Латентные преступления военнослужащих, сопряженные с применением насилия
(Оноколов Ю. П.) ("Военно-юридический журнал", 2011, N 12) Текст документаЛАТЕНТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СОПРЯЖЕННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ
Ю. П. ОНОКОЛОВ
Оноколов Ю. П., преподаватель Новороссийского филиала Современной гуманитарной академии, кандидат юридических наук, полковник юстиции запаса.
Проводимый отделом проблем латентной преступности и криминологического прогнозирования НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодный мониторинг латентной преступности позволяет констатировать: уровень фактической преступности более чем в восемь раз превышает уровень зарегистрированной. Исследования виктимизации населения нашей страны показали, что пострадавшими от преступлений в 2009 г. считают себя примерно 15%, т. е. около 21 млн. (15% от 142 млн. россиян) человек. С учетом того, что далеко не все преступления причиняют вред конкретной жертве, цифра фактической преступности будет больше как минимум на 20%. В России в 2009 г. совершено порядка 23 млн. латентных преступлений. С учетом 3 млн. зарегистрированных преступных деяний фактически в 2009 г. в России совершено порядка 26 млн. преступлений <1>. Аналогичные цифры были получены в ходе исследований, осуществленных сотрудниками ВНИИ МВД РФ <2>. -------------------------------- <1> Иншаков С. М. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: Монография / Под ред. С. М. Иншакова. М.: ЮНИТА-ДАНА; Закон и право, 2011. С. 6. <2> Кондратюк Л. В., Овчинский В. С. Криминологическое измерение. М., 2008. С. 179.
В марте 2011 г. в Главной военной прокуратуре под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора С. Н. Фридинского состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Предметом обсуждения стали вопросы обеспечения безопасных условий военной службы и предупреждения насильственных преступлений среди военнослужащих. При этом Главным военным прокурором было отмечено, что в течение последних полутора лет, т. е. после значительного увеличения в армии и на флоте количества военнослужащих, проходящих службу по призыву, последовательно увеличивается число насильственных преступлений. В 2010 г. их количество в войсках возросло более чем на 16%. От насилия пострадали тысячи военнослужащих, десятки получили тяжкие увечья, есть и погибшие. Каждое четвертое правонарушение сегодня связано с противоправными действиями в отношении сослуживцев. Во многом именно неуставные взаимоотношения в воинских коллективах являются причиной многочисленных уклонений от военной службы военнослужащих по призыву и даже самоубийств. Количество преступлений, связанных с неуставными взаимоотношениями, среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, в 2010 г. возросло практически во всех войсках и воинских формированиях и, в совокупности с насильственными, составляет уже почти половину всех правонарушений. Причем подавляющее большинство нарушений уставных правил взаимоотношений совершено военнослужащими по призыву. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что меняется мотивация и многие другие критерии таких правонарушений. К примеру, в минувшем году каждое десятое насильственное преступление среди военнослужащих по призыву совершено из корыстных побуждений, а количество таких посягательств, связанных с вымогательством денег и другого имущества у сослуживцев, увеличилось почти в полтора раза. Негативная тенденция сохраняется и в текущем 2011 году - только за первые два месяца в войсках зарегистрировано свыше пятисот насильственных преступлений, в результате которых более 20 военнослужащих получили тяжкие увечья, двое погибли. Такое положение дел обусловлено комплексом причин. Из наиболее значимых - это увеличение количества призывного контингента и явные недоработки командования. И та, и другая в равной степени сыграли существенную роль в увеличении статистических показателей и изменении не в лучшую сторону климата в воинских коллективах. Главный военный прокурор особо подчеркнул необходимость принятия неотложных мер по предупреждению насильственных преступлений среди военнослужащих на национальной почве. Изменение подходов к комплектованию при попустительстве отдельных командиров приводит к тому, что военнослужащие различных этнических групп или землячеств пытаются навязать свои порядки в воинских коллективах. При возросшей служебной нагрузке командиров отсутствие навыков в работе с подчиненными они все чаще подменяют рукоприкладством. В прошедшем году уровень рукоприкладства командиров возрос на треть. За данные преступления к лишению свободы только командиров рот осуждено свыше 50 человек. Далеко не в полной мере реализуют свои полномочия по выявлению и пресечению насильственных преступлений органы дознания. В минувшем году при существенном росте числа неуставных проявлений органами дознания большинства войск и воинских формирований выявлено лишь каждое шестое такое деяние. Продолжается порочная практика сокрытия командованием преступлений от учета. Только в текущем году военными прокурорами выявлено 23 скрытых преступления, из которых треть - насильственные, каждое четвертое - тяжкое. Главный военный прокурор также отметил, что на состояние правопорядка в воинских коллективах негативно влияют системные упущения в обеспечении безопасных условий прохождения службы, сохранности жизни и здоровья военнослужащих, надлежащих условий их размещения. С учетом всего этого участники совещания выработали проект комплексной программы по предупреждению небоевых потерь, преступлений и происшествий, связанных с гибелью и травмированием военнослужащих. В частности, планируется подготовить изменения и дополнения в программы профессионально-должностной подготовки офицеров и сержантов по воспитательной и индивидуальной работе с подчиненными, профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, сплочения воинских коллективов; организовать эффективную работу органов дознания, взаимодействие с общественностью в целях своевременного выявления и предупреждения правонарушений <3>. -------------------------------- <3> "Дедов - на мороз" // Российская газета. 2011. 25 марта. URL: www. rg. ru.
