Отдельные льготы и порядок их предоставления военнослужащим внутренней и пограничной охраны НКВД СССР в 30-х годах XX в

(Волков Д. В., Мартимьянов К. И.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 12) Текст документа

ОТДЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВНУТРЕННЕЙ И ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ НКВД СССР В 30-Х ГОДАХ XX В.

Д. В. ВОЛКОВ, К. И. МАРТИМЬЯНОВ

Волков Д. В., начальник кафедры уголовного и гражданского права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доцент, кандидат юридических наук.

Мартимьянов К. И., помощник начальника Пермского военного института внутренних войск МВД России по правовой работе - начальник юридической службы, адъюнкт.

Вопрос предоставления военнослужащим льгот (социальных гарантий и компенсаций) на всех этапах развития внутренних войск МВД России оставался и остается актуальным. В данной статье мы рассмотрим отдельные льготы, которые были предусмотрены в 30-х годах XX в. для военнослужащих внутренней и пограничной охраны НКВД СССР. Прежде всего хотелось бы сказать, что под льготами понимается предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения <1>. -------------------------------- <1> Словарь справочной правовой системы.

В 1933 г. старший помощник прокурора Верховного Суда СССР - военный прокурор РККА С. Н. Орловский отметил: "Вопрос укрепления революционной законности имеет большое политическое значение для боеспособности Рабоче-крестьянской Красной армии. Призванному в армию рабочему и крестьянину правительство предоставляет ряд льгот. Эти льготы предоставляются в целях поддержки семьи призванного военнослужащего на время его пребывания в рядах РККА и имеют для него большое значение. Исполнение на местах законов о льготах дает военнослужащему полную уверенность в том, что советская власть, в то время как он выполняет свой долг перед социалистическим отечеством, заботится о его семье, помогает ей" <2>. -------------------------------- <2> Виноградов Н. А., Юрковский Е. П., Сычев Б. А. Справочник по льготам военнослужащим и военнообязанным и их семьям. Государственное издательство "Советское законодательство", 1933. С. 4.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок предоставления льгот военнослужащим, являлся Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной армии и их семей <3> (далее - Кодекс о льготах). В соответствии со ст. 1 Кодекса о льготах к военнослужащим РККА относились и военнослужащие войск ОГПУ и конвойных войск <4>. -------------------------------- <3> Свод законов СССР. 1930. N 23. Ст. 253. <4> Свод законов СССР. 1930. N 48. Ст. 497.

Чтобы поставить военнослужащих и членов их семей в наиболее благоприятные жилищно-бытовые условия, были установлены особые жилищные льготы. За военнослужащими кадрового рядового состава срочной службы в течение первых трех месяцев службы сохранялась жилая площадь, которую они занимали до поступления на службу. В дальнейшем до возвращения их со службы эта площадь использовалась местными Советами в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик. По возвращении со службы эти военнослужащие имели право занять жилую площадь, которую они занимали до поступления на службу. Лица, проживающие на этой площади во время нахождения военнослужащего на службе, обязаны были ее освободить не позднее двухнедельного срока. Эта льгота могла быть использована в течение шести месяцев со дня увольнения военнослужащего (ст. 93 Кодекса о льготах). Это право предоставлялось также и кадровому младшему начальствующему составу срочной службы. При оставлении на сверхсрочную службу кадрового рядового и младшего начальствующего состава это право утрачивалось. На территории РСФСР эта льгота применялась в соответствии с Инструкцией, утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР от 29 декабря 1932 г. Параграфы 7 и 8 данной Инструкции предусматривали: "В случае отказа вселенных по временным ордерам лиц добровольно освободить занимаемую ими жилую площадь по требованию демобилизованных, лица эти подлежат в любое время года выселению в административном порядке без предоставления другой жилой площади, транспортных средств и отсрочки. Выселение производится органами милиции по требованию демобилизованных. К требованию о выселении демобилизованный прилагает справку подлежащего жилищно-коммунального органа, содержащую необходимые сведения, подтверждающие право демобилизованного на сохраняемую за ним жилую площадь. В тех случаях, когда дом, в котором жили лица, призванные в РККА, к моменту их возвращения окажется уничтоженным пожаром, демобилизованному предоставляется безусловное право на получение от жилищно-коммунального органа вне всякой очереди другой жилой площади, если требование об этом будет заявлено в течение шести месяцев со времени возвращения демобилизованного из РККА". Военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего начальствующего состава срочной службы) имели право на сохранение жилой площади на все время прохождения ими курса в военно-учебных заведениях, нахождения в лагере, в длительной командировке или на стажировке при условии, что за ними сохранены штатные должности. Если в указанных случаях военнослужащие не сохраняли своих штатных должностей, то жилая площадь за ними не сохранялась (ст. 97 Кодекса о льготах). Статья 92 Кодекса о льготах предусматривала: "Военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы), а также военнослужащие рядового состава сверхсрочной службы имеют право получить для себя и совместно с ними проживающих членов семьи жилую площадь из общего жилищного фонда местных Советов наравне с рабочими. Кроме того, военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего) имеют право получить для себя и совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из особого жилищного фонда, бронируемого для этой цели местными Советами". Как правило, такой фонд местными Советами не создавался, а вся жилая площадь, предназначенная для начальствующего состава кадра РККА, передавалась местными Советами квартирно-жилищным органам, которые и распределяли эту жилую площадь между лицами начальствующего состава <5>. -------------------------------- <5> Виноградов Н. А., Юрковский Е. П., Сычев Б. А. Справочник по льготам военнослужащим и военнообязанным и их семьям. Государственное издательство "Советское законодательство", 1933. С. 83.

