Отпуск по уходу за ребенком для военнослужащих мужского пола: быть или не быть?
(Зайков Д. Е.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 5) Текст документаОТПУСК ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МУЖСКОГО ПОЛА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Д. Е. ЗАЙКОВ
Зайков Д. Е., начальник юридической службы федерального автономного учреждения, кандидат юридических наук.
Анализируется Постановление Европейского суда по правам человека от 7 октября 2010 г. по делу "Константин Маркин против России" и его значение для развития военного законодательства.
Ключевые слова: гендерное равенство, отпуск по уходу за ребенком, Европейский суд по правам человека.
Leave for child care for military males: to be or not to be? D. E. Zaikov
European court Ruling is Analysed on human rights from October, 7, 2010 in case "Konstantin Markin against Russia" and his value for development of military legislation.
Key words: gender equality, vacation on the care of child, European court on human rights.
Вопрос о соответствии принципу равенства прав и свобод мужчин и женщин, закрепленному в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, существующего положения об отсутствии у военнослужащих мужского пола права на предоставление отпуска по уходу за ребенком, имевший в свое время актуальное значение и вызвавший достаточно оживленную научную дискуссию <1>, был рассмотрен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 187-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статей 10 и 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" <2>, который, в частности, отметил: -------------------------------- <1> Стренина Е. А. Возможно ли предоставление военнослужащему мужского пола отпуска по уходу за ребенком // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 7; Зайков Д. Е. Современные проблемы реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы // Там же. 2007. N 1; и др. <2> Критичное отношение к указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации см.: Зайков Д. Е. К вопросу о предоставлении военнослужащим мужского пола отпуска по уходу за ребенком // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 8.
"В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации Маркин просил признать противоречащими ч. ч. 2 и 3 ст. 19, ч. 2 ст. 38 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в частности, п. 9 ст. 10 и п. 13 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Маркину, проходящему военную службу по контракту в войсковой части 41480 в должности начальника смены отдела, было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, при этом ему на основании п. 7 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью три месяца. Впоследствии соответствующий приказ был отменен в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на его получение. Решением Пушкинского гарнизонного военного суда от 14 марта 2006 г., оставленным без изменения Определением Ленинградского окружного военного суда от 27 апреля 2006 г., М. было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. При этом суд сослался на п. 13 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающий предоставление отпуска по уходу за ребенком только военнослужащим женского пола. В истребовании дела по надзорной жалобе К. А. Маркина было также отказано. По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения являются дискриминационными и препятствуют осуществлению военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, права на воспитание своих детей. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. По смыслу соответствующих статей Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества. Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. Это право федерального законодателя нашло свое непосредственное закрепление в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами; на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Из п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации вытекает, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 6 июня 1995 г. N 7-П и развитой в Определениях от 1 декабря 1999 г. N 219-О, от 7 декабря 2001 г. N 256-О, от 22 октября 2008 г. N 538-О-О и др. применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, граждане, добровольно избирая такой род занятий, соглашаются с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый ими правовой статус. Исходя из этого, установление федеральным законодателем тех или иных ограничений прав и свобод в отношении указанных граждан само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации и согласуется с Конвенцией МОТ N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г., закрепляющей, что не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой. В соответствии с п. 13 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим женского пола в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено п. 5 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы. При этом на время отпуска по уходу за ребенком тем же пунктом предусмотрено сохранение за военнослужащим женского пола места военной службы и воинской должности. Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту, имеет право на однократное предоставление по его просьбе дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) (п. 7 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Цель данного отпуска - предоставление военнослужащему-мужчине возможности в течение разумного срока решить вопрос об организации ухода за ребенком и, в зависимости от результатов, о дальнейшем прохождении военной службы. В том случае, когда военнослужащий принимает решение лично осуществлять уход за ребенком, он имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (абз. 5 подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Право военнослужащего-мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно не допускается совмещение военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества. Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола, проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы. Предоставив право на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, законодатель исходил, во-первых, из весьма ограниченного участия женщин в осуществлении военной службы, а во-вторых, из особой связанной с материнством социальной роли женщины в обществе, что согласуется с положением ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации. Поэтому такое решение законодателя не может расцениваться и как нарушение закрепленных ч. ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации принципов равенства прав и свобод человека и гражданина, а также равноправия мужчин и женщин". Однако несмотря на то что акты Конституционного Суда Российской Федерации являются окончательными и не подлежат ни обжалованию, ни пересмотру, ставить точку в рассмотрении указанного вопроса пока еще рано. По результатам поданной еще в 2006 г. Маркиным жалобы 7 октября 2010 г. Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) вынес решение по делу "Константин Маркин против России" (CASE KONSTANTIN MARKIN v. RUSSIA), жалоба N 30078/06 <3>, в котором пришел к выводу, противоречащему указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, - непредставление военнослужащим мужского пола права на отпуск по уходу за ребенком, при наличии такого права у военнослужащих женского пола, разумно не обосновано. -------------------------------- <3> Шестью голосами против одного; особое мнение высказал судья от России А. Ковлер.
В своем Постановлении ЕСПЧ признал факт нарушения ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции, подчеркнув, что нарушение проистекает из упущений в российском законодательстве, содержащихся в п. 13 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положении о порядке прохождения военной службы, на основании которых право на отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим женского пола, и это подвергает военнослужащих мужского пола дискриминации при осуществлении их права на уважение семейной и личной жизни. Также ЕСПЧ в тексте своего Постановления отметил, что были бы желательны меры общего характера на национальном уровне для обеспечения эффективной защиты от дискриминации. Одновременно он рекомендовал правительству-ответчику принять меры, под надзором Комитета министров, по внесению изменений в указанные нормативные основы с тем, чтобы положить конец дискриминации военнослужащих мужского пола в отношении реализации их права на отпуск по уходу за ребенком <4>. -------------------------------- <4> Маврин С. Решения Европейского суда и российская правовая система. URL: http:// ksrf. ru/ Press-srv/ Smi/ Pages/ Viewltem. aspx? Paramld= 2289.
В то же время, если вернуться к рассматриваемому случаю нарушения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин при прохождении военной службы, можно прийти к выводу, что фактические обстоятельства указанного дела свидетельствуют о том, что оно не только не соответствует возникшему вокруг него ажиотажу, но и представляет собой явный пример фактического нарушения принципа гендерного равенства при прохождении военной службы. В октябре 2006 г. Маркину все-таки был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. Кроме того, заявитель был обеспечен материальной помощью в размере 200000 руб. по семейным обстоятельствам. В дополнение к этому после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части поддержки граждан, имеющих детей" с 1 января по 30 марта 2007 г. (до достижения ребенком возраста 1,5 лет) Маркину, как лицу, осуществляющему уход за вторым ребенком и последующими детьми, выплачивалось ежемесячное пособие исходя из фиксированного размера пособия в 3000 руб. При этом заявитель получил эти денежные суммы, несмотря на то, что до 1 января 2007 г. размер данного пособия был значительно меньше. В общей сумме Маркин получил в связи с необходимостью ухода за детьми 208953 руб. 23 коп., выплаченные без учета денежного довольствия, сохраненного за ним на период отпуска. Таким образом, Маркин в действительности получил не только отпуск по уходу за ребенком до трех лет, но и денежное вспомоществование, превосходящее в девять с лишним раз размер того пособия, которое бы причиталось к выплате в той же ситуации военнослужащему женского пола, что объясняется предоставлением ему в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет дополнительных материальных льгот в сравнении с военнослужащими женского пола. Вследствие этого Маркин с точки зрения денежного сопровождения своего отпуска по уходу за ребенком фактически оказался в привилегированном положении <5>. -------------------------------- <5> Маврин С. Указ. соч.
Вместе с тем, не рассматривая истинные причины принятия ЕСПЧ указанного постановления, однозначно имеющие политическую подоплеку, нельзя не осветить его отдельные правовые тезисы: - беспрецедентным является вывод ЕСПЧ о том, что "рассматриваемое российское законодательство не является совместимым с Конвенцией и обнаруживает широко распространенную в правовом механизме проблему, касающуюся значительного числа людей"; - восприятие женщин как главных воспитателей детей ЕСПЧ посчитал "гендерным предрассудком" и поэтому критически отнесся к выводам Конституционного Суда Российской Федерации об особой, связанной с материнством, социальной роли женщины в обществе; - не имея прецедентных решений по вопросу о предоставлении отпуска военнослужащим мужского пола по уходу за ребенком, Страсбургский суд в данном случае использовал правовую позицию по делу "Смит и Грейди против Соединенного Королевства", касавшемуся увольнения из вооруженных сил гомосексуалистов <6>. -------------------------------- <6> Зорькин В. Предел уступчивости // Рос. газ. 2010. 29 окт.
На взгляд автора настоящей статьи, указанные положения не имеют какого-либо влияния на состояние принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин при прохождении военной службы и полностью оставляют без внимания специфику правового статуса субъектов рассматриваемых отношений. Конституционный принцип равенства (ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации) гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. Поэтому принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование <7>. -------------------------------- <7> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 580-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Силина Сергея Константиновича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время".
Само равенство основывается на ключевом положении Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", которым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность <8>. -------------------------------- <8> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
Однако всегда ли указанный принцип должен быть определяющим для равенства? Может быть, следует акцентировать внимание не на личности, ее правах и свободах, а на обществе и государстве, членом и гражданином которых эта личность является? <9> Может, сохранение, упрочение и консолидация целого, обеспечение его могущества, процветания и благоденствия есть задача бесспорно приоритетная, первостепенная. Во имя ее реализации вполне допустимо умаление интересов отдельных частей <10>. При этом общество все еще не осознало, что именно обязанности составляют фундамент взаимной безопасности сочленов общества и объективно необходимое условие их взаимодействия <11>. -------------------------------- <9> Иными словами, по аналогии с отдельными направлениями мировой философской мысли, целое (общество и государство) полагается как нечто гораздо более значимое, важное и существенное по сравнению с частью (человек и гражданин). <10> Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2008. С. 61. <11> Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: Взаимная ответственность и конституционная обязанность. М., 2007. С. 323.
Приведенное положение является злободневным и наибольшее применение находит в особых сферах отношений - оборона страны и безопасности государства, защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. При этом оно основывается на необходимости обеспечить в первую очередь не права индивида, а интересы социума, что обусловлено особой важностью и исключительностью указанных отношений, и определяет специфический правовой статус органов и должностных лиц, участвующих в них. В указанном случае неравенство правового положения граждан (законное неравенство) будет устанавливаться "сверху" - законом, однако исключительно в публично-правовых интересах. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод <12>. -------------------------------- <12> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. N 3-П "О проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Проблема адекватности и соразмерности ограничения прав и свобод человека и гражданина и достигаемых в результате этого социально значимых результатов всегда являлась и будет являться камнем преткновения между обществом и государством, между различными категориями граждан, причем однозначного решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны, не будет никогда. Указанные обстоятельства и легли в основу рассматриваемого решения Конституционного Суда Российской Федерации, который и определил приоритет института военной службы над институтом отцовства, института материнства над институтом военной службы, в результате чего принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин при прохождении военной службы, по мнению ЕСПЧ, и оказался нарушенным. Тем не менее проблема, поднятая ЕСПЧ, существует, хотя и несколько в ином русле, и она должна найти свое решение. В то же время вопрос о необходимости (возможности) исполнения Российской Федерацией рассматриваемого постановления ЕСПЧ вызывает ожесточенные споры. При этом, у представителей российской Фемиды сложилось мнение, в силу которого отечественный законодатель не в состоянии, не нарушая Конституции Российской Федерации, исполнить предписания ЕСПЧ, вытекающие из дела Маркина; с точки зрения обеспечения благополучия России решение ЕСПЧ обладает признаками неисполнимости <13>. -------------------------------- <13> Маврин С. Указ. соч.
По мнению автора настоящей статьи, данная ситуация характеризуется недостаточной проработкой существа вопроса и отсутствием четких представлений о специфике принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин при прохождении военной службы. В основе принципа гендерного равенства при прохождении военной службы должен лежать подход, учитывающий физиологические особенности военнослужащих разного пола, специфику правового положения лиц с семейными обязанностями (без половой стратификации) и основывающийся в первую очередь на позиции приоритета выполнения военнослужащими обязанностей по защите Отечества. По мнению автора настоящей статьи, положение о том, что право военнослужащих на предоставление отпуска по уходу за ребенком обусловлено исключительно половой принадлежностью, должно быть законодательно изменено, однако с учетом ряда существенных обстоятельств, принимающих во внимание специфику как института военной службы, так и сущности и содержания принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин при прохождении военной службы. Фактическая ситуация в рассматриваемых отношениях в настоящее время не соответствует логике и точке зрения Конституционного Суда Российской Федерации и нарушает принцип гендерного равенства в отношении военнослужащих мужского пола. С одной стороны, указанной категории военнослужащих отпуск по уходу за ребенком не может быть предоставлен ни при каких условиях. С другой стороны, позиция Конституционного Суда Российской Федерации "об особой связанной с материнством социальной роли женщины в обществе" и о "наличии определенных ограничений прав и свобод военнослужащих, обусловленных необходимостью исполнения обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства", которой он объясняет наличие различного подхода к объему имеющихся прав военнослужащих разного пола, противоречит существующим нормам права <14>, в силу которых военнослужащие женского пола, не являющиеся матерью ребенка (например, бабушки, тети, другие родственники или опекуны), имеют право на предоставление отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, законодатель, совершенно необоснованно расширил перечень категорий военнослужащих женского пола, не связанных с детьми прямыми кровными узами, имеющих право на предоставление соответствующей гарантии. -------------------------------- <14> Пункт 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Несовершенство военного законодательства, не учитывающего противоречия, возникающие при конкуренции правовых норм, регулирующих военно-служебные отношения и отношения, складывающиеся в сфере защиты и охраны семьи, отцовства, материнства и детства во многом обусловлено неудачной формулировкой п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <15>. -------------------------------- <15> Вопрос о необходимости внесения изменений в указанную норму права уже был предметом исследования. Так, Е. В. Терешиной было предложено в указанном положении расширить круг лиц, на которых распространялось бы действие законодательства об охране семьи, материнства и детства, путем введения понятия "лицо с семейными обязанностями" (Терешина Е. В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной службы безопасности (на примере органов пограничного контроля): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 139). Представляется, что данное изменение не помогло бы решить существующие проблемы, а лишь усугубило бы ситуацию, особенно с практической точки зрения.
Указанное положение позволяет неограниченному кругу военнослужащих женского пола пользоваться привилегиями, установленными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, в ущерб боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации и в нарушение принципа прав и свобод мужчин и женщин. По нашему мнению, в данном случае лишь наличие детей (беременность) должно быть обстоятельством, определяющим существование у военнослужащих женского пола права пользоваться соответствующими привилегиями. Исключительно гендерный признак в основе возникновения соответствующих прав лежать не должен. Для военно-служебных отношений необходима четкая градация субъектов и прямая и обоснованная зависимость между наличием у указанных субъектов определенных обстоятельств и предоставляемыми им в связи с этим привилегиями. К сожалению, в военном законодательстве подобное соотношение не определено нормативно, что влечет необоснованное с точки зрения необходимости ограничения прав и свобод военнослужащих предоставление их отдельным категориям социальных гарантий и компенсаций. Для разрешения существующего противоречия представляется целесообразным воспользоваться имеющимся примером, содержащимся в абз. 7 ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, зарекомендовавшим себя с положительной стороны практикой его применения, а также прошедшим проверку судебными органами <16>, и изложить п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в следующей редакции: -------------------------------- <16> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г.
"Военнослужащие женского пола, находящиеся в состоянии беременности, а также имеющие одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет, и военнослужащие мужского пола, воспитывающие одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства, отцовства и детства для этой категории населения". Кроме того, во взаимосвязи с указанным изменением п. 13 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует признать утратившим силу. Таким образом, установление в качестве обязательного условия для предоставления соответствующих социальных гарантий и компенсаций военнослужащим: а) женского пола - наличие детей и (или) состояние беременности; б) мужского пола - воспитание детей без матери - позволит соблюсти необходимый баланс между интересами военной службы и социальными правами военнослужащих. В обоснование необходимости указанных изменений также можно привести и один из доводов ЕСПЧ, который совершенно верно указал в своем постановлении на то обстоятельство, что в деле отсутствуют экспертные оценки или статистические исследования числа военнослужащих мужского пола, которые могут претендовать на предоставление отпуска по уходу за ребенком и которые хотели бы его получить; таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации основал свое решение на чистом допущении <17>. -------------------------------- <17> URL: http:// www. eurolawco. ru/ practicenews/ EuroCourt/ 2010/ 10/ 07/ ECnews_1986.php
Безусловно, высшая судебная инстанция с таким выводом не согласилась и в лице С. Маврина, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, отреагировала следующим образом: "Российский законодатель мог бы действовать и посредством принятия решения, в силу которого право на получение отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет было бы предоставлено, наряду с женщинами-военнослужащими, и мужчинам-военнослужащим... Однако, принимая такое решение, законодатель был бы обязан руководствоваться необходимостью действовать во благо России. И естественно, учел бы следующее: большинство военнослужащих-женщин в Российской Федерации выполняют свои воинские обязанности исключительно на должностях вспомогательного состава, условно говоря, вне боевых подразделений; а большая часть мужчин-военнослужащих выполняет свои обязанности в составе расчетов, находящихся в состоянии несения боевого дежурства в различных местах дислокаций. В таких подразделениях не всегда имеется возможность заменить военнослужащего, желающего в течение 3 лет воспитывать своих детей. Незапланированное оставление места службы военным без замены вряд ли можно рассматривать как акт, имеющий совершенно нейтральное отношение к безопасности России, ее благополучию и процветанию" <18>. -------------------------------- <18> Маврин С. Указ. соч.
Однако насколько справедливо изложенное? Конечно, решение о предоставлении военнослужащим мужского пола (как категории) права на получение отпуска по уходу за ребенком представляется недопустимым: в военно-служебных отношениях непозволительно без тщательной проработки применять такой способ ликвидации неравенства, как предоставление аналогичных прав. При этом иные рассуждения не в полной мере соответствуют действительности. Так, например, каждый второй солдат и сержант, проходящий военную службу по контракту в РВСН, - женщина, из них непосредственно несут боевое дежурство на боевых постах 9 тыс. человек <19>. Данные, конечно, устаревшие, но ведь они не принимались во внимание. -------------------------------- <19> Рыков С. Без женщин нельзя не только жить, но и воевать // Международная жизнь. 2002. N 2. С. 92.
А специальные исследования количества военнослужащих мужского пола, подпадающих под рассматриваемую категорию лиц, имеющих право на предоставление отпуска по уходу за ребенком, не проводились. И хотя законодатель при рассмотрении вопроса о предоставлении определенной категории лиц социальных гарантий никоим образом не связан их численностью, этот показатель может оказать решающее влияние на принятие соответствующего решения. По различным подсчетам от общего числа семей с одним родителем количество мужчин, воспитывающих своих детей без матери, составляет порядка 100 тыс. <20>. Из них проходящие военную службу, как представляется, составляют незначительное число, из которого подходящих под установленные автором критерии предоставления отпуска по уходу за ребенком на порядки меньше. -------------------------------- <20> URL: http://demoscope. ru/weekly/023/strimir01.php#24
Таким образом, в рассматриваемой ситуации недопустимо принятие половинчатого решения, необходим комплексный подход, чтобы его результатом стало как совершенствование социального положения военнослужащих разного пола, так и укрепление боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
Название документа