Начальник Главного военного следственного управления А. Сорочкин 4 июля 2011 г., подводя на коллегии итоги первого полугодия 2011 г., обратил внимание на то, что с начала этого года на четверть выросли "неуставные" преступления, причем мордобоем в казарме, как правило, занимаются не офицеры и солдаты-контрактники, а призывная молодежь. Почти две трети таких случаев в 2011 г. приходится на рядовых и сержантов срочной службы <4>. -------------------------------- <4> Гаврилов Ю. Приложил руку // Российская газета. 2011. 5 июля. С. 5.
Вышеприведенные данные об увеличении зарегистрированных "неуставных" преступлений, приведенные Главным военным прокурором и начальником Главного военного следственного управления, по нашему мнению, свидетельствуют об уменьшении латентности данного вида преступлений. В своей практической деятельности все правоохранительные органы, осуществляющие свою деятельность в армии и на флоте (военные прокуратуры, военно-следственные органы, органы ФСБ в войсках, органы дознания, которыми являются командиры воинских частей), должны руководствоваться Уголовным кодексом РФ, согласно ч. 1 ст. 2 которого его задачами являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Как следует из ст. 8 УК РФ, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, причем независимо от того, известно о совершенном преступлении органам уголовной юстиции либо нет. Поэтому, в соответствии с установленным ст. 3 УК РФ принципом законности, каждое преступление, в т. ч. и латентное, должно влечь за собой уголовное наказание либо иные уголовно-правовые последствия, определенные УК РФ. В связи с изложенным правоохранительные органы должны уметь выявлять, раскрывать и расследовать не только известные им и зарегистрированные преступления, но и скрытые, латентные преступления. Вся преступность состоит из двух частей: зарегистрированной (официальной) и латентной (скрытой). Правоохранительные органы регистрируют совершенные преступления, на основе регистрационных данных составляются статистические отчеты о преступности. Однако уголовная статистика о преступности, которая исходит из названных отчетов, не может быть полной без учета латентной преступности. В связи с этим Президент РФ Д. А. Медведев на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ отметил: "Уголовная статистика, как и статистика в целом, довольно лукавая вещь. Как она осуществляется, мы сами знаем: сначала записали, потом подумали, потом выслушали пожелания вышестоящих начальников - и нет ничего. Не предлагаю сейчас конкретных мер по первичной регистрации, но эти меры должны включать в себя и процедурные элементы, и технологические решения. Только в этом случае мы будем с вами оперировать более или менее точными цифрами. Иначе у нас миллион преступлений - туда, миллион - сюда, непонятно, что вообще происходит" <5>. Для выяснения объема реальной, фактической преступности крайне важно исследование и выявление латентных преступлений, в т. ч. в армии и на флоте. -------------------------------- <5> Российская газета. 2010. 5 марта. С. 1.
Обладающими высокой латентностью в армии считаются вымогательство, неуставные взаимоотношения и другие преступления, сопряженные с применением насилия. Латентными остаются по меньшей мере 30,7% неуставных взаимоотношений, но лишь 8% военнослужащих заявляют о насильственных действиях по отношению к ним <6>. -------------------------------- <6> Горелик В. Я. Латентная преступность в условиях военной службы // Военная мысль. 2001. N 2. С. 51.
И. М. Мацкевич и В. Е. Эминов пришли к выводу о том, что латентность неуставных действий и других преступлений, сопряженных с применением насилия, в нашей армии в предыдущие годы составляла 1:300 (на одно зарегистрированное преступление приходится 300 незарегистрированных) <7>. -------------------------------- <7> Эминов В. Е., Мацкевич И. М. Преступность военнослужащих. М., 1999. С. 84.
