Новации в жилищном обеспечении граждан, уволенных с военной службы до 1 марта 2005 года из воинских частей и организаций Северного флота
(Ильменейкин П. В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 8)
Текст документа
НОВАЦИИ В ЖИЛИЩНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН,
УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 1 МАРТА 2005 ГОДА
ИЗ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СЕВЕРНОГО ФЛОТА
П. В. ИЛЬМЕНЕЙКИН
П. В. Ильменейкин, юрист.
В статье анализируются нормы Указа Президента РФ от 24.10.2011 N 1422, Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 N 994 и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 13.10.2011 N 1850, а также причины их принятия.
Ключевые слова: граждане уволенные с военной службы, члены семей, жилые помещения, избранное место жительства, сертификаты, субсидии.
Innovations in housing providing the citizens dismissed from military service after March 1, 2005 from military units and the organizations of Northern Fleet.
P. V. Ilmeneykin
In article are analyzed standards of the Decree of the President of the Russian Federation from 24.10.2011 N 1422, Resolutions of the government of the Russian Federation from 05.12.2011 of N 994 and the order of the Minister of Defence of the Russian Federation from 13.10.2011 of N 1850, and also the reason of their acceptance.
Key words: citizens discharged from military service, members of families, the premises, the chosen residence, certificates, subsidies.
Итоги военной реформы, проводимой в последние годы в Вооруженных Силах Российской Федерации, особенно по вопросам социальной сферы и жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, у самих граждан чаще вызывают негативные и критические отзывы, чем положительные оценки, что во многом объясняется суетливой поспешностью и непродуманностью порядка их проведения, отсутствием соответствующих компенсационных мер.
Так, очень большой общественный резонанс имели принятые в 2011 г. Правительством Российской Федерации (с участием в их разработке Министерства обороны Российской Федерации) два распоряжения, внесшие изменения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р: от 19 августа 2011 г. N 1470-р и от 11 октября 2011 г. N 1779-р, которыми были исключены из указанного Перечня более двухсот закрытых военных городков практически во всех регионах России, что юридически придало этим военным городкам статус открытых населенных пунктов, проживание в которых не связано с какими-либо ограничениями гражданских и жилищных прав. И многие из этих "открытых" военных городков были переданы или передаются сейчас под юрисдикцию органов местного самоуправления, что в целом положительно. Казалось бы, все это - благое дело. Но и в этой "бочке с медом" есть "очень большая ложка дегтя".
Безусловно, что Министерство обороны Российской Федерации лоббировало принятие указанных распоряжений Правительства Российской Федерации в первую очередь в собственных интересах: чтобы снизить (а во многих случаях и полностью снять с себя) бремя содержания часто ветхого или требующего капитального ремонта жилого и нежилого фонда этих военных городков, а также значительно сократить число лиц, состоящих в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Во многих ранее закрытых военных городках, расположенных в "цивилизованных" местах (в Московской, Калининградской, Ленинградской областях, на Черноморском побережье, в других "удобных" местах, особенно на территориях крупных городов или вблизи от них), указанные цели Министерства обороны Российской Федерации почти не шли вразрез с законными интересами самих граждан. И многие граждане, проживавшие в таких удобно расположенных военных городках, только приветствовали их "открытие", так как это позволяет бесплатно получить в собственность (приватизировать) занимаемые ими жилые помещения и свободно проживать в них без каких-либо ограничений их гражданских и жилищных прав, которые ранее были обусловлены проживанием на территориях закрытых военных городков. И ничего удивительного нет в том, что большинство жителей таких ранее закрытых военных городков (находящихся в "удобных" местах) не стремятся выехать из них и, следовательно, никаких забот по их жилищному обеспечению Министерству обороны Российской Федерации не доставляют.
