Ответственность военнослужащих и гражданского персонала военных организаций за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ
(Давыдов А. В.) ("Военно-юридический журнал", 2014, N 2) Текст документаОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ <*>
А. В. ДАВЫДОВ
Давыдов Алексей Владимирович, преподаватель кафедры Академии Федеральной службы охраны России (г. Орел), кандидат юридических наук.
В статье на основании анализа действующего законодательства определены меры юридической ответственности, которые могут применяться к личному составу военных организаций за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
Ключевые слова: юридическая ответственность, военнослужащий, наркотические средства, психотропные вещества.
Responsibility of military men and civil personnel of military organizations for illegal consumption of narcotic means and psychotropic substances A. V. Davy'dov
In the article, measures of legal liability identified based on an analysis of the current legislation, which may apply to the personnel of the military organizations for use of narcotic drugs and psychotropic substances without a prescription.
Key words: legal responsibility, military man, narcotic drug, psychotropic substances.
В последние годы в средствах массовой информации, на официальных сайтах органов государственной власти в сети Интернет и в иных источниках все чаще встречаются сообщения о связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами правонарушениях, совершенных личным составом Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба (далее - личный состав). Возрастающее количество фактов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в военных организациях, в свою очередь, является отражением негативных процессов, происходящих в обществе в целом. Складывающаяся ситуация обусловливает необходимость реализации комплекса организационных и разъяснительных мер по профилактике незаконного потребления личным составом наркотических средств и психотропных веществ. Важным элементом информационно-воспитательной работы в данной области является разъяснение личному составу юридической ответственности за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также совершение иных правонарушений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами. Под юридической ответственностью понимается необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия или вид и мера принудительного лишения лица известных благ <1>. -------------------------------- <1> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 448.
Согласно действующему законодательству, Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, комплектуются следующими категориями личного состава: 1) военнослужащие (проходящие военную службу по контракту либо по призыву); 2) гражданский персонал (работники или федеральные государственные гражданские служащие). Указанные категории личного состава имеют существенные различия в правовом статусе. В свою очередь, важным элементом их правового статуса является юридическая ответственность, которая за совершение правонарушений, связанных с наркотическими средствами, дифференцируется в зависимости от принадлежности правонарушителя к той или иной категории личного состава. В качестве самостоятельного правонарушения незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ (т. е. их потребление без назначения врача) закреплено в ст. 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях <2>. Объективная сторона анализируемого проступка состоит в том, что виновный потребляет наркотические средства и (или) психотропные вещества без назначения врача в уединенном месте (в квартире, автомобиле и др.). В свою очередь, диспозицией ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ охватывается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача на улицах, стадионах, в скверах, парках, общественном транспорте и других общественных местах. -------------------------------- <2> В КоАП РФ также предусмотрена ответственность за иные правонарушения, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, субъектами совершения которых может быть личный состав. К ним, на наш взгляд, относятся административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 6.13, 6.16.1, 6.8 и 20.21 КоАП РФ.
Дисциплинарная ответственность военнослужащего наступает за совершение им дисциплинарного проступка, под которым понимается противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ военнослужащие несут не административную (на общих основаниях), а дисциплинарную ответственность. Согласно п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность, по своему характеру является грубым дисциплинарным проступком. Таким образом, за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ военнослужащие могут привлекаться к наиболее строгой дисциплинарной ответственности в связи с тем, что данное правонарушение относится к грубым дисциплинарным проступкам. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за совершение рассматриваемых проступков может применяться любое из дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для данной категории военнослужащих, в том числе: - лишение нагрудного знака отличника; - снижение в воинской должности; - снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), в том числе и со снижением в воинской должности; - дисциплинарный арест (не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), а также не достигшим возраста 18 лет). Судьей гарнизонного военного суда в соответствии с п. 4 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и санкциями, предусмотренными ст. 6.9, ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ военнослужащему может быть назначен дисциплинарный арест сроком до 15 суток; - иные менее строгие дисциплинарные взыскания. Следует отметить, что досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ действующим законодательством не предусмотрено. Военнослужащие данной категории, потребляющие наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, подлежат досрочному увольнению с военной службы лишь в случае, если в результате проведения военно-врачебной экспертизы им будет установлен диагноз "наркомания" (т. е. по основанию, предусмотренному подпунктами "в" - "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за совершение рассматриваемых правонарушений могут применяться следующие дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих": - снижение в воинской должности; - снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), в том числе и со снижением в воинской должности; - дисциплинарный арест офицеров (не применяется к военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), а также к военнослужащим женского пола); - предупреждение о неполном служебном соответствии; - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (не применяется к высшим офицерам и курсантам военно-учебных заведений); - иные менее строгие дисциплинарные взыскания. Рассмотрим подробнее условия и порядок применения некоторых дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии" применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности. Согласно ст. 96 Дисциплинарного устава ВС РФ, если по истечении года после применения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снижении этого военнослужащего в воинской должности (пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы) или о досрочном увольнении с военной службы за невыполнение условий контракта. Дисциплинарное взыскание "досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта" применяется в отношении военнослужащего, за существенное нарушение им условий контракта о прохождении военной службы. К условиям заключенного контракта, согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", относится обязанность добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством РФ. В свою очередь, ст. 20 Устава внутренней службы ВС РФ установлена общая военно-служебная обязанность военнослужащих не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ. В связи с отсутствием единообразного понимания понятия "невыполнение условий контракта" (т. е. критериев "существенности" нарушений условий контракта) правоприменительная, в том числе судебная, практика по вопросу увольнения военнослужащих с военной службы за невыполнение условий контракта является неоднозначной <3>. В связи с этим важным элементом правового регулирования в области досрочного увольнения военнослужащих стало Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П. В данном Постановлении (п. 4.1) делается вывод о том, что под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы должны пониматься такие существенные нарушения условий контракта, как совершение одного из грубых дисциплинарных проступков и др. Аналогичное понимание существенности нарушения условий контракта военнослужащим отражено в Определении Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 5н-126/08(г). -------------------------------- <3> См. об этом подробнее: Закиров Р. А., Корякин В. М., Шанхаев С. В. Невыполнение военнослужащим условий контракта как основание его досрочного увольнения с военной службы: проблемы правоприменительной практики // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2012. N 10. С. 97 - 103.