Как отмечают некоторые авторы, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как правило, в воинских частях регистрируются лишь тогда, когда командование не имеет возможности их скрыть в связи с последствиями деяний: когда самовольно оставивший часть военнослужащий в ходе следствия по уголовному делу заявляет о неуставных отношениях как основной причине своего бегства из части; когда в результате неуставных отношений потерпевшему причиняется средней тяжести или тяжкий вред здоровью, требующий стационарного лечения, влекущего за собой факт сообщения об этом из медицинских учреждений в правоохранительные органы, или наступает его смерть; когда доведенный да отчаяния неуставными отношениями военнослужащий пытается покончить жизнь самоубийством или расстреливает своих обидчиков, находясь в карауле и т. п. <8>. -------------------------------- <8> Моргуленко Е. А. Латентность нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности: сущность, структура, причины и меры по ее нейтрализации // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 1 - 2. С. 10.
Исследователями выявлено, что при снижении числа выявляемых и регистрируемых фактов легких телесных повреждений, истязаний, побоев и преступлений, связанных с ношением оружия, увеличивалось число тяжких преступлений против жизни и здоровья <9>. -------------------------------- <9> Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 15.
Другие авторы <10> обращают внимание на подобную взаимосвязь между преступлениями, связанными с уклонением от прохождения службы, и преступлениями, связанными с причинением телесных повреждений. Объективные данные о судимости военнослужащих за совершение воинских преступлений свидетельствуют о том, что более половины воинских преступлений составляют уклонения от военной службы <11>. По официальным данным МО РФ, преступления, связанные с самовольным оставлением воинской части либо иным уклонением от исполнения обязанностей военной службы, достигают примерно 40% среди иных правонарушений (т. е. не только воинских, но и общеуголовных) <12>. Однако за неуставные действия и иные преступления, сопряженные с применением насилия, к уголовной ответственности привлекается гораздо меньше военнослужащих, чем за уклонения от военной службы, что свидетельствует о значительной латентности насильственных преступлений в армии и на флоте. -------------------------------- <10> Моргуленко Е. А. Там же. С. 13. <11> Обзоры судебной работы гарнизонных военных судов по рассмотрению уголовных дел за 1999 - 2009 гг. М.: Военная коллегия Верховного Суда РФ. <12> Директива Министра обороны РФ от 24.01.2003 N Д-4.
Между тем количество латентных неуставных действий, повлекших совершение уклонений от военной службы, достаточно велико. К примеру, в 1998 - 1999 гг. в ходе проведения Главной военной прокуратурой операций "Явка с повинной" и "Беглец" в правоохранительные органы явились разыскивавшиеся за совершение уклонений от военной службы 13128 лиц, из которых 6695 военнослужащих (50,2%) вынуждены были оставить место службы в результате антиуставных проявлений в подразделениях <13>. Таким образом, увеличение активности в деятельности правоохранительных органов по выявлению насильственных преступлений в войсках, особенно целенаправленное, методически и научно обоснованное, влечет за собой увеличение числа выявленных латентных преступлений, в т. ч. связанных с применением военнослужащими насилия. -------------------------------- <13> Моргуленко Е. А. Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, 2003. С. 69.
Хотя командование формально и принимает меры борьбы с неуставными взаимоотношениями, многие факты остаются без реагирования, скрываются командирами. Однако распространение неуставных и иных действий, сопряженных с применением насилия, по мнению некоторых авторов, ведет к криминализации и дестабилизации управления войсками <14>. -------------------------------- <14> Волков А. Е. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений: уголовно-правовая и криминологическая характеристики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2004. С. 26 - 27.
Криминогенная обстановка в части зависит во многом от того, как относится к выполнению своих обязанностей тот или иной офицер. Однако, с другой стороны, камень преткновения лежит не только в профессиональных способностях офицеров <15>. Обычно командиру выгоднее скрыть то или иное правонарушение, чем допустить его расследование. По некоторым данным, каждый пятый офицер заявил, что уведомление вышестоящего командования о таких фактах, имевших место во вверенном ему подразделении, негативно отразилось на его карьере <16>. -------------------------------- <15> Юнин А. Ущербная мораль "годковщины". Причины и следствия // Морской сборник. 1990. N 6. С. 52. <16> Салихов А. Профилактика правонарушений, системный подход // Ориентир. 1995. N 9. С. 42 - 46.