Однако, как это часто бывало и ранее, в Министерстве обороны Российской Федерации в указанной ситуации фактически руководствовались принципом: "Лес рубят, щепки летят", - т. е. не продумали и не разработали комплекс компенсационных мер, особенно по их жилищному обеспечению, для тех жителей закрытых военных городков - уволенных военнослужащих и членов их семей, кто не желает остаток своих дней проживать в бывших закрытых военных городках, особенно расположенных в неблагоприятных климатических условиях и в малопригодных для проживания районах, и желает, сдав это жилье государству, получить другое жилье в избранном ими месте жительства, что является их правом, гарантированным им нормами ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Ранее, когда эти военные городки имели статус закрытых военных городков, их жители - уволенные военнослужащие и члены их семей имели, хотя и призрачную, но все же возможность решить жилищный вопрос в форме получения государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) - денежной субсидии из средств федерального бюджета на приобретение жилья в избранном месте жительства. Но в Министерстве обороны Российской Федерации таких граждан, как правило, принимали в участники подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" только лишь по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", выпуск ГЖС для которых осуществлялся "по остаточному принципу", что привело к тому, что большинство кандидатов на получение ГЖС по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" до конца действия этой подпрограммы (до 31 декабря 2010 г.) так и не смогли получить желанный для них ГЖС. И хотя формально действие подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" было продлено до 2015 г., но реально в 2011 и 2012 гг. средств из федерального бюджета на выпуск ГЖС для кандидатов категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" не выделялось вообще. С "открытием" военных городков кандидаты на получение ГЖС этой категории утратили право на получение ГЖС, так как перестали подлежать переселению.
В практически безвыходном положении после "открытия" закрытых военных городков оказались граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, чьи военные городки расположены в малонаселенных и малопригодных для нормального проживания местах с неблагоприятными для здоровья природно-климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Ведь, "открыв" их закрытые военные городки и ликвидировав гарнизоны без разработки компенсационных мер и программ, Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, фактически "бросили их на произвол судьбы", без реальной возможности выехать в другое место (ведь по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации они вправе претендовать на улучшение их жилищных условий только лишь по месту их жительства, т. е. в тех же самых бывших военных городках, да и то лишь при условии, что их признают малообеспеченными), что, безусловно, является бесчеловечным и несправедливым по отношению к заслуженным защитникам Родины.
И ничего удивительного нет в том, что обманутые защитники Родины начали бороться за свои права всеми возможными способами. Особенно активными в защите своих прав были военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, проходившие военную службу в воинских частях и организациях Северного флота, которым удалось довести вышеуказанную проблему с их жилищным обеспечением до высших должностных лиц нашего государства. Для устранения такой несправедливой ситуации с жилищным обеспечением уволенных военнослужащих Северного флота и членов их семей 24 октября 2011 г. Президент Российской Федерации издал Указ N 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации", где было конкретно указано:
"В целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации постановляю:
1. Установить, что право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое государственным жилищным сертификатом, имеют:
а) граждане Российской Федерации, проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенные до 1 января 2005 г. с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, принятые в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не вставшие на учет в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
б) члены семей погибших (умерших) после увольнения с военной службы граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта (в том числе их вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак), проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях и не являющиеся собственниками жилых помещений".
Таким образом, как следует из приведенных норм, фактически имеющих строго ограниченный адресный характер, меры государственной поддержки военнослужащих по реализации их права на получение жилых помещений в избранном месте жительства (в форме получения ГЖС на приобретение жилья) распространены, во-первых, только на жителей военных гарнизонов Северного флота, проживавших (проживающих) только в Архангельской и Мурманской областях, и не распространены на жителей других гарнизонов Министерства обороны Российской Федерации, и расположенных в других субъектах Российской Федерации с аналогичными неблагоприятными для здоровья граждан природно-климатическими условиями; во-вторых, только лишь на тех граждан, кто был уволен с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями из воинских частей и организаций Северного флота, прослужив 10 календарных лет и более, и, соответственно, только на членов семей таких погибших (умерших) граждан и не распространены на других граждан, имеющих право на получение жилого помещения в избранном месте жительства; в-третьих, только лишь на тех граждан, кто был уволен с военной службы и поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота до 1 января 2005 г., и, соответственно, только на членов семей таких погибших (умерших) граждан и не распространены на граждан, уволенных с военной службы и поставленных на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г., и на членов семей таких погибших (умерших) граждан.
