О реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей при несоответствии площади распределяемого жилья нормам предоставления жилых помещений, установленным действующим законодательством. История вопроса и первые шаги практической реализации
(Трофимов Е. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 12) Текст документаО РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПРИ НЕСООТВЕТСТВИИ ПЛОЩАДИ РАСПРЕДЕЛЯЕМОГО ЖИЛЬЯ НОРМАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫМ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ПЕРВЫЕ ШАГИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Е. Н. ТРОФИМОВ
Трофимов Е. Н., начальник отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГУ "Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции запаса.
В статье рассматривается история возникновения проблемы компенсации затрат федерального бюджета в связи с предоставлением военнослужащим и членам их семей жилых помещений сверх установленных норм, а также практическая реализация указанной нормы.
Ключевые слова: военнослужащий, жилищное обеспечение, компенсация затрат федерального бюджета, нормы предоставления общей площади жилого помещения, стоимость квадратного метра общей площади.
On the realization of housing rights of service members and their families... E. N. Trofimov
In article the history of occurrence of a problem of indemnification of expenses of the federal budget in connection with granting by the military man and to members of their families of premises over the established norms, and also practical realisation of the specified norm is considered.
Key words: the military man, housing maintenance, indemnification of expenses of the federal budget, norm of granting of a total area of premises, cost of square metre of a total area.
Несоответствие площади жилых помещений, закупаемых Министерством обороны Российской Федерации для распределения военнослужащим, установленным ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нормам предоставления площади жилого помещения неоднократно было предметом обсуждения на страницах научно-практического журнала "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение". Предлагались разные варианты разрешения указанной проблемы, но наиболее приемлемой большинством авторов виделась возможность денежной компенсации затрат федерального бюджета в связи с предоставлением военнослужащему и членам его семьи жилого помещения сверх установленных норм. Исходя из анализа действующего законодательства можно было предположить, что такой проблемы вовсе не должно быть. Так, в соответствии с Правилами приобретения в 2008 - 2009 гг. квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. N 902 <1>, были установлены четко определенные требования в отношении приобретаемых квартир, согласно которым общая площадь приобретаемых квартир должна была составлять: -------------------------------- <1> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=82480
- группа 1-комнатных квартир - 18 - 45 квадратных метров; - группа 2-комнатных квартир - 36 - 63 квадратных метра; - группа 3-комнатных квартир - 54 - 81 квадратный метр; - группа 4-комнатных квартир - 72 - 99 квадратных метров.
Указанные требования соответствовали нормам предоставления жилья военнослужащим, установленным ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", введенной в это же время Федеральным законом от 1 декабря 2008 N 225-ФЗ <2>. Были определены максимальные площади подлежащих приобретению квартир: -------------------------------- <2> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=107711
- группа 1-комнатных квартир - 18 - 45 кв. м для предоставления одиноко проживающим военнослужащим и военнослужащим, состав семей которых составлял два человека, из расчета: 18 x 2 + 9 = 45 квадратных метров; - группа 2-комнатных квартир - 36 - 63 кв. м - для военнослужащих с составом семьи из трех человек из расчета: 18 x 3 + 9 = 63 квадратных метра; - группа 3-комнатных квартир - 54 - 81 кв. м - для военнослужащих с составом семьи из четырех человек из расчета: 18 x 4 + 9 = 81 квадратный метр; - группа 4-комнатных квартир - 72 - 99 кв. м - для военнослужащих с составом семьи из пяти человек из расчета: 18 x 5 + 9 = 99 квадратных метров. Однако на практике случилось так, что государственные контракты по приобретению для нужд Министерства обороны Российской Федерации жилых помещений были заключены с нарушением вышеуказанных требований к приобретаемым жилым помещениям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. N 902. В результате этого в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации оказалось множество жилых помещений, общие площади которых не соответствовали нормам предоставления жилья. Так, например однокомнатная квартира с общей площадью более 45 квадратных метров не могла быть предоставлена семье военнослужащего, состоящего из двух человек, а семье из трех человек она мала и к тому же не соответствовала бы требованиям ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации. Часть 1 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия <3>. Аналогичное положение складывается и в отношении двух-трех - и четырехкомнатных квартир. Так, двухкомнатная квартира площадью более 63 квадратных метров, но менее 72 квадратных метров не может быть предоставлена военнослужащему с составом семьи из трех человек в связи с превышением общей площади жилого помещения по нормам предоставления жилья и мала для семьи военнослужащего, состоящей из четырех человек, так как минимальная норма предоставления жилья для такой семьи составляет 72 квадратных метра (18 x 4 = 72). -------------------------------- <3> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=117057
