К вопросу о возмещении расходов, связанных с проездом граждан, уволенных с военной службы и имеющих в соответствии с действующим законодательством право на проезд на безвозмездной основе к месту санаторно-курортного лечения и обратно, на речном водном транспорте

(Трофимов Е. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 12) Текст документа

К ВОПРОСУ О ВОЗМЕЩЕНИИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЕЗДОМ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ИМЕЮЩИХ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРАВО НА ПРОЕЗД НА БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ К МЕСТУ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОБРАТНО, НА РЕЧНОМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., начальник отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, подполковник юстиции в запасе.

Статья посвящена правовым основаниям возмещения затрат на проезд, в предусмотренных законодательством случаях, для некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, при осуществлении поездки на речном водном транспорте.

Ключевые слова: воинские перевозочные документы, проезд на безвозмездной основе, категория проезда, речной водный транспорт, Министерство обороны Российской Федерации, военнослужащий, граждане, уволенные с военной службы, возмещение затрат на проезд.

On the question of compensation for costs associated with the travel of citizens discharged from military service... E. N. Trofimov

Article is devoted legal grounds of compensation of expenses for journey, in the cases provided by the legislation, for some categories of the citizens dismissed from military service, at trip realisation on a river sailing charter.

Key words: Military transportation document, journey on a gratuitous basis, a category of journey, a river sailing charter, the Ministry of Defence of the Russian Federation, the military man, citizens dismissed from military service, compensation of expenses for journey.

В Вооруженных Силах Российской Федерации продолжается общая тенденция замены определенных льгот и гарантий соответствующими денежными компенсациями и возмещением затрат, связанных с их реализацией. До 2012 г. основной формой реализации военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей и иными категориями граждан, имеющими в предусмотренных действующим законодательством случаях право на проезд на безвозмездной основе, такого права было использование воинских перевозочных документов (ВПД). Начиная с 2012 г. использование ВПД значительно сузилось, и основной формой реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", стало возмещение расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом. В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в действующей редакции) <1> военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования дополнительных отпусков (только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы. В указанных случаях военнослужащим выдаются ВПД. -------------------------------- <1> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=131695.

Военнослужащие в остальных случаях и иные лица, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на безвозмездной основе, могут рассчитывать лишь на возмещение затрат, связанных с осуществлением соответствующего проезда. Предлагаемая статья посвящена проблеме, связанной с реализацией гражданами, уволенными с военной службы, в предусмотренных законодательством случаях права на проезд на безвозмездной основе речным водным транспортом, в том числе к месту санаторно-курортного лечения (отдыха). Обращение к рассматриваемой теме объясняется тем, что действующими нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации урегулированы не все случаи и условия возмещения затрат, связанных с реализацией гражданами в предусмотренных законодательством случаях права на проезд на безвозмездной основе речным водным транспортом. Так, в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Таким образом, законодателем предусмотрена возможность бесплатного проезда некоторых категорий военнослужащих, уволенных с военной службы, к месту нахождения санаторно-курортного, оздоровительного учреждения и обратно, в том числе речным водным транспортом. Следует указать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 292) <2> определен порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества. В частности, п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации определены категории лиц и условия возмещения им расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом. -------------------------------- <2> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=128598.

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 предписано Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и провоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет. Порядок возмещения данных расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти. При определении этого порядка учитываются установленные на основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 Министерством обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, категории проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте. В Министерстве обороны Российской Федерации категории проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июня 2000 г. Регистрационный номер 2290) <3>. -------------------------------- <3> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=34082.

Так, в соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 установлены следующие категории проезда: а) высшим офицерам: - железнодорожным транспортом - в мягких вагонах с двухместными купе (СВ) любой категории поезда; - морским транспортом - в каютах I категории судов транспортных линий; - речным транспортом - в каютах "люкс" судов транспортных линий; - воздушным транспортом - самолетами в салонах 1-го класса при проезде в служебные командировки и обратно, в остальных случаях - самолетами экономического (низшего) класса; - автомобильным транспортом - в мягких автобусах; б) полковникам, подполковникам, капитанам 1 и 2 ранга: - железнодорожным транспортом - в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда; - морским транспортом - в каютах II категории судов транспортных линий; - речным транспортом - на местах I категории судов транспортных линий; - воздушным транспортом - самолетами в салонах экономического (низшего) класса; - автомобильным транспортом - в мягких автобусах; в) остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: - железнодорожным транспортом - в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда; - морским транспортом - в каютах III категории судов транспортных линий; - речным транспортом - на местах II категории судов транспортных линий; - воздушным транспортом - самолетами в салонах экономического (низшего) класса; - автомобильным транспортом - в мягких автобусах; г) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву: - железнодорожным транспортом - в плацкартных вагонах любой категории поезда; - морским транспортом - в каютах IV категории судов транспортных линий; - речным транспортом - на местах III категории судов транспортных линий; - воздушным транспортом - самолетами в салонах экономического (низшего) класса; - автомобильным транспортом - в автобусах, а при их отсутствии - в мягких автобусах; д) членам семей военнослужащих (близким родственникам) - в соответствии с теми же категориями проезда, установленными для военнослужащих; е) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей - в соответствии с теми же категориями проезда, установленными для военнослужащих в период прохождения ими военной службы; ж) лицам, сопровождающим военнослужащих и членов семей военнослужащих, - в соответствии с теми же категориями проезда, установленными для военнослужащих или членов семей военнослужащих. Пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 предусмотрено возмещение военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходов, связанных с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходов, связанных с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников). Аналогичная норма содержится в п. 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 ноября 2001 г. Регистрационный номер 3061) <4>, где указано, что лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. -------------------------------- <4> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=104768.

Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т. п.), и документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы 1, с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована. Таким образом, законодателем предусмотрена возможность возмещения соответствующим категориям граждан, уволенных с военной службы, фактических расходов в связи с проездом на водном транспорте к месту проведения санаторно-курортного и оздоровительного лечения (отдыха) и обратно на основании документов о произведенных расходах в случае неиспользования воинских перевозочных документов на эту поездку, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. Так, из вышеприведенного перечня категорий проезда, установленных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300, следует, что при осуществлении поездки на речном водном транспорте в предусмотренных законодательством случаях гражданам, уволенным с военной службы, подлежат возмещению затраты: а) бывшим высшим офицерам - в каютах "люкс" судов транспортных линий; б) бывшим полковникам, подполковникам, капитанам 1 и 2 ранга - на местах I категории судов транспортных линий; в) остальным бывшим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, - на местах II категории судов транспортных линий. В случае если по маршрутам проезда вышеуказанных категорий граждан имеются речные пассажирские транспортные линии, по которым курсируют суда речных пассажирских предприятий, каких-либо проблем с возмещением затрат, связанных с проездом по соответствующему маршруту речных пассажирских транспортных линий, не возникает. Даже если поездка будет осуществлена по маршруту речных пассажирских транспортных линий на местах более высокой категории, чем это предусмотрено установленными п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 категориями проезда, то возмещение расходов, связанных с осуществлением проезда, будет осуществлено по фактическим затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. Речной транспорт, в том числе пассажирский, является достаточно дорогим видом транспорта. В советское время существовало множество речных транспортных линий, но в связи с развитием авто - и железнодорожного транспорта перевозки речным транспортом постепенно стали долгими и дорогими, а потому недостаточно востребованными. В настоящее время дальние речные пассажирские транспортные линии сохранились лишь на реках Сибири и Дальнего Востока. Например маршрут от Красноярска до Дудинки, который сохранил статус пассажирской транспортной линии. При расстоянии между конечными точками маршрута более 2000 километров и времени на проезд "Красноярск - Дудинка" 3 суток 14 часов и "Дудинка - Красноярск" - 5 суток 8 часов стоимость проезда составляет: - в купе категории "люкс" - 16504 руб.; - в купе категории "полулюкс" - 14764 руб.; - на I категории мест - 12292 руб.; - на II категорий мест - 8204 руб.; - на местах категорий 3 "А", 3 "Б" и 4 - от 3284 руб. до 6562 руб., что соизмеримо со стоимостью проезда на железнодорожном транспорте на расстояние, равное длине речного пассажирского транспортного маршрута "Красноярск - Дудинка" <5>. -------------------------------- <5> URL: ibirtranzit. com/kruizy-po-eniseyu/raspisanie-dvizheniya-teplohodov-krasnoyarsk-dudinka-na-2012-god/.

На большинстве рек Западной и Центральной России функционируют лишь внутригородские и пригородные речные пассажирские транспортные линии. Тарифы на речной транспорт регулируются органами местного самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации индивидуально. При этом предельные тарифы на речной транспорт устанавливаются Федеральной службой по тарифам России (ФСТ) - федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Несмотря на отсутствие на реках Западной и Центральной России дальних (межрегиональных) речных пассажирских транспортных линий, нередки случаи, когда лица, имеющие право на возмещение затрат на проезд, в том числе к месту санаторно-курортного лечения и обратно, пользуются услугами речного пассажирского транспорта, курсирующего по круизным маршрутам, рассчитывая при этом получить соответствующее возмещение затрат. В связи с изложенным видится уместным привести для примера обращение в Главную военную прокуратуру военнослужащего майора Д. Заварзина <6>, размещенное на официальном сайте Главной военной прокуратуры. -------------------------------- <6> URL: http://gvp. gov. ru/faq/view/51/?print=1.