Кроме того, право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое ГЖС, для указанных категорий граждан ограничено двумя важными условиями:
1) кандидаты на получение таких субсидий не должны быть собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Это условие согласовано по смыслу и содержанию с нормами ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и реально является справедливым и обоснованным;
2) граждане, уволенные с военной службы, должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота и не состоять на учете в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вторая часть данного условия (уволенные граждане не должны состоять на учете в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях) хотя формально и ограничивает жилищные права этих граждан, но фактически не нарушает их существенно, так как нормами законодательства Российской Федерации для граждан, уволенных с военной службы по "льготным" основаниям, вставших на учет в муниципальных органах до 1 января 2005 г., установлены более выгодные условия и формы жилищного обеспечения, в том числе в форме предоставления им из федерального жилищного фонда самих жилых помещений по их выбору в собственность или по договору социального найма в избранном ими постоянном месте жительства.
Однако первая часть указанного условия, по мнению автора, фактически имеет дискриминационный характер и значительно снижает круг субъектов права на получение вышеуказанной денежной субсидии на жилье, в силу следующего.
Ведь, во-первых, как ранее действовавшим, так и действующим законодательством о жилищном обеспечении военнослужащих не предусмотрена возможность постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации граждан, уволенных с военной службы, несмотря на то, что в период службы в закрытых военных городках они фактически были нуждающимися в жилых помещениях за их пределами. Это дискриминационное условие, к сожалению, отражено и в норме Указа Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422: "принятые в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Однако особенностью многих военных гарнизонов и закрытых военных городков Северного флота (как и других военных городков) является то, что они находятся под юрисдикцией военных властей, а не органов местного самоуправления, и поблизости нет муниципальных населенных пунктов, органы местного самоуправления которых могли бы признать гражданина, уволенного с военной службы, нуждающимся в жилом помещении и поставить его на соответствующий учет.
Во-вторых, законодательством Российской Федерации до сих пор точно не определен правовой статус жилых помещений в закрытых военных городках, что позволяло и позволяет до сих пор недобросовестным чиновникам жилорганов Министерства обороны Российской Федерации отказывать военнослужащим, проживающим в закрытых военных городках, в признании нуждающимися в жилых помещениях по формальной причине, что их квартиры в закрытом военном городке не признаны Министерством обороны Российской Федерации служебным жильем, и потому они якобы уже "обеспечены жильем" для постоянного проживания. На том же Северном флоте по такой причине тысячи военнослужащих не были во время их военной службы официально поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из-за чего реально не смогут воспользоваться мерами государственной поддержки по Указу Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422.
Кроме того, по мнению автора, несправедливо и то, что среди субъектов права на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемого ГЖС, Президент Российской Федерации по непонятной причине не указал другие категории граждан, уволенных с военной службы, которые имеют право на получение ГЖС в силу норм п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153:
- военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждан, уволенных с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в жилорганах Министерства обороны Российской Федерации;
- граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, учет которых в жилорганах Министерства обороны Российской Федерации на получение жилых помещений в порядке переселения из закрытых военных городков и (или) на получение ГЖС ведут сейчас без официального признания их в качестве нуждающихся в получении жилых помещений от Министерства обороны Российской Федерации и которые не были перемещены на жилучет в Единый реестр.
Автор считает, что гражданам, уволенным с военной службы, которые могут быть отнесены к указанным категориям получателей ГЖС, а также тем, кто по какой-либо причине не был признан в жилорганах Министерства обороны Российской Федерации в период военной службы на Северном флоте нуждающимся в жилом помещении за счет средств федерального бюджета либо был поставлен на такой жилучет после 1 января 2005 г., для восстановления их нарушенных жилищных прав следует обращаться в суд и требовать, чтобы суд по аналогии закона приравнял их к гражданам, указанным в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422, и обязал жилорганы принять их на учет для реализации права на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемого ГЖС, выделенных для жилищного обеспечения граждан, уволенных из воинских частей Северного флота.
