Медицинское освидетельствование военнослужащих на состояние опьянения как составляющая мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке

(Чухраева М. С.) ("Военно-юридический журнал", 2010, N 12) Текст документа

МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО МАТЕРИАЛАМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ ПРОСТУПКЕ

М. С. ЧУХРАЕВА

Чухраева М. С., сотрудник научного отдела Центра исследований проблем российского права "Эквитас".

В настоящее время в процессе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации одним из важных вопросов является укрепление воинской дисциплины, в том числе правильное и обоснованное применение мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими. В литературе неоднократно высказывались мнения о том, что определенную озабоченность вызывает несовершенное, а порой и противоречивое регулирование общественных отношений, связанных с проведением медицинского освидетельствования на состояние опьянения <1> (далее - медицинское освидетельствование). -------------------------------- <1> Зырянов С. М. Освидетельствование на состояние опьянения административно-правовой аспект // Медицинское право и этика. 2003. N 2; Ковалев А. С. Проведение служебного разбирательства в случае выявления совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в виде исполнения обязанностей по службе в состоянии алкогольного опьянения // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2006. N 4.

Медицинское освидетельствование - это мера обеспечения производства, применяемая к лицам, в отношении которых согласно признакам, установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. К таким признакам относятся <2>: -------------------------------- <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 27. Ст. 3280.

а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке. Проводя анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы назначения и проведения медицинского освидетельствования как меры обеспечения производства, можно выделить несколько категорий лиц, в отношении которых она может применяться: - лица, управляющие транспортными средствами соответствующего вида; - лица, совершившие административное правонарушение, не связанное с управлением транспортным средством; - лица, находящиеся на работе (службе) в состоянии опьянения. В отношении лица, которое управляет транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых <3>. Правила проведения медицинского освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством". -------------------------------- <3> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: ФЗ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 26 декабря 2001 г.: ст. 27.12: по сост. на 27 июля 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

В Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" закреплено право сотрудника милиции проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, не связанным с управлением транспортным средством, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении <4>. -------------------------------- <4> ФЗ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (по сост. на 22 июля 2010 г.) // Российская газета. 26.07.2010.

Что же касается лиц, находящихся на работе или службе в состоянии опьянения, то здесь необходимо обращаться к специальным нормативным правовым актам, затрагивающим специальный статус данных лиц. Так, например, в отношении лица, находящегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, вступают в действия положения Трудового кодекса Российской Федерации, где сказано, что данное состояние служит одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя <5>. -------------------------------- <5> Трудовой кодекс Российской Федерации: ФЗ от 30 декабря 2001 г., принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.; одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 26 декабря 2001 г. по сост. на 25 ноября 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Однако автора больше интересует вопрос, связанный с порядком назначения и проведения медицинского освидетельствования военнослужащего, который находится в состоянии опьянения на службе. Исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения относятся к одним из грубых дисциплинарных проступков военнослужащих. Для правильной подготовки материалов о дисциплинарном проступке и своевременного их рассмотрения ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрена такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, как медицинское освидетельствование, которое осуществляется в целях обнаружения на теле военнослужащего особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений и (или) выявления состояния опьянения <6>. -------------------------------- <6> ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (по состоянию на 22 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

Должностными лицами, обладающими правом применения рассматриваемой меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке в соответствии со ст. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, являются: дежурный по воинской части - к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства; начальник гарнизона, военный комендант гарнизона, дежурный по гарнизону - к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной службы, а также к временно находящимся в гарнизоне, находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне); начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) - к военнослужащим во время следования по путям сообщения; старший военнослужащий - к младшему военнослужащему; и должностные лица военной автомобильной инспекции гарнизона - к военнослужащим - водителям транспортных средств воинских частей, совершивших дисциплинарный проступок и (или) нарушение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения <7>. -------------------------------- <7> Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 (с изм. от 23 октября 2008 г., утв. Указом Президента РФ от 23 октября 2008 г., N 1517) // СПС "КонсультантПлюс".

Однако если порядок направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование в какой-то мере регулируется, то порядок направления на аналогичную процедуру военнослужащего, который не управляет транспортным средством, не регулируется вообще и проводится по аналогии. Становится непонятно, на основании какого документа сотрудники организации здравоохранения, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг, проводят медицинское освидетельствование военнослужащего, так как нормативного правового акта, регулирующего правила проведения медицинского освидетельствования военнослужащих, нет, а Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 может применяться только в отношении лиц, управляющих транспортным средством. Таким образом, в случае направления военнослужащего, в отношении которого имеются основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения его права не защищены никоим образом. На наш взгляд, назрела острая необходимость принятия правового акта, четко регулирующего вопросы проведения медицинского освидетельствования военнослужащего, в котором должны быть закреплены: перечень должностных лиц, которые вправе направлять военнослужащего на медицинское освидетельствование, форма протокола о направлении военнослужащего на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также правила проведения такого освидетельствования.

------------------------------------------------------------------

Название документа