К вопросу о понятии "военнослужащий"

(Антипьева Н. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ"

Н. В. АНТИПЬЕВА

Антипьева Н. В., советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Анализируется содержание понятия "военнослужащий" с точки зрения его лексического значения, а также с учетом сферы его применения.

Ключевые слова: военнослужащий, понятие, точки зрения.

On the concept of "military" N. V. Antipeva

Examines the concept of "military" in terms of its lexical meaning, as well as the scope of its application.

Key words: soldier, a concept point of view.

Содержание любого понятия может быть раскрыто с точки зрения его лексического значения. Вместе с тем некоторые понятия нуждаются в толковании на основе специальных знаний с учетом сферы их применения. К числу таковых относится и категория "военнослужащий". Военнослужащим в общепринятом его значении именуется "гражданин, проходящий в соответствии с законодательством военную службу" <1> или "лицо, состоящее на военной службе" <2>. Такое понимание в общем виде соответствует содержанию правовой категории "военнослужащий". Однако для наиболее точного уяснения ее смысла необходимо обратиться к текстам нормативных правовых актов. -------------------------------- <1> Военный энциклопедический словарь. М., 2001. С. 319. <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2008. С. 116.

Легального определения понятия "военнослужащий" законодательство о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих не содержит, хотя и в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <3>, и в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <4> существуют нормы, где должно раскрываться содержание данной категории. Так, например, ст. 2 Закона о воинской обязанности именуется "Военная служба. Военнослужащие". Однако данная норма, закрепляя определение понятия "военная служба" (п. 1), основания прохождения военной службы (п. 2), обязательность государственной дактилоскопической регистрации военнослужащих (п. 4), а также правило о внесении сведений о военнослужащих в их личные дела и документы воинского учета (п. 5), устанавливает лишь, что граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом (п. 3). -------------------------------- <3> Далее - Закон о воинской обязанности. <4> Далее - Закон о статусе военнослужащих.

Статус военнослужащих необходимо рассматривать в качестве специального, так как он включает в себя особые права и обязанности. Как отмечает Н. В. Витрук, "общие права, свободы и обязанности не исключают, а, наоборот, предполагают наличие прав и обязанностей применительно к разным людям, характеризующимся специфическими чертами социального, служебного, семейного и тому подобного положения. В этом случае речь идет о специальных правах и обязанностях предпринимателей, рабочих и служащих, военнослужащих, депутатов, судей, учащихся, учителей, родителей, детей и других, т. е. об особенных правах и обязанностях отдельных групп населения, объединенных общеспецифическими чертами их положения в обществе и государстве" <5>. -------------------------------- <5> Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 297.

В ст. 2 Закона о статусе военнослужащих перечислены лица, которые относятся к числу военнослужащих. Это офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Данная норма закрепляет, что статус военнослужащего распространяется на гражданина (иностранного гражданина) с начала военной службы до ее окончания, а граждане, призванные на военные сборы, также обладают статусом военнослужащих. Таким образом, в законодательстве четко определены категории военнослужащих. Однако для характеристики содержания понятия "военнослужащий" приведенных положений недостаточно, поэтому - с учетом того, что военная служба является одним из видов федеральной государственной службы - представляется необходимым обратиться к Федеральному закону от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <6>, где в п. 1 ст. 10 федеральный государственный служащий определен как гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. -------------------------------- <6> Далее - Закон о системе государственной службы.

Приведенное определение по отношению к гражданам, проходящим военную службу, должно использоваться с учетом особенностей данного вида государственно-служебной деятельности, которые нашли свое отражение в законодательстве. Военная служба определена в ст. 6 Закона о системе государственной службы как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Приведенное определение военной службы как вида государственной службы применяется со дня вступления в силу Федерального закона о военной службе (п. 1 ст. 19 Закона о системе государственной службы). В Законе о воинской обязанности также содержится определение понятия "военная служба", которая рассматривается как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях (п. 1 ст. 2). Свою позицию по вопросу о сущности военной службы сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья <7>. -------------------------------- <7> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А. П. Кузьменко и А. В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М. А. Будынина".

