Законность, справедливость и целесообразность толкования законодательства военно-судебными органами

(Глухов Е. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 9) Текст документа

ЗАКОННОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ТОЛКОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВОЕННО-СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ <*>

Е. А. ГЛУХОВ

-------------------------------- <*> Мнение редакции по отдельным вопросам, изложенным в статье, может не совпадать с мнением автора.

Глухов Е. А., подполковник юстиции, кандидат юридических наук.

В статье идет речь о необходимости грамматического толкования законодательства военными судами. В качестве примеров несправедливого толкования правовых норм автором приводится судебная практика, наглядно демонстрирующая различия между текстом нормативного правового акта и устоявшейся практикой его судебного применения. Также автором анализируются причины и последствия данного положения дел.

Ключевые слова: толкование законодательства, военнослужащие, судебная практика, корпоративный интерес, справедливость судебных постановлений.

Legality, justice and expediency of interpretation of the legislation military-judicial bodies E. A. Gluhov

In the article is talking about the need to grammatical interpretation of the law by military courts. As examples of unfair interpretation of legal norms the author is a judicial practice, clearly showing the differences between the text of a normative legal act and the established practice of his application. Also the author analyses the causes and consequences of this state of affairs.

Key words: interpretation of the law, the military, judicial practice, the corporate interest, fairness of judicial decisions.

Юристы поступают с законом так же, как сапожники с кожей: они его кромсают, растягивают, сдавливают, выворачивают наизнанку, лишь бы добиться желаемой для себя формы.

Людовик XII

1. Необходимость толкования законодательства. Законы создаются для того, чтобы они исполнялись, практически претворялись в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта <1>. Вместе с тем мало написать хороший закон, необходимо еще, чтобы практика его применения была полезна и доступна людям. -------------------------------- <1> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учеб. М., 2004. С. 308.

Применять можно только уже известное в определенном обществе правило. Поэтому в целях ознакомления членов социума с содержанием источников права, с установленными законодателем правилами поведения в ходе различных правоотношений воля законодателя выражается вовне в виде нормативного правового акта. Поскольку нормативный акт всегда имеет письменную форму, устанавливаемые им правила излагаются посредством письменной речи на определенном языке. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации общим для всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Соответственно на русском языке официально публикуются тексты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (подп. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"). В соответствии с п. 6 ст. 1 данного Закона при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Это правило относится и к нормативным правовым актам, где также не должно содержаться дефектов письменной речи и недоступных для восприятия оборотов. Как правило, российские граждане изучают русский язык с детства, на этом языке ведется учебный процесс в образовательных учреждениях, на русском языке вещают средства массовой информации, большинство граждан нашей страны в свое время сдавали экзамены по русскому языку. Эти обстоятельства дают основания думать, что среднестатистические россияне понимают как минимум общий смысл текста нормативного правового акта Российской Федерации, тем более адресованного широкому кругу граждан. Иначе законы не будут выполняться даже при отсутствии злого умысла у граждан ввиду затруднения их понимания. Юридические нормы извещают субъектов о том, на что они имеют право, о том, что им запрещено, об ответственности за нарушение требований законодательства и о поощрении в случае достижения определенных результатов. Вместе с тем в тексте правового акта нельзя предусмотреть все возможные жизненные ситуации, само описание которых могло бы занять многие тысячи томов. Поэтому текст правового акта излагается в сжатой, абстрактной форме. Чем абстрактнее норма права, тем большее количество отношений и жизненных ситуаций она охватывает. В то же время такая ситуация порождает необходимость интерпретации норм права, призванной уменьшить их абстрактность, приводить их к виду, необходимому для непосредственного их применения и реализации <2>. -------------------------------- <2> Абдрасулов Е. Б. Толкование закона и норм Конституции: теория, опыт, процедура: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2003. С. 15 - 16.

По своей сути, применение законодательства, т. е. правоприменительная деятельность, состоит в претворении предписаний правовых норм в жизнь. Как писал видный теоретик отечественного права С. С. Алексеев, все правоприменительные действия можно подразделить на три основные стадии: 1) установление фактических обстоятельств. Сюда относятся действия, касающиеся анализа фактов-доказательств, процесса доказывания и т. д., т. е. информации о фактах; 2) выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела). Эту стадию образуют действия с самими юридическими нормами - нахождение точного текста нормативного акта, проверка его юридической силы, толкование акта и др. К данной стадии примыкают действия, связанные с восполнением пробелов в праве; 3) решение дела, выраженное в акте применения права. Здесь на основе анализа фактов и юридических норм выносится решение по юридическому делу, которое выражается в правоприменительном акте. Решение облекается в определенную форму и практически проводится в жизнь <3>. -------------------------------- <3> Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 330.

Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом правоприменительный орган (например, суд) в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое "властное слово" <4>. -------------------------------- <4> Мелехин А. В. Теория государства и права: Учеб. М., 2007. С. 260.

