Исторические тенденции становления и развития дореволюционного российского законодательства, регулирующего правовую охрану изобретений военного назначения
(Черничкина Г. Н.) ("История государства и права", 2010, N 1) Текст документаИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПРАВОВУЮ ОХРАНУ ИЗОБРЕТЕНИЙ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Г. Н. ЧЕРНИЧКИНА
Черничкина Галина Николаевна, профессор кафедры гражданского права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматривается становление в дореволюционной России законодательства, регулирующего правовую охрану изобретений военного назначения. Автор анализирует исторические этапы развития законодательства того времени в области правовой охраны изобретений в России и их влияние на формирование законодательства, регулирующего правовую охрану изобретений военного назначения.
В России возникновение правовой охраны изобретений, как и в других странах, было обусловлено объективными причинами. Эволюцию российского законодательства правовой охраны изобретений можно подразделить на этапы: дореволюционный, советский и современный. Рассмотрим дореволюционное российское законодательство. В доимператорской России промышленность находилась в зачаточном состоянии. Привилегии XVIII в. имеют отдаленное отношение к современным патентам на изобретения и представляют собой грамоты иностранцам на беспошлинную и свободную торговлю. Привилегии рассматриваемого периода факультативны. Однако правительство было заинтересовано в применении нововведений не только для развития промышленности и торговли, но и для укрепления военной мощи государства. На это указывает тот факт, что в 1720 г. крестьянин Ефим Никон получил указание строить по собственному проекту судно, которое способно идти в воде "потаенно и подбити под военный корабль под самое дно" <1>. -------------------------------- <1> См.: Колесников А. П. История изобретательства и патентного дела: важнейшие события и факты в истории отечественного изобретательства. М., 2002. С. 9.
Первым в России общим законом о привилегиях на изобретения следует признать Манифест 1812 г. <2>, начиная с которого можно проследить становление дореволюционного законодательства, обеспечивающего охрану изобретений военного назначения. Анализ Манифеста 1812 г. позволяет заключить следующее. -------------------------------- <2> См.: Манифест от 17 июня 1812 г. "О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах" // Российская государственная библиотека. Архив N 272/12; Леонидов Н. Б., Михеева Н. В. Патентный закон России. 1801 - 2001. М., 2002. С. 30 - 33 (далее - Манифест 1812 г.).
Манифест 1812 г. изобретения в военной области как самостоятельный объект правовой охраны не упоминает, очевидно, в силу принципа факультативности, охрана изобретениям предоставлялась исходя из субъективных критериев. Согласно статистическим сведениям в период действия Манифеста 1812 г. (с 1813 по 1832 г.) всего была выдана только 71 привилегия <3>. -------------------------------- <3> См.: Колесников А. П. Указ. соч. С. 278.
Об изобретениях военного назначения как объекте правовой охраны можно говорить только начиная с действия Положения 1833 г. <4>. Продолжает сохраняться факультативный принцип выдачи привилегии. Недостаточно было сделать изобретение, необходимо было изобретать в направлении, которое "покровительствуемо правительством" <5>. Например, на вооружение русской армии в 1868 г. была принята однозарядная винтовка системы американского изобретателя Х. Бердана, усовершенствованная русскими инженерами А. П. Горловым и У. Г. Гуниусом. Эта винтовка состояла на вооружении до 1891 г. <6>. -------------------------------- <4> См.: Положение от 22 ноября 1833 г. "О привилегиях на новые изобретения и открытия" // Российская государственная библиотека. Архив N 272/14; Леонов Н. Б., Михеева Н. В. Указ соч. С. 34 - 43 (далее - Положение 1833 г.). <5> Пиленко А. А. Право изобретателя. М., 2001. С 154. <6> См.: Колесников А. П. Указ. соч. С. 28.
Отрицательной стороной для развития российского патентного законодательства следует указать существовавшее представление о привилегии, на которую, как отмечает А. А. Пиленко, "смотрели не как на право отрицательно-исключительное (т. е. как на право запретить третьим лицам фабрикацию данного продукта), а как на право с положительным содержанием (т. е. как право эксплуатировать данное изобретение). Получившему привилегию было как бы разрешено заниматься эксплуатацией данного продукта. Точка зрения, конечно, ошибочная: привилегия единственно удостоверяет, что изобретатель может запретить другим лицам фабриковать данное изобретение" <7>. Считаем, что исходя из таких представлений принимались решения о выдаче привилегий вообще и привилегий на изобретения военные в частности. -------------------------------- <7> См.: Пиленко А. А. Указ. соч. С. 166 - 167.
