Дополнительное материальное обеспечение в системе компенсации социального риска лиц, проходящих военную службу по контракту

(Антипьева Н. В.) ("Военно-юридический журнал", 2011, N 1) Текст документа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ КОМПЕНСАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Н. В. АНТИПЬЕВА

Антипьева Н. В., доцент кафедры социального права юридического факультета Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, кандидат юридических наук.

Военная служба представляет собой особый вид трудовой деятельности, связанный с повышенным риском для жизни и здоровья выполняющих его граждан. Для компенсации социальных рисков в законодательстве о статусе военнослужащих предусмотрена специальная система гарантий и компенсаций, направленных на защиту прав военнослужащих. Одним из ее элементов является материальное обеспечение военнослужащих, имеющее сложный характер. При широком подходе к нему можно отнести денежное довольствие, жилищное, вещевое, медицинское и продовольственное обеспечение <1>. -------------------------------- <1> Такая позиция нашла отражение в военно-юридической науке. См., напр.: Военное право: Учебник / Под ред. В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М.: За права военнослужащих, 2004. С. 263 - 298. Автор главы - А. И. Землин.

Денежное довольствие является важнейшим элементом материального обеспечения военнослужащих. Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" <2> (далее - Закон о статусе военнослужащих) денежное довольствие состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад месячного денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты). Для лиц, проходящих службу по контракту, оно представляет собой оплату по труду. В соответствии с п. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Сравнение приведенных норм свидетельствует, что структура денежного довольствия военнослужащего и заработной платы работника имеет общие черты. Обе выплаты можно разделить на основную и факультативную части. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Первая предназначена для оплаты труда и призвана учесть его природу, а также уровень профессиональной подготовки и квалификацию выполняющего его лица. Вторая - обеспечить равенство прав граждан в сфере оплаты труда с учетом условий, в которых выполняется порученная им работа, ориентировать их на более высокую производительность труда, а также нивелировать собственные затраты гражданина, понесенные в связи с выполнением работы. В военно-служебном законодательстве для этих целей должны использоваться месячные и иные дополнительные выплаты, а в трудовом - выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Терминология законодательства о труде в целом представляется более удачной, так как ясно характеризует назначение указанных выплат. Содержание термина "месячные и иные дополнительные выплаты" в Законе о статусе военнослужащих не конкретизировано. Перечень этих выплат определяется на основе анализа устанавливающей их ст. 13 Закона о статусе военнослужащих. Она предполагает предоставление доплат за добросовестное выполнение воинского долга, доплат и надбавок за особые условия несения службы, надбавок за продолжительность службы, выплат в связи с назначением на должность или изменением семейного положения, выплат в связи с наличием у военнослужащего специальных знаний и навыков. Надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим также могут устанавливаться Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба). Компенсационные выплаты входят и в состав денежного довольствия. В. М. Корякин справедливо отмечает, что "под компенсациями следует понимать денежные выплаты, производимые для возмещения дополнительных расходов, которые несет военнослужащий при исполнении обязанностей военной службы (например, выплаты, связанные со служебными командировками; подъемные пособия, связанные с переводом военнослужащего к новому месту службы и др.); денежные выплаты в порядке возмещения неполной реализации права военнослужащих на некоторые виды натурального довольствия (денежные компенсации взамен отдельных предметов вещевого имущества и взамен продовольственного пайка <3>; компенсация за поднаем жилых помещений военнослужащим, не обеспеченным жильем по установленным нормам)" <4>. -------------------------------- <3> В настоящее время компенсация взамен продовольственного пайка упразднена. <4> Корякин В. М. Льготы в системе современной военно-социальной политики России: время реформ // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 11. С. 7 - 8.

Современная система денежного довольствия военнослужащих сформировалась в результате изменений в правовом регулировании, начавшихся в 2002 г. <5>. Они предполагали отмену отдельных льгот, а также замену их денежными выплатами. Одной из целей реформирования системы денежного довольствия было уменьшение числа дополнительных выплат за счет увеличения окладов по должности и по званию, а также надбавки за выслугу лет <6>. Из текста Закона о статусе военнослужащих был исключен п. 10 ст. 15, предусматривавший льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Был изложен в новой редакции и п. 4 ст. 24, закрепляющий меры социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Вместо скидок по оплате жилья и коммунальных услуг была предусмотрена компенсация. -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 7 мая 2002 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" // СЗ РФ. 2002. N 19. Ст. 1794. <6> Об этом см. также: Сливков А. С. О некоторых противоречиях правового регулирования системы денежного довольствия военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 5. С. 2 - 11.

