Минобороны России по иску МУП ТХ "Теплосервис", предъявленному в/ч 55233 и Минобороны России. Довод Минобороны России относительно того, что денежные средства неправомерно взысканы со счета третьего лица - Главного управления военного бюджета и финансирования, был отклонен, так как, по мнению суда, "названное Управление является структурным подразделением Минобороны России. Взыскание денежных средств со счета, открытого на имя Управления, означает в данном случае взыскание со счета, принадлежащего Минобороны России" <22>. -------------------------------- <22> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2001 г. N КГ-А40/4316-01.

Конечно же, необходимо скорейшее решение вопроса о четком определении гражданско-правового положения Минобороны России, иных ФОИВ. При этом в их составе не может быть каких-либо иных юридических лиц. Следовательно, наделение структурных подразделений Минобороны России статусом юридических лиц должно быть признано недействительным или проведено в соответствии с гражданским законодательством (с соблюдением предусмотренного статьями 57 - 60 ГК РФ порядка выделения, в результате которого образуется самостоятельное государственное учреждение, не входящее в состав ФОИВ). Только определив основополагающий вопрос о том, являются ли Минобороны России и иные ФОИВ казенными учреждениями, можно переходить к определению конкретных особенностей их гражданско-правового положения.

Библиографический список

1. Дивитовская Н. А. Опыт социально-психологического исследования некоторых аспектов позиции личности // Личность и группа. Л.: ЛГПУ, 1971. 2. Шанхаев С. В. Перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, как основание изменения их правового статуса // Российский военно-правовой сборник. 2007. N 9. 3. Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. М., 2007. 4. Корякин В. М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник. 2007. N 9. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Е. А. Злобиной, С. Н. Братановского включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ 5. Злобина Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Справочно-поисковая система "Гарант", 2005.

------------------------------------------------------------------

Название документа