Возмещение утраченного дохода как форма устранения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих: анализ законодательства и судебной практики, проблемы и перспективы их решения

(Холод Г. Г.) ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 8) Текст документа

ВОЗМЕЩЕНИЕ УТРАЧЕННОГО ДОХОДА КАК ФОРМА УСТРАНЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Г. Г. ХОЛОД

Холод Г. Г., старший преподаватель курсов подготовки специалистов войсковой части 92154, подполковник юстиции.

В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации <1>. Возмещение причиненных при этом убытков является одной из основных форм возмещения вреда (ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ). -------------------------------- <1> Статьи 1 и 66 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

Гражданское законодательство Российской Федерации, исходя из принципа полного возмещения вреда, предполагает, помимо расходов, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (затраты на лечение, лекарства, реабилитацию и т. п.), компенсацию понесенных убытков, заключающихся, как правило, в неполученных доходах. При этом законодателем особо оговорено, что при определении утраченного заработка (дохода) по деликтному правонарушению предусмотренное в таком случае социальное обеспечение: пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья, - в счет возмещения вреда не засчитываются (не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда). Более того, объем и размер такого возмещения могут быть увеличены законом или договором (ст. 1085 ГК РФ). Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, должен возмещаться по вышеуказанным правилам, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих в результате деликтного правонарушения, осуществляется лицом, причинившим вред, или лицом, на которого законом возложена эта обязанность. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством в случае гибели (смерти) или досрочного увольнения военнослужащих с военной службы (отчисления с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, будут тем объемом (размером), который будет превышать полное возмещение вреда, предусмотренное гражданским законодательством <2>. -------------------------------- <2> См. подробнее: Калинин В. М. Комментарий законодательства о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих. М., 2004; Кулешов Г. В. О некоторых вопросах, связанных с возмещением вреда военнослужащим, участвующим в борьбе с терроризмом, и членам их семей // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 12.