Вступление в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> повлекло дальнейшее сокращение предусмотренных для военнослужащих льгот. В частности, право на получение продовольственного пайка с 1 января 2005 г. сохранилось только за теми военнослужащими-контрактниками, которые проходят службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <8>. Отменены положения о предоставлении отдельным категориям военнослужащих субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья. Изложен в новой редакции п. 1 ст. 20, ранее закреплявший право бесплатного проезда военнослужащих в общественном транспорте и т. д. <9>. Упразднение большей части этих льгот законодатель стремится компенсировать изменением условий материального обеспечения военнослужащих и установлением новых институтов, обеспечивающих реализацию их прав (к примеру, накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения). -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607. <8> Впоследствии это право было предоставлено и лицам, проходящим службу за пределами Российской Федерации. См.: Федеральный закон от 16 марта 2007 г. "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. 2007. N 13. Ст. 1463. <9> См. также: Тищенко А. Г. Правовая консультация: вопрос-ответ // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 7. С. 49.

В состав денежного довольствия входят выплаты, компенсирующие отмену ранее предоставлявшихся военнослужащим льгот. Примером может служить надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Согласно п. 4 ст. 13 Закона о статусе военнослужащих, лицам, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба), до 120% оклада по воинской должности. Правительству РФ предоставлено право повышать размер данной надбавки отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Представляет интерес и предусмотренная п. 7 ст. 13 Закона о статусе военнослужащих выплата на обзаведение имуществом первой необходимости. Она предоставляется военнослужащим в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания; назначения на воинскую должность при заключении военнослужащими-призывниками или гражданами, поступающими на военную службу, первого контракта о прохождении военной службы на срок 5 лет и более; заключения первого брака. До 1 января 2005 г. вместо этой выплаты по названным основаниям военнослужащим выдавалась беспроцентная ссуда. Изменение формы оказания материальной помощи благоприятно отразилось на положении ее получателей, хотя включать эту выплату в состав денежного довольствия с теоретической точки зрения неоправданно, поскольку возникновение права на нее не связано с исполнением обязанностей военной службы. Эта выплата предназначена для решения бытовых проблем военнослужащего, обусловленных изменением его профессионального или семейного статуса. Изложенное позволяет констатировать, что денежное довольствие лиц, проходящих военную службу по контракту, можно определить как форму оплаты воинского труда, включающую в себя месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячный оклад в соответствии с присвоенным воинским званием, месячные и иные дополнительные выплаты, устанавливаемые в случаях, предусмотренных законодательством, например в целях поощрения за добросовестное исполнение служебных обязанностей и повышение квалификации; стимулирования дальнейшего прохождения военной службы; компенсации расходов, связанных с военно-служебной деятельностью, особых условий службы, а также отмены натуральных льгот. В то же время существуют компенсационные выплаты, которые не входят в состав денежного довольствия. Во-первых, это выплаты, предназначенные для компенсации некоторых видов материального обеспечения, положенного военнослужащему, но не полученного им. В их число входит выплата продовольственно-путевых денег, денежная компенсация взамен предметов вещевого имущества, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (п. п. 1, 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих). Для системы материального обеспечения военнослужащих они являются традиционными, хотя круг лиц, имеющих право на получение некоторых из них, а также их размер или правила его исчисления периодически изменяются. Так, с 1 января 2009 г. увеличены максимальные суммы денежных компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений. Указанные компенсации соответствуют предусмотренному договором найма (поднайма) жилья размеру платы за жилое помещение, но при этом не могут превышать: 1) в г. г. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 руб.; 2) в других городах и районных центрах - 3600 руб.; 3) в прочих населенных пунктах - 2700 руб. Размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи. Во-вторых, это выплаты, предназначенные для компенсации отдельных видов расходов. В результате изменений в законодательстве о статусе военнослужащих их перечень расширился. Например, военнослужащим-гражданам по решению Министра обороны Российской Федерации производятся выплаты на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих детские дошкольные учреждения (п. 6 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих). Особый характер носит компенсация санаторно-курортного лечения, так как она может выплачиваться независимо от предоставления путевки (пп. 1 п. 4 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих). При этом для граждан, проходящих службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., обеспечение санаторно-курортным лечением не предусматривается. При этом они имеют право на компенсацию. Аналогичным образом регулируется и транспортное обеспечение военнослужащих указанной категории. По общему правилу военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, а также на избранное место жительства при увольнении с военной службы (п. 1 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих). Военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., право на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно не предоставляется. Вместо этого им выплачивается компенсация (п. 1.1 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих). Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что ряд рассмотренных выплат можно включить в систему государственного социального обеспечения военнослужащих. Так, в их числе надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; компенсации на санаторно-курортное лечение; компенсации проезда к месту отпуска; выплата на содержание детей, посещающих дошкольные учреждения. Отнесение названных сумм к системе социального обеспечения обусловлено их целевым назначением, поскольку они призваны компенсировать риск повышенных социально значимых расходов.

------------------------------------------------------------------

Название документа