Так, военнослужащий пишет, что у него возникла такая ситуация, по которой ему как командиру подразделения дают неоднозначный ответ. Майор Д. Заварзин пишет, что его подчиненная поехала в основной отпуск от Самары до Санкт-Петербурга и обратно на круизном теплоходе. По приезде представила рапорт на оплату проезда, за исключением питания и проживания, в сумме 20 тыс. руб. в один конец на одного члена семьи и просит увеличить ей продолжительность отпуска на 18 дней, обосновывая это тем, что на данном теплоходе дорога в один конец составляет 9 дней. Все это подкреплено соответствующими справками из туристической компании. Официально Самарское речное пассажирское предприятие такими перевозками не занимается, так как это прерогатива туристических компаний. Далее майор Д. Заварзин пишет, что оплату проезда еще как-то можно понять, хотя на том же железнодорожном транспорте стоимость билета в купейном вагоне составляет всего 6 тыс. руб., а время в пути - двое суток. В рапорте подчиненная указывала, что поедет в отпуск на теплоходе, но строевая часть прибавила только четверо суток на дорогу. На основании изложенного майор Д. Заварзин просит разъяснить порядок его действий, при этом указывает, что местное представительство службы ВОСО одобряет действия военнослужащей и на оплату, и на предоставление дополнительных суток на проезд. Из ответа заместителя начальника управления кадров Главной военной прокуратуры полковника юстиции О. Докучаева следует, что в соответствии с п. 10 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток. Таким образом, увеличение продолжительности основного отпуска на большее количество дней, как в случае, указанном в обращении, на 18, противоречит требованиям законодательства. Также указывается, что при оценке обоснованности расчета времени на проезд и определении его стоимости необходимо исходить из следующего. Поездка на круизном теплоходе подразумевает многочисленные остановки для проведения экскурсий и ознакомления с достопримечательностями. Время проведения этих мероприятий, полагаем, не должно учитываться при увеличении продолжительности отпуска. Сведения о точном времени в пути необходимо запросить у организатора круиза. Далее указывается, что расходы военнослужащих на проезд возмещаются в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 после предъявления документов, подтверждающих фактические затраты в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (кроме высших офицеров и лиц, имеющих воинские звания полковников, подполковников, капитанов 1 и 2 ранга), установлена следующая категория проезда речным транспортом - на местах II категории судов транспортных линий. В случае если по транспортным линиям от города Самары до города Санкт-Петербурга курсируют суда Самарского или иных речных пассажирских предприятий, сведения о времени в пути и стоимости проезда на судах соответствующих категорий необходимо истребовать у них. Указанный ответ Главной военной прокуратуры подтверждает принцип расчета возмещения затрат на проезд, указанный в п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 и п. 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200, в соответствии с которыми возмещению подлежат фактические затраты на проезд, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. Однако действующие нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, не предусматривают возможности замены оплаты проезда на одном виде транспорта на другой, как, например, в рассматриваемом случае при проезде на круизном теплоходе в условиях отсутствия речных пассажирских транспортных линий, когда исключается возможность определения стоимости проезда на местах соответствующей категории судов транспортных линий. На основании вышеизложенного следует прийти к выводу о том, что в соответствии с действующими нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации может быть произведено возмещение затрат на проезд речными судами пассажирских транспортных линий в предусмотренных случаях исходя из стоимости проезда на местах соответствующей категории проезда при наличии таковых за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на социальное обеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226 Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации), что предусмотрено п. 54 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200. Таким образом, с учетом того, что поездки лиц, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на проезд речным водным транспортом на безвозмездной основе, на речных судах круизных маршрутов являются вовсе не единичными, видится необходимым внести соответствующие изменения в действующие нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие вопросы возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих. Следует предусмотреть условия и порядок возмещения затрат на проезд при осуществлении поездок на речном пассажирском транспорте круизных маршрутов. При этом при наличии железнодорожного сообщения по тем же маршрутам правомерно возмещать лишь часть реальных затрат исходя из стоимости проезда соответствующей категории проезда железнодорожным транспортом, а при отсутствии железнодорожного сообщения и наличии лишь воздушного - исходя из стоимости проезда соответствующей категории на воздушном транспорте.

Название документа Вопрос: Что означает быть включенным в реестр участников НИС и при этом не рассчитывать на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения на именном накопительном счете? Какими правами и возможностями обладают такие участники? ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 12) Текст документа

Вопрос: Что означает быть включенным в реестр участников НИС и при этом не рассчитывать на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения на именном накопительном счете? Какими правами и возможностями обладают такие участники?

