Правовые и организационные меры профилактики правонарушений военнослужащих, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
(Карпушкин О. С.) ("Военно-юридический журнал", 2014, N 2) Текст документаПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
О. С. КАРПУШКИН
Карпушкин Олег Сергеевич, доцент кафедры Академии Федеральной службы охраны России (г. Орел), кандидат юридических наук.
В статье рассмотрены актуальные вопросы профилактики правонарушений, совершенных военнослужащими в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, проанализированы наиболее распространенные способы совершения рассматриваемых видов преступлений военнослужащими.
Ключевые слова: административная ответственность, военнослужащий, наркотические средства, профилактика правонарушений, психотропные вещества, способ совершения преступлений военнослужащими, уголовное законодательство.
Legal and organizational measures of prophylactics of legal violations of military men related to illegal turnover of narcotic means and psychotropic substances O. S. Karpushkin
Some urgent questions of prevention of offence, committed by military men in the sphere of illegal circulation of narcotic drugs and psychotropic substances were examined in this article, the most widely spread ways of commitment the crimes by military men were analyzed.
Key words: administrative responsibility, military man, narcotic drug, prevention of offence, psychotropic substances, way of commitment the crimes by military men, criminal legislation.
Произошедшие в последние годы изменения приоритетов экономического развития общества, экономический кризис, захлестнувший мировое сообщество, привели к политической и социальной нестабильности. В современной российской действительности среди множества проблем социально-экономической жизни на одно из первых мест все больше выходит незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, представляющий угрозу национальной безопасности Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 19.05.2009. N 4912.
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (далее - НС и (или) ПВ) все глубже проникает в жизнь общества. Увеличивается доля высококонцентрированных и синтетических наркотиков, а доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков в детской и молодежной среде, в сбыт наркотиков активно вовлекаются несовершеннолетние, безработные, женщины <2>. -------------------------------- <2> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" (ред. от 23.12.2010) // Российская газета. 28.06.2006. N 137.
Наркотики все чаще проникают в воинские части. Основными путями проникновения НС и ПВ в войска являются: получение от местного населения, пересылка по почте, хищение наркотиков с медицинских складов, из аптек воинских частей и военно-лечебных учреждений. Профилактика правонарушений военнослужащих, связанных с незаконным оборотом НС и ПВ, должна обеспечиваться системой мер правового и организационного характера, направленных на предотвращение проникновения наркотиков в часть, предупреждение их распространения среди личного состава, активное выявление лиц, употребляющих наркотики, применение к ним мер уголовно-правового, административного и иного характера, проведение воспитательной и санитарно-просветительской работы о правовых, социальных и медицинских последствиях наркомании. Российская Федерация, установив нормативно-правовыми актами различного уровня правила оборота наркотиков, предусмотрела различные санкции за их нарушения. Очевидно, что наиболее строгие меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, в главе 25 которого предусмотрены составы преступлений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, где содержатся преступления, связанные с незаконным оборотом НС и ПВ или их аналогов, а также сильнодействующих и ядовитых веществ. Предмет рассматриваемой категории преступлений составляют собственно сами НС и ПВ, их прекурсоры или аналоги, естественные и синтетические лекарственные препараты, сырье, растения и их части, содержащие такие вещества, потребление которых без назначения врача вызывает наркоманию, в связи с чем они запрещены законом для использования вне медицинских и научных целей. Перечень таких средств определен Минздравом России в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах (1961 г.), Конвенцией о психотропных веществах (1971 г.), Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) и утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 <3>. -------------------------------- <3> Калюжный А. Н., Карпушкин О. С., Флоря Д. Ф. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Монография. Орел: ОрЮИ МВД России, 2009. С. 48.
Наркотические средства объединяются в группы в зависимости от: исходного вещества, используемого для их изготовления (растительного или химического); способа изготовления (промышленного или кустарного); потенциала злоупотребления и наркотического пристрастия; физического и психического воздействия на организм; общехимического состава. В зависимости от фармакологического действия на организм подразделяются на: опиоиды; наркотические средства, получаемые из конопли; стимуляторы, амфетамин и его производные; галлюциногены; успокаивающие средства и транквилизаторы; другие контролируемые вещества. Такое деление достаточно условно, так как некоторые вещества обладают комплексным действием на организм <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 49.