Попытка разрешения сложившейся проблемы была предпринята еще в 2009 году, когда был подготовлен проект Приказа Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции о порядке оплаты военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации жилья, предоставляемого им по договорам социального найма сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения по их желанию". Указанный проект Приказа был доведен для обсуждения до заместителей командующих войсками военных округов по расквартированию и обустройству войск. Однако существовавший порядок жилищного обеспечения военнослужащих, установленный Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 <4>, не мог обеспечить реализацию предлагаемого порядка оплаты военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации жилья, предоставляемого им по договорам социального найма сверх установленных норм предоставления площади жилого помещения, и содержал потенциальную угрозу возникновения коррупции при условии его реализации. -------------------------------- <4> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=94075
Как указывалось выше, в результате заключения Министерством обороны Российской Федерации государственных контрактов с нарушением требований к приобретаемым жилым помещениям, установленных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. N 902, сотни и тысячи квартир, готовые к заселению, в течение многих месяцев, а в некоторых случаях и до года, оставались пустыми. При этом тысячи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, десятилетиями ожидающих жилья, по-прежнему не могли в них заселиться по причинам несоответствия общих площадей жилых помещений нормам предоставления. За все это время Министерство обороны Российской Федерации терпело и продолжает терпеть колоссальные убытки в связи с содержанием незаселенного жилья. К указанным убыткам можно отнести и затраты Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников) в связи с невозможностью их увольнения с военной службы без обеспечения жильем, денежным и другими видами довольствия. Таким образом, сложилась ситуация, которая требовала безусловного и скорейшего разрешения. С Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 начался новый этап в системе жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Установленный этим Приказом порядок жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей принципиально отличается от ранее установленного порядка. Главной отличительной чертой нового порядка жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации является централизация решения как вопросов признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений, так и вопросов распределения им жилых помещений. Указанный порядок создал необходимые предпосылки для разрешения проблемы, возникшей в связи с наличием в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации большого количества квартир, площадь которых не соответствовала нормам предоставления площади жилого помещения, установленным ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Наконец, Министерством обороны Российской Федерации было принято волевое решение и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450 был утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения (далее - Порядок). Указанному Приказу был присвоен гриф "для служебного пользования", что исключает его открытую публикацию. Однако в эпоху всеобщей компьютеризации и возможности широкого доступа в Интернет это не является препятствием для ознакомления с указанным Приказом Министра обороны Российской Федерации <5>. -------------------------------- <5> С приказом можно ознакомиться в Интернете по следующим адресам: http:// viktor01.wmsite. ru/ prikaz-ministra-oborony-1450-dsp/; http:// konoplev. net/ forum/ index. php/ topic/ 1036/ page_ pid_ 12832_ st_ 0@entry12832?s= 2906c2a96fd080e17db2f9cf2c58709c; http:// narod. ru/ disk/ 25952024001/ 1450_full. rar. html(дата доступа: 23.11.2011). На указанный приказ ссылаются военные юристы на страницах ведущих СМИ (см., например: Российская газета от 17.11.2011 (электронная версия: http:// www. rg. ru/ 2011/ 11/ 17/ predel-yurist-site-anons. html). Консультация юриста: Жилье военнослужащему, подлежащему увольнению по достижении предельного возраста; Комсомольская правда от 28.10.2011 (электронная версия: http:// ivanovo. kp. ru/ daily/ 25778 2761811/). Свыше трехсот офицеров бывшей 22-й армии так и не получили жилье).
