Для противодействия преступности в армии необходим контроль гражданского общества

(Оноколов Ю. П.) ("Военно-юридический журнал", 2011, N 10) Текст документа

ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В АРМИИ НЕОБХОДИМ КОНТРОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Ю. П. ОНОКОЛОВ

Оноколов Ю. П., преподаватель Новороссийского филиала Современной Гуманитарной академии, судья военного суда в отставке, полковник юстиции запаса, кандидат юридических наук.

В Российской Федерации контроль гражданского общества над армией и флотом рассматривается как одно из необходимых условий продвижения России по пути социально-политических, экономических, правовых и военных реформ. Представляется, что гражданское общество должно являться важной составляющей военно-уголовной политики нашего государства, тем более, что в России традиционно развито стремление к справедливости, равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, не препятствовать им, знать о реальной обстановке в войсках и воинских формированиях России. Подлинно демократическое государственное устройство предполагает действенный контроль гражданского общества над армией. Это настоящая серьезная научная и политическая проблема, и лучшие силы общества должны быть направлены на ее решение. В свое время создание президентской комиссии, представители которой на постоянной основе начали свою деятельность в каждой воинской части, позволило в короткий срок избавить американскую армию от неуставных взаимоотношений <1>. -------------------------------- <1> Иншаков С. М. Преступность в армии: иллюзии и реальность // Преступность и законодательство. М.: Криминологическая Ассоциация, 1997. С. 331 - 354.

Работа по созданию действенного гражданского общества и его контроля над военной составляющей России на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами. Гражданское общество стало парадигмой, во многом определяющей направление общественных и военной реформ. Поэтому о необходимости гражданского контроля над Вооруженными Силами РФ различными авторами говорится достаточно много в современной прессе и литературе <2>. -------------------------------- <2> Миронов О. И. Понятие и сущность гражданского контроля над вооруженными силами // Российский военно-правовой сборник. Проблемы укрепления законности в военной организации государства. М.: За права военнослужащих, 2010. С. 72 - 75.

Развитие институтов гражданского общества призвано отразить принципиально новое качественное состояние общества. Оно должно основываться на развитых формах общественной самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных и частных интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод <3>. -------------------------------- <3> Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 1998. С. 22.

В теоретическом плане следует рассматривать не только собственно понятие "гражданское общество", но и определенные связи, возникающие в процессе становления и развития гражданского общества как политико-правового института. Помимо внутренних связей подлежат изучению связи гражданского общества и государства, гражданского общества и отдельных социальных групп, в т. ч. гражданского общества и армии, гражданского общества и самостоятельной личности, в т. ч. и личности военнослужащего. Названный подход позволяет нам сказать, что на смену отношениям "человек - государство" приходит новая связь "личность - гражданское общество - государство"; происходит повышение уровня правосознания и правовой активности каждого гражданина, в т. ч. и каждого отдельно взятого военнослужащего. Таким образом, общество выходит на новый этап своего развития, выдвигая на первый план права каждого гражданина, в т. ч. военнослужащего. Как полагает Н. И. Матузов, термин "гражданское общество" имеет в литературе особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. То есть под этим понятием подразумевается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Гражданское общество - это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности <4>. В классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя ниши, свободные от государственно-властного воздействия. Оно во многом противостояло государству, отвоевывало у него пространство для самоорганизации и ставило пределы вмешательства в свою жизнь. -------------------------------- <4> Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3. С. 83.

По нашему мнению, современная концепция гражданского общества должна быть основана на обеспечении гармоничного, оптимального сочетания частных, общественных и государственных интересов. "Гражданское общество есть результат компромисса между различными частными и групповыми интересами, носители которых сознают важность и неизбежность организованного совместного бытия, но в то же время заинтересованы в сохранении своей свободы и своих жизненных идеалов и ценностей" <5>. То есть должна наличествовать гармония отдельных интересов и общественного блага. Частная свобода не должна нарушать целостность общества, а интересы общественной стабильности не должны подавлять частную свободу. -------------------------------- <5> Гражданское общество: истоки и современность / Науч. редактор проф. И. И. Кальной. СПб., 2000. С. 174.

Некоторые авторы отмечают, что гражданское общество - это не автономия в сфере безграничного господства государства. При этом в обществе существуют сферы с минимизированным воздействием со стороны государства. Вместе с тем степень и меры государственного воздействия, в т. ч. и правового регулирования, на отдельные общественные сферы и процессы - прерогатива прежде всего самого гражданского общества <6>. -------------------------------- <6> Парасюк Е. А. Категория "гражданское общество" в современной юридической науке // Российская юстиция. 2009. N 7. С. 9.

