Обещанного три года ждут (о некоторых последствиях приостановления ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих)

(Корякин В. М.) ("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 2) Текст документа

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ (О НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ЕЖЕГОДНОЙ ИНДЕКСАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Статья посвящена анализу причин и последствий принятия решения о приостановлении до 2015 г. действия норм Закона об индексации денежного довольствия военнослужащих.

Ключевые слова: денежное довольствие, индексация денежного довольствия, инфляция.

Promised three years of waiting (some of the consequences of suspension of the annual indexation of money allowances of servicemen) V. M. Koryakin

The article is devoted to the analysis of reasons and consequences of the decision on suspension until 2015 action of norms of the law on indexation of money allowances of servicemen.

Key words: monetary allowances, indexation of salaries, inflation.

В одной из публикаций двухгодичной давности на основе изучения нашей недавней истории нами был высказан определенный скептицизм в отношении реализуемости предусмотренного ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" механизма ежегодного увеличения (индексации) размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период <1>. -------------------------------- <1> Корякин В. М. Об антиинфляционном механизме защиты денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 12.

К сожалению, высказанный неблагоприятный прогноз стал реальностью. В декабре 2013 г. было обнародовано решение высшего законодательного органа нашего государства, ставшее своего рода новогодним "сюрпризом", причем далеко не приятным, для миллионов российских государственных служащих, включая военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Речь идет о Федеральном законе "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", в соответствии с которым до 1 января 2015 г. приостановлено действие ч. 9 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Указанная норма Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ предусматривает ежегодное увеличение (индексацию) с учетом уровня инфляции <2> (потребительских цен) размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих. Решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих должны приниматься Правительством Российской Федерации. -------------------------------- <2> Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения. См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

Однако на практике данная норма пока ни разу не была реализована. В 2013 г. индексация не производилась под предлогом того, что с 1 января 2013 г. вслед за военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России были существенно повышены оклады денежного довольствия военнослужащим других воинских формирований и органов - ФСБ России, ФСО России, МЧС России, Спецстроя России. Официальное правительственное издание "Российская газета" в конце 2012 г. следующим образом разъясняло позицию Минфина России по вопросу индексации: "...сразу закладывать в новые оклады инфляционную составляющую не принято. Индексировать денежное довольствие вслед за его повышением - тоже. Поэтому, как считают в Минфине, солдаты и офицеры ФСБ, МЧС, ФСО, некоторых других структур окажутся в ущербном положении по сравнению с армейскими и эмвэдэшными коллегами. Отсюда предложение правительству - произвести одновременную индексацию выплат всем военным в 2014 году" <3>. -------------------------------- <3> Гаврилов Ю. Доживем до повышения // Рос. газ. 2012. 12 окт.

Как видим, обещание об индексации в 2014 г. денежного довольствия военнослужащих так и осталось лишь обещанием. В связи с принятием Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ действие нормы о ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих приостановлено до 1 января 2015 г. Это означает, что в 2014 г. повышения размеров денежного довольствия военнослужащих производиться не будет и оно останется на уровне 2012 г. Соответственно не состоится и повышение размеров военных пенсий. Правда, военные пенсионеры окажутся в 2014 г. все же в более выгодном положении, чем военнослужащие. Дело в том, что в п. 9 ст. 9 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", с 1 января 2014 г. составляет 60,05 процента, а с 1 октября 2014 г. будет составлять 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия (см. таблицу 1).

Таблица 1

Повышение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, в 2012 - 2014 гг.

Дата Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии Закон, которым установлен размер с 01.01.2012 54,0 процента Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (ст. 43) с 01.01.2013 56,0 процента Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ с 01.10.2013 58,05 процента Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ с 01.01.2014 60,05 процента Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ с 01.10.2014 62,12 процента Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ

Как указано в Пояснительной записке к законопроекту "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", он подготовлен в соответствии с п. 6 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. Согласно проведенным подсчетам реализация рассматриваемого закона поможет сэкономить 3,6 млрд. руб. на окладах госслужащих, 10,4 млрд. руб. на доходах военнослужащих Вооруженных Сил и чуть более 20 млрд. руб. - на доходах военнослужащих внутренних войск МВД России, сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов <4>. -------------------------------- <4> Рос. газ. 2013. 4 дек.

