Неприкосновенная земля

(Черноуцан А.)

("ЭЖ-Юрист", 2011, N 23)

Текст документа

НЕПРИКОСНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ

А. ЧЕРНОУЦАН

Андрей Черноуцан, юрист, г. Екатеринбург.

Юридические лица и граждане, заключая сделки, порой не задумываются над их последствиями. Ярким примером тому служат случаи покупки объектов недвижимости, которые, как впоследствии выясняется, находятся на земельном участке, предоставленном какой-нибудь войсковой части. Возникает вопрос, как быть в этом случае?

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Кроме того, ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

Купив недвижимость на таком участке, собственник объекта, во-первых, может быть лишен доступа к нему, а во-вторых, в силу закона не может воспользоваться исключительным правом на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в силу ст. 36 ЗК РФ.

Решение возникающих в подобных ситуациях вопросов нередко переходит в судебную плоскость, где победа покупателям не гарантирована. Данная проблема носит системный управленческий характер и связана в том числе с постоянной сменой ответственных лиц и организаций (квартирно-эксплуатационных частей, департаментов имущественных отношений и т. д.), занимающихся управлением и учетом имущества, предоставленного военным. Зачастую нет четкого понимания необходимости нахождения на балансе военных организаций имущества, земельных участков. При решении таких споров в досудебном порядке звучит только один аргумент: это все наше, никому ничего не отдадим.

Причем нередко земельные участки, зарегистрированные на основании п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", фактически никогда не занимались и не использовались военными для своих нужд. Происходит это потому, что права РФ на данные земельные участки регистрировались списками, без учета их фактического использования. Вот и получается - земельный участок, имеющий категорию "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под индивидуальный жилой дом", оказывается, зарегистрирован на праве собственности за РФ и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования какой-нибудь войсковой части, которая никогда и не пользовалась участком.

В первую очередь это связано с тем, что Министерство обороны России, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению находящимся у ВС РФ федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, в принципе не спешит решать назревшие проблемы.

Выходом из сложившейся ситуации может стать прекращение, в том числе на основании заинтересованных лиц, права военных на бессрочное владение земельными участками, с тем чтобы затем предоставлять необремененные участки всем заинтересованным в этом лицам в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Таким образом, необходимо на федеральном уровне принять соответствующий нормативный акт, который урегулировал бы порядок разрешения подобных спорных моментов, обозначив правила игры, обязательные для всех участников.

------------------------------------------------------------------

Название документа