Насколько приведенная выше дефиниция понятия "федеральный государственный служащий" отвечает сущности категории "военнослужащий"? Данный вопрос исследовался в юридической науке. Так, А. В. Кудашкин отмечает, что в Законе о системе государственной службы "предлагается искусственное деление военнослужащих на государственных служащих (исполняющих военную службу в добровольном порядке) и просто военнослужащих (призываемых на военную службу), которые не будут являться государственными служащими" <8>, что признается автором неоправданным. При этом он обращает внимание на то, что признак, использованный в определении, - получение денежного довольствия - не характерен для военнослужащих из числа призывников <9>. По мнению А. В. Кудашкина, военнослужащий, проходящий службу по призыву, должен признаваться временным федеральным государственным служащим, тогда как "федеральными государственными служащими должны являться граждане Российской Федерации, осуществляющие деятельность на должностях федеральной государственной службы и обеспечиваемые денежным и иным содержанием (вознаграждением, довольствием) за счет средств федерального бюджета, что позволит отнести к ним все категории военнослужащих" <10>. -------------------------------- <8> Кудашкин А. В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 8. С. 7. <9> Там же. С. 7. <10> Там же. С. 7.

Представляется, что такое предложение заслуживает обсуждения, как и утверждение, согласно которому "даже беглый анализ состава войск и воинских формирований позволяет сделать вывод, что профессиональной военная служба является только для части их личного состава - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" <11>. По существу, этот тезис содержит оценку пределов реализации в отношениях по прохождению военной службы одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, установленного п. 1 ст. 2 Закона о системе государственной службы, а именно принципа профессионализма и компетентности государственных служащих. -------------------------------- <11> Там же. С. 5.

Военная служба по призыву представляет собой одну из форм реализации воинской обязанности граждан Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности. Военная служба по контракту признается одной из форм реализации права на труд. В силу этого уровень профессиональной квалификации военнослужащих из числа призывников существенно ниже, чем у военнослужащих, осуществляющих свою деятельность на контрактной основе. Это объясняется также и тем, что призыв на военную службу осуществляется, как правило, в молодом возрасте, когда гражданин еще не успевает приобрести достаточных навыков по какой-либо профессии. Тем не менее определенный уровень подготовки предполагает и служба по призыву, что подтверждается рядом нормативных положений. Прежде всего, сведения о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях, а также о наличии у них военно-учетных и гражданских специальностей включаются в документы воинского учета, что предусмотрено п. 4 ст. 8 Закона о воинской обязанности. Впоследствии данная информация используется при разрешении вопроса о том, какую воинскую должность будет замещать лицо, поступившее на военную службу, что вытекает из п. 5 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы <12>, согласно которому назначение военнослужащего на воинскую должность производится, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные вышеназванным Положением. Никакой дифференциации в зависимости от основания поступления на службу при применении данной нормы не предполагается. -------------------------------- <12> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

В п. 6 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы сказано, что назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности, а при необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка. В соответствии с Руководством по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (далее - Руководство) <13>, являющимся нормативным правовым актом, специально направленным на регулирование отношений, связанных как с поступлением на службу солдат, матросов, сержантов и старшин, так и с прохождением службы указанными лицами, солдаты, матросы, сержанты и старшины, назначаемые на воинские должности, должны соответствовать квалификационным требованиям по воинским должностям, разработанным для видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации (п. 77). -------------------------------- <13> Утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30.

При этом военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями (п. 74 Руководства). В п. 76 Руководства специально оговорено, что военнослужащие, получившие подготовку по военно-учетным специальностям в РОСТО <14> или образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, в учебных воинских частях и на практической работе, назначаются на воинские должности в соответствии с полученной подготовкой. Помимо этого при назначении на воинскую должность учитывается имеющееся у военнослужащего образование, профессиональные, морально-психологические качества и состояние здоровья. -------------------------------- <14> Общероссийская общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) "была преобразована в Общероссийскую общественно-государственную организацию "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России). См. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".