В ракурсе нашего исследования особый интерес представляет вторая стадия правоприменения - действия правоприменителя с юридическими нормами и их толкование. Под толкованием нормативного правового акта понимается определение его смысла, а при необходимости - и разъяснение данного смысла иным лицам. Толковать законы в целях их выгодного применения в судебной практике придумали еще древнегреческие прокуроры и юристы; российские судебные уставы 1864 г. не только позволяли, но и обязывали суды толковать закон. В настоящее время толкование закона в судах - неотъемлемая часть процесса осуществления правосудия в самых различных судебных инстанциях. Законодательство в наиболее наглядной форме получает движение благодаря усилиям судебной власти, деятельность суда всегда связывают с применением права (и его толкованием как составляющей данного процесса). Ниже будут проанализированы некоторые аспекты применения военными судами законодательства о статусе военнослужащих и о прохождении военной службы с точки зрения справедливости, ясности понимания и приемлемости для общества. 2. Примеры судебных прецедентов с участием высших судебных инстанций Российской Федерации, где толкование законодательства было осуществлено с дефектами правил грамматического толкования оборотов русской речи. Для лучшей иллюстрации и концентрации предмета исследования в настоящей статье автором будут приведены сначала нормы законодательства, затем - краткие лингвистические комментарии приведенных правовых норм, а после них - постановления военных судов различного уровня по их применению. Причем, по мнению автора, значение самой правовой нормы и ее интерпретация судебными органами будут в корне отличаться друг от друга. Возможен и немного иной вариант - игнорирование судом наличия в законе определенных предписаний и требований, вынесение постановлений без их учета. Важная оговорка: нижеописанные случаи не относятся к единичным судебным прецедентам. На момент написания настоящей статьи приведенная судебная практика является далеко не исключением из правил. Пример N 1 касается запрета на увольнение с военной службы некоторых категорий военнослужащих <5> без их согласия и без обеспечения их жильем. -------------------------------- <5> Здесь и далее под военнослужащими будут пониматься лишь военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту.

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями <6> и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее указанные основания увольнения будут именоваться льготными) при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения. -------------------------------- <6> К ним относятся: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военных вузов и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., а также прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г. Кроме того, служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим на весь срок их военной службы в закрытых военных городках.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по льготным основаниям без предоставления им жилых помещений. По мнению автора, любой русскоязычный человек, читая два вышеприведенных абзаца, должен понять, что в связи с особым правовым статусом военнослужащим, отслужившим более 10 лет и увольняемым с военной службы по льготным основаниям, государство перед увольнением гарантирует предоставление жилья. Стимул получить жилье от государства является мощным средством воздействия на военнослужащих, заставляя многих из них претерпевать тяготы и лишения военной службы, длительное время проживать в отдаленных гарнизонах и военных городках, не увольняться с военной службы по другим основаниям и т. д. Вряд ли заметят обычные граждане в указанных правовых нормах какой-либо подвох или неопределенность в вопросе увольнения и обеспечения жильем военнослужащих. При ответе на вопрос "что надлежит сделать сначала: уволить такого военнослужащего или обеспечить его жильем?" подавляющее большинство русскоязычных граждан наверняка дадут ответ: обеспечить жильем (такой ответ автору дали 96 опрошенных из 100). Более того, поскольку в комментируемых правовых нормах использована конструкция "увольнение", а не "исключение из списков личного состава", то до обеспечения жильем военнослужащие не должны именно увольняться с военной службы. Иными словами, законодателем введен запрет на издание приказов по личному составу об увольнении таких лиц с военной службы до их обеспечения жильем. На практике же судебные органы обходят запрет на увольнение таких военнослужащих без жилья несколькими способами. Вот два из них. А. Увольнение законно ввиду обещания командования обеспечить военнослужащего жильем после издания приказа об увольнении. По одному из дел, рассмотренных Верховным Судом Российской Федерации, было установлено следующее. Контр-адмирал И. А. Петренко, прослуживший в Вооруженных Силах Российской Федерации более 38 лет, в декабре 2009 г. на основании указа Президента Российской Федерации и приказа Министра обороны Российской Федерации был уволен с военной службы по состоянию здоровья без обеспечения его жильем в избранном после увольнения месте жительства и без его согласия на такое увольнение. Рассматривая заявление И. А. Петренко об оспаривании указа Президента Российской Федерации и приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении И. А. Петренко, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что контр-адмирал И. А. Петренко поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем, решением жилищной комиссии включен в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства. 21 октября 2009 г. И. А. Петренко командованием флота предложена однокомнатная квартира N 62, д. 8, к. 2, на Волжском бульваре в г. Москве, на получение которой он предварительно согласился, поэтому командованием флота И. А. Петренко представлен к увольнению с военной службы. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1448 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1633 контр-адмирал И. А. Петренко уволен с военной службы по состоянию здоровья с направлением для постановки на воинский учет в военный комиссариат Красносельского района ЦАО г. Москвы. Таким образом, И. А. Петренко был уволен с военной службы, не будучи реально обеспеченным жилым помещением в избранном месте жительства. Вместе с тем, принимая во внимание, что решением жилищной комиссии Черноморского флота от 2 февраля 2010 г. И. А. Петренко предложена однокомнатная квартира в г. Москве, которую он осмотрел и дал согласие на заключение договора социального найма, а также то обстоятельство, что до надлежащего оформления жилого помещения он не исключен из списков личного состава флота и статус военнослужащего не утратил, представители Министерства обороны Российской Федерации гарантировали в судебном заседании оформление квартиры в г. Москве и представили в подтверждение своих обязательств соответствующие документы, Военная коллегия считает, что права и законные интересы И. А. Петренко не нарушены. При таких обстоятельствах Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о необходимости отказать заявителю в удовлетворении его требований <7>. -------------------------------- <7> Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N ВКГПИ10-26 // URL: http:// www. vsrf. ru/ stor_pdf. php? id= 299188.