Рассматриваемый Приказ Министра обороны Российской Федерации подвергается активной критике со стороны тех, кто уже с ним ознакомился. В большинстве случаев такая критика обоснованна. Однако, оппонируя доводам лиц, критикующих приказ, следует отметить, что его подписание и реализация - мера вынужденная и при сложившихся обстоятельствах необходимая. С учетом этого и следует рассматривать недостатки Порядка. О некоторых недостатках Порядка и проблемах его реализации будет сказано ниже, одновременно будут изложены некоторые предложения по его совершенствованию. Так, текст Приказа Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения" начинается словами: "В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"...". Однако ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не содержат норм, предусматривающих возможность компенсации военнослужащими затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления. Поскольку приказ не был зарегистрирован в Минюсте России и официально опубликован, следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т. е. обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу <6>. -------------------------------- <6> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=2875
Также является обязательной государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 N 763) <7>. Причем государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 апреля 1998 N 42) <8>. -------------------------------- <7> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=54210 <8> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=18568
В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера <9>. -------------------------------- <9> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=117888
Из анализа действующего порядка государственной регистрации, опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти можно прийти к следующим выводам: 1) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т. е. обнародованы; 2) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации; 3) нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, в том числе затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не подлежат публикации, но обязательно должны пройти государственную регистрацию. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450 безусловно затрагивает права и обязанности как военнослужащих, так и членов их семей, следовательно, должен был пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, чего не было сделано. Ввиду указанного соответствие названного Приказа действующему законодательству и правомерность его применения могут быть подвергнуты сомнению. Сомнительным является также присвоение данному документу грифа "для служебного пользования". Анализировать практические аспекты рассматриваемого Приказа Министра обороны Российской Федерации следует с самого начала Порядка. Так, п. 2 Порядка гласит, что предоставление военнослужащему жилого помещения общей площадью сверх нормы, установленной ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется при волеизъявлении военнослужащего на компенсацию затрат бюджета за излишне предоставляемую общую площадь жилого помещения и с обязательным условием заключения с военнослужащим договора социального найма жилого помещения, а в предусмотренных случаях передачи в собственность бесплатно. В отношении указанного пункта Порядка необходимо отметить, что военнослужащий вправе лишь согласиться с предоставлением ему и членам его семьи жилого помещения сверх установленных норм предоставления на условиях компенсации затрат федерального бюджета излишне предоставляемой площади жилого помещения, но не может требовать предоставления ему жилого помещения на указанных условиях, в том числе с указанием конкретного размера площади жилого помещения сверх установленных норм предоставления. Право предоставления военнослужащему жилого помещения на рассматриваемых условиях относится к исключительной компетенции органа, наделенного полномочиями по распределению военнослужащим и членам их семей жилых помещений, каковым является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Указанная функция закреплена за Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 <10>. -------------------------------- <10> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=EXP;n=504967
Следует также отметить, что военнослужащий, соглашаясь на компенсацию затрат федерального бюджета за излишне предоставляемую общую площадь жилого помещения, не предполагает и не может предположить, какой размер компенсации ему может быть предложен. Соглашаясь на эти условия, военнослужащий лишь точно знает, что размер компенсации, которую он должен будет внести, не может быть более стоимости 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Это максимально допустимый размер превышения норм предоставления жилья, предоставляемого военнослужащему и членам его семьи на условиях компенсации затрат федерального бюджета (п. 3 Порядка). Таким образом, разным военнослужащим при наличии у них одинаковых условий получения жилья (соответствие состава семьи, соответствие права на дополнительную жилую площадь) могут быть предложены жилые помещения с различным превышением норм предоставления. Такое положение содержит потенциальную угрозу коррупции, так как распределение жилья на рассматриваемых условиях производится конкретными людьми. При этом предоставляемое военнослужащему и членам его семьи жилое помещение на условиях компенсации затрат федерального бюджета может превышать от 1 