О правовом значении установления факта истечения срока контракта о прохождении военной службы для правильной квалификации деяний, совершаемых военнослужащими в связи с их уклонением от военной службы
(Харитонов С. С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 12)
Текст документа
О ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА ИСТЕЧЕНИЯ
СРОКА КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В СВЯЗИ
С ИХ УКЛОНЕНИЕМ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
С. С. ХАРИТОНОВ
Харитонов С. С., кандидат юридических наук, доцент.
Обосновывается тезис о том, что сложившееся на практике расширительное толкование момента прекращения контракта о прохождении военной службы противоречит требованиям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Ключевые слова: военная служба, контракт, исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части.
On the legal significance of establishing the fact of the expiration of his military service
S. S. Kharitonov
The article substantiates the idea that the present practice an expansive interpretation of the date of termination of military service contrary to the requirements of the Federal Law "On Military Duly and Military Service".
Key words: military service, contract, excluding military personnel from the lists of military units.
В 2009 г. за уклонения от военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации судами было осуждено 3844 военнослужащих, в том числе 10 старших офицеров, 87 младших офицеров за самовольное оставление части на срок свыше 10 суток, но не более месяца; 13 старших офицеров, 192 младших офицера за самовольное оставление части на срок свыше месяца; 8 младших офицеров за дезертирство. Среди осужденных есть и военнослужащие, которые были осуждены за уклонение от военной службы после истечения срока контракта о прохождении военной службы. На страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" высказывались различные точки зрения по этому поводу. В настоящей статье хотелось бы еще раз вернуться к данной теме, проанализировав действующее законодательство, связанное с истечением срока контракта о прохождении военной службы и его правовыми последствиями.
В п. 2 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
К условиям контракта, согласно п. 3 ст. 32 указанного Закона и п. п. 4 и 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в п. 6 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
При этом следует принимать во внимание положения подп. "е" п. 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок военной службы устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы, а окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, из названных нормативных положений следует, что военнослужащий, заключая контракт о прохождении военной службы, добровольно принимает на себя обязанность в течение установленного контрактом срока подчиняться ограничивающим его права и свободы требованиям закона, в том числе неукоснительно соблюдать воинскую дисциплину, имея в виду при этом возможное применение к нему юридической, в том числе уголовной, ответственности за совершенные правонарушения. Следовательно, установление уголовной ответственности и ее применение в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и совершившего преступление против военной службы в течение установленного контрактом срока, не затрагивает его конституционное право на труд и не может расцениваться как дискриминационное.
Законом предусмотрено достаточное время для принятия решения командованием в отношении военнослужащего, у которого истекает срок контракта, о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы. Согласно п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
На основании п. 12 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту. При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы.
Таким образом, действующее законодательство о прохождении военной службы распространяет режим прохождения военной службы по контракту на военнослужащих, у которых истек срок контракта, только при наличии определенных условий:
- нахождение военнослужащего в условиях, объективно исключающих возможность заключения им нового контракта;
- желание военнослужащего продолжить военную службу по окончании срока действующего контракта.
Нормы законодательства Российской Федерации не предусматривают прав федеральных органов исполнительной власти, заключивших контракт о прохождении военной службы с военнослужащим, задерживать его исключение из списков личного состава по иным основаниям, помимо указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым момент истечения срока контракта о прохождении военной службы и момент исключения военнослужащего из списков личного состава могут не совпадать не только в случаях, в нем перечисленных, но и в иных случаях, указанных в Положении о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237). К их числу относится предусмотренное п. 17 ст. 34 названного нормативного акта положение, согласно которому военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в п. 2 Определения "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 30 сентября 2004 г. N 322-О, о том, что "...после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы - с условием его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением", применима для правоотношений, связанных с истечением срока контракта у военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе. Это обусловлено дискреционным полномочием (усмотрением) командования на заключение с такими военнослужащими контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста, которое сформулировано в п. 1 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы как "контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет".
В отношении военнослужащего, не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, применяются нормы, изложенные в п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которыми военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (п. 1 ст. 51), а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.
Кроме того, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт при окончании срока предыдущего контракта (подп. "а" п. 1 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы).
В соответствии с п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы и подлежит увольнению с военной службы в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", а заключивший контракт до достижения предельного возраста пребывания на военной службе (п. 6 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") подлежит увольнению с военной службы в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 указанного Федерального закона.
Таким образом, военнослужащий, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и не подпадающий под ограничения, связанные с невозможностью заключения контракта, изложенные в п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, не может проходить военную службу без заключения нового контракта о прохождении военной службы.
Истечение срока контракта о прохождении военной службы, который относится к одному из условий контракта, является юридическим фактом, имеющим значение для правильного исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
При условии соблюдения требований законодательства о прохождении военной службы в обычных условиях (кроме условий, объективно исключающих возможность заключения нового контракта) день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части должен совпадать с днем истечения срока, указанного в контракте о прохождении военной службы. Это требование п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" соотносится с п. 4 ст. 32 указанного Закона.
Норма, изложенная в подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, которая позволяет расширительно трактовать положение о том, что контракт прекращает свое действие со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы (т. е. и после истечения срока контракта), противоречит требованиям п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т. е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными.
Таким образом, расширительное толкование момента прекращения контракта о прохождении военной службы, обусловленное истечением срока контракта с момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, в той части, которая позволяет применять данное положение к военнослужащим, у которых истек срок контракта, изложенное в подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, противоречит требованиям п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а следовательно, не служит необходимым и соразмерным средством защиты признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц.
------------------------------------------------------------------
Название документа