Аналогичные правила существуют и для продвижения по службе. Так, в соответствии с п. 78 Руководства назначение солдат, матросов, сержантов и старшин на высшие воинские должности производится в зависимости от их соответствия этим воинским должностям и наличия вакантных воинских должностей. Преимущественным правом назначения на высшие воинские должности пользуются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие классную квалификацию, являющиеся отличниками боевой подготовки и не имеющие дисциплинарных взысканий. В качестве аргумента, подтверждающего реализацию принципа профессионализма при комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими из числа призывников, можно рассматривать и требование, согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям (п. 3 ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы). Другие аргументы такого рода можно найти в законодательстве, регулирующем денежное довольствие военнослужащих. В соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат (ч. 3 ст. 2), в число которых входят: 1) ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс); 2) ежемесячная надбавка за особые условия военной службы; 3) ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; 4) ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (ч. 10 ст. 2). При этом правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих <15> устанавливают, что классная квалификация является показателем, характеризующим профессиональный уровень военнослужащего в соответствии с замещаемой воинской должностью (имеющейся специальностью), и присваивается по результатам проведенных испытаний (п. 2). Согласно п. 7 названных Правил классная квалификация присваивается последовательно. Военнослужащим из числа призывников может присваиваться классная квалификация "специалист третьего класса", "специалист второго класса", "специалист первого класса". Следует отметить, что такие квалификационные категории есть и для военнослужащих из числа контрактников. -------------------------------- <15> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1198.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, допускаются к испытаниям для определения их профессионального уровня не ранее чем через три месяца после начала прохождения военной службы. Очередная классная квалификация присваивается (подтверждается) не ранее чем через три месяца со дня присвоения имеющейся классной квалификации (п. 11 вышеназванных Правил). Таким образом, и состав денежного довольствия военнослужащих из числа призывников в определенной мере обусловлен их квалификацией. Помимо этого, при анализе пределов реализации в отношениях по прохождению военной службы принципа профессионализма и компетентности государственных служащих следует учитывать то обстоятельство, что военная служба по призыву включается и в выслугу лет на военной службе <16>, и в общий трудовой стаж, и в страховой стаж <17>. -------------------------------- <16> См.: п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". <17> См.: п. 1 ст. 10, п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Не случайно А. В. Кудашкин пришел к выводу, что "профессионализм военнослужащих означает, во-первых, необходимость получения общего военного профессионального образования, позволяющего выполнять как узкоспециальные функции, так и функции управления, во-вторых, качественное выполнение именно специальных функций и задач, характерных для военной службы, для чего не всегда есть необходимость получать военно-профессиональное образование" <18>. -------------------------------- <18> Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации // Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учеб. М., 2008. С. 211.

Вместе с тем сказанное позволяет признать, что особенности военной службы по призыву должны быть более четко отражены в законодательстве о государственной службе. При этом соответствующие положения необходимо включить как в законодательство о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, так и в нормативные правовые акты общего характера, регламентирующие государственно-служебную деятельность в целом. Законодательство о государственной службе требует совершенствования, в том числе и в части более детальной регламентации правового положения лиц, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования. По общему правилу поступление на военную службу возможно по достижении гражданином 18 лет. Однако в военные образовательные учреждения принимаются, в частности, граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 лет до 22 лет (п. 1 ст. 35 Закона о воинской обязанности). При зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования указанные лица приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения. В п. 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования <19> сказано, что права, обязанности и ответственность слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения. -------------------------------- <19> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82.

