О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих
(Савин И. Г.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 2) Текст документаО НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И. Г. САВИН
Савин И. Г., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РВВДКУ (ВИ), кандидат юридических наук.
Проанализированы особенности осуществления военнослужащими конституционного права на жилище посредством их участия в накопительно-ипотечной системе.
Ключевые слова: военнослужащий, жилищное обеспечение, накопительно-ипотечная система.
About storage-mortgage system of housing for military personnel I. G. Savin
Also features of the implementation of the military constitutional right to housing through their participation in the accumulative-mortgage system.
Key words: military, housing, storage-mortgage system.
Для военнослужащих осуществление конституционного права на жилище имеет существенные особенности по сравнению с другими гражданами. Так, в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договорам социального найма (т. е. бесплатно, но не в собственность) жилье предоставляется только малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими же являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Что касается военнослужащих, то на основании ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе) государство гарантирует военнослужащим - гражданам Российской Федерации предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жилищное строительство и приобретение жилых помещений для указанных военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военнослужащим, выслужившим установленные Законом о статусе сроки и признанным в соответствии с требованиями ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются в собственность или по договору социального найма по установленным нормам. Кроме того, отличаются и сами нормы предоставления жилья. Если речь идет о малоимущих гражданах, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с ЖК РФ, то норма общей площади жилого помещения на одного человека устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма (ст. 50 ЖК РФ). Если же речь идет о военнослужащих, то эта норма установлена ст. 15.1 Закона о статусе и составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС) с 2005 г. порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями (предоставляемыми в собственность) претерпели значительные изменения. Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении порядка и условий обеспечения военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), жилыми помещениями, а также сравнении существовавшего до 2005 г. и установленного Законом о НИС порядка обеспечения военнослужащих жильем. Само название Закона о НИС говорит о двух основных путях (предоставляемых Законом о НИС возможностях) приобретения военнослужащим жилья в собственность. Первый путь - накопительный. С момента, когда военнослужащий становится участником НИС, на его именной накопительный счет начинают поступать деньги. Годовой размер этих поступлений (накопительного взноса) устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете. По годам этот размер составлял: в 2005 г. - 37 тыс. руб. <1>; в 2006 г. - 40,6 тыс. руб. <2>; в 2007 г. - 82,8 тыс. руб. <3>; в 2008 г. - 89,9 тыс. руб. <4>; в 2009 г. - 168 тыс. руб. <5>; в 2010 г. - 175,6 тыс. руб. <6>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". <2> Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год". <3> Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". <4> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". <5> Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". <6> Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Право на получение всей суммы для покупки жилья возникает по достижении военнослужащим общей продолжительности военной службы 20 лет и более. При этом военнослужащий получает сумму на покупку жилья в размере накоплений, содержащихся на его именном накопительном счете (чем дольше служишь - тем больше сумма). Эта сумма будет состоять из ежегодных установленных законами о федеральном бюджете на год начислений и доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Данная сумма может быть потрачена только на приобретение жилья. При покупке жилья к имеющейся на счете сумме военнослужащий может прибавить собственные накопления для приобретения более комфортного жилья в выбранном регионе Российской Федерации. Второй путь - ипотека (залог недвижимости). Каждый участник НИС не менее чем через три года после его участия в НИС имеет право на заключение с Министерством обороны Российской Федерации договора целевого жилищного займа в целях: 1) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог этого приобретаемого помещения или помещений (в том числе и по договору участия в долевом строительстве); 2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу); 3) приобретения жилого помещения (жилых помещений) по договору участия в долевом строительстве. Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете средств на день предоставления займа. При этом Закон о НИС устанавливает, что расчетный суммарный взнос - это сумма накопительных взносов за период военной службы участника НИС до наступления предельного возраста пребывания его на военной службе, соответствующего присвоенному воинскому званию (без учета дохода от инвестирования). Например, военнослужащий стал участником НИС в январе 2007 г. По истечении трех лет (к январю 2010 г.) на его именном накопительном счете находится 340700 руб. (без учета доходов от инвестирования накоплений) (расчет указанной суммы: 82800 руб. (2007 г.) + 89900 руб. (2008 г.) + 168000 руб. (2009 г.)). Возраст военнослужащего - 27 лет. Воинское звание - сержант. Приняв решение получить целевой жилищный заем, данный военнослужащий имеет право заключить договор с Министерством обороны Российской Федерации на получение целевого жилищного займа на покупку жилья. Расчет суммы займа: предельный возраст для сержанта - 45 лет. Этого возраста он достигнет в 2028 г. До достижения предельного возраста в 2028 г. данному военнослужащему останется прослужить 19 лет. Размер накопительного взноса на 2010 г. определен в 175600 руб. <7>. Таким образом, максимальный размер расчетного суммарного взноса для данного военнослужащего составит: 175600 руб. x 19 лет = 3336400 руб. Максимальный размер целевого жилищного займа для данного военнослужащего составит: 340700 руб. + 3336400 руб. = 3677100 руб. Это максимальный размер целевого жилищного займа для данного военнослужащего, так как он может определить себе и другой срок (но не менее срока, позволяющего достичь выслуги 20 лет в календарном исчислении). -------------------------------- <7> Там же.
Военнослужащие, избравшие данный путь, хотя и приобретают жилое помещение (помещения) в собственность, однако эта недвижимость остается в залоге у государства и окончательно перейдет в собственность военнослужащего только при определенных условиях. Основное условие - достижение того возраста, из которого производился расчет суммарного взноса (в приведенном примере - 45 лет). Впрочем, Закон о НИС допускает и досрочное увольнение с военной службы при условии достижения военнослужащим общей продолжительности военной службы 20 лет и более. Взятый заем будет погашен и приобретенная военнослужащим квартира останется в собственности военнослужащего также в случае его досрочного увольнения при общей выслуге от 10 до 20 лет при следующих условиях: а) по достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <8>. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Приобретенное жилье перейдет в собственность военнослужащего также в случае, если он будет досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (в данном случае Закон о НИС минимально необходимый срок военной службы не устанавливает). Закон о НИС гарантирует погашение предоставленного военнослужащему целевого жилищного займа (оставление приобретенного жилья в собственности членов семьи военнослужащего) в случае гибели или смерти военнослужащего либо признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Кроме двух указанных путей получения военнослужащими жилья в собственность (накопительного и ипотечного), Закон о НИС предоставляет возможность использовать средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на их именных накопительных счетах, для погашения ранее полученного (не в порядке, установленном Законом о НИС) целевого жилищного займа. Участниками рассматриваемой в статье НИС может стать не любой военнослужащий. Закон о НИС устанавливает две основные категории военнослужащих: - 1-я категория - военнослужащие, которые могут стать участниками НИС только в случае, если они изъявят желание. К ним Закон о НИС относит: 1) лиц, получивших первое воинское звание офицера: а) в связи с окончанием военных образовательных учреждений профессионального образования начиная с 1 января 2005 г., но заключивших первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.; б) в процессе обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования и окончивших эти учреждения в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.; в) в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.; г) общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.; д) общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, по окончании курсов по подготовке младших офицеров, начиная с 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.; 2) прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., в случае заключения ими первого контракта о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.; 3) сержантов и старшин, солдат и матросов, заключивших второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г.; - 2-я категория - военнослужащие, которые вне зависимости от их желания становятся участниками НИС: 1) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.; 2) лица, получившие первое воинское звание офицера: а) в связи с окончанием военных образовательных учреждений профессионального образования после 1 января 2008 г.; б) в процессе обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования и окончившие эти учреждения после 1 января 2008 г.; в) в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г.; г) в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет; д) по окончании курсов по подготовке младших офицеров после 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет; 