Таким образом, с учетом сказанного выше, сложилась правоприменительная практика судов общей юрисдикции, которые в отдельных случаях вплоть до 2005 г. присуждали военнослужащим, получившим повреждения здоровья при прохождении военной службы, в том числе и в ходе боевых действий, ежемесячные выплаты в возмещение вреда или близким родственникам при их гибели (смерти) - компенсацию морального вреда. Судами при вынесении решений применялись положения гл. 59 ГК РФ, предусматривающей ответственность за причинение вреда, в том числе и при отсутствии вины, а также обязанность возмещения вреда лицом, не являющимся причинителем вреда. Для составления расчета суммы компенсации вреда здоровью ввиду отсутствия прямого законодательного регулирования таких правоотношений, возникавших между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации применялась аналогия закона, т. е. суды при вынесении решений использовали положения Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (см., например, решения районного суда г. Шепиловска от 16 апреля 2004 г. и 22 июня 2005 г. по иску Солдатова Р. Е. к войсковой части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью увечьем; решение Советского районного суда г. Орла от 28 июля 2004 г. по гражданскому делу по иску Уминского Г. В. к Министерству обороны Российской Федерации о возмещении вреда здоровью; решение Ростовского областного суда от 18 июня 2002 г. по гражданскому делу по иску Семеновой С. Е. в интересах несовершеннолетних Семенова А. В. и Семенова А. В. к Ростовскому областному военному комиссариату, Министерству обороны Российской Федерации о возмещения вреда, причиненного смертью кормильца). Однако уже в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 г. (по гражданским делам), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2004 г. (22-й вопрос), было указано, что возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья сотруднику милиции, участвовавшему в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также вину причинителя, ответственного за причинение вреда. Если же вред здоровью причинен при исполнении служебного долга (например, террористом при проведении этим сотрудником контртеррористической операции), то ему, вместо возмещения вреда государством, в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" выплачиваются страховые суммы. Выплата этих сумм не лишает такого сотрудника права на возмещение вреда, но не государством, а причинителем вреда либо другим лицом, которое в соответствии с законом несет за него ответственность. Возмещение вреда государством в таких ситуациях возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью имело место также в результате виновных, противоправных действий должностных лиц, органов внутренних дел, других государственных органов. Под единством судебной практики понимается правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Нарушением единства судебной практики считается вынесение определений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом Российской Федерации обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства. Соответственно, изменилась и правоприменительная практика (см. Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 7-В05-8, от 19 мая 2006 года N 24-В06-2 и др.): суды стали отказывать гражданам, которые получили увечья в условиях боевых действий при исполнении обязанностей военной службы и впоследствии стали инвалидами, в случаях, когда непосредственный причинитель вреда не установлен, в выплате в счет возмещения вреда ежемесячных платежей. Следует отметить, что не остался в стороне от решения рассматриваемой "проблемы" и судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, который только в последнее время (в 2009 г.) к этому вопросу обращался несколько раз (см. Определения от 10 февраля 2009 г. N 292-О-О, N 369-О-О, N 370-О-О, N 371-О-О; от 2 апреля 2009 г. N 485-О-О; от 28 мая 2009 г. N 581-О-О, N 871-О-О; от 16 июля 2009 г. N 956-О-О; Постановление от 15 июля 2009 г N 13-П и др.), неизменно указывая на отсутствие соответствующего надлежащего правового механизма возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью определенных категорий граждан, в том числе и военнослужащих, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми правовыми нормами в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, так и на основании специальных законов. При этом, несмотря на аналогичные указания ранее (см. Постановление от 26 декабря 2002 г. N 17-П; Определения от 11 июля 2006 г. N 276-О от 20 марта 2007 г. N 208-О-О и др.), Конституционный Суд Российской Федерации как орган, обладающий правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации), с соответствующим законопроектом по данному "пробелу" в национальном законодательстве до настоящего времени не выступил. Анализ российского специального законодательства также позволяет сделать неутешительный вывод, что вышеуказанный общегражданский принцип "повышенного" возмещения вреда жизни или здоровью гражданина, причиненного при исполнении договорных обязательств, а также обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, зачастую не соблюдается. Особенно это видно при сравнении мер социальной поддержки, оказываемых в подобных случаях различным категориям граждан. Так, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина в связи с исполнением им трудовых обязанностей, предусмотренное нормами трудового законодательства Российской Федерации (ст. ст. 2, 6, 21, 234, 237 Трудового кодекса Российской Федерации), установлено федеральными законами в области обязательного социального страхования (Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Государство, регулируя объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, предусматривает комплекс мер, направленных на полное возмещение потерпевшему материального ущерба, в счет которого не засчитываются пенсия по инвалидности, назначенная в связи с трудовым увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после трудового увечья, а также заработок, получаемый потерпевшим после увечья. В состав возмещаемого ущерба включаются утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Величина и характер страховых выплат зависят от тяжести наступившего несчастного случая. Размер ежемесячной страховой выплаты работнику определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Страховая выплата выплачивается в течение всего периода стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Степень утраты трудоспособности устанавливается в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы. Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56. Подобным образом осуществляется государственная защита жизни и здоровья государственных гражданских служащих <3>, но при этом нормы специального законодательства для различных категорий федеральных государственных служащих устанавливают выплату ежемесячных сумм в возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью в связи с осуществлением служебных обязанностей, в ином объеме. -------------------------------- <3> См., например, подп. 17 п. 1 ст. 14, подп. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 2 марта, 12 апреля, 1 декабря 2007 г., 29 марта, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г.).

