Система договоров, опосредующих предоставление коммунальных ресурсов собственникам и пользователям жилых помещений
(Свит Ю. П.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2012, N 12) Текст документаСИСТЕМА ДОГОВОРОВ, ОПОСРЕДУЮЩИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Ю. П. СВИТ
Свит Юлия Павловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.
В статье рассматриваются отдельные проблемы квалификации договоров о предоставлении коммунальных ресурсов собственникам и пользователям жилых помещений.
Ключевые слова: коммунальные услуги; ресурсоснабжение; потребитель коммунальных услуг; исполнитель коммунальных услуг; управление многоквартирным домом.
System of contracts concerned with providing berthing space owners and users with communal resources Yu. P. Svit
Svit Yuliya Pavlovna, candidate of laws, associate professor, associate professor of the civil and family law department of Kutafin Moscow state law academy.
The article is concerned with certain problems of qualifying contracts as contracts concerned with providing berthing space owners and users with communal resources.
Key words: public services; providing resources; public services consumer; public services performer; managing a multiple dwelling.
Полноценное пользование жилыми, а также значительной частью нежилых помещений в настоящее время немыслимо при отсутствии возможности получения таких коммунальных ресурсов, как холодная и горячая вода, электрическая и тепловая энергия, без получения услуг по водоотведению. Специфика подачи коммунальных ресурсов и предоставления услуг по водоотведению в том, что для этого требуется наличие инженерных систем, оборудования, позволяющих получить соответствующее благо, вести его учет. Наличие внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, является качественной характеристикой многоквартирного дома или жилого дома и именуется благоустройством. В отношении жилых помещений Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции <1> устанавливает обязательные требования к уровню благоустройства, несоблюдение которых влечет признание помещения непригодным для постоянного проживания. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.
Предоставление потребителю любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов именуется коммунальными услугами (абз. 9 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) <2>). -------------------------------- <2> Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" // СЗ РФ. 2011. N 22. Ст. 3168.
При этом, хотя предоставление соответствующих ресурсов объединяется понятием "коммунальные услуги", само по себе снабжение определенными ресурсами через присоединенную сеть рассматривается как разновидность договора купли-продажи <3>. -------------------------------- <3> Подробнее о проблеме квалификации договоров о снабжении через присоединенную сеть см.: Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации: Монография. М.: Юрист, 2005.
Предоставление необходимого набора коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом. Закон предусматривает три способа управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. В зависимости от избранного собственниками помещений многоквартирного дома способа управления определяется и схема предоставления коммунальных услуг. При непосредственном управлении договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения от своего имени. В этом случае исполнителем коммунальных услуг является непосредственно ресурсоснабжающая организация. Законодательство допускает заключение собственниками при непосредственном управлении договора о предоставлении коммунальных услуг с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями. Данные отношения строятся по модели договора комиссии. Во всех остальных случаях исполнителем коммунальных услуг является организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, - ТСЖ, специализированный жилищный кооператив, управляющая организация. Таким образом, существуют две основные системы получения коммунальных услуг потребителями-собственниками: 1) непосредственно на основании договора с ресурсоснабжающей организацией либо через организацию, действующую от своего имени, но по поручению и в интересах собственников жилых помещений; 2) от организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, - ТСЖ, потребительского кооператива, управляющей организации. Обязанность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, по оказанию коммунальных услуг следует из целей их деятельности. При этом отношения между конкретным собственником и исполнителем должны основываться на договоре. Обязанности управляющей организации по оказанию коммунальных услуг определяются договором управления многоквартирным домом. Согласно Правилам оказания коммунальных услуг управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. Если управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ или жилищным потребительским кооперативом, обязанность последних оказывать коммунальные услуги вполне могла бы основываться на членстве собственников помещений в таких организациях, а для потребителей, не вступивших в товарищество (кооператив), - на договоре с товариществом (кооперативом). Однако из содержания Правил оказания коммунальных услуг следует, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме товариществом