квадратного метра до 18 квадратных метров (хотя рассматриваемый Приказ минимальную общую площадь жилого помещения в целях реализации такого права не устанавливает). В соответствии с п. 6 Порядка стоимость одного квадратного метра жилого помещения определяется на основании начальной цены одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утверждаемой ежеквартально приказом Министра обороны Российской Федерации. При этом для расчета компенсации затрат федерального бюджета указанная цена определяется на дату регистрации права собственности Российской Федерации на жилое помещение. Такой подход к определению размера компенсации затрат федерального бюджета видится не совсем справедливым и законным. Так, в настоящий момент закупка жилья для военнослужащих производится на основании государственных контрактов, заключение которых происходит на конкурсной основе на аукционе. Основная цель указанных государственных контрактов - приобретение жилых помещений по минимальной и приемлемой для Министерства обороны Российской Федерации стоимости. Поэтому цена одного квадратного метра по конкретному государственному контракту потенциально может быть и ниже начальной цены одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, особенно тогда, когда закупка жилья осуществляется не в столице субъекта Российской Федерации, а в иных населенных пунктах на территории этого субъекта. Расчет компенсации затрат федерального бюджета исходя из цены одного квадратного метра на дату регистрации права собственности Российской Федерации, как это предусмотрено абз. 2 п. 6 Порядка, видится еще более несправедливым и незаконным. Ведь стоимость квадратного метра жилья на дату регистрации права собственности Российской Федерации может отличаться как от начальной стоимости жилья на момент аукциона, так и от его фактической стоимости, сложившейся в ходе аукциона. Таким образом, в Порядок заложена коммерческая составляющая, что видится недопустимым. Наиболее справедливым, приемлемым и соответствующим действующему законодательству явился бы принцип расчета компенсации затрат федерального бюджета в целях реализации Порядка, в основу которого была бы заложена фактическая цена одного квадратного метра жилья, по которой Министерство обороны Российской Федерации приобрело конкретное жилое помещение. Только в этом случае содержание Порядка соответствовало бы его названию и действительно предполагало компенсацию затрат федерального бюджета в связи с предоставлением военнослужащему и членам его семьи жилого помещения сверх установленных норм. Необходимо отметить, что анализ поступления извещений о предоставлении военнослужащим жилых помещений с превышением нормы предоставления жилья на условиях компенсации затрат федерального бюджета показывает, что расчет такой компенсации производится на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждаемой Министром обороны Российской Федерации (п. 6 Порядка). Например, для жилых помещений, предоставляемых военнослужащим на рассматриваемых условиях в городе Екатеринбурге, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра определена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2010 г. N 1556 в размере 33600 руб. Указанная ссылка содержится в извещениях о распределении жилого помещения, которые вручаются военнослужащим. Эта стоимость сегодня соответствует средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации <11>. -------------------------------- <11> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=116800
Не секрет, что стоимость одного квадратного метра жилья, определяемая в Порядке, существенно отличается от фактической рыночной стоимости этого же жилья. Иногда такое отличие достигает и двух раз, т. е. средняя рыночная стоимость, определенная, как это предусмотрено Порядком, может в разы отличаться от фактической рыночной стоимости, сложившейся в соответствующем населенном пункте. Она может быть как больше, в случае приобретения жилья в столицах субъекта Российской Федерации, так и меньше, если приобретаемое Министерством обороны Российской Федерации жилье находится в иных населенных пунктах соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, военнослужащий, которому распределено жилое помещение с превышением норм предоставления на условиях компенсации затрат федерального бюджета в населенном пункте, где фактическая стоимость квадратного метра выше средней рыночной стоимости, определенной для расчета такой компенсации (это прежде всего столицы субъектов Российской Федерации и иные крупные города), оказывается в более выигрышном положении, "богаче", чем военнослужащий, получающий жилое помещение на этих же условиях в ином населенном пункте (небольшие населенные пункты, районные центры), где фактическая стоимость квадратного метра жилья может быть гораздо меньше стоимости квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определенной Министерством обороны Российской Федерации в целях реализации Порядка. Переход к принципу расчета компенсации затрат федерального бюджета исходя из фактической цены одного квадратного метра жилья, по которой Министерство обороны Российской Федерации приобрело конкретное жилое помещение (ведь в населенных пунктах, где фактическая стоимость квадратного метра жилья ниже официально установленной средней рыночной стоимости, существует возможность приобретения жилья также по меньшей цене), позволил бы военнослужащим, получающим жилые помещения на рассматриваемых условиях в столице субъекта и районном центре, оказаться в равном