Основным Законом, гарантирующим лицам, осуществляющим функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательством на их безопасность при создании надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, а также их близким - в случае гибели (смерти), возмещение среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания), является Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Указанные материальные компенсации распространяются на следующих лиц: судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей; прокуроров; следователей; лиц, производящих дознание и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; сотрудников федеральных органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудников органов федеральной службы безопасности; сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебных исполнителей; работников контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудников федеральных органов государственной охраны; работников таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации; их близких лиц. По общему правилу необходимыми условиями назначения ежемесячных выплат в возмещение вреда являются: а) причинение вреда здоровью, исключающего дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, или гибель (смерть) указанных выше лиц; б) причинение вреда связано с осуществлением служебной деятельности. Выплата ежемесячной денежной компенсации производится из соответствующего бюджета в виде разницы между среднемесячной заработной платой (среднемесячным денежным содержанием) вышеназванных лиц и назначенной в связи с причинением вреда пенсией, без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. В случае гибели (смерти) указанных лиц, в том числе уволенных, ушедших или удаленных в отставку, вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью, выплата нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, производится в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы (денежного содержания) погибшего и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца, без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы (денежного содержания) среднемесячная заработная плата (среднемесячное денежное содержание) погибшего делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных. Однако следует иметь в виду, что ежемесячные компенсации, установленные другими специальными федеральными законами, регламентирующими права и обязанности вышеуказанных категорий государственных служащих, имеют ряд отличий от "базового" закона (Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"), не только по величине выплат, но и по объему такого возмещения. Так, предусмотренный в указанном Законе объем ежемесячной денежной компенсации госслужащим (в виде разницы между среднемесячной заработной платой (среднемесячным денежным содержанием) и назначенной в связи с этим им пенсией, без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию) соответствует специальному законодательству только для прокуроров и следователей (п. 5 ст. 45 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), а также для судебных приставов (п. п. 3 и 4 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Положение об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава (утверждено Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 апреля 2008 г. N 81)). Объем же возмещаемого вреда судьям в таких случаях значительно выше и практически полностью соответствует установленному гражданским законодательством по деликтным обязательствам. Пострадавшим ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи, без учета выплат, полученных по обязательному государственному страхованию, в него также не входят пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, а также заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья. В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов. Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания (п. п. 3 и 4 ст. 20 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"). В отношении сотрудников милиции (ч. 4 ст. 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и Приказ МВД России от 15 октября 1999 г. N 805 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких") и сотрудников уголовно-исполнительной системы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198 "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких") выплата в возмещение ущерба ежемесячной денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии, помимо страхового возмещения по обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующего бюджета, производится только в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья самому потерпевшему. В случае гибели (смерти) сотрудников милиции выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда их родственникам не предусмотрена. Еще в более меньшем объеме установлено возмещение вреда для сотрудников федеральной налоговой службы (ч. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации") и должностных лиц таможенных органов (п. 3 ст. 418 Таможенного кодекса Российской Федерации), Методические рекомендации по вопросам выплаты пособий и сумм возмещения имущественного ущерба в случае гибели или получения телесных повреждений должностным лицом таможенного органа Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей (утверждены распоряжением Федеральной таможенной службы от 19 октября 2006 г. N 385-р)), которым, помимо страхового возмещения по обязательному государственному личному страхованию, выплачивается только разница между размером должностного оклада (среднемесячного заработка по последней занимаемой должности) и размером пенсии - в течение 10 лет, с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Что же касается остальных категорий государственных служащих, в том числе и указанных в ст. 2 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", то возмещение утраченного дохода путем ежемесячных выплат (компенсаций) для них не предусмотрено. Для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, предусмотрена ежемесячная компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией, без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). В случае смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной 165% размера социальной пенсии, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом его индексации в соответствии с законодательством Российской Федерации на день смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 137-ФЗ "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). Увеличение размера ежемесячного пособия производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для индексации размера указанной социальной пенсии. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются применительно к ст. ст. 9 и 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". И если, как указал Конституционный Суд Российской Федерации <4>, по своей природе, источникам, условиям, объему и порядку осуществления указанных дополнительных социальных выплат система обязательного государственного страхования жизни и здоровья государственных служащих принципиально отличается от системы обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то чем обусловлена вышеуказанная градация социальной защиты граждан, находящихся на федеральной государственной службе, неизвестно. -------------------------------- <4> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода".

При этом, несмотря на провозглашение военной службы особым видом государственной службы, осуществляемой в публичных интересах, выполнение военнослужащими конституционно значимых функций и декларированную обязанность государства гарантировать последним материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при ее прохождении, законодатель до настоящего времени, вопреки конституционному принципу равной ценности и значимости жизни и здоровья для всех граждан независимо от вида трудовой деятельности и профессиональной принадлежности, создал необоснованную дифференциацию возмещения вреда, не достигнув целей в охране такого блага, как жизнь и здоровье граждан <5>. -------------------------------- <5> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М. А. Будынина"; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 10-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тюттерина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и др.