или кооперативом также определяются договором. Товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме, как являющемуся, так и не являющемуся его членом, в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. То есть необходимость заключения договора, определяющего условия предоставления коммунальных услуг, предусмотрена как для членов ТСЖ или жилищного кооператива, так и для лиц, не вступивших в указанные организации. При этом также очевидно, что отсутствие договора само по себе не лишает права как членов ТСЖ (жилищного кооператива), так и лиц, не являющихся членами соответствующих организаций, на получение возможного, исходя из степени благоустройства дома, набора коммунальных услуг. Обязанность ТСЖ или жилищного потребительского кооператива предоставить собственникам коммунальные услуги, требования к качеству которых определяются техническими и санитарными нормами, следует из статуса соответствующих организаций. Оплата данных услуг производится согласно установленным в соответствии с законодательством ценам и тарифам. Таким образом, заключение договора с собственниками жилых помещений, являющимися членами ТСЖ или жилищного потребительского кооператива, представляется излишним. Такой договор необходим для лиц, не являющихся членами соответствующих организаций. Представляется, что и с данными лицами рационально заключать не отдельный договор об оказании коммунальных услуг, а включать эти условия в договор, определяющий все взаимоотношения между ТСЖ или жилищным потребительским кооперативом и собственником, связанные с управлением многоквартирным домом. Однако и в этом случае отсутствие договора не ограничивает собственника в возможности получения коммунальных услуг, а также ТСЖ или жилищный потребительский кооператив в возможности требования оплаты коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт общего имущества, так как данные права императивно закреплены в ЖК РФ (ст. 137, 138, 143.1). Схема получения потребителями коммунальных услуг может усложниться, если ТСЖ или специализированный потребительский кооператив передадут функции по управлению, включая предоставление коммунальных услуг, управляющей организации. В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией. Поскольку управляющие организации, ТСЖ и жилищные кооперативы являются исполнителями коммунальных услуг, они отвечают перед потребителем за надлежащее исполнение оказываемых услуг, включая соблюдение условий о качестве и количестве передаваемых ресурсов. Лица, не являющиеся собственниками, - наниматели, пользователи по договору безвозмездного пользования (ссуды) - получают коммунальные услуги опосредованно: их получение должен обеспечить собственник жилого помещения в соответствии с договором найма жилого помещения, аренды либо с договором безвозмездного пользования. Пункт 2 ст. 676 ГК РФ предусматривает, что наймодатель обязан предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг. В случае, когда собственник обеспечивает предоставление коммунальных услуг, но на него не возлагается обязанность непосредственного их предоставления, он обязан заключить договоры с исполнителем (ресурсоснабжающими организациями), а при необходимости совершить и иные действия, необходимые для получения коммунальных услуг. Таким образом, в данном случае на собственника жилого помещения, передавшего жилое помещение во временное владение и пользование, должна возлагаться ответственность перед нанимателем, арендатором, ссудополучателем только за наличие необходимых договоров с исполнителем, но не за предоставление самих коммунальных услуг и качество коммунальных ресурсов. Ответственность на собственника может быть возложена, если расходы по оплате данных услуг он принял на себя, но свои обязательства должным образом не исполняет, что приводит к приостановлению или ограничению подачи коммунальных ресурсов пользователю. Вместе с тем при неисполнении обязанностей по внесению коммунальных платежей нанимателями управляющая организация вправе взыскать соответствующие платежи с собственника жилого помещения. Так, в Определении от 24 апреля 2012 г. N ВАС-1778/12 Высший Арбитражный Суд РФ указал, что неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от исполнения своих обязанностей перед управляющей компанией <4>. -------------------------------- <4> СПС "КонсультантПлюс".
Порядок и условия предоставления коммунальных услуг регулируются рядом нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям законодательства. Хотя ЖК РФ включает регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг, а также отношений по внесению платы за коммунальные услуги в предмет жилищного законодательства, следует согласиться с мнением, что "правоотношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам являются одновременно и гражданско-правовыми отношениями, и жилищными правоотношениями, и правоотношениями в области защиты прав потребителей" <5>. Соответствующие отношения основываются не только на нормах гражданского права, а имеют публично-правовой характер, являются административными (в частности, это касается установления цен и тарифов на коммунальные услуги, осуществления государственного контроля качества оказания коммунальных услуг). -------------------------------- <5> Гордеев Д. П., Прокофьев В. Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // СПС "КонсультантПлюс".