В Указе от 24 октября 2011 г. N 1422 Президент Российской Федерации также поручил Министерству обороны Российской Федерации: осуществлять учет граждан, названных в п. 1 Указа, а также выдачу им ГЖС; утвердить порядок учета граждан, названных в п. 1 Указа, и порядок выдачи им ГЖС. Осуществлять выпуск и реализацию ГЖС, предназначенных для выдачи гражданам, названным в п. 1 Указа, за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на социальные выплаты, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, было поручено Министерству регионального развития Российской Федерации.
Во исполнение указаний Президента Российской Федерации 5 декабря 2011 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 994, которым утвердило Правила предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422 отдельным категориям граждан Российской Федерации субсидий для приобретения жилых помещений.
Важным аспектом Постановления N 994, обеспечивающим действенную реализацию права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемого ГЖС, является то, что Министерству обороны Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации дано указание в ходе исполнения федерального бюджета на 2012 г. осуществить в установленном порядке передачу бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданами, указанными в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422, в размере 2165,9 млн. руб. Министерству регионального развития Российской Федерации.
В вышеназванных Правилах указано, что социальная выплата является формой государственной финансовой поддержки граждан, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее - сертификат). Сертификаты не являются ценными бумагами и выпускаются Министерством регионального развития Российской Федерации. Размер субсидии рассчитывается Министерством обороны Российской Федерации на дату выдачи сертификата в порядке, установленном для расчета размера социальной выплаты для граждан, указанных в подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Министерство обороны Российской Федерации формирует список граждан - получателей сертификатов и представляет его в Министерство регионального развития Российской Федерации, а также представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации заявку на выпуск сертификатов, на основании которой Министерство регионального развития Российской Федерации принимает решение о выпуске сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в Министерство обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в двухмесячный срок с даты получения бланков сертификатов производит их оформление и выдачу гражданам. Сведения об оформленных и выданных сертификатах включаются в реестр выданных сертификатов. Факт получения сертификата гражданином подтверждается его подписью в книге учета выданных сертификатов.
Министерство обороны Российской Федерации по состоянию на дату окончания месячного и двухмесячного срока с даты получения бланков сертификатов представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации выписки из реестров выданных сертификатов по форме согласно приложению N 3 к Правилам выпуска и реализации сертификатов (на бумажном носителе и в электронном виде). На дату окончания двухмесячного срока выдачи сертификатов в Министерство регионального развития Российской Федерации представляются (одновременно с выпиской из реестров выданных сертификатов) перечни незаполненных бланков сертификатов и акты на уничтожение испорченных бланков.
Порядок формирования списка, оформления и выдачи сертификатов, а также порядок ведения учета (реестра) выданных сертификатов Правительство Российской Федерации делегировало разработать и реализовать Министерству обороны Российской Федерации.
В Правилах также указано, что реализация сертификатов осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Во исполнение данных Министерству обороны Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 994 указаний и полномочий 20 января 2012 г. Министр обороны Российской Федерации издал Приказ N 66, которым был утвержден Порядок учета отдельных категорий граждан и выдачи им государственных жилищных сертификатов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422 (далее - Порядок учета).
Так, в Порядке учета Приказа N 66 установлено, что граждане, указанные в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422, подают в кадровые органы Северного флота заявление на получение сертификата по рекомендуемому образцу:
Командующему
Северным флотом
от __________________________
(фамилия, имя, отчество)
Заявление
Прошу включить меня, _________________________________________________,
(Ф. И.О.)
паспорт __________________, выданный ______________________________________
"__" _________________ 20__ г., в число граждан, имеющих право на получение
государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422.
В настоящее время я и члены моей семьи жилых помещений для постоянного
проживания на территории Российской Федерации не имеем (имеем),
государственный жилищный сертификат не получали, на учете в муниципальных
образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоим.
Состав семьи:
супруга (супруг) _________________________________________________________,
(Ф. И.О., дата рождения)
паспорт _________________, выданный _______________________________________
"__" _________ 20__ г., проживает по адресу _______________________________
Дети: _________________________________________________________________
(Ф. И.О., дата рождения)
паспорт (свидетельство о рождении) _______________________________________,
выданный _____________________________________ "__" _______________ 20__ г.