В настоящее время можно выделить следующие наиболее распространенные способы совершения военнослужащими рассматриваемых видов преступлений. 1. Приобретение НС или ПВ представляет собой их покупку, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества, остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т. д. Там, где НС или ПВ проникают в воинскую часть от местного населения, следует максимально ограничить неорганизованный контакт военнослужащих с местными жителями, установить строжайший контроль за военнослужащими, возвращающимися в часть из увольнения, отпуска, командировок. Для пресечения путей проникновения НС или ПВ от местных жителей следует организовать тесное взаимодействие командования части с местными правоохранительными органами. 2. Хранение НС или ПВ - любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). При незаконном хранении НС или ПВ типичными местами их сокрытия являются жилые и подсобные помещения (чердаки, подвалы); предметы мебели (шкафы, ножки и перекладины столов и стульев); различные бытовые предметы (телевизоры, радиоприемники, фотоаппараты и т. д.); одежда (карманы, специальные тайники в рукавах, на поясах) и др. Для наличия данного способа преступления не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило НС, ПВ или их аналоги. 3. Незаконная перевозка - умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта НС, ПВ или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного ст. 21 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <5>. -------------------------------- <5> П. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" (ред. от 23.12.2010) // Российская газета. 28.06.2006. N 137.
4. При перевозке в автотранспорте наркотики хранятся в различных местах: под колпаками колес, под сиденьями, в аккумуляторах и под ними, в декоративных подушках, в бензобаке, выемках и камерах запасных колес и в других местах. При перевозке иными транспортными средствами преступники используют ручную кладь, чемоданы с двойным дном, стеклянную тару. Незаконная пересылка НС или ПВ - перемещение НС или ПВ в виде почтовых, багажных отправлений, с нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средств и веществ осуществляется в отсутствие отправителя. Пересылка по почте осуществляется в бандеролях, посылках с различными продуктами. Наркотики скрывают среди семян подсолнечника, в упаковках из-под часов и сигарет и т. д. 5. Незаконный сбыт НС или ПВ - любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т. д.), а также иные способы распространения, например, путем введения инъекций НС или ПВ. Нормы ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" не содержат такого способа совершения преступления, как сбыт наркотиков, но закрепляют такой способ совершения преступления, как распределение НС и ПВ. В силу применения норм уголовного законодательства для привлечения виновных к ответственности считаем необходимым использовать термины, предусмотренные УК РФ. 6. Хищение с медицинских складов, из аптек воинских частей и военно-лечебных учреждений. С целью хищения НС и ПВ в сфере легального оборота наркотиков преступники используют самые разнообразные способы: неоприходование или неполное оприходование поступивших наркопрепаратов; списание наркотиков на непроводившиеся анализы, на бой или истечение срока годности; замена наркотиков другими препаратами и др. Для предупреждения хищений НС и ПВ из аптек воинских частей и военно-лечебных учреждений необходимо повысить требования к организации учета и хранения лекарственных препаратов, особенно сильнодействующих и наркотических средств. 7. Склонение к потреблению НС или ПВ - любые умышленные действия, в том числе однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т. п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению НС или ПВ лицом, на которое оказывается воздействие <6>. -------------------------------- <6> Пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" (ред. от 23.12.2010) // Российская газета. 28.06.2006. N 137.
8. ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусматривает такой способ совершения преступлений, как ввоз-вывоз НС, ПВ и их прекурсоров <7>. Данный способ совершения наркопреступлений предусмотрен в ст. 229.1 УК РФ и называется контрабандой НС, ПВ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих НС, ПВ или их прекурсоры, либо их частей, содержащих НС, ПВ или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, и заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС НС, ПВ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих НС, ПВ или их прекурсоры, либо их частей, содержащих НС, ПВ или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для НС и ПВ <8>. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219. <8> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Рассмотрев способы совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом НС и ПВ, необходимо охарактеризовать и способы сокрытия данных преступлений. Исходя из того что НС и ПВ изъяты из свободного оборота, имеют, как правило, специфический запах, преступники вынуждены прятать их, устранять специфический запах, делать его неощутимым для окружающих. Для хранения, перевозки, пересылки они прибегают к самым разнообразным способам маскировки: упаковывают в полиэтиленовую пленку, специальные контейнеры, помещают в чемоданы с двойным дном, сумки, багажники, туалетные принадлежности (мыло, зубную пасту), прячут в одежду (манжеты брюк), обувь, медицинские вспомогательные средства, проглатывают и скрывают в полостях тела. Упакованные наркотики провозят под видом консервов в металлических банках, которые герметически закрывают <9>. -------------------------------- <9> Калюжный А. Н., Карпушкин О. С., Флоря Д. Ф. Указ. соч. С. 64.