Снабжение определенными видами коммунальных ресурсов регулируется также специальным законодательством, устанавливающим особенности производства и передачи отдельных видов ресурсов, ценообразования и др. Например, весьма обширен круг нормативных правовых актов, регулирующих отношения газоснабжения, снабжения электроэнергией. Регулирование отношений в сфере обеспечения потребителей коммунальными ресурсами осложняется тем, что хотя жилищное законодательство и квалифицирует данные отношения как предоставление услуг, тем не менее применение к соответствующим отношениям положений гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг весьма проблематично. Как законодательство, так и теория при решении вопроса о природе возникающих между потребителем и исполнителем отношений противоречивы. Исследователи отмечают, что отношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданское законодательство, в отличие от жилищного, квалифицирует как энергоснабжение, являющееся разновидностью не оказания услуг, а купли-продажи. Регулирование одних и тех же отношений в рамках различных по своей природе договорных видов не является достоинством законодательства и, безусловно, нуждается в совершенствовании <6>. -------------------------------- <6> См.: Тарасова А. Е. Жилищное право как частно-публичная отрасль права // Жилищное право. 2011. N 3. С. 5 - 30.
Действительно, если обратиться к отношениям, возникающим при оказании коммунальных услуг, возникает интересная ситуация: исполнитель заключает договоры о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов - энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения. Указанные договоры о снабжении определенным коммунальным ресурсом через присоединенную сеть квалифицируются как разновидность купли-продажи, основная цель которой - приобретение в собственность определенного материального блага. Так, газоснабжение определяется как одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа (ст. 2 ФЗ от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <7>). Относительно недавно принятый ФЗ от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" <8> устанавливает, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено данным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 ст. 13). -------------------------------- <7> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667. <8> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7358.
В действительности потребители коммунальных услуг также заинтересованы не в получении услуги как таковой, а в получении необходимых им коммунальных ресурсов. Это подтверждается тем, что оплате подлежит именно потребленный коммунальный ресурс. При решении вопроса о существе отношений, возникающих в связи с предоставлением коммунальных услуг потребителям, важно определиться с тем, в чем заключаются соответствующие услуги. Согласно Правилам оказания коммунальных услуг данные услуги предполагают подачу коммунальных ресурсов потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). При этом как бы законодатель ни акцентировал обязанность именно по совершению действий - подачи, обслуживания и т. д., тем не менее все эти действия подчинены решению одной задачи: передаче потребителю соответствующего коммунального ресурса (за исключением водоотведения). Это обстоятельство нашло отражение и в специальном законодательстве. Так, в ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договоры горячего и холодного водоснабжения квалифицируются как разновидность купли-продажи, а договор водоотведения - как договор возмездного оказания услуг (ст. 13, 14). Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сама коммунальные ресурсы не производит, а по сути лишь обеспечивает их приобретение и передачу потребителям. При этом никаких вещных прав на приобретаемые для оказания коммунальных услуг ресурсы управляющая организация не получает. Данная схема позволяет трактовать соответствующие отношения как посреднические. В частности, такой подход отражен в налоговом законодательстве и в судебных актах, разъясняющих правила налогообложения при предоставлении коммунальных услуг. Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 5 октября 2007 г. N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" <9> указывается, что "ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ... Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг... выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ". -------------------------------- <9> Вестник ВАС РФ. 2007. N 11.
Аналогичный вывод сделан в решении ВС РФ от 22 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1401. В обоснование своей позиции по делу Верховный Суд РФ пояснил, что товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности, в соответствии с избранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества на основании членства в организации, другим собственникам помещений, не являющимся членами товарищества, - на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества, заключаемых согласно п. 2 ст. 138 ЖК РФ. Товарищество собственников жилья представляет интересы собственников помещений и действует в их интересах, само товарищество не выступает в качестве потребителя коммунальных услуг и не является их перепродавцом, суммы, внесенные собственниками помещений в многоквартирном доме за потребленные ими коммунальные услуги, не являются платой товариществу за эти услуги, а предназначены для оплаты стоимости коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, предоставившим их в соответствии с заключенными договорами <10>. -------------------------------- <10> СПС "КонсультантПлюс".