Наиболее существенным ущемлением прав военнослужащих и членов их семей на полное возмещение вреда, по мнению автора, является отсутствие надлежащего механизма возмещения утраченного дохода (денежного довольствия) при их увольнении с военной службы по состоянию здоровья или гибели (смерти), когда размер материального возмещения убытков не соответствует причиненному вреду. Сама специфика прохождения военной службы связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач военнослужащими в любых условиях, в том числе с риском для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Более того, в силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" эти обязанности могут непосредственно заключаться в участии военнослужащих в боевых действиях, выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов (подп. "а"). Кроме того, законодатель считает исполнением обязанностей военной службы военнослужащими: нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного (подп. "л") и участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф (подп. "п"). Указанные обстоятельства могут служить условием причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего, при котором возмещение вреда в надлежащем объеме в обычном судебном порядке будет невозможно (либо причинителя вреда нет в живых, либо у него нет средств, либо он не установлен). Однако, несмотря на это, Основной Закон, регулирующий права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, только продекларировал право военнослужащих на возмещение вреда (ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), не уточнив при этом, какой вред при этом "подразумевается", и не указав объем и характер такого возмещения. Формально диспозиция п. 4 указанной статьи содержит ссылку на возможность возмещения убытков, причиненных военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Но Правительство Российской Федерации до настоящего времени такой порядок не определило, а прошло уже более 10 лет с момента принятия указанной нормы. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 11 июля 2006 г. N 276-О только указал на данное обстоятельство, но, сославшись на исключительную прерогативу законодателя и отсутствие у Суда полномочий в данной области, отказал в принятии жалобы заявителя к рассмотрению <6>. -------------------------------- <6> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. N 276-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Абидуева Александра Николаевича и Жандарова Владимира Федоровича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, части второй статьи 12 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Каковы пути решения рассматриваемого вопроса и каким образом должно осуществляться возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан при исполнении обязанностей военной службы? На сегодняшний день это основные проблемы не только правоприменительной практики, но и военного строительства и развития военной организации Вооруженных Сил Российской Федерации. По мнению автора, полное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, должно включать в свой объем ежемесячные выплаты в виде разницы между получаемым военнослужащим доходом (денежным довольствием, включая все дополнительные выплаты и надбавки) в обычных условиях (мирного времени) и назначенной ему пенсией, без учета выплат единовременного пособия и денежных сумм по обязательному государственному страхованию. Эта норма должна быть прямого действия, и она должна быть включена соответствующим пунктом в ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а условия и порядок ее реализации должны регламентироваться соответствующим нормативным актом (постановлением) Правительства Российской Федерации. В подтверждение приведенного довода свидетельствует то обстоятельство, что указанные выплаты будут осуществляться из федерального бюджета и по своей правовой природе будут носить социальный характер. Социальное обеспечение населения осуществляется государством посредством принятия на себя публичных нормативных обязательств, при которых государство должно предусматривать бюджетные ассигнования отдельно по каждому виду обязательств (в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения) <7>. -------------------------------- <7> Статья 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Государство в данном случае посредством установленных законом денежных и других материальных компенсаций и льгот должно взять на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах, преследующий цели поддержания социальных связей, сохранения социума. Организуя систему таких компенсаций, государство будет выступать не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах <8>. -------------------------------- <8> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 523-О "По жалобе граждан Бурбан Елены Леонидовны, Жирова Олега Александровича, Миловидова Дмитрия Эдуардовича, Миловидовой Ольги Владимировны и Старковой Тамары Михайловны на нарушение их конституционных прав положениями статьи 17 Федерального закона "О борьбе с терроризмом"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода".

Обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения и способствование их развитию относятся к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст. 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Но при этом в дополнение к длительному бездействию Правительства Российской Федерации по определению порядка возмещения убытков в порядке п. 4 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ранее созданный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1992 г. N 500 для разработки проектов государственных программ, законодательных и других нормативных актов по социальной защите и материальному обеспечению военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, и их семей, реализации этих программ, законодательных и других нормативных актов и контроля за их выполнением специальный орган государственного управления Российской Федерации Комитет по социальному обеспечению военнослужащих при Министерстве обороны Российской Федерации уже 30 сентября 1992 г. был упразднен Указом Президента Российской Федерации N 1148. Кроме того, в подтверждение вышесказанного свидетельствует и Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 145н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которому расходы на единовременные выплаты в случае гибели (смерти) военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае полученной ими военной травмы, а также ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причиненного их здоровью, отражаются в подразделе 1003 "Социальное обеспечение населения" в перечне разделов и подразделов классификации расходов бюджетов.

Название документа Вопрос: Признан нуждающимся в получении жилья, увольняюсь по окончании контракта. Выслуга лет в календарном исчислении - 15 лет, первый контракт заключен до 1 января 1998 г. Сохраняется ли за мной право остаться в очереди и получить жилье после увольнения? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 8) Текст документа

Вопрос: Признан нуждающимся в получении жилья, увольняюсь по окончании контракта. Выслуга лет в календарном исчислении - 15 лет, первый контракт заключен до 1 января 1998 г. Сохраняется ли за мной право остаться в очереди и получить жилье после увольнения?

Ответ: В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан Российской Федерации, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. При этом в указанных нормах под общей продолжительностью военной службы понимается продолжительность военной службы в календарном исчислении. Таким образом, Вы не можете быть оставлены в списках очередников на получение жилого помещения после увольнения с военной службы по окончании контракта.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

Название документа Вопрос: Военнослужащая внутренних войск МВД России. В 2000 - 2008 гг. проходила службу по контракту в Минобороны России. В 2001 г. получила служебную квартиру от Минобороны России на состав семьи 3 человека. В 2009 г. брак расторгнут. Я и дочь в квартире не прописаны. Я зарегистрирована при части временно, дочь - нигде. Бывший муж увольняется по организационно-штатным мероприятиям в 2010 г., сдает квартиру. Жилым помещением в данной местности не обеспечена. Дочь несовершеннолетняя. Имею ли я право проживать в квартире? Каков порядок выселения? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 8) Текст документа

Вопрос: Военнослужащая внутренних войск МВД России. В 2000 - 2008 гг. проходила службу по контракту в Минобороны России. В 2001 г. получила служебную квартиру от Минобороны России на состав семьи 3 человека. В 2009 г. брак расторгнут. Я и дочь в квартире не прописаны. Я зарегистрирована при части временно, дочь - нигде. Бывший муж увольняется по организационно-штатным мероприятиям в 2010 г., сдает квартиру. Жилым помещением в данной местности не обеспечена. Дочь несовершеннолетняя. Имею ли я право проживать в квартире? Каков порядок выселения?

Ответ: Не совсем понятно, почему служебную квартиру получали Вы, а сдает ее Ваш бывший супруг. Поэтому в данной части вопроса Вам следует его уточнить. Прежде всего, Вам необходимо определить статус занимаемого Вами жилого помещения, поскольку, как показывает практика, нередко служебные жилые помещения не являются таковыми ввиду несоблюдения процедуры придания жилому помещению статуса служебного. Более подробно см.: Корбашов В. Е., Шанхаев С. В. Правовой режим служебного жилого фонда: проблемы правового регулирования и правоприменения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2 - 3. В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Как следует из содержания Вашего вопроса, Вы, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на весь срок военной службы обеспечивались служебным жилым помещением. При этом на момент увольнения имели выслугу менее 10 лет, т. е. должны были освободить служебное жилое помещение. В соответствии со ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. Поскольку жилое помещение Вами было получено в 2001 г., т. е. ранее вступления в силу ЖК РФ (1 марта 2005 г.), то при данных обстоятельствах необходимо отметить следующее. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены, в частности: - семьи военнослужащих; - одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Сделать категоричный вывод в Вашем случае затруднительно, так как Вы не указали, в частности, кто указан в ордере на квартиру (в договоре найма служебного жилого помещения): только бывший муж или и Вы с дочерью также, не перезаключался ли договор только на мужа после расторжения брака, реально проживаете Вы в этой квартире или нет и т. д. В любом случае приведенные выше нормы дают Вам возможность самостоятельно оценить ситуацию с правовой точки зрения.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

