Комендантская служба: анализ нормативных актов
(Туганов Ю. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 11) Текст документаКОМЕНДАНТСКАЯ СЛУЖБА: АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Ю. Н. ТУГАНОВ
Туганов Ю. Н., доктор юридических наук, профессор Московского пограничного института ФСБ России.
Анализируются правовые аспекты организации комендантской службы, порядок взаимодействия между начальником гарнизона и военным комендантом.
Ключевые слова: комендантская служба, начальник гарнизона, взаимодействие.
Commandant's service: the analysis of statutory acts as a first approximation J. N. Tuganov
Legal aspects of the organization of commandant's service, order of interaction between the chief of garrison and the military commandant are analyzed.
Key words: commandant's service, the chief of garrison, interaction.
29 июля 2011 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 1039 (далее - Указ) <1> "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 и в уставы, утвержденные этим Указом". Указом впервые в российской истории организована самостоятельная комендантская служба и принципиально изменен существовавший порядок взаимодействия между начальником гарнизона и военным комендантом, который, помимо существующих в настоящее время руководящих документов, будет в последующем детализирован дополнительным правовым актом Министерства обороны Российской Федерации. -------------------------------- <1> URL: http://kremlin. ru/acts/12200.
Следует отметить, что ранее комендантская служба на протяжении всей истории российской армии и в мирное <2>, и в военное время <3> была "встроена" в общую систему гарнизонной службы, а военный комендант находился в подчинении начальника гарнизона. -------------------------------- <2> Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР. М., 1975. <3> Об этом см., напр.: Временная инструкция войскам 1-го Прибалтийского фронта N 002146 по комендантской службе во фронтовом, армейском и войсковом тылу. URL: http:// tashv. nm. ru/ SbornikBoevyhDokumentov/ Issue09/ Issue09_11.php.
Теперь же в Министерстве обороны Российской Федерации для выполнения задач по поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне создан центральный орган военного управления комендантской службой как закономерный промежуточный итог эволюции системы управления войсками в условиях военной реформы и перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования. Принятое решение представляется логичным шагом на пути организации еще одного нового для Вооруженных Сил Российской Федерации института - военной полиции и само по себе свидетельствует о том, что имевшиеся до настоящего времени в распоряжении командиров и начальников управленческие механизмы поддержания правопорядка в войсках чересчур однозначны и просты по сравнению с объектом управления. О том, что организационная структура органов военного управления и служб, отвечающих за поддержание воинской дисциплины на надлежащем уровне, не соответствует современным реалиям, свидетельствует и рост нарушений закона в войсках, о котором говорил главный военный прокурор С. Н. Фридинский, подчеркнувший, что сокращение на 10,6% общего числа выявленных органами дознания преступлений явно не перекрывает рост нарушений закона в расчете на каждую тысячу военнослужащих, поскольку весь штат Вооруженных Сил за прошлый год (2010) сократился более чем на 25% <4>. Именно поэтому основное внимание в Указе уделено организационному совершенствованию гарнизонной и комендантской служб. -------------------------------- <4> URL: http:// nvo. ng. ru/ realty/ 2011-07-29/ 1_criminal. html.
Согласно ст. 7 Устава, который теперь называется Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УГККС), предусматривается самостоятельное выполнение задач гарнизонной службы подразделениями воинских частей гарнизона, а комендантской службы - военными комендатурами гарнизонов (выделено мной. - Ю. Т.) с возложением на начальников гарнизонов и военных комендантов обязанности по взаимодействию между собой по вопросам организации гарнизонной и комендантской служб. Если Устав гарнизонной и караульной служб (далее - УГКС) в ст. 20 определял военную комендатуру как орган управления гарнизонной службой, то изменениями, которые Указ внес в Устав гарнизонной и караульной служб, Устав внутренней службы и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, перераспределены задачи, решаемые в рамках гарнизонной службы, а функции по обеспечению законности и правопорядка в гарнизонах выделены в самостоятельное направление деятельности - комендантскую службу. Вследствие этого выполнение ранее предусмотренных ст. 22 УГКС задач по поддержанию воинской дисциплины и порядка в гарнизоне, предупреждению совершения военнослужащими правонарушений; организации взаимодействия по розыску и задержанию военнослужащих, совершивших преступления или самовольно оставивших воинские части или места несения службы с оружием; по обеспечению в гарнизоне безопасности дорожного движения транспортных средств воинских частей гарнизона и предупреждению дорожно-транспортных происшествий возложены теперь на комендантскую службу. Произошли изменения в задачах наряда гарнизонной службы, в который теперь не могут назначаться должностные лица военной комендатуры (ранее такой наряд именовался гарнизонным нарядом). В соответствии со ст. ст. 55 и 56 УГККС наряд гарнизонной службы назначается от воинских частей гарнизона для охраны и обороны гарнизонных объектов, а также для выполнения других задач гарнизонной службы. В обязанности наряда теперь не входит поддержание воинской дисциплины и порядка среди военнослужащих на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте общего пользования и в иных общественных местах, контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями и поддержанием порядка в использовании транспортных средств воинских частей, сбор сведений и оформление материалов о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств воинских частей. Подготовка наряда гарнизонной службы, ранее осуществлявшаяся военным комендантом гарнизона или его заместителями (ст. 64 УГКС), этой же статьей в новой редакции возложена на помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы. Появилась в УГККС и новая глава - 2.1 "Организация комендантской службы", ст. 93.1 которой предусматривает, что "для выполнения задач комендантской службы, как правило, в каждом гарнизоне создаются военная комендатура и ВАИ гарнизона". К основным задачам комендантской службы, в соответствии со ст. 93.2 УГККС, относятся: - разработка мероприятий и организация контроля за соблюдением военнослужащими воинской дисциплины в гарнизоне; организация караульной службы по охране и обороне гарнизонной гауптвахты и контроль за ее несением; - содержание на гарнизонной гауптвахте военнослужащих: задержанных; подвергнутых дисциплинарному аресту; осужденных к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; подсудимых (обвиняемых в совершении преступлений и заключенных под стражу, уголовные дела которых приняты к производству судами); осужденных военным судом, в отношении которых приговор не вступил в законную силу; - предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, совершаемых военнослужащими, не проходящими военную службу в воинских частях данного местного гарнизона, и в других особых случаях, определенных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации; организация и проведение соответствующих разбирательств и осуществление функций органа дознания; - оказание помощи подразделениям территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и следственным органам Следственного комитета Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, совершивших преступление или самовольно оставивших воинскую часть, их конвоировании, а также в розыске военных водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись, угнанных и похищенных транспортных средств воинских частей; - согласование мероприятий по поддержанию порядка с органами государственной власти и органами местного самоуправления во время подготовки и проведения парадов и других гарнизонных мероприятий с участием войск; - учет военнослужащих, прибывших в командировку и отпуск, и осуществление контроля за своевременным их убытием к месту службы; - учет и хранение оружия и боеприпасов, изъятых у задержанных военнослужащих; - поддержание порядка в использовании транспортных средств воинских частей. Следует учесть, что в каждом гарнизоне разрабатывается план конкретных мероприятий по выполнению перечисленных задач (ст. 93.3 УГККС) с указанием мероприятий, обеспечивающих поддержание воинской дисциплины и порядка в гарнизоне, предупреждение совершения военнослужащими правонарушений; организацию взаимодействия по розыску и задержанию военнослужащих, совершивших преступления или самовольно оставивших воинские части или места несения службы с оружием; выполнение задач по обеспечению в гарнизоне безопасности дорожного движения транспортных средств воинских частей гарнизона и предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Глава 2.2 УГККС приводит перечень должностных лиц военной комендатуры, к которым относятся военный комендант гарнизона, помощник военного коменданта гарнизона, начальник гарнизонной гауптвахты, начальники структурных подразделений, и их полномочия. Исходя из формулировок новых задач службы значительно изменились полномочия военного коменданта. Если ранее, в соответствии со ст. 28 УГКС, именно военный комендант отвечал за "несение службы гарнизонным нарядом (выделено мной. - Ю. Т.), организацию контроля за поведением военнослужащих на улицах и в иных общественных местах, а также за выполнение других задач, возложенных на военную комендатуру статьей 20 настоящего Устава", то ст. 38.1 УГККС эти обязанности возложены на помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы. Указанное должностное лицо отвечает за организацию выполнения основных задач гарнизонной службы, предусмотренных ст. 20 УГККС, назначается в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации, подчиняется непосредственно начальнику гарнизона и исполняет обязанности на штатной основе. Военный же комендант гарнизона (ст. 93.10 УГККС) отвечает за "поддержание в гарнизоне воинской дисциплины, несение службы нарядом комендантской службы, организацию контроля за поведением военнослужащих на улицах и в иных общественных местах (выделено мной. - Ю. Т.), а также за выполнение других задач, возложенных на комендантскую службу статьей 93.2 настоящего Устава". Кроме того, согласно абз. 3 ст. 93.11 УГККС обязанностью военного коменданта является и "осуществление контроля за соблюдением военнослужащими воинской дисциплины (здесь и далее в цитате выделено мной. - Ю. Т.), правил ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия, своевременное выявление других нарушений воинской дисциплины и происшествий в гарнизоне, не связанных с внутренней службой в воинских частях". Статьей 93.12 УГККС предусмотрено, что "военный комендант гарнизона лично и через подчиненных ему должностных лиц обязан требовать от военнослужащих строгого соблюдения воинской дисциплины на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте общего пользования, в других общественных местах (выделено мной. - Ю. Т.), не оставляя без внимания ни одного их проступка". Руководство комендантской службой в пределах