проживает по адресу _______________________________________________________
Кроме того, со мной проживают иные члены семьи:
___________________________________________________________________________
(Ф. И.О., дата рождения)
паспорт (свидетельство о рождении) ______________________________, выданный
______________________________________________ "__" _______________ 20__ г.
К заявлению мною прилагаются следующие документы:
1) _______________________________________________________________________,
2) _______________________________________________________________________,
3) ________________________________________________________________________
и т. д.
___________________________ _____________________________ _________________
(Ф. И.О. заявителя) (подпись заявителя) (дата)
___________________________ _____________________________ _________________
(Ф. И.О. совершеннолетнего (подпись совершеннолетнего (дата)
члена семьи) члена семьи)
К данному заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) копии документов, удостоверяющих личность граждан и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
2) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
3) копии финансовых лицевых счетов и выписки из домовых книг с места жительства граждан и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
4) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на правах собственности гражданину и членам его семьи по следующей форме:
Сведения
о наличии (отсутствии) жилых помещений,
занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих
на праве собственности военнослужащему и членам его семьи
Я, ___________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, личный номер
военнослужащего)
паспорт ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
(основное место работы или службы, занимаемая должность)
проживающий по адресу: ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
(адрес места жительства и вид занимаемого жилого помещения)
__________________________________________________________________________,
сообщаю сведения о себе и о членах семьи:
1. ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, паспортные данные (данные свидетельств о
рождении лиц, не имеющих паспортов), дата рождения, степень родства)
2. ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, паспортные данные (данные свидетельств о
рождении лиц, не имеющих паспортов), дата рождения, степень родства)
3. ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, паспортные данные (данные свидетельств о
рождении лиц, не имеющих паспортов), дата рождения, степень родства)
признанных вместе со мной нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма.
I. Сведения о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам
социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности мне и членам
моей семьи:
N Фамилия, имя, Паспорт Почтовый Вид Основание
п/п отчество (свидетельство адрес имущества, пользования
о рождении), площадь, (договор
серия, номер, кв. м социального найма
кем и когда или на основании
выдан права
собственности),
дата и реквизиты
договора
1
2
3
II. Денежные средства на приобретение или строительство жилых
помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или
государственные жилищные сертификаты (ГЖС) мною и членами моей семьи ______
___________________________________________________________________________
(указывается "не получались" или "получались", в случае получения денежных
___________________________________________________________________________
средств или безвозмездной финансовой помощи указать орган, осуществивший
___________________________________________________________________________
выплату, дату и сумму выплаты, в случае получения ГЖС - орган,
выдавший ГЖС, серию и номер ГЖС)
III. Сведения об участии в приватизации жилых помещений мной и членами
моей семьи:
N Фамилия, имя, Паспорт Почтовый Вид Дата и реквизиты
п/п отчество (свидетельство адрес имущества, договора
о рождении), площадь, о передаче жилья
серия, номер, кв. м в собственность
кем и когда
выдан
1
2
3
IV. Сведения о ранее занимаемых жилых помещениях по договорам
социального найма и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на
праве собственности:
N Фамилия, Паспорт Почтовый Вид Основание Действия,
п/п имя, (свидетельство адрес имущества, пользования совершенные
отчество о рождении), площадь, (договор с ранее за -
серия, номер, кв. м социального нимаемыми
кем и когда найма или жилыми по -
выдан на основании мещениями,
права реквизиты
собственно - документов,
сти), дата подтвер -
и реквизиты ждающие
договора факт совер -
шения ука -
занных дей -
ствий
1
2
3
Я и члены моей семьи достоверность и полноту настоящих сведений
подтверждаем. Даем согласие на проведение уполномоченными органами
Министерства обороны Российской Федерации проверки представленных сведений
в федеральных органах исполнительной власти, включая Федеральную налоговую
службу, Федеральную миграционную службу, Федеральную службу государственной
регистрации, кадастра и картографии, а также согласие на обработку
персональных данных.
В случае изменения представляемых сведений обязуемся в течение пяти
дней направить в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение
уполномоченного органа измененные сведения согласно указанному образцу.