Ненадлежащее состояние воинской дисциплины и правопорядка в частях, пассивность, ненадлежащая гражданская позиция, низкое правосознание приводят к тому, что военнослужащие не пытаются пресечь неуставные действия сослуживцев либо доложить о них командованию. Из 1000 военнослужащих - свидетелей проявления неуставных отношений только 12% пытались помешать нарушителям, 51% в душе осудили казарменных хулиганов, но ничего не предприняли, а 16% заняли позицию "моя хата с краю", заявив, что это их не касается <17>. -------------------------------- <17> Дульцев А. Воинская дисциплина - фактор коллективный // Методист. 2004. N 9. С. 7, 30 - 31.
Как отметил И. М. Мацкевич, в предыдущие годы наличествовали неблагоприятные тенденции в динамике латентности неуставных отношений, которая не только не сокращается, но и возрастает <18>. Однако в последнее время, как нам представляется, латентность неуставных действий стала уменьшаться. Об этом свидетельствует, например, то, что в первом полугодии 2010 года, наряду с уменьшением на 10,5% количества зарегистрированных преступлений, совершенных военнослужащими, зарегистрировано уменьшение числа случаев неуставных взаимоотношений <19>, уменьшение числа тяжких и особо тяжких преступлений, а также уменьшение почти вдвое количества уклонений от военной службы <20>. -------------------------------- <18> Мацкевич И. М. Критерии объективности при изучении латентности неуставных отношений // Проблемы профилактики нарушений уставных отношений между военнослужащими: Материалы научно-практической конференции 21 октября 1998 г. М., 1999. С. 75. <19> Спекулятивная дедовщина // Независимое военное обозрение. 2010. N 23. С. 2. <20> Фалеев М. Бить стали меньше // Российская газета. 2010. 28 июля. С. 3.
Помимо неуставных действий, значительной латентностью обладают и другие преступления, сопряженные с применением насилия: превышение должностных полномочий, оскорбление одним военнослужащим другого, оскорбление начальником подчиненного, оскорбление подчиненным начальника, насильственные действия в отношении начальника (последние два преступления чаще совершаются в отношении молодых сержантов), открытые похищения и вымогательства денег и материальных ценностей с применением насилия и угрозой его применения. При всех планируемых изменениях Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ являются составной частью государства, а военнослужащие - неотъемлемой частью народа. Поэтому все позитивные и негативные тенденции и закономерности, свойственные государству и обществу в целом, в полной мере проявляются и в армии <21>. По тем же причинам тенденции и соотношение фактической и латентной преступности военнослужащих и гражданских лиц не могут значительно отличаться друг от друга. Динамику состояния латентной и фактической преступности гражданских лиц в РФ в 2001 - 2009 годах можно увидеть из нижеследующих данных <22>: -------------------------------- <21> Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева и Е. Эминова. М.: Юрист, 1997. С. 402. <22> Иншаков С. М. Там же. С. 8.
Количество преступлений, млн. \/ 30,0 26,0
25,1 25,7 ** 25,0 24,3 ** 23,8 ** ** ** 23,0 23,4 23,4 ** ** ** 23,0 ** 22,3 ** ** ** 22,5 ** ** ** ** ** ** ** 21,5 ** ** \\ ** 19,3 ** 20,5 ** 20,6 ** 20,5 ** 20,2 ** 20,4 ** ** \\ ** \\ ** 20,0 ** ** ** ** ** ** \\ ** \\ ** \\ ** ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** 15,0 \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** 10,0 \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** 5,0 \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** \\ ** 0,0 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
\ Латентная преступность * Фактическая преступность
Наибольшую часть латентного и фактического криминального контингента, примерно 21%, составляют молодые люди в возрасте 18 - 24 г., то есть того возраста, когда основная часть мужчин России проходит военную службу <23>. Поэтому в армейских условиях латентность преступлений, сопряженных с применением насилия, не может быть менее, чем в гражданских условиях. Исследователями установлено, что коэффициент латентности совершенных гражданскими лицами преступлений, связанных с умышленным причинением легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побоев (ст. 116 УК РФ) и вымогательств (ст. 163 УК РФ), составляет около 13 (то есть 12 из 13 совершенных аналогичных преступлений остаются латентными), что наглядно видно из нижеследующих диаграмм <24>: -------------------------------- <23> Иншаков С. М. Там же. С. 6 - 11. <24> Иншаков С. М. Там же. С. 141 - 144, 245.
