Совершенствование психолого-педагогической подготовки руководителей занятий инженерно-технического состава частей ВВС России

(Казачков А. И.) ("Юридическая психология", 2009, N 4) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА ЧАСТЕЙ ВВС РОССИИ

А. И. КАЗАЧКОВ

Казачков А. И., доцент кафедры общей психологии, кандидат педагогических наук.

Статья посвящена совершенствованию психолого-педагогической подготовки руководителей занятий инженерно-технического состава частей ВВС России. Большое внимание уделяется особенностям руководства процессом совершенствования профессиональной компетентности.

Социально-политические изменения, происшедшие в стране с начала 90-х годов, проявившиеся в изменениях характера общественных отношений в стране, состояния духовной жизни общества, законодательной базы, политических целей и задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ (защита целостности страны, проведение миротворческих и антитеррористических операций и т. д.); усилении противоборства в информационно-психологической сфере современных войн, а также локальность современных войн на фоне сохранения ядерной угрозы, количественно-качественные изменения призывного контингента на фоне перехода Вооруженных Сил РФ на новые принципы комплектования и др. предъявили новые требования к совершенствованию психолого-педагогической подготовки руководителей занятий инженерно-технического состава частей ВВС России на современном этапе. На всех этапах жизнедеятельности авиационных частей проблема совершенствования психолого-педагогической подготовки руководителей занятий инженерно-технического состава была и остается актуальной. Действия специалистов инженерной авиационной службы в ходе эксплуатации авиационной техники, в служебной деятельности, в боевой обстановке находятся в прямой зависимости от уровня подготовки инженерно-технического состава, его компетентности. Анализ процесса совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава частей ВВС России показывает, что решение таких задач в авиационных частях зависит от многих объективных и субъективных факторов, важное место среди которых занимает научно обоснованное руководство всем этим процессом. Система совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава многогранна по содержанию, организации, формам, методам и средствам; она охватывает различные сферы жизни и практической деятельности инженерно-технического состава; в ней взаимодействуют руководящий инженерно-технический состав, офицеры воспитательных структур, а также командный состав части и офицеры штаба. Как показывает практика, этот сложный механизм совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава действует безотказно тогда, когда он тщательно отрегулирован, когда осуществляется умелое, квалифицированное и компетентное руководство им <1>. -------------------------------- <1> Командирам (начальникам), осуществляя контрольные и проверочные мероприятия, нужно помнить, что "цель любого контроля не сведение счетов, а стимулирование деятельности" (Белых-Силаев Д. В.).