Б. Увольнение военнослужащего без предварительного обеспечения жильем ввиду обеспечения его по месту военной службы служебным жильем <8>. -------------------------------- <8> Судебная практика 2010 - 2011 гг. по данному вопросу более подробно описана в статье: Глухов Е. А. Законопроект о возможности увольнения нуждающихся в жилье военнослужащих без предварительного их обеспечения жильем и существующая судебная практика по данному вопросу // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 6. С. 55 - 61.

Здесь необходимо напомнить читателям, что для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Важно обратить внимание на то, что в данном пункте перечень критериев, в зависимости от которых может дифференцироваться система правовой и социальной защиты, является исчерпывающим, и в нем нет указания на такой критерий, как обеспеченность специализированным жилым помещением по месту службы на время службы в данной местности. По мнению автора настоящей статьи, анализ вышеприведенных правовых норм, взятых в совокупности, позволяет утверждать, что законодатель внес в Закон дополнительную гарантию обеспечения военнослужащих жильем, и из нее никоим образом не вытекает возможность увольнения по льготным основаниям определенных в Законе категорий военнослужащих без жилья, за исключением случаев их собственного на то согласия. Причем такая гарантия предоставляется именно гражданам, проходящим военную службу, т. е. военнослужащим, а не гражданам, уже уволенным с нее. Ведь это разные категории лиц, с различным набором социальных гарантий. До предоставления жилья такие военнослужащие не могут быть уволены с военной службы; иначе теряется весь смысл приведенных выше правовых норм и содержание их в тексте Закона. Применение же к правоотношениям по увольнению нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих п. 1 ст. 3 вышеназванного Закона позволяет утверждать, что гарантия на обеспечение жильем распространяется на всех военнослужащих, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 23 того же Закона (ведь в самом Законе нет оговорок об исключении из установленного им правила). Нетрудно заметить, что в данном случае право военнослужащих на жилищное обеспечение и право на труд тесно переплетаются. Военнослужащий имеет право на труд посредством прохождения военной службы (и на вознаграждение за труд путем получения денежного довольствия) до тех пор, пока не будет обеспечен жильем. Следовательно, можно говорить, что государством гарантируется и право военнослужащих на труд без какой-либо их дискриминации в зависимости от места прохождения ими военной службы и проживания во "временном жилье". Однако такие рассуждения, по мнению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, являются ошибочными. В своем решении от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30 Верховный Суд <9> указал следующее: -------------------------------- <9> Согласно ст. 7 ГПК РФ "в случае, если судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда".

"...Норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью (выделено мной. - Е. Г.) <10> обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. ...С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т. е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть". -------------------------------- <10> Поскольку в настоящей статье приводятся лишь выдержки из решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, автор настоящей статьи считает необходимым пояснить суть спора по данному делу. Военнослужащие С., М. и К., имея общую продолжительность военной службы более 10 лет, обжаловали в гарнизонные военные суды действия воинского должностного лица, связанные с изданием приказов о досрочном увольнении их с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от их последнего места военной службы. При этом они были обеспечены служебным жильем по последнему месту прохождения военной службы.

Интересно отметить, что Верховный Суд Российской Федерации в тексте данного решения относит военнослужащих, обеспеченных по месту военной службы служебными жилыми помещениями, к категории лиц, полностью обеспеченных жильем. На этом основании Верховным Судом определен еще один критерий законности увольнения некоторых категорий военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, с военной службы: обеспечение их служебным жильем по месту прохождения военной службы. Учитывая данную правоприменительную позицию, буквальное содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о запрете увольнения без их согласия и без обеспечения жильем всех указанных в данном абзаце категорий военнослужащих судами до настоящего времени не применяется. Подтверждением тому является Определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 201-Ф11-138, отказавшего в истребовании в надзорную инстанцию дела об увольнении такого военнослужащего. Возвращаясь к рассмотрению вопроса равенства прав военнослужащих на труд посредством прохождения военной службы (и неувольнения некоторых из них до обеспечения жильем), следует отметить, что такое равенство, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, отсутствует. Даже без специальной на то оговорки в законе <11>. -------------------------------- <11> Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права человека (в том числе право на труд) могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Более того, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные данным Законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в названный Федеральный закон. Таких ограничений права военнослужащих на труд данным Законом не установлено.

Пример N 2: гарантия реализации прав военнослужащих государством. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В некоторой мере корреспондирует с приведенной нормой Закона и п. 1 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому контракт о прохождении военной службы заключается военнослужащим, с одной стороны, и от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба <12>, - с другой. -------------------------------- <12> Далее в тексте настоящей статьи, ведя речь о Министерстве обороны Российской Федерации, автор будет понимать и иные федеральные органы исполнительной власти, где законом предусмотрено прохождение военной службы.

При чтении двух предыдущих абзацев каких-либо неясностей и кривотолков не усматривается. Любой прочитавший эти нормы может уяснить, что государство обещает военнослужащим выполнение принятых на себя обязательств, что принимать меры по реализации установленных законом прав военнослужащих должны командиры и органы государственной власти. И если с 2005 г. <13> органы местного самоуправления были практически устранены от выполнения данной обременительной для них обязанности, то на федеральные органы государственной власти положение данного Закона должно распространяться в полном объеме. Вместе с тем Закон не называет те самые органы государственной власти, которые и обязаны обеспечить военнослужащему реализацию его социальных прав. -------------------------------- <13> Именно с 1 января 2005 г. вступил в силу так называемый Закон о монетизации льгот от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, снявший с органов местного самоуправления практически все обязанности по реализации социальных гарантий военнослужащих.

Применяя по аналогии Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", можно сделать вывод, что к таким государственным органам относятся органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, перечень государственных органов, которые обязаны участвовать в процессе осуществления социальных прав военнослужащих, может быть довольно обширен и ограничивается лишь компетенцией государственных органов. Как минимум к субъектам указанных правоотношений можно отнести и Правительство Российской Федерации (в части определения размера финансирования затрат, связанных с реализацией социальных прав военнослужащих), и Министерство обороны Российской Федерации (в части непосредственной реализации мер социальной защиты военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, расквартирования войск, управления жилищным фондом и т. д.). Косвенно правильность такого подхода, в частности, была подтверждена и Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем Определении от 4 марта 2004 г. N 136-О указал: "Реализация обязанности государства по обеспечению военнослужащих жильем возложена на соответствующие органы исполнительной власти, распоряжающиеся жилищным фондом". Продолжая данную мысль, можно говорить о том, что раз у государственных органов есть обязанность по социальному обеспечению военнослужащих, то они могут быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности, а также должны существовать механизмы воздействия на указанные органы со стороны военнослужащих. Вместе с тем материалы судебной практики военных судов свидетельствуют о том, что субъектом ответственности за невыполнение любых мер социальной поддержки военнослужащих признается конкретное должностное лицо, как правило, руководитель военной организации (командир воинской части), но никак не орган государственной власти. В частности, в одном из определений <14> судья Верховного Суда Российской Федерации, отказывая заявителю-военнослужащему в истребовании соответствующего дела, сослался на то, что "за материальное и финансовое обеспечение личного состава отвечают только командиры, и реализация мер социальной защиты военнослужащих является исключительно обязанностью командиров и начальников" <15>. -------------------------------- <14> Определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N Д-2841 по иску военнослужащего М. к военному образовательному учреждению высшего профессионального образования, Министерству обороны Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о предоставлении жилого помещения в установленный законом срок // Архив Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. <15> Цит. по: Молодых А. В. О надлежащем субъекте ответственности за невыполнение условий контракта о прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 1.

Такой вывод справедлив только отчасти: согласно ст. 81 УВС ВС РФ командир (начальник) обязан обеспечивать реализацию положений законодательства о социальных гарантиях и компенсациях для своих подчиненных. Но во-первых, лишь в пределах своих полномочий. А во-вторых, с иных государственных органов и их должностных лиц такого рода обязанности также не сняты. По общему правилу гражданского судопроизводства выбор ответчика (лица, предположительно нарушившего право человека) и способа восстановления нарушенного права принадлежит самому истцу (заявителю). В то же время гражданским процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, вытекающих из публичных и частноправовых отношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон. В феврале 2007 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации внес изменения и дополнения в свое Постановление от 14 февраля 2000 г. N 9, по смыслу которых "правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера" <16>. -------------------------------- <16> Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