Если военнослужащий кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы) вселился на жилую площадь своей семьи, проживающей отдельно от него, то он имел право получить для себя жилую площадь в первую очередь перед всеми другими жильцами того же дома (жакта, треста), в случае освобождения в нем площади (ст. 94 Кодекса о льготах). В соответствии со ст. 99 Кодекса о льготах семьи военнослужащих кадрового рядового и младшего начальствующего состава срочной службы, если в составе семьи нет лиц, имеющих самостоятельный постоянный заработок, платят квартирную плату наравне с рабочими, имеющими наименьший месячный заработок, т. е. по наименьшей ставке, установленной для данного города или местности. Циркуляром НККХ РСФСР от 25 октября 1933 г. и Циркуляром НКВМ 1933 г. N 41 было определено: "В случае, когда в результате призыва у семьи призванного образовались внутрикомнатные (не подлежащие изъятию) излишки, последние оплачиваются в ординарном размере в течение всего времени прохождения призванным срочной службы и сверх того в течение шести месяцев со дня его демобилизации или досрочного увольнения". Военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы), военнослужащие рядового состава сверхсрочной службы и семьи этих военнослужащих, находящиеся на их иждивении, приравнивались в отношении квартплаты к рабочим. При этом квартирная плата исчислялась только с основного оклада жалованья военнослужащего (ст. 98 Кодекса о льготах). Постоянное содержание военнослужащих среднего, старшего и высшего начальствующего составов состояло из категорного (основного и должностного окладов). Если военнослужащий кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы) был направлен для прохождения курса в военно-учебное заведение или находился в лагере, в длительной командировке или на стажировке, то за жилую площадь в домах, где квартирная плата взималась по ставкам местных Советов, занимаемую им как в месте постоянного жительства, так и в месте временного пребывания, он оплачивал лишь половину квартплаты. Эта льгота предоставлялась только при условии, если военнослужащему не было отведено жилой площади бесплатно в месте временного пребывания (ст. 100 Кодекса о льготах). Льготы в области образования устанавливались в целях наибольшего содействия получению образования военнослужащими. Военнослужащие кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) принимались в высшие учебные заведения, в школы и на курсы для взрослых и на рабочие факультеты на одинаковых основаниях с рабочими. При этом для приема на рабочие факультеты время пребывания на военной службе приравнивалось к стажу физического труда. Эта льгота могла быть использована до истечения одного года со времени увольнения в долгосрочный отпуск, запас или вовсе от службы (ст. 113 Кодекса о льготах). На основании Циркуляра НКВМ 1930 г. N 34/2 поступление военнослужащего кадрового состава в гражданское учебное заведение допускалось только при условии разрешения командира отдельной части или учреждения. Посещение занятий разрешалось в свободное от службы и нарядов время. Обучение военнослужащего в том или ином гражданском учебном заведении не могло служить препятствием к служебному переводу к новому месту службы. В соответствии со ст. 114 Кодекса о льготах военнослужащие кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) освобождались от платы за обучение в учебных заведениях. Льготы в области здравоохранения. Как правило, военнослужащие пользовались всеми видами медицинской помощи в военно-санитарных учреждениях. В соответствии со ст. 102 Кодекса о льготах военнослужащие и военнообязанные, которые должны обслуживаться военно-санитарными учреждениями, пользовались всеми видами медицинской помощи, включая отпуск лекарств, в учреждениях гражданских органов здравоохранения, на одинаковых основаниях с застрахованными рабочими, если в данной местности не было соответствующих военно-санитарных учреждений или если в них не было соответствующих отделений, либо специального оборудования. Льготы по налогам и сборам. Льготы по рентному обложению. Освобождались от взимания ренты находившиеся в пользовании военнослужащих кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) и семей этих военнослужащих: а) городские земельные участки под жилыми строениями, если эти строения не сдавались внаем полностью; б) городские земельные участки сельскохозяйственного пользования, если эти участки обрабатывались без применения наемного труда и не облагались единым сельскохозяйственным налогом. Эта льгота сохранялась до конца того года, в котором указанные военнослужащие были уволены в долгосрочный отпуск, в запас или вовсе от службы (ст. 86 Кодекса о льготах). Льготы по местным налогам и сборам: - по портовому сбору: "Собственное имущество (домашние вещи) военнослужащих и их семей, перевозимые по железной дороге и водным путям по воинским перевозочным документам... освобождаются от портового погрузочного сбора" (ст. 81 Кодекса о льготах); - по налогу с транспортных средств: "Военнослужащие кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) и семьи этих военнослужащих освобождаются от налога с транспортных средств за одну лошадь, если лошадь используется исключительно для обслуживания домашнего хозяйства, и за один велосипед" (ст. 87 Кодекса о льготах). Льготы по подоходному налогу. От уплаты подоходного налога освобождаются: - военнослужащие кадрового рядового и младшего начальствующего состава срочной (непрерывной) или сверхсрочной службы; - кадровые и состоящие в резерве военнослужащие среднего, старшего и высшего начальствующего состава; - военнослужащие рядового и начальствующего состава, проходящие действительную военную службу в переменном составе территориальных частей или вневойсковым порядком, военнослужащие рядового и начальствующего состава, состоящие в долгосрочном отпуску и др. Если же эти лица имели, кроме того, другие доходы (как, например, от литературной и научной работы, чтения лекций, сдачи внаем строений и т. п.), то по этим доходам они облагались на общих основаниях (ст. ст. 3, 4 Положения о подоходном налоге, объявленного в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.) <6>. -------------------------------- <6> Свод законов СССР. 1934. N 27. Ст. 211 б.