Таким образом, на современном этапе развития юридической науки исследование правовых аспектов формирования, развития и реального функционирования гражданского общества, осуществляющего общественный контроль над военной составляющей России, над соблюдением прав российских военнослужащих, является актуальным. Связующим звеном между гражданским обществом и Вооруженными Силами, войсками и воинскими формированиями России является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, который, хорошо осознавая проблему соблюдения гражданских прав военнослужащих, а также то, что необходим гражданский контроль над армией и флотом, подготовил и 17 июня 2005 г. направил в Государственную Думу Федерального Собрания РФ специальный доклад по вопросам соблюдения прав и свобод граждан России при прохождении ими военной службы. В нем было подчеркнуто, что закрепленные Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан в полной мере распространяются на военнослужащих Российской Федерации. Однако их права и свободы, в т. ч. личная неприкосновенность, часто нарушаются. Глубинные причины насильственных преступлений, как и в целом преступности по стране и в армии, обусловлены социально-экономическими условиями жизни общества, низким уровнем культуры поведения и общения людей. Болезненный переход страны на рыночные рельсы, сопровождающийся падением моральных устоев, разделением населения по имущественному признаку и ориентированием определенной его части не на закон, а на культ силы, отрицательно сказывается и на состоянии правопорядка в воинских коллективах. Поэтому для кардинального решения проблемы нужны общесоциальные предупредительные меры, к которым относится решение вопросов социально-экономического, правового и культурно-бытового характера в масштабах всей страны. При этом необходима активная позиция институтов гражданского общества, контроль гражданского общества над армией и флотом, за соблюдением прав военнослужащих. Эффективности принимаемых мер в противодействии преступности в армии и на флоте должны способствовать средства массовой информации, взаимодействие с которыми в регионах осуществляют представители командования и соответствующих военных следственных отделов и управлений, военных прокуратур гарнизонов, округов и флотов. Еще не все должностные лица побороли в сознании сложившиеся стереотипы и не всегда придают широкой огласке негативные факты из жизни воинских коллективов. Замалчивая эти факты, указанные коллективы окружают себя информационным вакуумом. Представляется целесообразным, чтобы командование поощряло контакты подчиненных с представителями средств массовой информации. Тесное сотрудничество военных следственных органов и органов военной прокуратуры со средствами массовой информации приносит плодотворные результаты. Так, рядом печатных изданий в центре и на местах были опубликованы номера телефонов доверия военных следственных отделов и военных прокуратур. Проверка информации поступивших сообщений позволила раскрыть ряд скрытых, латентных преступлений и привлечь виновных к уголовной ответственности. Анализ показал, что около трети всех телефонных звонков последовало от общественных организаций родителей военнослужащих. Гражданскому контролю над армией, гласности мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах, мешает засекреченность данных о совершаемых в армии и на флоте преступлениях. Полагаем, что необходимо снять с них гриф "секретно", как это было сделано в отношении преступлений, совершаемых в стране в целом. Информация Уполномоченному о преступлениях в армии и на флоте поступает не только от родственников и знакомых пострадавших, но и от общественности, в частности от Союза комитетов солдатских матерей России, других правозащитных организаций, с которыми поддерживаются регулярные деловые контакты. Такая информация помогает выявлять латентные преступления в армии и на флоте и бороться не только с зарегистрированной преступностью, но и со всеми преступлениями, реально совершаемыми военнослужащими. Комитеты солдатских матерей, другие объединения родителей военнослужащих основным смыслом своей деятельности считают сохранение жизни и здоровья солдат, борьбу с антиуставными проявлениями в воинских коллективах, значительная часть которых остается скрытой, латентной. Защита жизни, здоровья, чести и достоинства гражданина, исполняющего воинский долг, по мнению Уполномоченного, должна стать одной из приоритетных задач в области прав человека <7>. -------------------------------- <7> Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Специальный доклад "О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности". М., 2000. С. 11 - 12.

Однако, как отмечают эксперты из общественного фонда "Право матери", сегодня солдаты в армии по-прежнему гибнут от неуставных отношений, от самоубийств, от болезней, приобретают в армии серьезные заболевания. Как сообщила пресс-секретарь фонда А. Каширцева, из всех известных фонду солдат, погибших и умерших во время военной службы, 9% умерли от различных заболеваний. При этом председатель Союза комитетов солдатских матерей В. Мельникова уверена, что рядовых, проходящих службу по призыву, получивших ранения и заболевания, положенная медреабилитация вряд ли коснется <8>. -------------------------------- <8> Васильева К. Молодые ребята продолжают гибнуть в Российской Армии от болезней // Новые известия. 2008. 14 февраля.