В разъяснениях Пленума указывалось, что требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекающие из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, должны рассматриваться по правилам гл. 25 ГПК РФ, т. е. не в исковом порядке, а в порядке рассмотрения заявления об оспаривании действий (бездействия) и решений. Естественно, что юридически значимые для военнослужащего действия (бездействие) осуществляют должностные лица военных организаций, с которыми он взаимодействует по вопросам реализации своих социальных прав и свобод. Ни с Правительством Российской Федерации, ни с Министерством обороны Российской Федерации военнослужащий, как правило, по таким вопросам напрямую не взаимодействует, поэтому их действия (бездействие) и решения "выпали" из сферы судебного контроля по спорам с участием военнослужащих. Таким образом, хотя в нормах Закона и задекларирована обязанность многих органов государственной власти участвовать в реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, потребовать от них выполнения конкретных действий в этом направлении посредством судебного спора военнослужащий в настоящее время не может. Пример N 3: прекращение статуса военнослужащего без осуществления полного расчета с ним. В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. Опять-таки, полагаю, данная правовая норма изложена ясным и недвусмысленным языком, содержит императивное требование о запрете издания приказов об исключении уволенных военнослужащих из списков личного состава военных организаций до момента производства с ним полного расчета по видам довольствия. Поскольку такие приказы издает командир воинской части (учреждения), то именно он и должен через начальников соответствующих отделов и служб контролировать процесс обеспечения увольняемых военнослужащих всем необходимым до окончания их военной службы <17> и не подписывать такие приказы ранее производства с ними расчета. Однако на практике такого рода нарушения встречаются повсеместно. -------------------------------- <17> Обязанность осуществления контроля за своевременным обеспечением увольняемого военнослужащего продовольственным и вещевым обеспечением, денежным довольствием, выплатой единовременных пособий возложена на тыловые и финансово-экономические органы военных организаций в соответствии с п. 24 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350.

Ранее военные суды по делам об оспаривании бывшими военнослужащими приказов о своем исключении из списков личного состава до проведения с ними всех необходимых расчетов толковали данную норму законодательства в буквальном ее смысле. Такие приказы признавались судами незаконными и недействующими с момента издания, что влекло их отмену, на командование возлагалась обязанность исключить заявителя из списков личного состава лишь после полного обеспечения всеми видами довольствия <18>. -------------------------------- <18> См., напр., Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц // Бюлл. Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 12.

Однако за последние годы судебная практика по такой категории споров изменилась. Даже устанавливая факт исключения военнослужащего без производства с ним полного расчета, приказ командира воинской части о таком исключении подчиненного из списков личного состава суды более не признают незаконным и недействующим, военнослужащий не восстанавливается в списках личного состава даже при наличии такой просьбы в заявлении военнослужащего в суд. Вместо этого суды, как правило, обязывают командование или довольствующий орган обеспечить указанного бывшего военнослужащего довольствием по дату издания приказа о его исключении из списков личного состава. При этом дата исключения такого военнослужащего из списков личного состава воинской части может быть перенесена судом на более поздний срок <19>. -------------------------------- <19> См., например, Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 1н-149/09 // Судебная практика Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по вопросам военной службы и статуса военнослужащих. М., 2010. С. 198.

По мнению автора настоящей статьи, такая судебная практика не свидетельствует о восстановлении прав заявителей в полном объеме. Фактически происходит подмена требований заявителей: требование об отмене незаконного приказа об исключении из списков личного состава заменяется судом (по своей инициативе) на требование об удовлетворении уволенного своевременно неполученным довольствием. Как видно, более поздняя позиция военных судов позволяет командованию практически безболезненно игнорировать требования п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и сначала исключать военнослужащих из списков личного состава воинской части, а уже после этого принимать меры по их полному расчету. И максимум, чем это чревато для командования, так это переносом даты исключения военнослужащего из списков личного состава на более поздний срок (на день получения им довольствия или его начисления) и возложением обязанности обеспечить такого заявителя довольствием. При этом далеко не все такие уволенные граждане пойдут искать справедливости в суде, что также наверняка устраивает командование. Следовательно, несмотря на определенность запрета исключения военнослужащих из списков личного состава военной организации без производства с ними полного расчета, результативность данной нормы права невысока, в том числе и по причине неполного восстановления судебными органами прав заявителей по такой категории споров. Пример N 4: обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями в трехмесячный срок с момента прибытия их к новому месту военной службы. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В идеале на служебные жилые помещения вообще не должно быть очереди и срока их предоставления. Служебные жилые помещения предоставляются лицам, которые по характеру служебной деятельности должны постоянно проживать вблизи от места исполнения служебных обязанностей, сразу с момента начала исполнения такого рода обязанностей и лишь на время их исполнения. В гл. 10 ЖК РФ нет специального указания на то, что получение служебных жилых помещений должно осуществляться с применением принципа очередности. Данное положение позволяло многим командирам воинских частей и начальникам квартирных органов до 2010 г. предоставлять служебные квартиры по своему усмотрению тем военнослужащим и лицам гражданского персонала <20>, кто им "больше по нраву". -------------------------------- <20> Длительное время в соответствии с отраслевыми соглашениями между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации право на получение служебных жилых помещений предоставлялось лицам гражданского персонала военных организаций (см., например, Приказы Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 299, 2001 г. N 220 и др.).