положении. В ходе практической реализации Порядка у военнослужащих возникает много вопросов к расчету компенсации затрат федерального бюджета. Не вызывает никаких вопросов ситуация, когда жилое помещение с превышением норм предоставления жилья распределяется военнослужащему, не имеющему права на дополнительную жилую площадь. В этом случае к компенсации затрат федерального бюджета предлагается общая площадь жилого помещения, превышающая максимальные нормы предоставления жилья с учетом допустимого превышения, исходя из конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, не более чем на девять квадратных метров в общей сложности. Например, в городе Екатеринбурге военнослужащему с составом семьи четыре человека предлагается жилое помещение на указанных условиях с общей площадью жилья 84,5 квадратных метра. При этом в превышение норм предоставления жилья указывается 3,5 квадратных метра и общая сумма компенсации рассчитывается следующим образом: 33600 x 3,5 = 117600 руб. При наличии у военнослужащего и (или) у членов его семьи права на дополнительную жилую площадь нередки случаи, когда в извещении о распределении жилого помещения с превышением норм предоставления жилья на условиях компенсации затрат федерального бюджета расчет такой компенсации производится исходя из минимального размера дополнительной общей площади жилого помещения, право на которую имеют военнослужащий и (или) члены его семьи, либо без учета допустимого превышения общей площади предоставляемого жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Например, в Екатеринбурге военнослужащему, имеющему воинское звание "полковник", с составом семьи из четырех человек предлагается жилое помещение общей площадью 103 квадратных метра. При этом указывается его право на получение жилого помещения площадью 97 квадратных метров с учетом права на дополнительную жилую площадь (исходя из верхнего предела 25 квадратных метров) и превышение норм предоставления в размере 6 квадратных метров. Указанная площадь предлагается к оплате компенсации из расчета: 33600 x 6 = 201600 руб. В данном случае в отношении такого военнослужащего и членов его семьи при распределении им жилого помещения не учтены положения п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", допускающие превышение норм предоставления жилья не более чем на 9 квадратных метров исходя из конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома, которые военнослужащим также должны предоставляться бесплатно. В рассматриваемом примере военнослужащий и члены его семьи с учетом права на дополнительную жилую площадь имеют право безвозмездно получить жилое помещение до 106 квадратных метров (18 x 4 + 25 + 9). Следовательно, требование о компенсации затрат федерального бюджета в рассматриваемом примере незаконно. К сожалению, такие факты не единичны. Порядком предусмотрено, что в случае несогласия военнослужащего получить жилое помещение на предлагаемых условиях он может отказаться от него. Но многие уставшие от многолетнего ожидания жилья, несмотря не неправомерные требования о компенсации, соглашаются с предложением и готовы компенсировать предлагаемую сумму федеральному бюджету, которая в соответствии с п. 9 Порядка зачисляется на счета соответствующих администраторов доходов федерального бюджета (территориальные финансовые органы Министерства обороны Российской Федерации). Такое решение является вынужденным, так как в соответствии с п. 10 Порядка договор найма жилого помещения заключается или, в предусмотренных случаях, передача жилья в собственность осуществляется лишь после подтверждения факта поступления суммы компенсации затрат федерального бюджета. Учитывая неединичные случаи незаконных требований о компенсации затрат федерального бюджета, как в последнем примере, следует ожидать, что в последующем такие военнослужащие попытаются вернуть незаконно оплаченные ими расходы, в том числе в судебном порядке, что вызовет увеличение судебных споров с участием Министерства обороны Российской Федерации. Жилые помещения военнослужащим предлагаются не только с превышением норм предоставления жилья, установленных действующим законодательством, но и менее этих норм, иногда менее минимальных норм предоставления жилья, на которое имеют право военнослужащие и члены их семей. Согласие военнослужащих и членов их семей на такие квартиры также вынужденное. Они исходят из поговорки: "Лучше синица в руках, чем журавль в небе". Побуждает их к согласию на получение такого жилого помещения десятилетнее ожидание жилья и отсутствие веры в скорейшее получение другого жилого помещения, соответствующего нормам предоставления. Установление порядка компенсации затрат федерального бюджета в связи с предоставлением жилых помещений с превышением норм предоставления открывает возможность восстановления справедливости и в отношении военнослужащих, соглашающихся на получение жилых помещений площадью менее минимальных норм предоставления жилья. Видится правомерным и вполне допустимым установление для военнослужащих, согласившихся на получение жилых помещений менее установленных минимальных норм предоставления жилья, доплаты, рассчитываемой в таком же порядке, как и компенсация затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилья. При этом на указанные выплаты военнослужащим и членам их семей могли бы пойти денежные средства, получаемые Министерством обороны Российской Федерации в результате реализации Порядка.
------------------------------------------------------------------
Название документа