Ответ: Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы отметить следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реестр участников - это перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования). Выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с вышеназванным Федеральным законом: 1) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в п. 2 ст. 10 названного Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от 10 до 20 лет; 2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона; 3) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в п. 4 ст. 10 названного Федерального закона. Выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, производятся федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты (ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"). В соответствии с п. 3 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686, выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы один раз за весь период военной службы. Расчет размера дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанный размер дополнительных средств определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которая соответствует дате исключения этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет (п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686). Пунктом 1 Порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77, установлено, что денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения (далее - дополнительные денежные средства), выплачиваются в Вооруженных Силах Российской Федерации: а) участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной системы), общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет: увольняемым с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; увольняемым с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе; увольняемым с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями; увольняемым с военной службы по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; б) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случае исключения участников накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу); в) участникам накопительно-ипотечной системы, увольняемым с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе. После издания приказа об увольнении с военной службы участник накопительно-ипотечной системы подает рапорт на получение дополнительных денежных средств. Член семьи участника накопительно-ипотечной системы подает заявление на получение дополнительных денежных средств после издания приказа об исключении участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим, кроме случаев, когда один из членов семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу) (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 77).

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Пенсионер Минобороны России с 2010 г. Выслуга более 10 лет. Уволен по предельному возрасту. На учет по месту службы не принимали, так как прописан в собственном деревянном доме, площадь 40 квадратных метров. Износ дома по оценке БТИ составляет до 80%. Жильем от Минобороны России не обеспечивался. Органы местного самоуправления не принимают на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Возможно ли обеспечение жилым помещением от Минобороны России? ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 12) Текст документа

Вопрос: Пенсионер Минобороны России с 2010 г. Выслуга более 10 лет. Уволен по предельному возрасту. Холост. На учет по месту службы не принимали, так как прописан в собственном деревянном доме, полученном по наследству, площадь 40 квадратных метров. Износ дома по оценке БТИ составляет до 80%. Из благоустройства, кроме электричества, ничего нет. Жильем от Минобороны России не обеспечивался. Органы местного самоуправления не признают, что помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, и в приеме на учет в качестве нуждающегося отказывают под предлогом намеренного приведения дома в состояние, непригодное для проживания. Возможно ли обеспечение жилым помещением от Минобороны России?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" приказами Министра обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны Российской Федерации, обеспечиваются жилыми помещениями нуждающиеся в жилых помещениях военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации, и ряд других непосредственно указанных в Законе категорий граждан, проходивших военную службу. Общим для них критерием является признание нуждающимися в жилых помещениях. Так как вы в период прохождения военной службы не были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, права на получение жилого помещения за счет средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации, вы не имеете.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Проходил военную службу в вооруженных силах Республики Армения с 1993 по 2004 г. Один год принимал участие в боевых действиях. Учитывается ли указанная выслуга лет при назначении пенсии при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе в льготном порядке, и на основании каких правовых актов? ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 12) Текст документа

Вопрос: Проходил военную службу в вооруженных силах Республики Армения с 1993 по 2004 г. Один год принимал участие в боевых действиях. Учитывается ли указанная выслуга лет при назначении пенсии при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе в льготном порядке, и на основании каких правовых актов?

Ответ: Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются, в частности, военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абз. 12 п. 1). В соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ташкенте 15 мая 1992 г.) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР. В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 2 названного Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу. В то же время именно с порядком исчисления выслуги лет в льготном исчислении военнослужащим, ранее проходившим военную службу в вооруженных силах другого государства СНГ, возникает много вопросов. Экономический суд СНГ в решении от 20 января 2000 г. N 01-1/5-99 указал на существование разногласий, связанных, в частности, с вопросом о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы - должно применяться при льготном исчислении выслуги лет: 1) военнослужащим за период службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик и уволенным из Вооруженных Сил СССР; 2) военнослужащим, проходившим службу в другом государстве, переведенным для продолжения службы в вооруженные силы государства по новому месту жительства и уволенным из указанных вооруженных сил. При этом ставится вопрос о возможности применения законодательства государства-участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий. Суд отметил, что, закрепив в ст. 1 общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих на условиях, по нормам и в порядке, которые предусмотрены законодательством государства, на территории которого проживают военнослужащие, Соглашение в ст. 2 установило: "В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу". Таким образом, Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства. Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление. На основании изложенного, руководствуясь п. п. 5 и 16 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств и п. п. 143 и 148 Регламента Экономического суда Содружества Независимых Государств, Экономический суд решил дать по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества следующее толкование применения ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.: 1. При назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 г. 2. Порядок исчисления выслуги лет, определенный ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа