Правовые основы принятия решений о применении Вооруженных Сил Кыргызской Республики

(Шейренов Б. Ш.)

("Военно-юридический журнал", 2013, N 12)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О ПРИМЕНЕНИИ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Б. Ш. ШЕЙРЕНОВ

Шейренов Бакыт Шершенович, подполковник юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.

В статье рассматриваются правовые основы принятия решений о применении Вооруженных Сил Кыргызской Республики, анализируется конституционное и военное законодательство, регулирующее вопросы применения Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

Ключевые слова: вооруженные силы, военная организация государства, военное законодательство, оборона, полномочия высших государственных органов в области обороны.

Legal fundamentals of taking decisions on application of military forces in the Republic of Kyrgyzstan

B. Sh. Shejrenov

This article examines the legal basis for decision-making on the use of the Armed Forces of the Kyrgyz Republic, examines the constitutional and military law governing the use of the Armed Forces of the Kyrgyz Republic.

Key words: armed forces, the military organization of the state, and military law, defense, higher powers of state bodies in the field of defense.

Пунктом 17 Военной доктрины Кыргызской Республики установлено, что "Вооруженные Силы Кыргызстана могут применяться для: обеспечения надежной защиты суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, общества и граждан Кыргызской Республики и выполнения обязательств в соответствии с международными договорами. Вооруженные Силы готовятся одновременно к ведению традиционных видов боевых действий и к выполнению боевых задач при проведении антитеррористических и миротворческих операций [1].

Указанные концептуальные положения нашли свое отражение в нормативных правовых актах Кыргызской Республики. Законодательством Кыргызской Республики предусмотрено несколько оснований для применения Вооруженных Сил [9; 11]:

- защита государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности, конституционного строя, общества и граждан Кыргызской Республики от агрессии;

- обеспечение безопасности граждан, общества и государства от терроризма, в локальных и других вооруженных конфликтах, затрагивающих национальные интересы государства;

- ликвидация незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- использование за пределами Кыргызской Республики для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Данные основания необходимо рассмотреть более подробно.

Главная и непосредственная задача, ради выполнения которой создаются вооруженные силы, - защита государства от агрессии. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от вооруженных сил наиболее развитых государств (Россия, США, Германия), Вооруженные Силы Кыргызской Республики обязаны обеспечить защиту сухопутных границ и воздушного пространства страны обычными видами вооружений, т. е. в Кыргызстане отсутствует ядерное и химическое оружие, отсутствует задача обеспечения военной безопасности в космическом пространстве и в мировом океане.

Агрессия - противоправное, прямое или косвенное применение вооруженной силы государством против Кыргызской Республики или иным образом, несовместимое с Уставом ООН [7].

Кроме того, данным Законом установлено положение, согласно которому непосредственной угрозой агрессии против Кыргызской Республики могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Кыргызской Республики, включая объявление войны Кыргызской Республике.

Состояние войны и военное положение на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях объявляется указом Президента Кыргызской Республики, который подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию. Президент Кыргызской Республики незамедлительно вносит указ об объявлении состояния войны и военного положения на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Вопрос об утверждении указа Президента об объявлении состояния войны и военного положения должен быть рассмотрен Жогорку Кенешем в течение 24 часов, а в период между сессиями Жогорку Кенеша - в течение 72 часов.

Кроме Президента Кыргызстана, военное положение на всей территории Кыргызской Республики и в отдельных ее местностях может также вводиться Жогорку Кенешем по собственной инициативе.

Независимо от объявления войны и введения военного положения в случае внезапного нападения на Кыргызскую Республику руководство Вооруженными Силами и военное командование обязаны принять меры для отражения агрессии, не ожидая объявления войны [11, ст. 19]. Значимость указанной законодательной нормы трудно переоценить, поскольку она позволяет войскам в случае внезапного вооруженного нападения врага в максимально короткие сроки, без оглядки на высшие государственные органы, организовать отпор агрессору.

Законодательством Кыргызстана дано определение вооруженного конфликта [11, ст. 19], который может возникнуть в формах военных инцидентов, военных акций и других военных столкновений ограниченного масштаба с использованием вооружения и военной техники. По смыслу ст. 19 Закона КР "Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики" вооруженные конфликты могут быть расценены как акт агрессии (в случае участия в таком конфликте государственных воинских формирований) либо как террористический акт (в случае участия незаконных вооруженных формирований).

Ярким примером этого могут служить Баткенские события 1999 - 2000 гг., когда на территорию Кыргызстана проникли боевики Исламского движения Узбекистана. В условиях Средней Азии такие вооруженные конфликты могут возникнуть только на границе с другими государствами, в связи с чем представляется необходимым законодательно наделить правом оперативного применения войсковых подразделений руководителей региональных структур Министерства обороны и Государственной пограничной службы Кыргызской Республики для недопущения продвижения врага вглубь страны. Дополнительную остроту этой проблеме добавляет неурегулированность государственной границы с Узбекистаном и Таджикистаном, в результате чего на многих спорных участках практически ежедневно происходят пограничные инциденты, в т. ч. и связанные с гибелью людей. Такие инциденты потенциально опасны в плане возможности возникновения приграничных вооруженных конфликтов с указанными государствами.

Следующим основанием применения Вооруженных Сил Кыргызской Республики является противодействие терроризму. Как указывает А. Н. Колясников [4], в последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства. Террористы начинают объединяться, ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества. Проявления терроризма весьма разнообразны по своим масштабам, целям, формам, методам, природе и т. п.

Военная доктрина Кыргызской Республики подчеркивает, что наряду с традиционными угрозами существуют вооруженные конфликты, где непосредственным военным противником выступают незаконные вооруженные формирования террористов, имеющие свои базы в сопредельных государствах и выполняющие задачи по дестабилизации обстановки в регионе [1, п. п. 23, 24].

В соответствии со ст. 4 Закона Кыргызской Республики "О противодействии терроризму" в число государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, входят Вооруженные Силы Кыргызской Республики. Решение о привлечении подразделений Вооруженных Сил к проведению той или иной антитеррористической операции принимает руководитель Антитеррористического центра Государственного комитета национальной безопасности [9, ст. ст. 28, 29].

Согласно указанному законодательному акту, терроризм - противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами государственной власти или международными организациями решений, выгодных террористам, и устрашения населения, а также для достижения других политических, идеологических, религиозных целей путем совершения террористического акта.

Терроризм становится фактором, постоянно оказывающим отрицательное воздействие на развитие общественных отношений, в т. ч. и в Кыргызстане.

На основе изучения международного опыта по противодействию терроризму в Кыргызстане для борьбы с террористами из состава Вооруженных Сил Кыргызской Республики привлекаются специальные подразделения, проходящие соответствующую подготовку и имеющие на вооружении специальные средства и вооружение, предназначенные в т. ч. и для борьбы с террористическими организациями.

В соответствии со ст. 4 Закона Кыргызской Республики "О Государственной границе" охрана государственной границы Кыргызской Республики на суше, реках и иных водоемах возлагается на пограничную службу Кыргызской Республики, а в воздушном пространстве - на Министерство обороны Кыргызской Республики [8]. Соответственно, Вооруженные Силы Кыргызской Республики в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или водных объектах Кыргызской Республики, а также для пресечения такого террористического акта применяют оружие и боевую технику в порядке и условиях, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики [9, ч. 4 ст. 31].

Опыт участия таких спецподразделений в антитеррористических операциях последних лет показывает, что они успешно справляются с поставленными задачами.

Следующим основанием применения Вооруженных Сил является ликвидация последствий чрезвычайных обстоятельств и обеспечение безопасности граждан при таковых.

В соответствии со ст. 3 Конституционного закона Кыргызской Республики "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение в Кыргызской Республике может быть введено только в случаях стихийных бедствий, крупных аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий, прямой угрозы конституционному строю, массовых беспорядков, сопряженных с насилием и угрозой жизни людей.

Привлечение Вооруженных Сил в рамках действия чрезвычайного положения производится решением Президента Кыргызстана (в случае введения режима ЧП в отдельных местностях государства) либо Жогорку Кенешем (в случае введения режима ЧП в рамках всего государства).

Указ Президента Кыргызской Республики о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях территории Кыргызской Республики подлежит передаче в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики незамедлительно. Жогорку Кенеш своим постановлением не позднее 3 дней должен подтвердить Указ Президента Кыргызской Республики о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях государства или отменить его.

В исключительных случаях Президентом, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики министрам обороны и внутренних дел, руководителю Государственного комитета национальной безопасности может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта соответствующей местности, на которой введено чрезвычайное положение [10, ст. 17].

В целях оперативного принятия мер для борьбы с терроризмом и ликвидации незаконных вооруженных формирований, последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера министр обороны по предложению начальника Главного штаба Вооруженных Сил может принять решение на применение отдельных войсковых частей и подразделений с последующим докладом Президенту Кыргызской Республики - Главнокомандующему Вооруженными Силами [11, ст. 10].

В июле 2010 г. на юге Кыргызстана на фоне политического кризиса, деморализованного состояния правоохранительных органов и воинских формирований, наличия у населения большого количества огнестрельного оружия (захваченного во время апрельской революции 2010 г.) вспыхнул межэтнический конфликт между кыргызским и узбекским населением, который силами правопорядка в зародыше локализовать не удалось. Массовые беспорядки из городов Ош и Джалал-Абад перекинулись на другие территории. В интересах обеспечения безопасности граждан и в целях скорейшей нормализации обстановки, наведения общественного порядка Декретом Временного Правительства Кыргызской Республики от 11 июня 2010 г. N 65 "О введении чрезвычайного положения в городах Оше, Узгене, Карасуйском и Араванском районах Ошской области Кыргызской Республики" [5] на указанных территориях было введено чрезвычайное положение, комендантом этих территорий был назначен первый заместитель министра внутренних дел. В последующие дни был издан ряд декретов Временного Правительства, распространивших действие чрезвычайного положения на другие территории и продлевавших действие режима ЧП по времени [6]. Для обеспечения режима ЧП были привлечены практически все воинские подразделения Министерства обороны и Государственной пограничной службы, дислоцированные в южных областях Кыргызстана, которых оказалось недостаточно для скорейшего прекращения массовых беспорядков. Наиболее кровавыми днями был период с 12 по 16 июня 2010 г., когда погибло около пятисот человек. После направления в южные районы воинских подразделений, дислоцированных на севере республики, ситуацию удалось стабилизировать. Режим чрезвычайного положения был отменен 9 августа 2010 г. [13].

Еще одним основанием применения Вооруженных Сил Кыргызской Республики является их использование за пределами Кыргызской Республики для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

В рамках международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика (ОДКБ, ШОС), заложена возможность применения Вооруженных Сил Кыргызстана за пределами государства. Кроме того, Вооруженные Силы могут принимать участие в миротворческой деятельности по всему земному шару. В июне 2012 г. Жогорку Кенешем принят Закон Кыргызской Республики "Об основах и порядке участия Кыргызской Республики в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности" [12], который регулирует основы и порядок участия Кыргызской Республики в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности путем направления военного, милицейского и гражданского персонала за пределы территории Кыргызской Республики, организации его подготовки и обеспечения его участия в операциях по поддержанию международного мира и безопасности (миротворческих миссиях). В качестве военных наблюдателей более 30 офицеров Вооруженных Сил Кыргызской Республики принимали участие в различных миротворческих миссиях по всему миру, начиная с 1994 г.

В новейшей истории Кыргызстана войска за пределы государства направлялись только один раз: на основании решения Совета глав государств - участников Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. "О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном" отдельный стрелковый батальон Вооруженных Сил Кыргызстана в течение 5 лет охранял 100-километровый участок таджикско-афганской государственной границы на реке Пяндж. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 5 октября 2008 г. N УП-631с "О введении в действие Концепции и Плана реформирования Министерства обороны Кыргызской Республики" один отдельный мотострелковый батальон имеет статус миротворческого, подготовка военнослужащих в нем производится по измененным программам, имеющим целью обучение действиям в составе сводных подразделений вооруженных сил других государств в будущих миротворческих миссиях.

В дальнейшем планируется после выполнения соответствующих процедур ООН использовать данный воинский контингент в операциях по поддержанию мира и безопасности в различных регионах земного шара.

В отличие от других оснований применения Вооруженных Сил решение о направлении воинских подразделений Вооруженных Сил за пределы Кыргызской Республики принимает исключительно Жогорку Кенеш [14, ст. 121].

В любых случаях ведения армией боевых действий требуется соблюдение норм международного гуманитарного права, которые иногда называют законами и обычаями войны. Как указывает Р. А. Загидулин [3], совокупность этих норм права позволяет вести боевые действия в рамках закона, и при соблюдении этих правил у мирового сообщества не будет оснований для привлечения участников вооруженных конфликтов к ответственности за совершенные против человечества военные преступления.

Основные правила ведения войны (боевых действий) установлены Гаагскими и Женевскими конвенциями [2].