"__" __________ 20__ г. ___________________________________________________
(подпись военнослужащего, Ф. И.О.)
"__" __________ 20__ г. ___________________________________________________
(подпись совершеннолетнего члена семьи, Ф. И.О.)
"__" __________ 20__ г. ___________________________________________________
(подпись совершеннолетнего члена семьи, Ф. И.О.)
Я, ___________________________________________________________________,
(воинское звание, Ф. И.О. военнослужащего)
предупрежден о требованиях подпункта "д" пункта 10 Инструкции о
предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим
военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых
помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра
обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, о снятии с
учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных в
уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих
действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся
в жилых помещениях, а также о привлечении к дисциплинарной,
административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в
зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения.
"__" __________ 20__ г. ___________________________________________________
(подпись военнослужащего, Ф. И.О.)
___________________________________________________________________________
Подпись военнослужащего и членов его семьи заверяю.
"__" __________ 20__ г. ___________________________________________________
(наименование должности, подпись, Ф. И.О. заверяющего)
М. П.
5) обязательство о сдаче (передаче) занимаемого жилого помещения гражданином и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, по следующей форме:
Приложение
к заявлению от "__" ______ 20__ г.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
о сдаче (передаче) жилого помещения
Мы, нижеподписавшиеся, ________________________________________________
__________________________________________________________________________,
(Ф. И.О., год рождения гражданина - участника подпрограммы)
паспорт _________________________, выданный _______________________________
"__" __________ _____ г. (далее - должник), с одной стороны, и глава органа
местного самоуправления (командир подразделения, начальник службы
федерального органа исполнительной власти) ________________________________
__________________________________________________________________________,
(наименование органа местного самоуправления,
подразделения, службы - нужное указать)
__________________________________________________________________________,
(воинское звание, Ф. И.О.)
с другой стороны, обязуемся совершить следующие действия.
В связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для
приобретения жилья на территории __________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации, в котором должник
___________________________________________________________________________
будет приобретать жилье)
должник принимает на себя следующее обязательство: жилое помещение из _____
комнат _______ кв. м в квартире N _____ дома N _____ по улице _____________
в городе (закрытом военном городке)_______________ района _________________
области, занимаемое им на основании ордера от "____" ____________ ____ г.,
выданного ________________________________________________________________,
(наименование органа, выдавшего ордер)
находящееся в ____________________________________________________________,
(федеральной, государственной субъекта Российской
____________________________________________________________ собственности,
Федерации, муниципальной, частной - нужное указать)
или на основании свидетельства о государственной регистрации права
собственности на указанное жилое помещение от "____" __________ ______ г.
N _________, выданного ____________________________________________________
(наименование органа, осуществляющего
__________________________________________________________________________,
государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним)
в 2-месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством
реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми
совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
Кроме того, должник обязуется с момента подписания настоящего
обязательства не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать
иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не
предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не
являющимся членами его семьи.
Глава органа местного самоуправления (командир подразделения, начальник
службы федерального органа исполнительной власти) _________________________
(Ф. И.О.)
обязуется принять от должника занимаемое им жилое помещение, указанное в
настоящем обязательстве, в установленный этим обязательством срок.
Согласие совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с ______
________________________________________, имеется.
(Ф. И.О. должника)
Данные о членах семьи должника Данные паспорта Подпись
Ф. И.О. степень дата номер дата кем
родства рождения выдачи выдан
М. П.
6) копии документов, подтверждающих право на дополнительную площадь жилого помещения.
Граждане вправе представлять и другие документы, подтверждающие их право на получение сертификата.
Командующий Северным флотом организует формирование и представление по территориальному принципу в специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - специализированная организация) Министерства обороны Российской Федерации списков граждан, проходивших службу в воинских частях Северного флота и изъявивших желание получить ГЖС для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с вышеназванным Указом, с приложением документов и копий послужных списков, справок об общей продолжительности военной службы, копий приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, справок о составе семьи граждан, включенных в список.