Посреднический характер деятельности по оказанию коммунальных услуг прослеживается в отдельных положениях актов, непосредственно регулирующих предоставление коммунальных услуг, в частности в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" <11> и Постановлении Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" <12>. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2012. N 8. Ст. 1040. <12> СЗ РФ. 2012. N 14. Ст. 1651.
Коммунальные ресурсы непосредственно поступают потребителям, платежи за них поступают от потребителей в полном объеме ресурсоснабжающей организации, но через организацию, осуществляющую управление. Причем эта схема может быть изменена - собственники помещений многоквартирного дома могут принять решение и о непосредственном внесении платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации. Итак, собственного интереса в приобретении коммунального ресурса организация, осуществляющая управление, не имеет. Отношения между управляющей организацией и потребителем также имеют сходство с субабонентскими правоотношениями: управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы и перепродает их потребителям. Однако как таковой перепродажи в данном случае не наблюдается, так как управляющая организация в свою пользу плату не получает - она собирает плату за коммунальные ресурсы с потребителей и передает ее ресурсоснабжающей организации. В судебной практике возникал вопрос о вознаграждении управляющей организации за деятельность по передаче потребителю коммунальных ресурсов. Так, управляющая компания, оспаривая положение п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам 2006 г. <13>, указывала, что оно фактически принуждает управляющие организации оказывать коммунальные услуги бесплатно. Верховный Суд РФ данное утверждение признал необоснованным, поскольку коммунальные услуги являются составляющей деятельности по управлению многоквартирным домом, оплачиваемой на основании договора об управлении многоквартирным домом <14>. -------------------------------- <13> Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (утратило силу с 1 сентября 2012 г.) // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2501. <14> См.: решение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1871 // СПС "КонсультантПлюс".
Суть услуг, оказываемых ТСЖ, специализированным потребительским кооперативом и управляющей организацией, заключается во вступлении в договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией, поддержании в работоспособном состоянии внутридомового инженерного оборудования, приборов учета, а также сборе и перечислении платежей ресурсоснабжающей организации (причем последнее необязательно). То есть это те действия, которые выполняются в рамках исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом. Однако, поскольку в данном случае управляющая организация не просто заключает договоры о снабжении коммунальными ресурсами в интересах собственников, но и осуществляет ряд фактических действий, отношения по подаче коммунальных ресурсов управляющей организацией, ТСЖ и жилищным кооперативом не идентичны с теми, которые возникают между собственниками, осуществляющими непосредственное управление, и привлеченным для заключения договора с ресурсоснабжающей организацией юридическим лицом. Жилищный кодекс РФ (ст. 138, 162) и Правила предоставления коммунальных услуг <15> устанавливают, что управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы являются исполнителями соответствующих услуг. Они обязаны предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (п. 31 Правил оказания коммунальных услуг). -------------------------------- <15> См.: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Эта позиция поддерживается и рядом специалистов, отмечающих, что ни Гражданский кодекс РФ, ни Жилищный кодекс РФ не отводят управляющей организации посредническую миссию. Признание управляющих организаций посредниками влечет за собой ущемление интересов потребителей коммунальных услуг. Сторонники приведенной позиции указывают, что исполнитель приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации, затем при помощи внутридомовых инженерных систем предоставляет гражданам коммунальные услуги <16>. -------------------------------- <16> См.: Савицкая О. Г. Особенности правового положения управляющей организации в сфере предоставления коммунальных услуг // Юрист. 2012. N 2. С. 12 - 17.
Такая несколько уязвимая с теоретической точки зрения схема позволяет возложить ответственность перед потребителем за ненадлежащее ресурсоснабжение на управляющую организацию, ТСЖ, жилищный потребительский кооператив, не вынуждая потребителя разбираться, к кому и в каком случае предъявлять требования в связи с нарушением условий предоставления коммунальных ресурсов. Ведь при посреднической схеме ответственность исполнителя будет ограничена - большая часть требований к качеству, перебоям в обеспечении коммунальными ресурсами потребителей придется предъявлять ресурсоснабжающим организациям. Министерство регионального развития РФ в письме от 20 марта 2007 г. N 4989-СК/07 <17> разъяснило, что обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. -------------------------------- <17> Письмо Минрегиона РФ от 20 марта 2007 г. N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6 (ч. II).
Исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора. Ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя, который освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя. Таким образом, ответственность за действия ресурсоснабжающей организации возлагается на исполнителя, независимо от того, было ли надлежащим поведение самой организации-исполнителя и могла ли она предотвратить нарушение. Так, управляющая организация была привлечена к ответственности за нарушения требований к качеству горячей воды, поставляемой потребителю. Причем, хотя было установлено, что данное нарушение было допущено ресурсоснабжающей организацией, именно в адрес управляющей организации Роспотребнадзор направил предписание о прекращении нарушения прав потребителей и о проведении мероприятий по приведению температуры горячей воды в соответствие с обязательными требованиями. При этом суд указал, что управляющая организация отвечает не только за надлежащее оказание услуг, но и за выбор контрагента, т. е. ресурсоснабжающей организации <18>. -------------------------------- <18> Постановление Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2012 г. N 15417/11 // СПС "КонсультантПлюс".
Ответственность перед потребителем не исключает возможности исполнителя впоследствии предъявить требования к ресурсоснабжающей организации. Однако, исходя из действующего законодательства, такую ответственность нельзя признать регрессной - она является самостоятельной и основывается на договоре ресурсоснабжения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" <19> в договоре ресурсоснабжения предусматриваются следующие условия: -------------------------------- <19> СЗ РФ. 2012. N 8. Ст. 1040.
а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). При установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, ресурсоснабжающая организация отвечает перед исполнителем не в порядке регресса, а за неисполнение договора ресурсоснабжения. Также и управляющая организация будет нести самостоятельную ответственность за оплату потребленных коммунальных ресурсов, независимо от того, получила ли она платежи от непосредственных потребителей и заключен ли этой организацией письменный договор об управлении многоквартирным домом с потребителями. Так, ВАС РФ Определением от 20 февраля 2012 г. N ВАС-572/12 признал обоснованными постановления судов низших инстанций, которые, руководствуясь ст. 539, 544 Гражданского кодекса РФ, ст. 155, 157 Жилищного кодекса РФ, положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, пришли к выводу об обязанности компании произвести оплату фактически потребленной гражданами, проживающими в многоквартирных жилых домах, находящихся в ее управлении, тепловой энергии, исчисленной по установленному нормативу потребления коммунальных услуг и действующему тарифу. Ресурсоснабжающая организация может осуществлять оказание коммунальных услуг непосредственно потребителям, как это имеет место при непосредственном управлении. И в этом случае с ней заключаются договоры снабжения определенным видом (видами) ресурсов, а не оказания коммунальных услуг, но ресурсоснабжающая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг. Согласно Правилам, обязательным при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, "управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг". Однако в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, потребители не могут заключить договор с ресурсоснабжающей организацией непосредственно, соответственно такая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг (письмо Министерства финансов РФ от 11 августа 2009 г. N 03-03-09/126). Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома, заключая договор управления многоквартирным домом, не могут исключить из обязанностей управляющей организации предоставление коммунальных услуг или выделить какие-либо виды услуг с целью заключения договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. При наличии организации, осуществляющей управление, - ТСЖ, жилищного потребительского кооператива, управляющей организации - допускается лишь принятие решения собственниками (членами ТСЖ, жилищного кооператива) о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. В данном случае исполнение будет производиться третьим лицом по правилам ст. 313 ГК РФ. Таким образом, исполнение обязанности по оплате непосредственно ресурсоснабжающей организации не исключает ответственности организации, осуществляющей управление ни перед потребителями за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию коммунальных услуг, ни перед ресурсоснабжающей организацией в случае, если потребители должным образом не исполняют обязанностей по оплате. Итак, ресурсоснабжающая организация на основании заключенного с исполнителем договора купли-продажи продает коммунальные ресурсы исполнителю, а он (исполнитель), в свою очередь, заключает с потребителем самостоятельный договор на предоставление коммунальных услуг, предметом которого, кроме этих же самых ресурсов, является также деятельность по обслуживанию сетей, через которые осуществляется их подача, и иного оборудования <20>. -------------------------------- <20> См.: Михайлов В. К. Предоставление услуг или снабжение ресурсами - вот в чем вопрос // Жилищное право. 2009. N 4.