Согласно данным председателя правления фонда "Право матери" В. Марченко в 2005 г. в фонд обратились более 6 тыс. родителей пострадавших от армейских беспорядков. Те из обратившихся, чьи сыновья погибли, получили следующие официальные ответы о причинах смерти своих детей: самоубийство - 25%, несчастный случай (ДТП, падения, утопления, ожоги, электротравмы и др.) - 23%, гибель при участии в боевых действиях - 16%, убийства сослуживцами или офицерами, смерть от избиений и подобных травм - 11%; заболевания - 11% (как правило, по ее мнению, это те заболевания, от которых "на гражданке" не умирают); не получили на момент обращения в фонд какой-либо официальной информации о гибели сыновей - 10% родителей <9>. Поэтому Секретариат Всероссийской коалиции общественных организаций "За демократическую АГС" 21 февраля 2006 г. распространил заявление "О необходимости чрезвычайных мер по искоренению преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации" <10>. -------------------------------- <9> Что думает о преступности в армии прокурор и что - правозащитник // Права человека в России. 2007. 11 июля. <10> Остановить преступность в Российской Армии! URL: http:// ags. demokratia/ ru/ library.

Представляется, что подобные сигналы и сообщения общественных организаций с большой долей вероятности могут свидетельствовать о наличии скрытых, латентных преступлений в армии и на флоте. Они должны быть не только основанием для принятия соответствующих профилактических, предупредительных мер, но и предметом тщательных проверок со стороны государственных органов: командования, прокуратуры, следственных органов, органов ФСБ в войсках. По результатам таких проверок, по нашему мнению, в случае их квалифицированного и качественного проведения будут выявляться скрытые, латентные преступления, и виновные будут привлекаться к уголовной ответственности. Из полученной Уполномоченным по правам человека в РФ информации следует, что способы сокрытия фактов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими приобретают все более распространенные формы: помещение травмированных в гражданские лечебные учреждения; перевод правонарушителей и пострадавших в другие подразделения и воинские части; фиксирование травм как причиненных по личной неосторожности; фальсификация материалов расследований, принуждение пострадавших и очевидцев к даче ложной информации об обстоятельствах происшедшего. Так, родителям рядового В. Л. Власова командованием было сообщено, что он умер из-за острой сердечно-сосудистой недостаточности, хотя из материалов уголовного дела усматривалось, что он был жестоко избит сослуживцами. Родители с помощью правозащитной организации обратились к Уполномоченному по правам человека в РФ, который направил жалобу в Генеральную прокуратуру РФ. После этого было установлено, что эксперт дал ложное заключение о причине смерти рядового Власова, а два сослуживца более раннего срока призыва совершили убийство последнего. Таким образом, названный институт гражданского общества реально помог в выявлении латентного преступления. Другой пример. Только после проверки, проведенной Уполномоченным по правам человека в РФ по жалобе матери рядового Ю. М. Федорова, было установлено, что последнему черепно-мозговую травму причинил сослуживец, а командование полка скрывало преступление <11>. То есть институты гражданского общества могут и реально помогают соответствующим правоохранительным органам в противодействии латентной преступности в армии и на флоте, которая самодетерминируется во многом из-за нарушения принципа неотвратимости наступления уголовной ответственности за совершенные преступления. -------------------------------- <11> Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Специальный доклад "О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности". 2000. 17 июня. С. 6 - 7.

В связи с приведенными обстоятельствами следует прийти к выводу о том, что в России должны всесторонне развиваться различные институты гражданского общества. При этом они могут реально осуществлять общественный контроль за соблюдением гражданских прав и свобод военнослужащих, помогать в противодействии не только зарегистрированной, но и реальной, фактической преступности в армии и на флоте, что на данном этапе развития нашего государства следует признать необходимым, полезным и эффективным. Различные сигналы и сообщения общественных организаций, осуществляющих определенный контроль гражданского общества над армией и флотом, о преступлениях и иных правонарушениях в войсках и воинских формированиях РФ могут и часто свидетельствуют о наличии скрытых, латентных преступлений. Поэтому указанные сигналы и сообщения общественных организаций должны являться не только основанием для принятия профилактических и превентивных мер, но и должны тщательно проверяться соответствующими государственными органами: командованием, военной прокуратурой, следственными органами, органами ФСБ в войсках. Аналогичные проверки информаций и сообщений общественных организаций, проведенные должным образом, по нашему мнению, не могут не привести к выявлению скрываемых преступлений и к привлечению к уголовной ответственности виновных лиц, что будет способствовать противодействию преступности в армии и на флоте. Таким образом, контроль гражданского общества, активная позиция институтов гражданского общества реально помогут в борьбе и профилактике не только регистрируемых, а всех преступлений, фактически совершаемых в войсках и иных воинских формированиях РФ.

Название документа