Такое правовое регулирование в отношении несовершеннолетних граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, вполне оправданно, поскольку шестнадцатилетний возраст традиционно рассматривается как достаточный для того, чтобы самостоятельно участвовать в общественных отношениях, регулируемых нормами различных отраслей права, в том числе нести юридическую ответственность. Это можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, согласно ч. 3 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации вступать в трудовые отношения в качестве работников по общему правилу имеют право лица, достигшие возраста 16 лет. По достижении 16 лет в силу п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. С согласия законных представителей несовершеннолетние осуществляют предпринимательскую деятельность. Кроме того, граждане, достигшие 16 лет, могут объявляться полностью дееспособными, если работают по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаются предпринимательской деятельностью, что закреплено в п. 2 ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации. Показательным с этой точки зрения является и законодательство, регламентирующее юридическую ответственность. Согласно п. 1 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Исключение предусмотрено в п. 2 указанной статьи, где названы составы преступлений, за совершение которых лицо несет уголовную ответственность с 14 лет. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в п. 1 ст. 2.2 закрепил, что административной ответственности подлежит лицо, которое к моменту совершения административного правонарушения достигло 16 лет. Граждане, которым исполнилось 16 лет, как и все несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, самостоятельно несут гражданскую ответственность за причиненный вред на общих основаниях, что определено в п. 1 ст. 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применительно к правовому положению лиц, обучающихся в военных образовательных учреждениях, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ст. 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу <20>. -------------------------------- <20> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 943-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Леонова Константина Николаевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 2 и абзацами первым, вторым и пятым пункта 4 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасанова Романа Мамедовича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 5 статьи 20.1 и пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

При этом, с учетом особенностей военной службы, в законодательство могли бы быть включены положения, более развернуто регламентирующие правовое положение несовершеннолетних граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Характеристика понятия "военнослужащий" требует обращения и к анализу такой категории лиц, имеющих право поступления на военную службу по контракту как иностранные граждане. Военной службе иностранных граждан посвящена ст. 18.1 Закона о системе государственной службы. Нормы, регламентирующие отношения, связанные с поступлением этих лиц на военную службу и ее прохождением, также содержатся в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Законе о воинской обязанности. Из Закона о воинской обязанности следует, что правовое положение иностранных граждан, поступивших на службу по контракту, отличается целым рядом особенностей. В их числе, например, можно назвать следующие. Во-первых, иностранные граждане вправе заключить первый контракт о прохождении военной службы в возрасте от 18 до 30 лет, тогда как граждане Российской Федерации - в возрасте от 18 до 40 лет (п. 2 ст. 34). При этом по истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются названным Законом и Положением о порядке прохождения военной службы, и не могут заключать новый контракт (п. 5 ст. 38). Во-вторых, прохождение военной службы по контракту иностранными гражданами осуществляется на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях (п. 2 ст. 2). В-третьих, военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, не приносит присягу, а дает обязательство (п. 3 ст. 40). В-четвертых, в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства (п. 3 ст. 42). Проведенный анализ свидетельствует о том, что правовое положение рассмотренных категорий военнослужащих отличается существенной спецификой, поэтому определение понятия "военнослужащий" должно формулироваться на основе наиболее общих его признаков. К числу таких признаков относятся замещение военнослужащими воинских должностей, присвоение им воинских званий, а также цели реализации служебных обязанностей военнослужащих. Таким образом, военнослужащий - это лицо, проходящее военную службу на определенной воинской должности, имеющее воинское звание и выполняющее возложенные на него служебные обязанности в целях реализации функций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских (специальных) формирований и органов по обеспечению обороны и безопасности государства. Данное определение является максимально широким и охватывает собой все категории военнослужащих, что позволяет рассматривать его в качестве основы для формирования понятийного аппарата военно-служебного законодательства в части разработки дефиниций понятий "военнослужащий, проходящий военную службу по призыву", "военнослужащий, проходящий военную службу по контракту", "курсант (слушатель) военного образовательного учреждения профессионального образования", это, в свою очередь, даст возможность конкретизировать особенности различных категорий военнослужащих.

------------------------------------------------------------------

Название документа