Льготы по уплате единой государственной пошлины. От единой государственной пошлины, взимаемой с отдельных граждан, освобождались: а) письменные обращения в правительственные учреждения и к должностным лицам военнослужащих кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) и членов их семей; б) жалобы, подаваемые теми же военнослужащими и членами их семей на обложение их налогами и на исчисление взносов по соцстраху, а также заявления об отсрочке и рассрочке этих платежей; в) доверенности, выдаваемые теми же военнослужащими на ведение судебных дел, а также на ведение дел в административных учреждениях; г) нотариальное заверение выдаваемых военнослужащими кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) доверенностей на ведение дел в судебных и административных учреждениях, а также доверенностей на получение заработной платы и на получение денежной, почтовой и посылочной корреспонденции; д) нотариальное засвидетельствование верности копий и выписей, представляемых теми же военнослужащими и членами их семей; е) исковые заявления военнослужащих кадрового рядового и младшего начальствующего состава срочной службы по делам, производящимся в судебных учреждениях; ж) разрешения на право охоты военнослужащих кадрового состава и переменного состава территориальных частей (ст. 5 Положения о единой государственной пошлине - Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г.) <7>. -------------------------------- <7> Свод законов СССР. 1933. N 12. Ст. 65 б.

Как правило, документом, устанавливающим право на льготы, являлось удостоверение, выдаваемое войсковой частью или местным военным комиссариатом. Эти удостоверения выдавались: - призванным в кадровый состав для прохождения непрерывной службы - после зачисления их в подразделение войсковой части; - призванным на всякого рода сборы - по прибытии на сборы; - всем остальным военнослужащим - один раз в год. Удостоверения выдавались сроком на один год, за исключением призванных на сборы, в отношении которых в удостоверениях указывалась продолжительность сбора. "Удостоверения могут выдаваться также районными исполнительными комитетами и сельскими, городскими и поселковыми советами, если у них имеются сведения, необходимые для выдачи таких удостоверений. После смерти военнослужащего семья его сохраняет право на льготы, которыми она пользовалась, еще в течение шести месяцев, если законом не установлены другие сроки" (ст. 3 Кодекса о льготах). В соответствии со ст. 9 Кодекса о льготах районные исполнительные комитеты и сельские советы, а в городах и рабочих поселках милиция обязаны были бесплатно свидетельствовать копии с таких удостоверений. В тех случаях, когда льготы могли быть предоставлены на основании имеющихся данных, они должны были предоставляться и без указанных удостоверений. Несмотря на установленные довольно жесткие санкции за нарушение интересов военнослужащих в области использования предоставленных им государством льгот (Кодекс о льготах: "ст. 7. За непринятие этих мер должностные лица отвечают в уголовном порядке как за бездействие власти или халатное отношение к службе; ст. 8. Каждый прокурор, который получит от кого бы то ни было сведения о нарушении законных интересов лиц, имеющих право на льготы, обязан немедленно принять меры к устранению обнаруженных нарушений и привлечь нарушителей к ответственности"), имели место бюрократизм, волокита и невыполнение требований Закона о льготах. В связи с этим Президиум ЦИК СССР 7 июля 1932 г. издал Постановление "Об усилении контроля за выполнением законов о льготах и обеспечении семей военнослужащих и военнообязанных РККА". В настоящее время общество также сталкивается с подобными проблемами. На наш взгляд, основными путями решения данных проблем являются повышение уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей и законотворческой деятельности, а также полная реализация государством взятых на себя обязательств в данной области, о чем свидетельствует исторический опыт. Подводя итог, можно заметить, что эффективность социальной защищенности военнослужащих и членов их семей тесно связана с качеством выполнения задач, возложенных государством на внутренние войска МВД России.

------------------------------------------------------------------

Название документа