При этом в Пояснительной записке указывается, что в связи с необходимостью оптимизации расходов федерального бюджета в 2014 - 2018 гг. предполагается предусмотреть возможность расходования не использованных в результате сокращения численности государственных служащих бюджетных средств на цели материального стимулирования, приостановив при этом в 2014 г. предусмотренные законодательством нормы о ежегодной индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) окладов денежного содержания федеральным государственным служащим. Вместе с тем порядок и размеры материального стимулирования государственных служащих на законодательном уровне не определены; этот вопрос отнесен к ведомственному регулированию. Это означает, что в отличие от окладов денежного довольствия указанные стимулирующие выплаты не будут носить регулярного характера и, как показывает практика, нередко зависят от субъективизма соответствующих руководителей, имеющих право определять их размер. Неизбежным следствием принятого решения о приостановлении действия законодательной нормы об индексации денежного довольствия военнослужащих станет снижение реального уровня жизни семей военнослужащих и военных пенсионеров. Чтобы представить, в каких размерах снизится жизненный уровень семей военнослужащих, обратимся к официальным данным, характеризующим уровень инфляции в нашей стране. Ее уровень, как известно, определяется федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и за последние пять лет характеризуется следующими данными (см. таблицу 2):

Таблица 2

Уровень инфляции в Российской Федерации в 2010 - 2014 гг.

Год Уровень инфляции Федеральный закон 2010 8,0 процента Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ 2011 6,5 процента Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ 2012 6,0 процента Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ 2013 5,5 процента Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ 2014 5,0 процента Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ

Если указанные в таблице проценты инфляции перевести в денежную форму применительно к размерам окладов денежного довольствия военнослужащих, то объемы снижения жизненного уровня военнослужащих за 2013 - 2014 гг. можно представить еще более наглядно (см. таблицу 3).

Таблица 3

Размеры предусмотренного Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, но нереализованного повышения окладов денежного довольствия военнослужащих в 2013 - 2014 гг.

N п/п Воинское звание / должность Размеры окладов (в руб.) Действующий размер Нереализованные размеры 2012 г. 2013 г. 2014 г. Оклады в соответствии с воинским званием 1 Рядовой 5000 5280 5544 2 Старший лейтенант 10500 11077 11631 3 Майор 11500 12132 12739 4 Полковник 13000 13715 14401 Должностные оклады 1 Стрелок (1-й т. р.) 10000 10550 11077 2 Командир взвода (10-й т. р.) 20000 21100 22155 3 Зам. командира батальона (17-й т. р.) 23000 24265 25478 4 Командир полка (23-й т. р.) 26500 27957 29355

Из приведенной таблицы видно, что, например, старший лейтенант, командир взвода в 2014 г. будет ежемесячно недополучать 3286 руб., а с учетом надбавок, исчисляемых из окладов денежного довольствия, - не менее 5000 руб.; в свою очередь, заместитель командира батальона в воинском звании "майор" ежемесячно недополучит в 2014 г. 3717 руб., а с учетом надбавок - до 7000 руб. Однако не только финансовыми потерями можно измерить негативные последствия комментируемого решения. Не менее, а может, даже и более серьезным последствием можно считать моральные потери: в очередной раз подорвана уверенность военнослужащих в завтрашнем дне, стабильность правового регулирования их материального обеспечения. Немало из тех, кто еще вчера собирался поступить на военную службу по контракту, воздержатся от этого шага. Тем самым может быть поставлены под угрозу планы военного руководства по поэтапному увеличению в общем числе военнослужащих доли контрактников. Определенным "утешением" можно считать тот факт, что замораживание размеров денежного содержания коснулось не только военнослужащих, но и других категорий государственных чиновников - работников правоохранительных органов, государственных гражданских служащих. Действие нормы об индексации денежного довольствия военнослужащих приостановлено до 1 января 2015 г. При этом нет никаких гарантий того, что данное решение не будет пролонгировано на следующий год. Вольно или невольно наш законодатель узаконил русскую пословицу о том, что обещанного три года ждут.

Название документа