Влияние коррупционного опыта на карьерный рост военнослужащих

(Волков А. А.) ("Военно-юридический журнал", 2014, N 1) Текст документа

ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИОННОГО ОПЫТА НА КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А. А. ВОЛКОВ

Волков Артем Александрович, помощник председателя Владивостокского гарнизонного военного суда, аспирант Юридической школы Дальневосточного государственного университета.

Статья посвящена исследованию влияния коррупционного опыта на карьерный рост военнослужащих, а также анализу практики назначения судами наказаний за совершение коррупционных преступлений. Автор приходит к выводу, что ожидать в будущем снижения коррупции среди военнослужащих не приходится, т. к. коррупционное поведение и опыт способствуют не только незаконному обогащению военнослужащих, но и их карьерным успехам, а тяжесть наказания, если учесть изменения в законодательстве и практику его применения, снизилась.

Ключевые слова: коррупция, карьера, военнослужащие, назначение наказания.

Impact of a corruption experience on the career growth of military men A. A. Volkov

This article is made to study impact of a corruption experience on the career growth of military men, as well as analysis of existing practice of military sentencing for corruption crimes made. Author comes to a conclusion, that reduction of corruption in the environment of military men can hardly be expected, because corruption behavior and experience contributes both to unlawful enrichment and career growth of military men. At the same time gravity of punishment, as a part of changes to the existing legislation and legislation practice, has been decreased.

Key words: corruption, career, military men, sentencing.

Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность и способствующим все более глубокому подрыву экономической безопасности <1>. -------------------------------- <1> Проява С. М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М., 2008. С. 7.

Коррупцией пронизана и система Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований, в которых предусмотрена военная служба. В 2011 - 2012 гг. нами было проведено исследование восприятия коррупции военнослужащими Дальнего Востока путем их анкетирования, в котором приняло участие 572 военнослужащих различных родов и видов Вооруженных Сил и гарнизонов Дальнего Востока. Воинские должности в различных органах военного управления обладают разным коррупционным потенциалом, т. е. возможностью обмена управленческого ресурса, заложенного в данной должности, на те или иные неправомерные выгоды для лица, ее занимающего <2>. -------------------------------- <2> Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. М., 2009. С. 282.

При анализе результатов анкетирования вызвал интерес вопрос о влиянии коррупционного поведения и опыта военнослужащего на его карьерный рост. Коррупция на приемлемом уровне будет существовать только тогда, когда должностное лицо в случае совершения коррупционных действий несет существенные карьерные риски, меняя долгосрочные карьерные перспективы на сиюминутные имущественные выгоды от коррупционной деятельности. В случае если коррупционные отношения в воинской среде способствуют не только незаконному обогащению, но и карьерному росту коррупционеров - это является существенным условием для воспроизводства и распространения коррупционных проявлений. Для выявления влияния коррупционной деятельности на карьерный рост военнослужащих было выделено несколько показателей: 1 - восприятие военнослужащими уровня коррупции в зависимости от должностной иерархии; 2 - доля военнослужащих, которые являлись участниками коррупционных отношений в воинской среде, по категориям; 3 - доля военнослужащих, которые являлись участниками коррупционных отношений в воинской среде, среди наиболее удачливых и наименее удачливых в карьере. В случае если коррупционный опыт положительно влияет на карьерный рост, военнослужащие будут воспринимать коррупцию на высшем уровне как более высокую, а доля имеющих коррупционный опыт военнослужащих будет выше среди военнослужащих, занимающих более высокое служебное положение и тех, у кого наблюдается наиболее быстрый карьерный рост. 1. Говоря о восприятии военнослужащими уровня коррупции в зависимости от должностной иерархии, следует отметить, что более половины (50,7%) опрошенных считают, что "чем выше должность, тем больше коррупция"; 8,7% отметили, что среди военнослужащих наиболее распространена "бытовая" коррупция на нижнем уровне; 40,6% уверены, что коррупция распространена в равной степени на всех уровнях <3>. -------------------------------- <3> Волков А. А. Восприятие коррупции среди военнослужащих Дальнего Востока // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. N 1. С. 81.

