Полномочия Президента Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации

(Гаврюшенко П. И.)

("За права военнослужащих", 2010)

Текст документа

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

П. И. ГАВРЮШЕНКО

Гаврюшенко П. И., кандидат юридических наук, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Конституцией Российской Федерации Президенту России предоставлены широкие властные полномочия, позволяющие сделать вывод о том, что он является главой системы национальной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в том числе в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В частности, он единолично принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. Например, он имеет право вводить своим решением военное или чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87, ст. 88 Конституции Российской Федерации).

Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим, наряду с полномочиями в области обороны, утверждает также концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования. Данная деятельность Президента Российской Федерации ведется согласно полномочиям, определенным Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Президент Российской Федерации определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации в следующих направлениях:

- прогнозирование и оценка военной опасности и военной угрозы;

- разработка основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

- правовое регулирование в области обороны;

- строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

- разработка, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

- планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационная подготовка органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

- развитие науки в интересах обороны;

- координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

- финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- обеспечение режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Статьей 90 Конституции Российской Федерации устанавливаются полномочия Президента Российской Федерации на издание правовых актов. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые являются властными актами, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В интересах главы государства данную деятельность проводит Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП). Этот федеральный орган исполнительной власти обеспечивает исполнение Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также руководство подведомственными организациями. Работа этого органа регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1998 г.

Руководство деятельностью ГУСПа осуществляет Президент Российской Федерации.

Координацию деятельности ГУСПа в пределах компетенции Правительства Российской Федерации осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.

Основными задачами ГУСПа являются:

- обеспечение исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в области мобилизационной подготовки органов государственной власти в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";

- организация обеспечения мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов;

- осуществление мобилизационной подготовки Администрации Президента Российской Федерации;

- разработка предложений по планированию перевода Российской Федерации на условия военного времени;

- обеспечение функционирования специальных объектов и объектов мобилизационного назначения (далее - специальные объекты) в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения, а также осуществление контроля готовности к использованию по предназначению запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций (далее - ЗПУ);

- обеспечение работы, жизнедеятельности и безопасности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, руководства федеральных органов государственной власти, их аппаратов и Администрации Президента Российской Федерации в период их пребывания на специальных объектах;

- координация и методическое обеспечение мобилизационной подготовки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратов, а также эксплуатации ЗПУ;

- координация работы по защите информации от утечки по техническим каналам на специальных объектах, запасных пунктах управления федеральных органов исполнительной власти и в административных зданиях федеральных органов государственной власти;

- контроль за исполнением указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти.

Президентом Российской Федерации определяется порядок функционирования пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации и иных специальных объектов мобилизационного назначения в мирное время, в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Для осуществления данной деятельности создана Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации. Ее основными задачами являются:

- поддержание пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации и иных специальных объектов мобилизационного назначения в готовности к использованию по предназначению в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации;

- разработка и реализация мобилизационных планов обеспечения функционирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мобилизационными планами федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении мобилизационной, оперативно-технической готовности и функционирования специальных объектов в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- обеспечение жизнедеятельности, функционирования и безопасности на специальных объектах должностных лиц федеральных органов государственной власти и аппаратов этих органов, а также оперативных групп соответствующих федеральных органов исполнительной власти при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- содержание и эксплуатация в мирное время технических средств специальных объектов, специальных транспортных средств, а также их надежное функционирование в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- разработка и проведение научных, инженерных и технических мероприятий по перевооружению, реконструкции и совершенствованию системы специальных объектов в целях обеспечения их живучести, повышения технических, защитных характеристик и мобилизационных возможностей;

- создание и хранение неприкосновенных запасов материально-технических средств и ресурсов;

- участие в осуществлении контроля за мобилизационной готовностью, техническим состоянием и эксплуатацией запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;

- организация и проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечение в соответствии с мобилизационным заданием поддержания мобилизационных мощностей специальных объектов.

Президент Российской Федерации устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации.

Ежегодные доклады необходимы для определения целей и задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Их выводы используются:

- при подготовке соответствующих нормативных документов;

- при разработке проектов нормативных правовых актов об организации и проведении мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и Администрации Президента Российской Федерации;

- при разработке мероприятий по обеспечению перевода федеральных органов государственной власти на работу в условиях военного времени;

- при координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих выполнение мобилизационных мероприятий федеральных органов государственной власти и их работу в военное время;

- при реализации планов перевода федеральных органов государственной власти на работу в условиях военного времени;

- при осуществлении контроля за проведением мобилизационных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также координации этих мероприятий;

- при организации разработки и ведении мобилизационных планов федеральных органов государственной власти, их аппаратов;

- при разработке оперативных исходных данных для проведения проектных и опытно-конструкторских работ по совершенствованию и развитию системы управления на военное время;

- при разработке методических документов по мобилизационной подготовке и мобилизации.

Предложения, касающиеся содержания ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации, представляемых Президенту Российской Федерации, готовит ГУСП совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации. В этих целях они анализируют и обобщают опыт мобилизационной подготовки федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В соответствии со ст. 86 Конституции Российской Федерации Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях.

Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации осуществляет подготовку заключений на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации по сотрудничеству в области мобилизационной подготовки и мобилизации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Управление Президента Российской Федерации по внешней политике во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет проработку материалов по вопросам внешней политики государства и международных отношений, в том числе по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации. Управление для осуществления этих задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также от организаций и должностных лиц.

Президент Российской Федерации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. На основании Федеральных законов "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об обороне", Федерального конституционного закона "О военном положении" нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяется порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации. На этом основании Президент Российской Федерации может объявить общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации объявляется общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее.

Президент Российской Федерации устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время.

В Конституции Российской Федерации устанавливается, что общие правовые условия режима военного положения определяются Федеральным конституционным законом "О военном положении". Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.

Режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время устанавливается соответствующим указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время устанавливаются Федеральными законами "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об обороне", Федеральным конституционным законом "О военном положении", Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения службы". Эти же акты определяют особенности и порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан.

Президентом Российской Федерации определяются перечни должностей и профессий, по которым бронируются военнообязанные, работающие в той или иной системе государственной власти или отрасли промышленности. Данная работа является комплексом мероприятий, проводимых в мирное время и направленных на поддержание организаций, учреждений и предприятий в готовности к переводу на работу в условиях военного времени, обеспечение устойчивого функционирования и выполнения установленных им заданий в интересах удовлетворения потребностей военной организации и экономики страны в особый период.

Президент Российской Федерации предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан. Такое право определяется президентским нормативным актом. По данному вопросу издан Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 678 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, поступившим на работу в научно-исследовательские подразделения Центра специальной техники Федеральной службы безопасности Российской Федерации" и др.

Президент Российской Федерации осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу мобилизационной подготовки или мобилизации Президент Российской Федерации может, в соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации, опережающе издать нормативный указ по этому вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия Федеральным Собранием закона по этому же вопросу, при этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего указа.

------------------------------------------------------------------

Название документа