Однако установление специального максимально допустимого срока для обеспечения военнослужащего служебным жильем в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" направлено в первую очередь на конкретизацию его прав и само по себе не служит целям их ограничения. Поскольку, как уже было указано выше, реализовывать права и социальные гарантии военнослужащих должны органы государственного (в том числе и военного) управления, командование, то указанный срок установлен именно для них. Несмотря на наличие в Законе ясных требований о сроке обеспечения военнослужащих служебным жильем, в настоящее время этот трехмесячный срок, в течение которого государство гарантирует предоставление служебного жилья, остается всего лишь продекларированным лозунгом и повсеместно не соблюдается органами военного управления ввиду дефицитности жилья и отсутствия четкого механизма реализации данного права. Объясняется это следующим образом. Во-первых, количество семей военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, в военном ведомстве всегда превышало количество свободных жилых помещений. А во-вторых, такому положению дел во многом способствовала и судебная практика, которая исходила из того, что вне зависимости от срока ожидания жилого помещения в приоритетном порядке обеспечиваются жильем лица, состоящие в списках нуждающихся в получении служебных жилых помещений с более раннего срока (аналогия со ст. 57 ЖК РФ). И поскольку по такой категории дел оспаривалось бездействие руководителя военной организации по своевременному обеспечению жильем, а тот, в свою очередь, ссылался на отсутствие свободного жилья в его распоряжении и наличие большого числа очередников на получение жилья, то действия командования судами признавались законными, а в удовлетворении заявленных требований военнослужащему суд отказывал <21>. -------------------------------- <21> Более подробно см.: Глухов Е. А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 164.

Так, например, при рассмотрении одного из гражданских дел Московский гарнизонный военный суд указал: "Суд приходит к выводу о том, что право заявителя на обеспечение его в том числе служебным жилым помещением должно быть реализовано в порядке очередности" <22>. Кассационным определением Московского окружного военного суда данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, суды надзорных инстанций (в том числе и Верховный Суд Российской Федерации) не нашли оснований для истребования данного дела и рассмотрения надзорной жалобы. -------------------------------- <22> См., напр., решение Московского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2005 г. // URL: http:// voensud. ru/ judgments-f14/ uvolnenie - po - nesobludeniu - kontrakta - so - storoni - mo - t392.php.

Следует отметить, что принцип очередности предоставления служебного жилья заложен в ведомственных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации и ФСКН России. В разрабатываемом Министерством обороны Российской Федерации законопроекте "О военной службе в Российской Федерации" (п. 8 ст. 76) также предлагается узаконить предоставление служебных жилых помещений и общежитий в порядке очередности, устранив из текста Закона трехмесячный предельный срок ожидания их получения военнослужащим, но в настоящее время это всего лишь законопроект, который не должен влечь каких-либо правовых последствий для граждан. Однако уже сегодня в сфере судебного правоприменения принцип очередности превалирует над императивной нормой Закона о предельном трехмесячном сроке обеспечения военнослужащих служебным жильем, что означает возможность игнорирования нормы абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Таких примеров весьма специфического языкового толкования оборотов русской речи, содержащихся в тексте законов, военно-судебными органами можно привести много. Сюда можно отнести и уменьшение военнослужащим размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы по основаниям, не предусмотренным п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в самом Законе лишь два критерия выплаты такой надбавки: состав военнослужащих и местность прохождения ими военной службы), и зачисление военнослужащих в распоряжение соответствующих командиров (начальников) свыше установленных законодательством сроков, и отказы в предоставлении военнослужащим отпусков за предыдущие годы <23>, и др. -------------------------------- <23> Более подробно см.: Глухов Е. А. К вопросу о реализации права военнослужащего на своевременно неиспользованный отпуск // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 10.