ст. 115 УК РФ - умышленное причинение легкого вреда здоровью Коэффициент латентности в 2009 году: 13,1
Количество преступлений 600 480,0 500 476,0 477,0 о 460,0 о о 436,0 436,0 о 425,0 о о * 418,0 о * * 443,2 * * * 436,4 437,2 о* 403,1 411,7 415,3 * 424,7 400 402,4 300
200
100
39,633 39,771 35,313 > > 36,775 33,555 > > 20,740 > 14,936 13,301 > > > 0 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Годы
> Количество зарегистрированных преступлений, тыс. * Количество латентных преступлений, тыс. о Количество фактических преступлений, тыс.
ст. 116 УК РФ - побои Коэффициент латентности в 2009 году: 12,5
Количество преступлений 1600 1470,0 1400,0 1450,0 о 1400 1370,0 о о 1327,0 1340,0 1350,0 о о о о * * 1260,0 * * 1327,8 1352,4 1286,8 * * * 1281,9 1200*о 1279,1 1253,8 1264,2 1221,8 1000
800
600
400
200 122,151 118,134 > 117,614 105,752 > > 96,192 > 60,924 > 38,218 40,211 > > > 0 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Годы
> Количество зарегистрированных преступлений, тыс. * Количество латентных преступлений, тыс. о Количество фактических преступлений, тыс.
ст. 163 УК РФ - вымогательство Коэффициент латентности в 2009 году: 13,0
Количество преступлений 120 110,0 107,0 109,0 о 103,0 105,0 о о 100,0 о о 100 о * 95,0 97,0 * 101,5 о о * * 99,0 * * 90,3 95,5 * 84,5 * 86,3 87,4 88,3 80
60
40
20 14,692 14,669 12,583 > > 11,54 10,515 10,715 > > > > 9,953 > 8,492 > 0 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Годы
> Количество зарегистрированных преступлений, тыс. * Количество латентных преступлений, тыс. о Количество фактических преступлений, тыс.
Поскольку Вооруженные Силы любого государства - это часть общества и им присущи все его тенденции и негативные явления <25>, а конкретные сведения о преступности в военной составляющей России засекречены, то с учетом вышеприведенных сведений можно с большой долей вероятности предположить, что латентность применения насилия среди военнослужащих аналогична вышеизложенным данным. -------------------------------- <25> Дульцев А. Вооруженные Силы Российской Федерации: назначение, состав, принципы строительства, вооружение и символика // Методист. 2004. N 1. С. 4 - 5.
Таким образом, значительный уровень латентности преступлений, сопряженных с применением насилия, совершаемых военнослужащими, обусловливается фактической выборочностью уголовного преследования, нередким моральным одобрением совершения преступлений сослуживцами, наличием в воинской среде многих элементов криминальной субкультуры, привносимой в армию лицами, ранее судимыми и привлекавшимися к уголовной ответственности, а также содержавшимися в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Высокому уровню латентности также способствуют низкий уровень качества исполнения приговоров суда об условном осуждении к лишению свободы, условном осуждении к содержанию в дисциплинарной воинской части, к ограничению по военной службе, слабый контроль и ненадлежащая профилактическая работа с военнослужащими, условно-досрочно освобожденными из дисциплинарной воинской части, а также с военнослужащими, совершавшими различные правонарушения до военной службы. При исполнении многих уголовных наказаний военнослужащие часто продолжают военную службу в тех же подразделениях, пользуются тем же должностным положением, вооружением и нередко имеют в подчинении других военнослужащих, которые обязаны беспрекословно выполнять приказы осужденного начальника. Все это часто способствует тому, что совершаемые военнослужащими, особенно имеющими девиантные отклонения, сначала дисциплинарные и грубые дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а затем и преступления остаются без должного реагирования со стороны командования и правоохранительных органов, что приводит к повторности совершения преступлений и самодетерминации латентных преступлений. Вышеизложенное свидетельствует о том, что в воинской среде, как и среди гражданского населения, которым постоянно комплектуются войска и иные воинские формирования РФ, латентная преступность, сопряженная с применением насилия, значительно превышает зарегистрированную (официальную) преступность. Приведенные данные позволяют прийти к выводу о том, что основная часть фактически совершаемых в армии и на флоте неуставных и иных преступлений, сопряженных с применением насилия, остается латентной. При этом без значительной минимизации латентных и фактически совершаемых военнослужащими преступлений, особенно сопряженных с применением насилия, осуществлять эффективное предупреждение и борьбу с преступностью в воинской среде невозможно.
------------------------------------------------------------------
Название документа