Как видно из изложенного, деятельность по обслуживанию сетей, обеспечивающих подачу коммунальных ресурсов, является необходимой для осуществления подачи соответствующих ресурсов, которые в силу их специфики иным образом предоставляться не могут. Неопределенность с трактовкой характера взаимоотношений между управляющей организацией-исполнителем и потребителем приводит в теории и судебной практике к смешению договорных форм. Так, А. Д. Жанэ в статье "Правовые проблемы деятельности организаций коммунального комплекса" пишет: "Между ОКК (организации коммунального комплекса. - Ю. С.) и УО (управляющей организацией. - Ю. С.) имели место отношения по купле-продаже электрической энергии, направленные на последующую продажу УО энергии потребителям коммунальных услуг (выделено мной. - Ю. С.). УО выступает по отношению к ОКК потребителем энергии, а по отношению к конечным потребителям - исполнителем коммунальных услуг" <21>. -------------------------------- <21> Жанэ А. Д. Правовые проблемы деятельности организаций коммунального комплекса // СПС "КонсультантПлюс".
Также неоднозначны и законодательные формулировки, что вызывает необходимость их разъяснения. К примеру, в письме Минрегиона от 28 мая 2012 г. N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354" разъясняется соотношение Правил предоставления коммунальных услуг и законодательства о газоснабжении. Противоречивость законодательных положений, регулирующих передачу коммунальных ресурсов потребителям, отражается и в судебной практике. К примеру, в решении Верховного Суда РФ от 8 июня 2012 г. N АКПИ12-604 по делу о признании недействующим пп. "е" п. 3 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" суд пояснил, что в рамках отношений, регулируемых этим Постановлением, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. В силу этого никакие дополнительные расходы, в том числе связанные с потерями ресурсов в сетях, взыскиваться с управляющей организации не должны. Обосновывая сделанный вывод, суд сослался одновременно на положения ГК РФ об энергоснабжении (ст. 544) и положения ЖК РФ об оказании коммунальных услуг (ст. 157) <22>. -------------------------------- <22> СПС "КонсультантПлюс".
Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на преимущества возложения на исполнителя всей полноты ответственности перед потребителями за подачу коммунальных ресурсов, а перед ресурсоснабжающими организациями - за оплату, необходимо учитывать, что организации, осуществляющие управление, реально не владеют коммунальным ресурсом и не обеспечивают сами полностью передачу соответствующих ресурсов. Поэтому устранение нарушений ресурсоснабжения именно управляющей организацией может оказаться проблематичным. Что касается ответственности за выбор контрагента, то надо учитывать, что в сфере предоставления коммунальных услуг зачастую альтернативы ресурсоснабжающей организации нет. Реализация ответственности за своевременное внесение платежей потребителями также может быть затруднительной, в частности, если взыскание осуществляется с некоммерческих организаций - ТСЖ или жилищного потребительского кооператива, как правило, не владеющих значительными собственными финансовыми средствами и не имеющих в собственности ликвидного имущества для обращения взыскания по долгам за коммунальные ресурсы. Рассмотренные примеры из судебной практики позволяют сделать вывод о несовершенстве установленной жилищным законодательством системы договоров о предоставлении коммунальных услуг, при которой отношения по продаже определенных коммунальных ресурсов в связи со спецификой способа передачи указанных ресурсов трансформируются в оказание услуги. При этом все действия, которые могут быть охарактеризованы как услуги исполнителя, определяются его статусом как лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.
Библиографический список
1. Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации: Монография. М.: Юрист, 2005. 2. Гордеев Д. П., Прокофьев В. Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // СПС "КонсультантПлюс". 3. Жанэ А. Д. Правовые проблемы деятельности организаций коммунального комплекса // СПС "КонсультантПлюс". 4. Михайлов В. К. Предоставление услуг или снабжение ресурсами - вот в чем вопрос // Жилищное право. 2009. N 4. 5. Савицкая О. Г. Особенности правового положения управляющей организации в сфере предоставления коммунальных услуг // Юрист. 2012. N 2. 6. Тарасова А. Е. Жилищное право как частно-публичная отрасль права // Жилищное право. 2011. N 3.
Название документа