2. Можно отметить большое количество военнослужащих, которые являлись участниками коррупционных отношений в воинской среде. Так, 52% опрошенных лично оказывались в ситуациях, когда при помощи денег, подарков и т. д. важный для них вопрос решался воинскими должностными лицами быстрее и эффективнее. Если посмотреть, как отвечали на этот вопрос военнослужащие по категориям, то мы увидим, что чем выше служебное положение, тем значительнее доля военнослужащих, являвшихся участниками коррупционных отношений: - прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, иные военнослужащие по контракту - 44,8%; - младшие офицеры - 53%; - старшие офицеры - 58,5%; - высшие офицеры - 66,6%. 3. Для выявления наиболее и наименее удачных в карьере военнослужащих были сопоставлены возраст и воинские звания офицеров, в результате было выделено две группы: - группа наиболее удачливых в карьере - офицеры, старшие офицеры в возрасте от 26 до 30 лет (9,6% от общего количества старших офицеров - 8 человек) - все из них являлись участниками коррупционных отношений (25% - часто, 75% - иногда); - группа наименее удачных в карьере военнослужащих - младшие офицеры в возрасте 31 - 35 лет - только 40% из них являлись участниками коррупционных отношений, что гораздо ниже всех средних значений, причем ни одного - часто. Один высший офицер младше 45 лет часто лично оказывался в ситуациях, когда при помощи денег, подарков и т. д. важный для него вопрос решался воинскими должностными лицами быстрее и эффективнее. Таким образом, на основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что в настоящее время коррупционное поведение и опыт такого поведения среди военнослужащих не являются препятствием к карьерному росту, а способствуют ему, что, без сомнения, является одним из стимулов развития и распространения коррупции в Вооруженных Силах РФ и иных войсках и воинских формированиях, в которых предусмотрена военная служба. Важнейшим фактором, способным существенно снизить коррупционную преступность военнослужащих, является наказуемость военнослужащих за совершение коррупционных преступлений. Под наказуемостью понимается неразрывная взаимосвязь тяжести наказания и неотвратимости его применения. Наказание следует понимать в широком смысле как весь спектр ответственности: моральное осуждение, материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. На вопрос: "Что, по Вашему мнению, способно эффективно противодействовать коррупции в воинской среде?" - большинство (51,7%) опрошенных военнослужащих указали ужесточение уголовной ответственности за коррупционные правонарушения <4>. -------------------------------- <4> Волков А. А. Проявление коррупции в органах военного управления // Военно-юридический журнал. 2012. N 9. С. 30.

При этом эффективность наказания неотделима от практики его назначения. В период с 2008 по 2012 г. военными судами Дальнего Востока (Дальневосточным окружным военным судом, Тихоокеанским флотским военным судом и подчиненными им гарнизонными военными судами) штраф в качестве основной меры наказания был назначен 45,36% военнослужащих, осужденных за совершение коррупционных преступлений, лишение свободы условно - 22,52% осужденных, лишение свободы до 5 лет - 21,19%, лишение свободы на срок 5 и более лет - 8,94%, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью - 1,66%, ограничение по военной службе - 0,33% военнослужащих. В качестве дополнительного наказания 9,93% военнослужащих, осужденных за совершение коррупционных преступлений, был назначен штраф, 11,92% - лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, 11,59% военнослужащих были лишены воинского звания и/или государственных наград. Следует отметить устойчивый рост доли военнослужащих, осужденных военными судами Дальнего Востока за совершение коррупционных преступлений, которым назначено основное наказание в виде штрафа, с 36,36% в 2008 г. до 56,25% в 2012 г., что связано с либерализацией уголовного законодательства, а также с уменьшением доли коррупционных хищений, за совершение которых предусмотрено более строгое наказание, чем за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ. Кроме того, незначительно выросла доля осужденных, которым назначено дополнительное наказание в виде штрафа (с 9,09% в 2008 г. до 12,5% в 2012 г.), при этом с 20,78% в 2008 г. до 12,5% в 2012 г. уменьшилось количество случаев назначения осужденным дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Таким образом, наиболее распространенным видом наказания, назначаемым военными судами Дальнего Востока военнослужащим, осужденным в период с 2008 по 2012 г. за совершение коррупционных преступлений, являлся штраф. При этом в 2012 г. в 68,42% случаев назначенное основное наказание в виде штрафа не превышало 70000 рублей. Если учесть, что назначение наказания в виде штрафа не исключает дальнейшего прохождения осужденным военной службы, а с 2012 г. денежное довольствие военнослужащих, особенно офицеров, было существенно повышено, то становится очевидно, что дальнейшая практика назначения за совершение коррупционных преступлений основного наказания в пределах указанного размера не будет отвечать задачам назначения наказания, в том числе общей и частной превенции коррупционной преступности военнослужащих. При этом суд действует в рамках, установленных уголовным законодательством, которое в последние годы изменялось в сторону смягчения наказания за совершение преступлений различных категорий. Назначение наказание за совершение коррупционного преступления в виде ограничения по военной службе представляется малооправданным, т. к. предопределяет дальнейшее прохождение военной службы лицом, осужденным за преступления, объектом которого являются интересы государственной службы. Таким образом, указанная большинством военнослужащих мера по ужесточению уголовной ответственности за коррупционные преступления, к сожалению, не находит поддержки законодателя. Учитывая, что коррупционное поведение и опыт способствуют не только незаконному обогащению, но и карьерным успехам, а тяжесть наказания, учитывая изменения в законодательстве и практику его применения, снизилась, ожидать в будущем снижения коррупции среди военнослужащих не приходится.

Литература

1. Волков А. А. Восприятие коррупции среди военнослужащих Дальнего Востока // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. N 1. С. 81. 2. Волков А. А. Проявление коррупции в органах военного управления // Военно-юридический журнал. 2012. N 9. С. 30. 3. Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. М., 2009. 4. Проява С. М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М., 2008.

------------------------------------------------------------------

Название документа