3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2008 г. Непонятным является отнесение такой категории военнослужащих, проходящих службу по контракту, как сержанты, старшины, солдаты и матросы, исключительно к 1-й категории граждан, т. е. участниками НИС они могут стать только после изъявления желания (даже если они заключили второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.). Означает ли этот факт предоставление данной категории военнослужащих права на обеспечение жильем в соответствии с ранее установленным порядком (предоставление военнослужащему при увольнении его с военной службы жилого помещения в собственность или по договору социального найма по установленной норме в зависимости от количества членов семьи)? На настоящий момент именно такой вывод можно сделать при внимательном рассмотрении ст. 15 Закона о статусе. Сравнивая существовавшую до 2005 г. систему жилищного обеспечения военнослужащих (действующую по настоящий момент для военнослужащих, не являющихся участниками НИС) и накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих, можно прийти к выводу, что порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в каждой из указанных систем имеют значительные различия, которые, впрочем, не вступают в противоречие с ч. 1 ст. 15 Закона о статусе, в соответствии с которой "государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение". Однако если в существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения военнослужащих предполагалось как предоставление жилых помещений, так и выделение денежных средств на их приобретение (например, государственные жилищные сертификаты), то в НИС предусмотрено только выделение денежных средств на приобретение жилых помещений. 1. Норма обеспечения жильем военнослужащего и членов его семьи. В существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения размер общей площади жилого помещения, предоставлявшегося военнослужащему в собственность или по договору социального найма, напрямую зависел от количественного состава членов семьи военнослужащего, а также от того, имел ли он воинское звание полковника и выше, почетные звания Российской Федерации, ученые степени и (или) ученые звания; являлся ли командиром воинской части, преподавателем или научным работником и др. В НИС определяющим показателем является только срок военной службы, а в случае досрочного увольнения (если военнослужащему предоставляется право на получение накоплений) выделяемая на покупку жилья сумма не будет превышать суммы, определяемой путем сложения имеющихся на именном накопительном счете военнослужащего накоплений и суммы, получаемой путем умножения размера накопительного взноса, определенного законом о федеральном бюджете в год увольнения военнослужащего, на количество лет, оставшихся до наступления 20 лет общей выслуги. 2. Обеспеченность военнослужащего жильем. В существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения военнослужащих обеспеченным считался военнослужащий, который был обеспечен жилым помещением по установленной норме (норма устанавливается органом местного самоуправления населенного пункта, в котором у военнослужащего имеется жилье (в собственности или по договору социального найма)). Причем жилье это не обязательно должно быть предоставлено государством военнослужащему в связи с прохождением им военной службы. Он мог его купить, получить в наследство или в дар и т. д. В НИС обеспеченность жильем военнослужащего (если только он не получил это жилье от государства в связи с прохождением военной службы), значения не имеет (за исключением случаев, когда военнослужащий, прослуживший более 10, но менее 20 календарных лет, увольняется: а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе). 3. Основания получения жилья (денежных средств на его покупку) в случае досрочного увольнения с военной службы при общей выслуге более 10, но менее 20 лет. В существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения военнослужащих военнослужащий, не обеспеченный жильем, имел право на получение жилья по установленной норме в случае его увольнения: а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (или не годным к военной службе); в) в связи с организационно-штатными мероприятиями. Военнослужащий - участник НИС, не обеспеченный жильем, имеет право на получение денежных средств в размере, определяемом путем сложения имеющихся на его именном накопительном счете накоплений и суммы, получаемой путем умножения размера накопительного взноса, определенного законом о федеральном бюджете в год увольнения военнослужащего, на количество лет, оставшихся до наступления 20 лет общей выслуги, кроме вышеперечисленных оснований увольнения, также в случае его увольнения по семейным обстоятельствам, предусмотренным подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". А в случае досрочного увольнения военнослужащего - участника НИС по состоянию здоровья (в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе) вышеуказанную сумму на приобретение жилья он получает независимо от достижения им минимальной продолжительности военной службы в 10 лет.
------------------------------------------------------------------
Название документа