Следует сказать о том, что лица, совершающие преступления, связанные с НС и ПВ, являются членами специфического общества наркоманов, в котором действуют определенные правила, в силу которых они оказывают противодействие расследованию преступлений: отказываются давать или дают ложные показания, меняют их содержание, запугивают свидетелей, склоняют их к даче заведомо ложных показаний и др. Таким образом, уголовное законодательство занимает особое место среди правовых норм, устанавливающих ответственность в сфере оборота НС и ПВ, нормы которого являются самыми строгими формами реагирования на незаконный оборот НС и ПВ. Уголовная ответственность является наиболее строгой из возможных, но за незаконный оборот НС и ПВ предусмотрена и административная ответственность. Так, КоАП РФ в главе 6 предусмотрены административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. К правонарушениям, посягающим на здоровье населения, относятся: незаконный оборот НС, ПВ или их аналогов, их потребление без назначения врача и вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (ст. ст. 6.8 - 6.10 КоАП РФ). Статья 6.16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ. Распространению употребления среди личного состава наркотических средств может способствовать их пропаганда наркоманами. Они убеждают военнослужащих, что прием наркотиков вызывает особое душевное состояние, помогает "отвлечься от службы", "испытать приятные грезы", "снять нервное напряжение". Статьей 6.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду НС, ПВ или их прекурсоров. Вместе с тем ни административным, ни уголовным законодательством не предусмотрена ответственность за пропаганду сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, НС, ПВ и их прекурсоров. В УК РФ имеется ст. 230 "Склонение к потреблению НС или ПВ", но она не предусматривает ответственности за пропаганду вышеуказанных действий, так как "склонение" предполагает предложение употребить НС или ПВ, адресованное конкретному человеку или конкретной группе лиц. Таким образом, сведения о способах, методах разработки, использования и изготовления указанных веществ вообще не подпадают ни под административную, ни под уголовную ответственность. Также административным законодательством предусмотрена ответственность за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также за незаконное культивирование растений, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры (ст. ст. 10.4, 10.5, 10.5.1 КоАП РФ). Статьями 20.20 и 20.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за потребление НС или ПВ в общественных местах и за появление в общественных местах в состоянии опьянения. Таким образом, и уголовным, и административным законодательством предусмотрены составы преступлений и правонарушений за незаконный оборот НС и ПВ, а также санкции, применяемые за нарушение данных составов. В плане организационных мероприятий важнейшей задачей является устранение причин и условий, способствующих употреблению наркотиков, должна быть повышена интенсивность воспитательной и профилактической работы, которая должна проводиться более целенаправленно, конкретно и предотвращать дальнейшее распространение наркомании, новые случаи употребления наркотиков. Раннее выявление военнослужащих, употребляющих наркотические препараты, является важным звеном в системе профилактических мероприятий по предупреждению распространения наркомании среди личного состава. Выявлению лиц, употребляющих наркотики, могут помочь внезапные вечерние проверки в подразделениях, особенно после отбоя, выборочные проверки в местах работы и несения службы вне основного расположения части (подразделения), а также в кладовых и прочих подсобных помещениях. Во время осмотра надо обращать внимание на внешний вид военнослужащих, особенно тех, состояние которых напоминает алкогольное опьянение, но без специфического запаха (что может служить указанием на наличие наркотического опьянения). Косвенными показателями употребления наркотиков могут быть такие проявления, как изменение отношения к службе, эпизоды немотивированной раздражительности, озлобленности, стремление к уединению, обособленности от окружающих, изменение интересов, нарушение аппетита, заметное похудание, расстройство сна. Особое внимание следует обращать на лиц, проявляющих недисциплинированность, эмоциональную неустойчивость и другие, ранее не свойственные особенности поведения. В системе мероприятий по профилактике наркомании важное значение имеет санитарно-просветительская работа, направленная на разъяснение отрицательных последствий употребления наркотических средств. Эти задачи могут быть решены только при повседневной согласованной работе командиров, юристов, других заинтересованных подразделений в тесной и неразрывной связи с воспитательной работой по утверждению здорового образа жизни военнослужащих. Большое значение в профилактике наркомании имеют также правильное и четкое планирование и организация культурно-просветительской и спортивной работы в свободное от занятий время, в выходные и праздничные дни. Подводя итоги изложенному, мы приходим к выводам о том, что в настоящее время действует система норм, регулирующих различные сферы оборота наркотиков. Тем не менее имеются значительные пробелы в законодательстве, регулирующем отношения в сфере оборота наркотиков, государство не успевает с принятием законодательных решений, направленных на стабилизацию ситуации в данной сфере, а рост немедицинского потребления наркотиков и увеличение числа преступлений и правонарушений в сфере их оборота свидетельствуют о неэффективности применяемых мер <10>. -------------------------------- <10> Калюжный А. Н., Карпушкин О. С., Флоря Д. Ф. Указ. соч. С. 39.
Борьба с наркоманией и наркопреступностью является одной из наиболее острых социальных проблем не только России, но и мирового сообщества в целом. Государства не в состоянии справиться с наркобизнесом в одиночку - необходимы международная солидарность и сбалансированные, коллективные и одновременные действия международного сообщества. Поэтому Стратегия национальной безопасности Российской Федерацией до 2020 г. в качестве одного из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу выделяет расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере <11>. -------------------------------- <11> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 19.05.2009. N 4912.
Литература
1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. 3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 19.05.2009. N 4912. 4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 (ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Российская газета. 28.06.2006. N 137. 5. Калюжный А. Н., Карпушкин О. С., Флоря Д. Ф. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Монография. Орел: ОрЮИ МВД России, 2009.
------------------------------------------------------------------
Название документа