военного округа в соответствии со ст. 3 УГККС осуществляет начальник регионального управления комендантской службы, подчиняющийся руководителю центрального органа военного управления комендантской службой Министерства обороны Российской Федерации, а в пределах территориального (местного) гарнизона - военный комендант соответствующего гарнизона. Анализ в первом приближении приведенных выше норм свидетельствует о том, что организационные мероприятия направлены на дальнейшую детализацию обязанностей конкретных должностных лиц гарнизонной и комендантской служб, а выделение комендантской службы в самостоятельную, независимую от начальника гарнизона структуру сможет парировать негативную тенденцию по сокрытию преступлений, что в итоге будет положительно влиять на обеспечение законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечение боевой готовности воинских частей и подразделений. Системный анализ УГККС и УГКС позволяет сделать вывод, что каких-либо принципиальных изменений в обязанностях комендантской службы не произошло, за исключением разделения этих обязанностей между гарнизонной и комендантской службами и наделения последней более узкими, специальными обязанностями по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации. В большинстве своем обязанности комендантской службы связаны именно с пресечением нарушений военнослужащими общественного порядка (за исключением, может быть, нарушений правил ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия, а также самовольного оставления воинской части). А ответственность за "нарушение общественного порядка", по мнению некоторых военных юристов (об этом неоднократно писал и автор настоящей статьи), не включается в понятие воинского дисциплинарного проступка. В то же время интересной особенностью юридической конструкции УГККС является отсутствие в его тексте прописанных столь же детально, как обязанности, прав военного коменданта и других должностных лиц комендатуры и наряда комендантской службы применительно к различным категориям военнослужащих. Такой юридико-технический прием представляется определенным изъяном правового регулирования комендантской службы, который в определенной части можно устранить наделением должностных лиц комендантской службы правом по привлечению военнослужащих к административной ответственности за нарушение общественного порядка. Предложенный порядок юридически безупречно сочетался бы с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым рассмотрение дел об административных правонарушениях военнослужащих (а значит, и их обжалование в судебном порядке) подсудно военным судам.
------------------------------------------------------------------
Название документа Вопрос: Кем, каким образом и на основании каких нормативных правовых документов проводится аттестация педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации? ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 11) Текст документа
Вопрос: Кем, каким образом и на основании каких нормативных правовых документов проводится аттестация педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации?
Ответ: Ранее порядок проведения аттестации руководителей, специалистов и технических исполнителей воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130. В настоящее время он утратил силу. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации "О порядке проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 августа 2002 г. N 302 при проведении аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации применяется Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908. Однако и этот нормативный правовой акт Министерства образования Российской Федерации в установленном порядке утратил силу. С 1 января 2011 г. действует Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209. Как следует из п. 5 указанного Порядка, аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений - аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся. Что же касается работников дошкольных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, то в соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 302 начальнику ГУК Минобороны России предписано "организовать проведение по согласованию с органами управления образованием субъектов Российской Федерации аттестации руководящих работников дошкольных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на высшую квалификационную категорию и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации и государственных общеобразовательных школ Министерства обороны Российской Федерации на высшую и первую квалификационные категории в главной аттестационной комиссии, создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, или муниципальной аттестационной комиссии, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения". Кроме того, начальнику ГУК предписано создать в дошкольных образовательных учреждениях аттестационные комиссии - для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию. Порядок организации проведения аттестации указанной категории работников в Министерстве обороны Российской Федерации до настоящего времени так и не определен. В данном случае следует руководствоваться ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Если предусматривающие обязательность проведения аттестации и определяющие порядок ее проведения нормативные правовые акты федерального, регионального или муниципального уровня не распространяются на гражданский персонал, работающий в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях, то работодатель самостоятельно устанавливает правила их применения в локальном правовом акте.
В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
Название документа