Кыргызская Республика ратифицировала все международные договоры по вопросам международного гуманитарного права, тем самым приняв на себя обязательства по выполнению этих положений. В рамках общегосударственной подготовки военнослужащие силовых структур изучают курс международного гуманитарного права, но, по мнению автора, нормы законов и обычаев войны необходимо интегрировать во внутреннее военное законодательство Кыргызстана, особенно в боевые уставы, наставления по действиям войск и другие подобные документы.

Таким образом, правовые основы применения Вооруженных Сил Кыргызской Республики требуют дальнейшего совершенствования в целях:

- установления жестких правовых рамок использования Вооруженных Сил, особенно касаемо действий войск внутри страны;

- разработки и законодательного урегулирования защиты интересов Кыргызской Республики за пределами государства силовыми способами;

- детальной регламентации порядка применения Вооруженных Сил, особенно в части действий высших органов государственной власти;

- установления правил подчиненности и взаимодействия силовых структур в тех или иных случаях;

- дальнейшего совершенствования правовых режимов военного положения, чрезвычайного положения, антитеррористической операции, возможности введения новых правовых режимов (например, "урегулирование гражданских беспорядков");

- определения состава, количества и пределов применения военной техники, вооружения, специальной техники и специальных средств;

- установления условий и источников финансирования действий войсковых подразделений.

Список литературы

1. Указ Президента КР от 15 июля 2013 г. УП N 165 "Военная доктрина Кыргызской Республики" // Свободные горы. 2013. 22 апр.

2. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: 1) "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях"; 2) "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море"; 3) "Об обращении с военнопленными"; 4) "О защите гражданского населения во время войны"; Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, принятые в 1899 и 1907 гг.

3. Загидулин Р. А. Правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации по защите интересов России от внешних военных угроз // ЭНИ "Военное право". URL: http://www. voennoepravo. ru/files/Zagidulin. doc (дата обращения: 12.08.2013).

4. Колясников А. Н. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом: Учеб.-метод. пособие. URL: http://goup32441.narod. ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2006/2006-01-1.php (дата обращения: 18.08.2013).

5. Декрет Временного Правительства КР от 11 июня 2010 г. ВП N 65 "О введении чрезвычайного положения в городах Оше, Узгене, Карасуйском и Араванском районах Ошской области Кыргызской Республики" // Эркин-Тоо. 2010. 15 июня.

6. Декрет Временного Правительства КР от 13 июня 2010 г. ВП N 70 "О введении чрезвычайного положения в Джалал-Абадской области Кыргызской Республики"; Декрет Временного Правительства КР от 19 июня 2010 г. ВП N 75 "О продлении чрезвычайного положения в городах Ош, Узген, Карасуйском и Араванском районах Ошской области Кыргызской Республики"; Декрет Временного Правительства КР от 21 июня 2010 г. ВП N 79 "О продлении чрезвычайного положения в Джалал-Абадской области Кыргызской Республики"; Декрет Временного Правительства КР от 27 июня 2010 г. ВП N 83 "О продлении чрезвычайного положения в Джалал-Абадской области, в городах Ош, Узген, Карасуйском и Араванском районах Ошской области Кыргызской Республики" // Эркин-Тоо. 2010. 15, 25 июня; 16, 27 июля.

7. Конституционный закон КР от 30 апр. 2009 г. N 149 "О военном положении" // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 2009. N 5.

8. Закон КР от 19 марта 1999 г. "О Государственной границе" // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 1999. N 4.

9. Закон КР от 8 нояб. 2006 г. N 178 "О противодействии терроризму" // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 2006. N 11.

10. Конституц. закон КР от 24 окт. 1998 г. N 135 "О чрезвычайном положении" // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 1998. N 11.

11. Закон КР от 24 июля 2009 г. N 242 "Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики" // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 2009. N 8.

12. Закон КР от 13 июля 2012 г. N 107 "Об основах и порядке участия Кыргызской Республики в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности" // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 2012. N 8.

13. Декрет Временного Правительства КР от 9 авг. 2010 г. N 117 "Об отмене чрезвычайного положения в городах Ош, Джалал-Абад, Узген, Кара-Суйском, Араванском районах Ошской области и Сузакском, Базар-Коргонском районах Джалал-Абадской области Кыргызской Республики" // Эркин-Тоо. 2010. 10 авг.

14. Закон КР от 25 нояб. 2011 г. N 223 "Регламент Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" // Ведомости Жогорку Кенеша КР. 2011. N 12.

Название документа