В настоящее время позиция окружных (флотских) военных судов по вопросам увольнения с военной службы на основании пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением военнослужащими условий контракта) сводится к тому, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы как в порядке реализации дисциплинарного взыскания, так и в аттестационном порядке <4> (т. е. в рамках процедуры аттестации). Принятие решения о досрочном увольнении военнослужащего в рамках процедуры аттестации предусмотрено ст. ст. 26 - 27 Положения о порядке прохождения военной службы. При этом причиной досрочного увольнения с военной службы в аттестационном порядке может являться несоответствие военнослужащего по своим деловым и личным качествам требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем, в частности, может свидетельствовать наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий). -------------------------------- <4> Хомчик В. В. Судебная защита прав и свобод военнослужащих и законных интересов государства при увольнении военнослужащих с военной службы: теория и практика правового регулирования: Монография. Серия "Право в Вооруженных Силах - Консультант". М.: За права военнослужащих, 2012. Выпуск 132. С. 104.
Курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, согласно ст. 100 ДУ ВС РФ, могут быть отчислены за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков по представлению начальника военно-учебного заведения приказом командира (начальника), которому такое право предоставлено. В случае отчисления из военно-учебного заведения указанные граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402. При этом, согласно п. 4 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащие мужского пола, отчисленные из военно-учебных заведений за недисциплинированность, если к моменту отчисления из указанных учебных заведений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву. В противном случае военнослужащие в случае отчисления из военно-учебных заведений, как правило, досрочно увольняются с военной службы в соответствии с пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Юридическая ответственность гражданского персонала. За незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ гражданский персонал по общему правилу несет административную ответственность. Однако при определенных законом условиях совершение указанных правонарушений лицами гражданского персонала (или его определенными категориями) может повлечь их привлечение к дисциплинарной ответственности. В частности, гражданский персонал может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае появления на работе (службе) в состоянии наркотического или иного опьянения. К работнику могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания, закрепленные в ст. 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Согласно ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. К грубым нарушениям работником трудовых обязанностей относится в том числе появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии наркотического опьянения (пп. "б" п. 6 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 определен примерный перечень должностей, в отношении которых допускается применение п. 8 ст. 81 ТК РФ. К ним относятся: преподаватели учебных заведений различного уровня, воспитатели детских учреждений и др. Представляется, что совершение указанными работниками отдельных административных правонарушений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, является аморальными проступками и, следовательно, у работодателя имеются основания для расторжения с ними трудового договора. К федеральному государственному гражданскому служащему (далее - ФГГС), согласно ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным данным Законом. За появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, согласно пп. "б" п. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", с ФГГС может быть расторгнут служебный контракт по инициативе представителя нанимателя. При этом ФГГС освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется со службы. Личный состав отдельных органов, в которых предусмотрена военная служба, имеет ряд особенностей в правовом положении, в том числе связанных с привлечением к ответственности за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" и ст. 18 Федерального закона "О государственной охране" военнослужащие и гражданский персонал органов Федеральной службы безопасности и государственной охраны могут быть уволены со службы (работы) в случае отказа от прохождения обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. 3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219. 4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. N 22. 1998. Ст. 2331. 5. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2594. 6. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269. 7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. 8. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749. 9. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы) (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 38. Ст. 4534. 10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 27. Ст. 3198. 11. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 27. Ст. 3289. 12. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р. В. Боскачева, И. В. Овсянникова и Д. А. Савельева" // Российская газета. 03.04.2013. 13. Определение Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 5н-126/08(г). 14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Российская газета. 08.04.2004. 15. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с. 16. Хомчик В. В. Судебная защита прав и свобод военнослужащих и законных интересов государства при увольнении военнослужащих с военной службы: теория и практика правового регулирования: Монография. Серия "Право в Вооруженных Силах - Консультант". М.: За права военнослужащих, 2012. Выпуск 132. 160 с. 17. Закиров Р. А., Корякин В. М., Шанхаев С. В. Невыполнение военнослужащим условий контракта как основание его досрочного увольнения с военной службы: проблемы правоприменительной практики // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2012. N 10. С. 97 - 103.
Название документа