О некоторых ограничениях социальных прав военнослужащих в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства

(Микрикова С. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 9) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

С. А. МИКРИКОВА

Микрикова С. А., кандидат юридических наук.

В настоящее время в России в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе и той его части, в которой российские граждане проходят военную службу. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства. На повестке дня стоит первостепенная задача по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и других военных организаций, чтобы они отвечали современным потребностям страны и были способны решать задачи по локализации и нейтрализации как внешних, так и внутренних военных угроз. Становление оптимальной системы государственных военных организаций, обеспечивающей учет сбалансированности интересов государства и его граждан, оказалось одной из самых сложных задач в процессе формирования в России правового государства и гражданского общества. Военная служба, определенная в законодательстве как особый вид федеральной государственной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), является сложным правовым институтом. Она регулируется нормами конституционного, административного, финансового, уголовного и некоторых других отраслей российского законодательства, определяющими ее особенности и отличия от других видов государственной службы. Общий правовой статус военнослужащего, как и любого иного лица, закреплен в Конституции Российской Федерации, в которой указаны основные права и свободы, составляющие правовой статус человека и гражданина. Для военнослужащих общие конституционные права и свободы конкретизируются в отраслевом законодательстве. Особенностью правового статуса военнослужащих является то, что при исполнении своих служебных обязанностей они являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих. Однако военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами <1>. -------------------------------- <1> Статья 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 25 декабря 2009 г.).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на них задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, по борьбе с терроризмом, защите и охране государственной границы Российской Федерации, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Правовую основу ограничения прав военнослужащих составляют Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О государственной гражданской службе", "О государственной тайне", "Об оперативно-розыскной деятельности", другие федеральные законы, а также принятые на их основе иные нормативные правовые акты. Среди всего перечня ограничений прав, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих, обратим особое внимание на ограничение некоторых социальных прав военнослужащих. Так, право на труд военнослужащих ограничивается следующими запретами, закрепленными в ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих": а) военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогическая деятельность осуществляется: в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48); в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53). В соответствии со ст. 48 указанного Закона индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит государственной регистрации. В свою очередь, военнослужащему заниматься предпринимательской деятельностью запрещено. Следовательно, военнослужащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Однако на практике под ней часто понимаются: подготовка и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т. п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, круглых столах, научно-практических семинарах и т. п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т. д. Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного работника. Каждый военнослужащий, независимо от ученой степени и звания, имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе, сотрудничая при этом с любыми организациями, которые проводят научные работы. Понятия иной творческой деятельности, кроме сферы культуры, также не существует. Согласно п. 5 ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследования в этой области и т. д. Военнослужащие имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, т. е. и в служебное время (например, военнослужащие - преподаватели, научные работники и др.). Однако законодатель устанавливает некоторые ограничения и на указанное право, закрепляя, что педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Для примера, законодательство зарубежных государств в данном вопросе идет немного другим путем. Так, офицерам США запрещается: заниматься предпринимательской деятельностью; наниматься на работу в коммерческую организацию и получать вознаграждение, если при этом потребуется отлучаться с места службы или будут создаваться иные помехи в службе; быть консультантом частных фирм по любым вопросам, затрагивающим интересы государства; принимать вознаграждение и подарки за работу, проделанную во внеслужебное время в любом государственном учреждении, а также денежное вознаграждение от частных лиц и фирм, имеющих деловые отношения с Министерством обороны или заинтересованных в них. В остальных случаях офицер может заниматься бизнесом, однако это не поощряется командованием. Военнослужащие рядового и сержантского состава вооруженных сил США могут работать во внеслужебное время, в том числе в коммерческих структурах, если это не мешает службе. Закон ФРГ о правовом положении бундесвера прямо указывает на обязанность военнослужащего обратиться за разрешением, если он хочет иметь дополнительно оплачиваемую работу; заниматься ремеслом или свободной профессией; исполнять роль члена правления, комитета или другого органа правления товарищества (общества) или опекуна (посредника). Разрешение дается в том случае, если это не мешает службе. Военнослужащие вооруженных сил Франции могут работать в свободное от службы время, если это не мешает интересам службы. О вхождении в руководящие органы коммерческих и некоммерческих структур они обязаны доложить командованию <2>; -------------------------------- <2> Кудашкин А. В. Оправданно ли ограничение военнослужащих в "побочной" деятельности? // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 7.