3. Причины и последствия несправедливого толкования законодательства судебными органами. Что общего у всех приведенных в настоящей статье судебных прецедентов? Во-первых, все они приняты либо одобрены Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - высшей судебной инстанцией, чье мнение чрезвычайно важно для всех правоприменителей. Во-вторых, они вынесены не в пользу заявителей-военнослужащих. Выигрыш от такого рода судебных постановлений в косвенной степени получили: а) государство в виде экономии бюджетных средств на обеспечение социальных гарантий заявителей; б) должностные лица органов государственного и военного управления, имеющие все основания результаты своей деятельности оценивать в приукрашенном виде. А в-третьих, в проиллюстрированных примерах суды, по мнению автора настоящей статьи, очень вольно поступили с установлением юридической основы дела, исказив истинный смысл применяемых по рассматриваемым делам положений законодательства, т. е. допустили ошибку в толковании права. Ведь если большинство граждан страны понимают нормы законодательства иначе, чем органы судебной власти, значит, такое законодательство выражено на чуждом для народа языке. Либо (что вряд ли возможно в правовом и социальном государстве) судебная власть часто неправильно применяет законодательство и не исправляет свои ошибки, что означает нарушение прав многих граждан страны. Что влечет такое положение дел для обычных граждан? Относительно первого варианта видный русский философ И. А. Ильин писал: "Нелеп и опасен такой порядок жизни, при котором народу недоступно знание его права, когда, например, право начертано на чуждом языке, или когда текст закона остается недоступным для народа, или же смысл права выражается слишком сложно, запутанно и непонятно. Тогда, в лучшем случае, между народом и правом выдвигается иерархия корыстных посредников, взимающих особую дань за "отыскание" правоты и обслуживающих народную темноту в свою пользу, им выгодно затемнить ясное дело, а не уяснить темное, спасти "безнадежное" дело и внести кривду в суд, под их "опытными" руками толкование права быстро превращается в профессиональный кривотолк" <24>. -------------------------------- <24> Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 24.

Хороший юрист убедительно извращает факты - такому поверишь, что человек укусил собаку, а не наоборот. И в судах также случается, что черное называют белым, а белое - черным. В немалой степени этому способствует несправедливая по отношению к заявителям трактовка действующего законодательства, которая, кстати, может довольно часто меняться в противоположные стороны без изменения самой трактуемой правовой нормы. Существуют различные приемы толкования закона. По мнению профессора А. М. Эрделевского, с которым полностью согласен автор настоящей статьи, при толковании закона есть все основания ориентироваться на правила толкования договора, установленные в ст. 431 ГК РФ. Ведь договор представляет собой своего рода частный закон, правилам (условиям) которого поведение сторон в силу ст. 309 ГК РФ подчинено с той же степенью обязательности, какую имеют правила (нормы) закона для того круга лиц, на которых распространяется его действие <25>. -------------------------------- <25> Эрделевский А. М. О толковании закона // Закон. 2001. N 9. С. 110.

Важнейшее правило грамматического толкования гласит: широкому смыслу слова принадлежит преимущество перед узким, ибо если бы законодатель намеревался ограничить содержание слова, то имел полную возможность особо на это указать. Это правило формулируется также как lege non distinguente nec nostrum est distinguere (лат.) - не следует проводить различия там, где их не проводит закон <26>. Поэтому, например, наделение военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения месте жительства, различными правами с точки зрения данного правила толкования неоправданно. -------------------------------- <26> Смирнов А. В., Манукян А. Г. Толкование норм права: Учеб.-практ. пособ. М., 2008.

Если же предположить второй вариант, что судебные инстанции применяют закон в угоду определенным интересам государства и должностных лиц, то теряется сам смысл осуществления правосудия. Такой процесс не может называться правосудием. Депутат Государственной Думы В. И. Илюхин по данному поводу выразил такую мысль: "Судебная система - это часть государственной власти. И, сколько ни говори о ее самостоятельности, она, полагаю, никогда не будет полностью независимой от государства. У нас же и вовсе частенько происходит так, что суды сначала обслуживают власть, а потом, если руки дойдут или в них что-то положат, защищают интересы и права гражданина, который в споре с государством обычно терпит поражение" <27>. -------------------------------- <27> Илюхин В. И. Судебная система больна не больше, чем вся власть // Лит. газ. 2011. 19 янв.

Вполне возможно, что правоприменители при вынесении юридически значимых для военнослужащих решений руководствуются соображениями государственной целесообразности в ущерб законности, используя при этом весьма специфический способ толкования правовых актов. При этом сами судьи, скорее всего, осознают некорректность толкования норм права в пользу защиты интересов государства, но вынуждены следовать руководящей роли вышестоящих органов судебной власти. И хотя в Российской Федерации официально не признается прецедентное право, но судебное постановление вышестоящей судебной инстанции является "направляющим маяком" для рассмотрения подобных споров нижестоящими судебными инстанциями. Именно копируя логику, к примеру, Верховного Суда Российской Федерации, будут в последующем истолковывать нормы законодательства гарнизонные и окружные военные суды. Рассматривая причины увеличения количества судебных решений об отказе заявителям в удовлетворении их, казалось бы, стопроцентно выигрышных заявлений, можно заметить, что как раз с того времени, как в нашей стране наблюдается стремление к сохранению стабильности судебных постановлений, одновременно стал сокращаться и процент отмененных либо измененных судебных решений в судах кассационной и надзорной инстанций. Таким образом, формально не являясь источником права, судебные постановления высших судебных инстанций тем не менее существенно влияют на правоприменительную деятельность судей судов первой инстанции. Свою же позицию по многим вопросам и Верховный Суд Российской Федерации, и окружные военные суды доводят до сведения подчиненных судов в рассылаемых обзорах судебной практики, в телеграммах, на совещаниях и т. п. Не следуя правилам толкования законодательства, изложенным в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, судья знает, что его собственное решение, пусть даже и полностью соответствующее букве и духу закона, с большой долей вероятности будет отменено судом кассационной или надзорной инстанции, что, в свою очередь, подпортит отчетность о работе такого судьи и бросит тень на его компетентность. Кроме того, любое должностное лицо органа судебной власти осуществляет свою деятельность не изолированно, а в системе, во взаимодействии как с иными членами судейского сообщества, так и с иными государственными органами на своем уровне. И, несмотря на продекларированную в Конституции Российской Федерации независимость судебной власти, в реальности судьи зависят и от председателя своего суда, и от милости довольствующего органа, стараются выстраивать дружеские отношения со своими кураторами в вышестоящих судах. При такой организации нередко происходит сращивание судей "верхов" с судьями "низов", уходит беспристрастность. Зависимость судьи от судебной системы означает также, что "группа зависимых и контролирующих лиц понимается как субъекты, обладающие общими или одинаковыми интересами, иными словами, как единый субъект" <28>. -------------------------------- <28> Дедов Д. И. Юридический метод: Научное эссе. М., 2008.