В ст. 176 Устава о промышленности <8> ограничение прав на изобретения касалось самой возможности приобрести такое право. Критерием ограничения права выступала оборотоспособность объекта, в котором воплощено изобретение, - "доступность частным лицам". -------------------------------- <8> Законы о привилегиях входили в Устав о промышленности фабричной и заводской (кн. 1, раздел 3, глава 2 "О привилегиях на новые изобретения и открытия") Свода законов Российской империи (Т. 11. Ч. 2). Полный текст ст. 176 Устава о промышленности: "На изобретения и усовершенствования, до боевых потребностей и до средств обороны государства относящиеся, каковы: артиллерийские орудия, снаряды, ударные трубки и другие принадлежности артиллерийских орудий, броня для судов, подводные мины, судовые вращающиеся башни и т. п., пользование которыми доступно одному только правительству, привилегии не выдаются. На изобретения и усовершенствования предметов, хотя и употребляемых в войсках, но пользование которыми доступно также и частным лицам, каковы: ручное огнестрельное оружие, металлические патроны, пули и другие принадлежности такового оружия, привилегии выдаются" (цит. по: Пиленко А. А. Указ. соч. С. 312) (далее - Уст. о пром.).
В то же время достижения отечественных изобретателей позволяли России, например в рамках военно-технического сотрудничества с Францией, поставлять собственную военно-техническую информацию о новых артиллерийских прицелах, производстве бездымного пороха и другие военные изобретения <9>, несмотря на то что в вооружении Российской армии значительную часть занимала военная техника зарубежного производства. -------------------------------- <9> См.: Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. 50 лет. 1953 - 2003. М.: Маркцентр, 2003. С. 13 - 14.
К патентному закону в современном понимании следует отнести Положение 1896 г. <10>. Оно содержало практически все требования, присущие современному патентному закону, впервые было установлено правило выдачи привилегий с формулой изобретений <11>. Только за период с 1 июля 1896 г. по октябрь 1917 г. было выдано 29745 привилегий, что превышало количество всех ранее выданных привилегий за все время существования правовой охраны изобретений в России <12>. -------------------------------- <10> См.: Положение от 20 мая 1896 г. "О привилегиях на изобретения и усовершенствования" // Российская государственная библиотека. Архив N 272/17; Леонов Н. Б., Михеева Н. В. Указ. соч. С. 44 - 54 (далее - Положение 1896 г.). <11> См.: Корчагин А. Д. Промышленная собственность в Российской Федерации (историко-правовой комментарий). СПб., 1993. С. 27. <12> См.: Колесников А. П. Указ. соч. С. 282.
Однако правовая охрана изобретений военного назначения с принятием Положения 1896 г. не претерпела изменений, ее так и продолжало регламентировать правило, ранее существовавшее в Положении 1833 г., т. е. ст. 176 Уст. о пром., которое без изменений было перенесено в новый закон. Однако на момент принятия Положения 1896 г. практика применения ст. 176 Уст. о пром. заслужила нарекания, и эту статью предлагали исключить (Министерство финансов). Вместо этой статьи предлагалось ввести в закон институт принудительного отчуждения (экспроприацию) <13>. Оставалось только решить вопрос о порядке принудительного отчуждения и об оценке стоимости отчуждаемого изобретения. Однако была предложена неудачная форма, применяемая к экспроприации недвижимой собственности. Несмотря на то что впоследствии был предложен иной порядок определения размера вознаграждения за привилегию, военные ведомства отрицательно отнеслись к проекту Министерства финансов. В итоге правила ст. 176 без изменений перешли в текст Положения 1896 г., и она действовала до ее отмены 28 мая 1912 г. <14>. -------------------------------- <13> Статья 12 проекта Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования: "Когда, по соображениям государственной или общественной пользы правительством будет признано необходимым изъять привилегию из частного обладания в свое исключительное пользование либо сделать предмет оной общим достоянием, то право на такую привилегию отчуждается на основании особых, в установленном порядке утвержденных, правил. На тех же основаниях устанавливается и всякое иное пользование Правительства выданную кому-либо привилегию" (цит. по: Пиленко А. А. Указ. соч. С. 185). <14> Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2 (Библиотека репринтных изданий "КонсультантПлюс": Классика Российского права. URL: http://civil. consultant. ru/reprint/book/253/2.php).
Таким образом, в России, так же как и в иностранных государствах, с развитием промышленности возникает и проходит свое становление правовой институт охраны изобретений. Справедливо отмечает В. О. Калятин, что "развитие законодательства об исключительных правах шло вслед за развитием технического прогресса" <15>. Развитие промышленности влияет на развитие военной техники и предопределяет необходимость формулирования правовой охраны военных изобретений. -------------------------------- <15> Калятин В. О. Круглый стол "Интеллектуальная собственность: правовое регулирование, проблемы и перспективы" // Законодательство. 2001. N 3. С. 11.
Правовая охрана изобретений предметов вооружения основывается на принципе доступности в использовании предмета вооружения. Привилегия (охранный документ) выдается только на изобретение, выраженное в предмете вооружения, доступном в использовании не только государству, но и частному лицу. Если предмет вооружения доступен только государству, привилегия не выдается. Государство использует изобретение без его правовой охраны. Юридической мысли того времени была известна концепция предоставления правовой охраны всем военным изобретениям с одновременным введением в законодательство института отчуждения прав на изобретение (экспроприации) в интересах государства. Однако эта концепция на тот момент не была реализована.
------------------------------------------------------------------
Название документа