При поступлении указанных документов специализированная организация в течение 15 рабочих дней:
- осуществляет проверку представленных документов и формирует учетное дело гражданина, включенного в список;
- формирует и направляет в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) запросы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии собственности у граждан, включенных в список, и членов их семей на территории Российской Федерации.
После получения документа, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии специализированная организация в течение 15 рабочих дней принимает решение о включении (невключении) гражданина в исходный список граждан, имеющих право и изъявивших желание получить ГЖС для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с вышеназванным Указом (далее - исходный список), и направляет гражданину уведомление по рекомендуемому образцу:
УВЕДОМЛЕНИЕ
о включении (невключении) в список граждан на получение
государственного жилищного сертификата для приобретения
жилого помещения за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
включен (не включен) в список граждан на получение государственного
жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422
Состав семьи: _____________________________________________________________
Право на дополнительную площадь: __________________________________________
_____________________ _____________________________________________________
Избранное место жительства: _______________________________________________
___________________________________________________________________________
Причина отказа: ___________________________________________________________
_________________________________________________
(должность руководителя уполномоченного органа)
___________________________________
(подпись, инициал имени, фамилия)
М. П. __________
(дата)
Специализированная организация формирует исходный список, который утверждается командующим войсками Западного военного округа и направляется в Департамент, в том числе и в электронном виде.
Департамент после получения исходного списка:
- определяет потребность в необходимом количестве бланков сертификатов, формирует и направляет в Министерство регионального развития Российской Федерации список граждан - получателей ГЖС в соответствии с вышеназванным Указом (далее - сводный список) и заявку на выпуск сертификатов;
- оформляет сертификаты на имя граждан, включенных в сводный список, в двухмесячный срок с даты получения бланков сертификатов и направляет оформленные сертификаты в специализированную организацию для выдачи указанным гражданам;
- включает сведения об оформленных сертификатах в реестр выданных Министерством обороны Российской Федерации сертификатов;
- представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации выписку из реестра выданных Министерством обороны Российской Федерации сертификатов, перечни незаполненных бланков сертификатов и акт на уничтожение испорченных бланков сертификатов по окончании двухмесячного срока с даты получения бланков сертификатов.
При получении оформленных ГЖС специализированная организация:
- осуществляет их регистрацию в Книге учета выданных сертификатов;
- в течение пяти рабочих дней доводит (под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате получения информации) до гражданина сведения о сроках, месте и времени выдачи сертификата;
- осуществляет выдачу сертификатов гражданам.
В случае неявки граждан в двухнедельный срок со дня получения ими сведений о сроках, месте и времени выдачи сертификатов специализированная организация информирует об этом командующего Северным флотом в целях организации получения ими сертификатов.
Факт получения сертификата подтверждается подписью гражданина (уполномоченного им лица) в Книге учета выданных сертификатов.
По мнению автора, особый порядок постановки на учет и выдачи ГЖС для граждан, уволенных из воинских частей и организаций Северного флота, и членов семей таких умерших (погибших) граждан, довольно конкретно и подробно регламентированный Министром обороны Российской Федерации в Приказе от 20 января 2012 г. N 66, а также целевое финансирование из федерального бюджета на выпуск для них ГЖС на приобретение жилья в избранном месте жительства позволят разрешить жилищный вопрос и выехать из военных гарнизонов в Архангельской и Мурманской областях в более благоприятные для проживания районы России тысячам уволенных военнослужащих Северного флота и членам их семей, для чего надежной правовой основой служат рассмотренные нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения.
Конечно, досадно, что вышеназванные нормативные правовые акты имеют строго адресный характер и распространены не на всех граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих сейчас в районах Крайнего Севера, Камчатки и в других неблагоприятных для здоровья по природно-климатическим условиям районах России. Но рассмотренные нормативные правовые акты подтверждают и то, что представители высшей государственной власти России не остаются глухими к нуждам и проблемам защитников Родины. Почин, как говорится, заложен. И военнослужащим следует всеми возможными законными способами активно бороться за восстановление их нарушенных жилищных прав и улучшение правового регулирования их жилищного обеспечения.
------------------------------------------------------------------
Название документа