Также необходимо напомнить о высоком социальном и материальном статусе судьи, определяющемся его вхождением в судейскую корпорацию, что обусловливает у него наличие корпоративного интереса <29>. -------------------------------- <29> Более подробно вопрос корпоративного интереса в системе государственной и военной службы раскрыт в статье: Глухов Е. А. Подмена государственных интересов корпоративными (групповыми) в среде военного чиновничества // URL: http:// www. voennoepravo. ru/ node/ 4237.

Профессиональная и корпоративная принадлежность являются достаточно значимыми для человека. Осознание себя значимой частью важной организации также питает чувство стабильности и безопасности. "Страх исключения из рядов сообщества за неисполнение профессиональных этических норм, что в ряде случаев означает и потерю возможности работать по профессии, представляет собой сильный рычаг для выполнения данных заповедей и норм" <30>. -------------------------------- <30> Стернин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: эпизод 2, или Исполнение кодекса корпоративной этики: способы решения и проблемы // URL: http:// www. e-xecutive. ru/ publications/ specialization/ article_3683.

Выскажу предположение, что некоторые судебные постановления все же могут приниматься исходя не из принципа верховенства закона, а из принципа целесообразности, в интересах соответствия правилам определенного коллектива. Здесь уместно будет привести две строчки стихотворения Е. Евтушенко: "Он знал, что вертится Земля, но у него была семья...". Если аргументированные, но все же предположения автора настоящей статьи верны, то это объясняет, почему из 170 тыс. обращений, находящихся на рассмотрении Европейского суда по правам человека, почти 40 тыс. - от российских граждан <31>. -------------------------------- <31> Илюхин В. И. Указ. соч.

В связи с вышесказанным нельзя не отметить, что уровень доверия населения к судебной власти по-прежнему остается низким. В своем большинстве граждане России не верят в эффективность и объективность правосудия, особенно в тех случаях, когда их оппонентами выступают органы государственной власти, государственные учреждения <32>. Социологические опросы, проводившиеся на протяжении последних 20 лет, свидетельствуют о том, что большинство населения видит в судебной власти не орган, осуществляющий правосудие и защиту прав граждан от произвола должностных лиц, а лишь место, где человека лишают свободы <33>. -------------------------------- <32> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Рос. газ. 2006. 15, 21 и 29 июня. <33> Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 168.

Судебная власть - это власть государственная, а суд - орган государства. Поэтому при рассмотрении споров человека с государством в государственном же органе власти включаются механизмы, воздействующие на справедливость и беспристрастность судебной системы. Постоянное истолковывание закона не в пользу граждан в спорах с государственными органами и их должностными лицами способствует поиску иных регуляторов общественных отношений, способных восстанавливать справедливость в понимании большей части общества. В результате граждане будут стремиться решать свои споры с государством не в правовой плоскости, что ведет к правовому нигилизму, непринятию судебной системы в качестве независимого и справедливого арбитра и к коррупции. Подводя итог, считаю необходимым вернуть принцип торжества справедливости в качестве главного при осуществлении судебного производства, особенно в спорах, где сторонами являются человек и государство. Тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества образует справедливость судебного акта. От того, насколько убедительно и морально оправданно решение компетентного органа, во многом зависят его авторитет, воспитательное действие <34>. Соответствие же общественного мнения о принятом судебном решении моральным убеждениям общества зависит, в частности, и от оправдания ожидания применения судом правовых норм в том значении, в каком их понимает среднестатистический человек. Иначе существующая в русской национальной культуре поговорка "Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло" никогда не уйдет в разряд архаизмов. -------------------------------- <34> Золотарев А. В. Каким быть решению: справедливым или целесообразным? // Администратор суда. 2008. N 4.

------------------------------------------------------------------

Название документа