Название документа Вопрос: Майор, первый офицерский контракт заключил в 1999 г. Проживаю в служебной квартире. Жилищная комиссия в январе 2010 г. отказалась признавать меня нуждающимся и поставить в очередь на получение жилья по социальному найму, ссылалась на ст. 15, п. 1, абз. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В собственности жилья не имею, прописан при воинской части. Правомерен ли отказ жилищной комиссии? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 8) Текст документа

Вопрос: Майор, первый офицерский контракт заключил в 1999 г. Проживаю в служебной квартире. Жилищная комиссия в январе 2010 г. отказалась признавать меня нуждающимся и поставить в очередь на получение жилья по социальному найму, ссылалась на абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В собственности жилья не имею, прописан при воинской части. Правомерен ли отказ жилищной комиссии?

Ответ: В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Как следует из содержания Вашего вопроса, Вы, в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на весь срок военной службы обеспечиваетесь служебным жилым помещением. Формально, как следует из содержания указанной правовой нормы, действия жилищной комиссии являются правомерными, поскольку Вы как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., подлежите обеспечению на весь срок службы только служебным жилым помещением. Однако абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, изложенной выше, был принят законодателем только в конце 2008 г. Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом необходимо обратить внимание на то, что абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Однако на настоящий момент такой порядок Правительством Российской Федерации не принят, что является нарушением прав военнослужащих. В связи с этим автор советует Вам за защитой нарушенных прав обратиться в суд. Более подробно о проблемах реализации жилищных прав военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебным жильем, см: Акчурин З. Х. Предоставление жилья в собственность военнослужащим: норма есть, механизм не создан // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 7; Он же. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" // Там же. 2008. N 12; Он же. Право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, при увольнении с нее // Там же. N 10; Он же. Проблемы правового регулирования предоставления жилья военнослужащим вне очереди: различные подходы в практике правоприменения // Там же. N 8; Он же. Комментарий к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2007 года N 721-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" // Там же. N 8. 2006.; Он же. Практика применения военными судами законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих при увольнении с военной службы // Там же. 2008. N 4.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

Название документа Вопрос: Продал двухкомнатную квартиру в Петрозаводске, полученную от Минобороны России в 1996 г. Последнее место службы - Санкт-Петербург, должность - преподаватель. Уволен в марте 2007 г. по окончании контракта, выслуга - 25 лет. С семьей проживаю в г. Санкт-Петербурге в двухкомнатной квартире у тещи, в которой прописаны жена и дочь. Я прописан в общежитии военного университета. Месяц назад узнал, что есть закон, что через 5 лет после продажи квартиры я мог бы быть признан нуждающимся в получении жилья. Имеется ли у меня возможность получения однокомнатной квартиры? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 8) Текст документа

Вопрос: Продал двухкомнатную квартиру в Петрозаводске, полученную от Минобороны России в 1996 г. Последнее место службы - Санкт-Петербург, должность - преподаватель. Уволен в марте 2007 г. по окончании контракта, выслуга - 25 лет. Состав семьи - 3 человека. С семьей проживаю в г. Санкт-Петербург в двухкомнатной квартире у тещи, в которой прописаны жена и дочь. Я прописан в общежитии военного университета. Родственников в Санкт-Петербурге не имею. Никакой недвижимости не имею. Месяц назад узнал, что есть закон, что через 5 лет после продажи квартиры я мог бы быть признан нуждающимся в получении жилья. Имеется ли у меня возможность получения однокомнатной квартиры? Очень прошу ответить.

Ответ: В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако Вы не имеете права на получение жилья за счет Министерства обороны Российской Федерации, так как на момент увольнения с военной службы не были признаны нуждающимся в жилых помещениях.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

Название документа