Руководство совершенствованием профессиональной компетентности инженерно-технического состава - это целенаправленное воздействие всех субъектов нравственного воспитания в авиационных частях на сознание, чувства, волю и поведение личности офицера с целью формирования у него необходимого сознания, нравственных черт и качеств специалиста инженерно-авиационной службы. Главная задача руководства совершенствованием профессиональной компетентности инженерно-технического состава состоит в обеспечении выполнения государственных установок в этой области, формирования у них соответствующего мировоззрения, высоких морально-психологических и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения служебных и учебно-боевых задач как в мирное, так и в военное время. Как показывает практика, руководить процессом совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава в современных условиях достаточно сложно. Низкое денежное довольствие, необеспеченность жильем офицеров, снижение их социального статуса и другие проблемы заставляют командование авиационных частей постоянно искать новые, наиболее приемлемые способы руководства процессом совершенствования профессиональной компетентности. Система руководства совершенствованием профессиональной компетентности инженерно-технического состава включает в себя: а) субъект руководства; б) руководимый объект; в) методику реализации направляющего воздействия на руководимый объект. В качестве субъекта руководства совершенствованием профессиональной компетентности выступают руководящий инженерно-технический состав, офицеры воспитательных структур, а также командный состав части и офицеры штаба, общественные организации, их активисты, а также различные должностные лица. Объектом воздействия в системе руководства совершенствованием профессиональной компетентности инженерно-технического состава является инженерно-технический состав авиационных частей. Важное место в общей системе руководства совершенствованием профессиональной компетентности является воздействие на сознание инженерно-технического состава, их чувства, волю и поведение. Руководство совершенствованием профессиональной компетентности включает ряд последовательных операций: определение целей и задач совершенствования профессиональной компетентности, планирование работы по нравственному воспитанию, подбор, расстановку и обучение исполнителей, мотивацию субъектов и объектов совершенствования профессиональной компетентности, осуществление контроля и др. Как уже отмечалось, руководство совершенствованием профессиональной компетентности инженерно-технического состава включает ряд последовательных, тесно связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга операций. Важное место среди них принадлежит определению целей и задач совершенствования профессиональной компетентности. Цели и задачи совершенствования профессиональной компетентности определяются на основе учета многих факторов и обстоятельств: внутренней и международной обстановки, социального заказа и сложившегося общественного мнения, состояния Вооруженных Сил и авиации в целом, специфики авиационной профессии, задач, стоящих перед частями ВВС, морально-психологического состояния личного состава и других факторов. Они определяются на различный период: на год и полугодие (зимний и летний периоды обучения). Важно, чтобы цели и задачи совершенствования профессиональной компетентности были реально выполнимыми, но не упрощенно облегченными, на что в первую очередь должны обращать внимание руководящий состав части, руководящий инженерно-технический состав, офицеры штаба, воспитательных структур. Постановке реальных целей и задач, правильному определению комплексной целевой программы совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава способствует прогнозирование ее результатов. Опираясь на накопленный опыт, знание положения дел в подразделениях, исходя из наметившихся тенденций, важно своевременно предвидеть последствия воспитательных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение инженерно-технического состава и всегда быть готовым к работе в новых ситуациях. К сожалению, некоторые начальники не обладают этим качеством, нередко они даже не представляют себе, как решать проблемы совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава. В целях активизации работы по совершенствованию профессиональной компетентности инженерно-технического состава с командирами авиационно-технических отрядов, начальником технико-эксплуатационной части и начальниками расчетов необходимо проводить работу по разъяснению целей, содержания и задач совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава в современных условиях. Командиры авиационно-технических отрядов, начальник технико-эксплуатационной части и начальники расчетов должны знать и уметь применять на практике формы и методы совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава в различных видах деятельности. Для повышения роли и влияния офицеров управления авиационных частей, командиров подразделений на эффективность совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава на занятиях с ними в системе командирской и общественно-государственной подготовки, на служебных совещаниях наиболее опытными офицерами-воспитателями организуется изучение особенностей работы руководителя занятия по определению целей на каждое занятие, по выбору педагогических приемов и средств, влияющих на формирование у инженерно-технического состава профессиональных качеств. Как уже отмечалось, повседневное руководство процессом совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава осуществляется командиром части и его заместителями, и важная роль в этом процессе принадлежит контролю и проверке исполнения, главный смысл которых состоит в обеспечении единства принятого решения и его исполнения. Командиры (начальники), осуществляя контроль, предупреждают возможные ошибки и недостатки, создают условия для успешной службы и выполнения поставленных задач. Контроль и проверка исполнения являются важным средством изучения, анализа, обобщения и распространения передового опыта, они позволяют заметить все ценное и передовое в работе руководителей занятий, сделать это достоянием всех субъектов совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава частей ВВС России; внести необходимые коррективы в содержание, организацию, формы и методы процесса совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава. Более действенным контроль за ходом совершенствования профессиональной компетентности инженерно-технического состава частей ВВС России становится тогда, когда в нем помимо командира части и его заместителей активное участие принимают другие офицеры-руководители (начальники служб, старшие инженеры, инженеры). Арсенал форм и методов организации контроля за совершенствованием профессиональной компетентности инженерно-технического состава многообразен: работа специально создаваемых проверочных групп, изучение отчетных документов, посещение занятий, индивидуальные и групповые беседы с инженерно-техническим составом и др. Система контроля оказывает дисциплинирующее воздействие на руководство авиационных частей, приучает личный состав к равномерному распределению сил в выполнении задач совершенствования профессиональной компетентности, служит совершенствованию стиля организаторской и воспитательной деятельности командиров (начальников). Таким образом, руководство совершенствованием профессиональной компетентности инженерно-технического состава в выполнении требований дает положительный эффект и оказывает положительное воздействие на формирование у инженерно-технического состава сознания профессионального долга и высоких нравственных качеств в том случае, если оно базируется на научной основе, является компетентным и конкретным, осуществляется комплексно и с учетом накопленного опыта.

Литература

1. Звягинцев В. Г. Педагогическое руководство коллективом вуза. Теория и практика. М., 1987. 2. Пустозеров А. И. Совершенствование подготовки инженерно-технического состава авиационного полка к эксплуатации боевой техники: Дис. ... канд. пед. наук, 1991. 3. Самойленко П. И., Сергеев А. В., Сергиенко Л. Г. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучения // Специалист. 1999. N 7, 8. 4. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. 5. Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации. Кн. первая. М., 2005. 6. Черницкий В. Г. Педагогические основы совершенствования руководства полетами в частях ВВС: Дис. ... канд. пед. наук. 1990. 7. Юсов В. Т. Психологическое обеспечение безопасности полетов в авиационных частях: Дис. ... д-ра психол. наук. 1984.

------------------------------------------------------------------

Название документа