б) запрет военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение. Под предпринимательской деятельностью в соответствии со ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; в) запрет военнослужащим получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами. На практике вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т. п.) считается принятым в связи с исполнением обязанностей военной службы, если: в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, либо на подарке указана должность лица, его принявшего; вознаграждение вручено по месту работы или во время участия военнослужащего в мероприятиях (в том числе переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т. д.), в которых он представляет соответствующие организацию или орган; даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в другом действии по реализации военнослужащим своих должностных обязанностей либо в отсутствии такого действия, и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия организации или органа, в которых он проходит военную службу. В случае принятия вознаграждения с нарушением установленного запрета имевшее место дарение квалифицируется как ничтожная сделка в соответствии со ст. 168 ГК РФ. При этом на военнослужащего, принявшего подарок, по решению командира (начальника) может быть наложено дисциплинарное взыскание, а при наличии признаков преступления, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении военнослужащего может быть возбуждено уголовное дело. В то же время военнослужащие в порядке поощрения могут быть награждены ценными подарками (в том числе именными) и денежными суммами в соответствии с общевоинскими уставами (ст. 39 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации), т. е. принятие военнослужащими подарков в связи с исполнением военно-служебных обязанностей может быть осуществлено только в виде поощрения в дисциплинарном порядке; г) запрет военнослужащим принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций. Запрет распространяется на награды, почетные и специальные звания международных и иностранных организаций; д) военнослужащий не вправе выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями; е) запрет на совместную службу родственников. Военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому. Положение о порядке прохождения военной службы ограничивает возможность совместной военной службы родственников двумя условиями: а) если они являются близкими родственниками и б) если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Право на отдых военнослужащих может быть ограничено в случае необходимости привлечения данных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, в том числе и для участия в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Однако привлечение военнослужащих к исполнению такого рода обязанностей компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. Далее, поднимая вопрос о возможности получения образования военнослужащими в Российской Федерации, следует отметить, что данное конституционное право также может быть ограничено. Так, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Вместе с тем военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается (ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Таким образом, обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, запрещено. Установление других ограничений, в частности подзаконными нормативными правовыми актами, недопустимо. Так, в 2000 г. Верховный Суд Российской Федерации удовлетворил жалобу старшего лейтенанта Володина С. В. на Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях, введенное в действие Приказом Министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. N 55 и измененное Приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. N 242. Данное Положение устанавливало, что обучение офицеров, прапорщиков и мичманов в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных для армии и флота специалистов. Кроме того, им же было установлено, что в вечерних и заочных гражданских высших учебных заведениях разрешается обучаться положительно аттестуемым по службе офицерам, прапорщикам и мичманам по профилям, родственным их военной специальности или способствующим повышению военных и специальных знаний по характеру выполняемой ими работы. По этим же профилям прапорщикам и мичманам разрешается обучаться также в вечерних и заочных гражданских средних специальных учебных заведениях. Обучение в гражданских высших учебных заведениях, согласно ст. 3 указанного Положения, было разрешено, если знание иностранного языка необходимо военнослужащим по роду служебной деятельности. Статья 4 названного Положения предусматривала, что военнослужащие могут поступать в гражданские учебные заведения лишь с согласия прямых начальников и не более трех раз. Верховный Суд Российской Федерации признал, что данные ограничения противоречат принятому в 1998 г. Федеральному закону "О статусе военнослужащих". В этой связи Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях в части установления перечисленных выше ограничений реализации военнослужащими, проходящими службу по контракту, своего права на образование Верховный Суд Российской Федерации признал незаконным и не действующим со дня вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" <3>. -------------------------------- <3> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2000 г. N ВКПИ 00-68 "О признании частично незаконным и недействующим Положения об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. N 5".

Таким образом, проведенный анализ правовых ограничений показывает, что ограничение большинства конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления полномочиями и властью. Несоблюдение военнослужащим указанных в настоящей статье ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за невыполнение им условий контракта), а при наличии состава преступления - для привлечения к уголовной ответственности.

Название документа Вопрос: Разъясните порядок выплаты выходного пособия женам военнослужащих (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 265). Учитывается ли при этом средний месячный заработок только по основному месту работы, или же в него включается и средняя заработная плата при работе по совместительству? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 9) Текст документа

Вопрос: Разъясните порядок выплаты выходного пособия женам военнослужащих (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 265). Учитывается ли при этом средний месячный заработок только по основному месту работы, или же в него включается и средняя заработная плата при работе по совместительству?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации "Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР" от 5 ноября 1991 г. N 585 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 265 предусмотрена выплата женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходного пособия в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР. Для этих целей военнослужащим выдаются справки по установленной форме о перемещении к новому месту военной службы в другую местность для представления по месту работы их жен. В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует утвержденный порядок выплаты выходного пособия женам военнослужащих в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением военнослужащих по службе в другую местность. Однако это не должно препятствовать реализации права на получение указанного пособия в полном объеме. Поскольку вышеназванный Приказ не содержит специальных указаний по расчету среднего заработка для исчисления выходного пособия женам военнослужащих, то, по мнению автора, в этом случае следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации как основного нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения. Таким образом, средний заработок для исчисления выходного пособия женам военнослужащих должен рассчитываться в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922. Согласно ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). В соответствии с п. 19 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы лицам, работающим на условиях совместительства, средний заработок определяется в порядке, установленном вышеназванным Положением. Правовая позиция автора подтверждается и действующим в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации Порядком выплаты выходного пособия женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено переводом мужей к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации (утвержден Приказом от 31 августа 2009 г. N 30). Согласно названному Положению для назначения выходного пособия военнослужащий подает по команде рапорт, к которому прилагается справка о средней заработной плате жены (в том числе при работе по совместительству), и представляет ее трудовую книжку (при работе по совместительству в трудовой книжке должна быть произведена соответствующая запись) с записью об увольнении с работы по собственному желанию в связи с переводом мужа-военнослужащего к новому месту военной службы в другую местность или заверенную надлежащим образом выписку из трудовой книжки.

В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации

Название документа